Челябинская область
Еткульский район
МОУ Еманжелинская СОШ
учитель начальных классов
Милюкова Лариса Анатольевна.
1 класс. Окружающий мир.
Место занятия в структуре образовательного процесса:
Урок № 4 по теме:
Как, откуда и куда?
Тема урока по учебно-тематическому планированию:
Откуда берутся снег и лёд?
Форма урока: урок - проблемное обучение.
Цели урока:
Через опытно-практическую деятельность познакомить учащихся со свойствами снега и льда.
Развивать творческие способности учащихся.
Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к своему здоровью.
Ожидаемые результаты:
Уметь называть основные признаки снега и льда, рисовать снежинки.
Оборудование урока:
Презентация к уроку.
Цветная бумага, газета, снег, лёд, молоточек, формочки для льда и снега. Магнитофон.
Детская энциклопедия « Большая книга знаний»/М.2008.
Детская энциклопедия « Большая книга необходимых знаний дошкольника»/М.Олма.2007.
2009г.
Ход урока
Этапы урока |
Содержание урока |
|
|||||
Организац. момент
Целепола- гание
Изучение нового
Практичес-кая работа (опыты)
Инструк-таж домашнего задания
Закрепле-ние
Итог урока
|
Отгадайте загадку.
В голове - снег, В животе - снег, И в ногах снег, И в руках снег, Что за чудо-человек? (Снеговик) Входит снеговик: Меня не растили, Из снега слепили Вместо носа ловко Вставили морковку. Глаза – угольки, Руки – сучки. Холодный, большой – Вот я какой. Здравствуйте, ребята. К нам на урок пришёл снеговик. Он пришёл не с пустыми руками, а с заданиями. снеговик: Это загадки. Отгадки помогут определить, о чём пойдёт речь на уроке.
Одеяло белое Рыбам зиму жить тепло: Не руками сделано. Не ткалось и не кроилось С неба на землю свалилось. (Снег) Крыша - толстое стекло. ( Лёд)
Говорить на уроке будем про снег и лёд. Слайд 1.
Снеговик на уроке будет помощником – консультантом. Он сам состоит из снега и много про него знает. А вы когда- нибудь задумывались, откуда берутся снег и лёд? Слайд 2. Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны: 1. Познакомиться со свойствами снега и льда. 2.Узнать, что такое снег и лёд. Вы сегодня не просто ученики, а учёные. Работать будете в группах. Каждая группа должна выполнить опыт, а вывод записать. А изучать вы будете свойства снега и льда. План работы показан в учебнике. Стр.48. Чтобы правильно выполнить опыт, прочитайте инструктаж на карточке. 1 группа. Цвет. Слайд 3.
Инструкция к опыту. Давайте, сравним снег, и лёд по цвету. Какого цвета снег? Какого цвета лёд? Вывод: Снег – белый Лёд - … (бесцветный)
2 группа. Прозрачность.
Инструкция к опыту. Давайте, положим снег на газету. Можно ли разглядеть, что написано или нарисовано на газете? А теперь проделаем тоже со льдом. Какой вывод можно сделать? Вывод: Снег - непрозрачный Лёд –… (прозрачный)
3 группа. Плотность.
Инструкция к опыту.
Давайте, сравним снег и лёд по плотности. Возьмите снег и легонечко ударьте по нему молоточком. Что вы заметили? Проделайте тоже со льдом. Какой вывод можно сделать? Вывод: Снег - рыхлый Лёд –… (хрупкий)
Внимательно рассмотрите рисунок и прочитайте инструкцию к опыту, только потом приступайте к работе. Снеговик будет помогать 1-ой группе, 2-ая группа работает самостоятельно, я помогу 3-ей группе.
Выполнение опыта. Результаты опытов. Выступление представителей групп.
Выводы. Слайд 4.
Свойства снега и льда.
