Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Дашковский детский сад комбинированного вида "Колобок"
Конспект интегрированного занятия
с детьми подготовительной к школе группы.
Образовательная область "Речевое развитие".
Тема: "Лесные истории"
Составила воспитатель Баранова Н.С.
Г. о. Серпухов
Задачи.
* Развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
* Продолжать учить детей дифференцировать звуки Б - Бь по твердости - мягкости, закреплять их правильное произношение.
* Совершенствовать фонематический слух, учить определять позицию звука в слове.
* Упражнять в делении слов на части-слоги.
* Совершенствовать умение образовывать сложные прилагательные.
* Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
* Активизировать словарь антонимов.
* Совершенствовать умение выделять ударный гласный в словах.
* Развитие мелкой моторики рук.
* Формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Интеграция образовательных областей.
* Познавательное развитие.
* Социально-коммуникативное развитие.
* Речевое развитие.
* Физическое развитие.
Педагогические технологии.
* Игровые.
* Здоровьесберегающие.
*Личностно ориентированные.
Формирование словаря:
слово, часть слова, звук, гласный, ударный звук, согласный звонкий, глухой, твердый, мягкий.
Оборудование:
предметные картинки (лесные звери и птицы), колокольчик, игрушки: два зайца, бельчонок; елочка с морковью, звуковые часы, сказочный домик-теремок, мяч, картинки "Следы", шапочки "Живые звуки", фланелеграф, звуковые схемы, пеналы.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Загадки. Характеристика звуков Б - БЬ.
- Пестрый дятел сел на сук, клювом долбит тук да тук. И, услышав дятла стук, под елкой заворчал ..? (Барсук).
- Назовите первый звук в слове " барсук " и охарактеризуйте его.(Б -согласный, звонкий, твердый).
- Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы? (Белка).
- Назовите первый звук в слове " белка " и охарактеризуйте его.(Бь - согласный, звонкий, мягкий). - Будем работать со звуками Б и Бь.
3 . Дидактическая игра "Не ошибись!"
Воспитатель называет слова со звуками Б и Бь, а дети, услышав твердый согласный Б, показывают синий сигнал; мягкий согласный Бь - зеленый сигнал.
(Работа, ребята, булка, бегемот, бинокль, рубашка, лебедь, бумага.)
4. Дидактическая игра "Измени звук".
- Заменить твердый согласный Б мягким Бь в частях слов: уд, од, ид, да, дэ, ду, до. (Правильно ответивший ребенок звонит в колокольчик).
5. Динамическая пауза "По ровненькой дорожке".
- Отправляемся в сказочный осенний лес, где нас ждут сказочные лесные истории, а также сказочные герои, которым мы будем помогать.
-По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке шагают наши ножки! Мы шли, шли, шли - в осенний лес мы пришли!
(Дети выполняют наклоны в стороны, шагают).
6. Дидактическая игра "Поможем зайчатам".
- В сказочном лесу нас встречают два зайчонка: Белик и Быстрик. Они готовятся к зиме и уже сменили свои летние серые шубки на белые. Голодно становится зайцам в осеннем лесу: нет зеленой сочной травки, нет листочков на деревьях, которыми они питались летом. А тонкие веточки и кора деревьев мало питательны для длинноухих зайцев.
- Однажды осенним туманным утром Белик и Быстрик увидели, что на елочке, возле которой они ночевали, кто-то развесил для них вкусную сочную морковку. На каждой морковке - картиночка, а в названиях картинок есть звуки Б и БЬ. Поможем Белику и Быстрику поделить морковки, правильно определив наличие данных звуков в словах, укажите их позицию в слове. (В начале, середине, конце слова).
7. Динамическая пауза "Зайка".
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. ( Присесть на корточки).
Вот так, вот так надо лапочки погреть! (Встать,"погреть лапки").
Лапки вверх, лапки вниз, на носочках потянись! (Поднимать и опускать
руки).
Лапки ставим на бочок, на носочках скок- скок- скок! (Прыжки на 2-х ногах).
А потом вприсядку, чтоб не мерзли лапки! (Приседания, руки вытянуть
вперед).
8. Дидактическая игра "Живые звуки".
- Хотите узнать, кто подарил зайцам морковку? В этом вам помогут "Живые звуки", они назовут нам доброго друга длинноухих зайцев. (Воспитатель надевает детям цветные шапочки, они поочередно произносят звуки: Бь, И, М. Дети называют получившееся слово "Бим").
Воспитатель показывает игрушку-бельчонка:
- Это бельчонок Бим позаботился о своих друзьях.
9. Звуковой анализ слова "Бим". Составление звуковой схемы.
- Сколько звуков в слове "БИМ"?
