Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Брединская средняя общеобразовательная школа №4»
Методическая разработка
«МЫ ЗАЩИТИМ ТЕБЯ, МАЛЫШ!»
(С мастер-классом по изготовлению изделия со светоотражающими элементами)
в рамках реализации образовательно-просветительского проекта
«Неделя безопасности в муниципалитете»
Выполнил: Садыкова Зульфия Рашитовна,
Учитель высшей категории
п. Маяк
2020г.
Цель:
Освоение знаний безопасного поведения при передвижении в темное время суток; знаний о предназначении световозвращающих элементов; закрепление навыков ношения световозвращающих элементов и правила их расположения; популяризация световозвращающих элементов; изготовление фликеров из световозвращающих элементов.
Задачи:
Образовательная: формировать знания о безопасном поведении на дороге, правилах передвижения в темное время суток, предназначении световозвращающих элементов и правил их расположения; научить применять полученные знания на практике;
Развивающая: способствовать развитию творческих способностей при выполнении фликеров; формировать умения использования правил техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами, электроприборами;
Воспитательная: воспитывать чувство уважения к тем, кто находится за рулем автомобиля, чувство заботы к родным и близким; совершенствовать навыки коммуникации.
Формируемые УУД:
Познавательные: Умение формулировать проблему; овладение логическими операциями; умение использовать правила безопасного поведения при передвижении в темное время суток; умение использовать фликер как средство обеспечения безопасного передвижения в темное время суток; умение использовать правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами, электроприборами;
Регулятивные: Умение ставить цели и задачи своей деятельности; планирование и прогнозирование ситуации; нахождение способов преодоления жизненных проблемных ситуаций; умение корректировать свою деятельность и деятельность товарищей;
Коммуникативные: Умение взаимодействовать в социуме; умение вступать в диалог, высказывать свои мысли, учитывать мнение собеседника, убеждать или соглашаться с оппонентом;
Личностные: Бережное отношение к своей жизни и жизни своих близких; желание и стремление изучать и выполнять правила дорожного движения; умение оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Оборудование:
· Оформление: световозвращающие элементы, презентация, видеоролик
· Материалы и инструменты: световозвращающая лента разной толщины, кусочки яркой ткани, пластиковая бутылка, ножницы, линейка, простой карандаш, утюг, гладильная доска, клей «Момент», лист чистой бумаги, картон.
Сценарный ход занятия:
I. Организационный этап
Проверка готовности кабинета, рабочих мест учителя и обучающихся.
Учитель: Всем добрый день! Я приветствую вас на мастер-классе «Мы защитим тебя, малыш!». Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Дети: Мы будем говорить о том, как защитить детишек на дорогах, чтобы они не попали в аварии.
Учитель: Вы верно догадались! У нас в районе проходит «неделя безопасности». В рамках этой недели и пройдет наше занятие.
II. Основной этап
Учитель: (слайд 2) По данным ГИБДД в 2017 году (за 9 месяцев) в России произошло 133203 ДТП, в них погибло 16638 человек, из которых 582 ребёнка; были ранены 168146 человек, среди которых 15860 детей. Эти шокирующие цифры заставляют задуматься, не так ли?
Дети: Да, это ужасно.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, когда наступает самое опасное время для пешехода?
Дети: (слайд 3) Вечер или ночь.
Учитель: Верно, ведь в темноте водителю гораздо труднее увидеть пешеходов. (слайд 3) Особенно опасные сезоны – осень и зима. А как вы думаете, почему?
Дети: Потому что рано вечереет, почти все пешеходы одеты в тёмную одежду и их почти незаметно на дороге.
Учитель: А ещё часто идёт снег или дождь, и пешеходы просто сливаются с сумерками, с деревьями и стенами домов. (слайд 3) Тем более дети ещё не имеют большого опыта передвижения в темноте. Они не понимают, что опасность бывает и там, где её не видно.
(слайд 4) Поэтому с 1 июля 2015 года вступила в силу поправка в Закон о Правилах дорожного движения, обязывающая пешеходов, передвигающихся в тёмное время суток вдоль обочин дорог вне населённых пунктов, иметь при себе световозвращающие элементы. Ношение световозвращающих элементов позволит водителям увидеть пешеходов на расстоянии до 150 м. Световозвращающие элементы имеют своё название – фликеры (слайд 5) (от английского flicker – мигание). (слайд 5) Они созданы для того, чтобы водитель увидел вас и успел остановиться. Фликеры бывают нескольких видов: (слайд 6) фликеры-значки, фликеры-подвески, фликеры-брелоки, фликеры-браслеты, фликеры-наклейки. Но где же носить эти фликеры?