Снег – белый Лёд - бесцветный Снег – непрозрачный Лёд – прозрачный Снег – рыхлый Лёд – хрупкий
Откройте тетрадь на 20-ой стр. Укажите стрелками, в каком столбике описаны свойства снега, а в каком – льда? (карточки у доски). Снег: Лёд: белый бесцветный непрозрачный прозрачный рыхлый хрупкий
Снег и лёд имеют различные свойства, но что у них общего? Снег и лёд тают. Слайд 4. В классе тепло и снег со льдом растаяли и превратились в воду. А если вода замёрзнет, что она образует? (лёд) Слайд 5. Где вы видели лёд?
- Можно ли дома увидеть лёд? (стр.49 – Объясни рисунок). Можно наполнить форму для льда водой и поставить в морозильную камеру. -А ты, снеговик, чего загрустил? Наверно заболел. Надо дать снеговику горячего чая с мёдом и уложить в кровать под тёплое одеяло. (Нет, он растает). -На тебе волшебную снежинку. Она не даст тебе растаять. снеговик: Спасибо. Мне стало гораздо лучше. Снеговик исполняет песню, дети вокруг танцуют. Песня: Пусть лето не приходит. Вот только Снежной Бабой В мой дворик никогда. Дразнить меня не надо. Мне лучше для здоровья. Пусть знают все кругом, Снега и холода. Как здорово, как здорово, Служить Снеговиком.
снеговик: Мне с вами так интересно. И вам, ребята, я хочу подарить снежинки. Дети садятся на места. Рассмотрите снежинки. У всех они такие разные. А что их объединяет? (6 лучей). Слайд 7. - Ребята, скажите в какое время года можно наблюдать снег? -Что такое снег? Это много, очень много красивых снежинок; они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов — чистые, хрупкие, сверкающие. Они тоже падают из туч, как и дождь, но только образуются не совсем так, как дождь. Раньше думали, что снег — это замёрзшие капельки воды. Думали, что идёт он из тех же туч, что и дождь. Но вот была разгадана тайна рождения снежинок. Узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идёт иногда летом вместе с дождём или во время грозы. Капельки воды никогда не превращаются в снежинки. -Из чего получаются снежинки? снеговик: Водяные пары поднимаются очень высоко над землёй, где царит сильный холод, здесь из водяных паров образуются крохотные льдинки — кристаллики. Это ещё не снежинки, которые падают на землю, они ещё очень малы. Но шестиугольный кристаллик всё время растёт и, наконец, становится красивой звёздочкой. Снежинки медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю. - Где ты об этом прочитал? Знакомство с детской энциклопедией «Большая книга знаний». В детской энциклопедии «Большая книга необходимых знаний дошкольника» даётся описание снежинки. Стр.93 (читает ученик).
А в «Большой книге интересных фактов» написано, что самые крупные снежинки выпали в 1887г. в США. Их диаметр составил 38 см.
Физминутка: Разлетимся мы, снежинки, По полям, по лесам. Чтоб засыпать все тропинки, Покружиться надо нам.
-Художник нарисовал в учебнике снежинки, а как он представил Снежинку в центре рисунка? Для художника снежинки - девушка. Она очень красивая, весёлая. - Дома нарисуйте свою снежинку и придумайте сказку или загадку о снежинке. - А сейчас каждая группа получит творческое задание.
1) Из написанных слов составьте загадку.
Загадки.
1.Бел, да не сахар, 2. Прозрачен, как стекло, 3. Всю зиму лежит, Ног нет, да идёт. А не вставишь в окно. А весной убежит.
2) Определите, о каких свойствах снега и льда говорится в загадках?
1. Снег белый. 2.Лёд прозрачный. 3.Снег тает.
А сейчас выполним тест, который поможет выяснить, как вы усвоили свойства снега и льда.
Тест. Слайд 8.
■ бесцветный, ▲ белый, ♦ синий
▲ бесцветный, ■ белый, ♦ синий
♦ пар, ▲ туман, ■ вода
▲ твёрдый, ■ рыхлый, ♦ хрупкий
- Какую фигуру вы раскрасили? Кто выполнил верно, нарисуйте снежинку. О чём надо помнить? У снежинки 6 лучей.
Давайте ответим на вопрос, который мы ставили в начале урока. - Откуда берётся лёд? - А откуда берётся снег?
Спасибо за работу на уроке.
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.