- Назовите первый звук. Охарактеризуйте его. (Бь -согласный, звонкий, мягкий, обозначаем зеленым цветом).
- Назовите второй звук. Охарактеризуйте его. .(И - гласный. Обозначаем красным цветом). - Назовите третий звук. Охарактеризуйте его. (М - согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом).
- Назовем по порядку все звуки в слове "БИМ".
-Читаем слово по схеме. Гласный произносим протяжно. 10. Динамическая пауза "Замок".
- Бим приглашает нас на новоселье. Лесные жители построили сказочный домик. Будем участвовать в церемонии открытия нового дома.
На дверях висит замок (Кисти рук в замке).
Кто его открыть бы мог? (Движения сцепленными в замок руками в стороны).
Повертели, покрутили... (Вращательные движения сцепленными в замок
руками ).
Постучали... (Похлопывание сцепленными в замок кистями друг
о друга).
И открыли! (Руки в стороны).
11. Дидактическая игра "Новоселье".
- Помогите поселить в сказочный домик зверей и птиц: на первом этаже тех, в названии которых одна часть, на втором этаже тех, в названиях которых две части, на третьем этаже тех, в названии которых три части.
- Но, чтобы не допустить ошибки с расселением жильцов, повторим гласные звуки.
Физминутка "Гласные звуки".
Мы знаем гласные звуки! Вверх поднимаем руки, рот пошире открываем:"А!"
Руки на плечи опускаем, рот немножечко сужаем:"Э!"
Руки вытянем вперед и губы трубочкой вперед: "У!"
Руки в стороны раздвигаются, губы улыбаются: "И!"
Руки назад и язык назад: "Ы!"
Руки округляем, губы округляем: "О!"
- А теперь будем заселять жильцов.
(Дети делят слова на слоги - части, ориентируясь на количество гласных звуков в слове и размещают животных в домике).
12. Дидактическая игра "Одним словом".(В кругу с мячом. Правильно ответивший ребенок ловит мяч).
- Вот сколько жильцов в новом доме! И все они разные. Расскажем про новоселов.
- У лося ноги длинные, он какой? (Длинноногий).
- У синицы голос звонкий. Значит, она... (звонкоголосая).
- У лисицы хвост длинный. Она... (длиннохвостая).
(Аналогично: еж коротконогий, мышь острозубая, зайцы косоглазые).
13. Дидактическая игра "Следы".
- Скоро наступит зима, и жители теремка, выйдя из домика на прогулку, будут оставлять на снегу свои следы. Догадайтесь, чьи это следы?
(Дети по картинкам определяют, чьи следы на снегу, упражняются в образовании притяжательных прилагательных).
- Следы зайца - ... (заячьи), лисы - ... (лисьи), белки - ...(беличьи), лося - ... (лосиные), мыши - ...(мышиные), синицы - ... (синичьи).
- К теремку могут прийти другие лесные жители, и оставят свои следы на снегу. - Чьи это следы?
- Следы волка - ... (волчьи), кабана - ... (кабаньи), сороки - ... (сорочьи).
14. Дидактическая игра "Звуковые часы".
- В лесной школе поломались звуковые часы. Лесной часовщик Филин в отпуске, и часы починить некому. Поможем лесным жителям отремонтировать часы. Для этого нужно определить ударный звук в названиях картинок, на которые указывают стрелки часов.
15. Динамическая пауза "Часики".
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так! (Руки на поясе, наклоны в стороны).
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так! (Руки на поясе, наклоны вперед -
назад).
Тик-так, тик-так, все часы идут вот так! (Руки на поясе, наклоны в стороны).
16. Итог занятия.
О проведении открытых интегрированных занятий с детьми подготовительных к школе групп.
Образовательная область "Речевое развитие".
Тема: "Лесные истории".
В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Дашковский детский сад комбинированного вида "Колобок" воспитателем Барановой Натальей Сергеевной были проведены открытые занятия по речевому развитию с детьми подготовительных к школе групп № 8 и № 12 с приглашением родителей воспитанников.
Участвуя в занятии "Лесные истории", дети в игре упражнялись в дифференциации согласных звуков, в анализе и синтезе звукового состава слова, в делении слов на слоги, в выделении ударных гласных в словах, в образовании сложных прилагательных, активизировали словарь антонимов,
развивали мелкую моторику рук.
Родители совместно с воспитателем анализировали проявление у детей необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, логического мышления, познавательной активности.
Дидактическая игра " Не ошибись!"
Дидактическая игра "Поможем зайчатам".
Дидактическая игра " Живые звуки".
Дидактическая игра " Новоселье".
Родители занимаются вместе с нами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.