Дети: На куртках, рюкзаках, сумках.
Учитель: (слайд 7) Лучше всего использовать одновременно два или больше световозвращателей – с правой и с левой стороны. Световозвращающую ленту нужно прикрепить на высоте колена со стороны проезжей части. Фликер - это не оберег, его наличие само по себе не гарантирует безопасности, правила ПДД никто не отменяет!
Девочки, а вы видели световозвращающие элементы на какой-нибудь специальной одежде?
Дети: Да, например, у работников железной дороги, ГИБДД
Учитель: (слайд 8) А также дайверов, строителей и т.д. Светоотражатели помогают работникам этих профессий быть заметными в темноте, в воде и т.д. Световозвращающие элементы белого (серого) и лимонного – проходят сертификацию и соответствуют всем требованиям. Красные, синие, зелёные фликеры малоэффективны. (слайд 9) Доказано, что применение фликеров снижает риск наезда автомобиля на пешехода в темное время суток на 85%, то есть более чем в 6,5 раз. Настя, прочти, пожалуйста, этот стишок.
Ученица: Фликеры детям купите, родители, пусть на дороге их видят водители.
Учитель: Спасибо. Ребята, как вы думаете, нужны ли фликеры взрослым? (слайд 10)
Дети: Да! (слайд 10) Водители могут и взрослых не увидеть в темноте.
Учитель: Волшебством сиянья фликер,
Знай, тебя убережёт!
И в дороге яркий бликер
От беды всегда спасёт!
Позаботься и о близких;
О братишке и сестре!
Чтоб не подвергать их риску!
Фликер подари скорей
Пусть он будет ярким, модным!
Виден пусть издалека!
И помочь спасти он может
Близким жизнь наверняка!
Вот, этим сегодня мы с вами и займемся – будем изготавливать фликеры, чтобы обезопасить себя и родных на дороге.
III. Практическая часть: мастер класс
Учитель: Я просила вас подумать, какое увлечение или игра может навредить вашим братишкам и сестрёнкам, и что вы можете сделать, чтобы предотвратить их попадание в аварию. Поделитесь своими мыслями.
Дети высказывают свои варианты:
1. Я принесла коляску, моя сестра любит катать кукол. Я буду делать фликер для коляски.
2. Я принесла курточку - хочу, чтобы моего брата было видно в ней.
3. Я принесла машинку моего брата. Думаю, что и на игрушках будут уместны фликеры.
4. Моя сестра может поболтать по телефону, теряя внимательность, никого не слышит и не видит. И подвеска на телефон с фликером, думаю, не будет лишней.
5. А я сделаю брелок на рюкзачок братику.
6. А мой брат гоняет на мопеде, я приклею фликеры ему на ручки мопеда с двух сторон.
7. А я подруге значок-смайлик сделаю.
8. У меня нет младших сестёр, поэтому значок-бабочку – бабушке на сумку повешу, с которой она в магазин ходит. Она ходит очень медленно.
9. У меня тоже нет малышей. Но у соседей есть мальчишки, они такие шустрые, самостоятельные. Им тоже пригодятся значки.
10. А я сделаю фликер братику на шапочку!
Учитель: Отлично! У вас на столах лежат все необходимые инструменты, примеры фликеров, а также буклеты с подробной инструкцией выполнения. Не забывайте про ПТБ. Времени мало, поэтому надо поторопиться.
Учитель: Ребята, у нас остаётся пару минут до звонка, и я хочу вас оценить наше сегодняшнее занятие. А поможет нам в этом друг всех водителей и пешеходов – светофор. У вас у каждой есть по 3 клейких кружочка. Приклейте 1 кружочек туда, куда считаете нужным: красный кружочек на красный цвет, если вы считаете, что наше занятие было неинтересным и вам оно не понравилось; желтый - приклейте на жёлтый цвет, если вы считаете, что занятие было интересным, но вам чего-нибудь хотелось в него добавить, только скажите, что именно, чтобы в следующий раз я могла это добавить; и зеленый приклейте на зелёный цвет, если вы считаете, что занятие было интересным и познавательным.
Учитель: Повторим, что мы сегодня узнали:
1. Как называются световозвращающие устройства обеспечения безопасности пешеходов в тёмное время суток?
2. Для чего нужны фликеры?
3. Какие цвета фликеров самые эффективные?
Учитель: Спасибо большое за ваши оценки и за сегодняшнее занятие! Вы хорошо потрудились! Будьте осторожными на дороге, не забывайте про ПДД! Берегите себя и своих близких! А фликеры пусть служат вам верными помощниками! До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.