Конспект классного часа "Блокадная ласточка"
Оценка 5

Конспект классного часа "Блокадная ласточка"

Оценка 5
Работа в классе
docx
классное руководство
29.01.2024
Конспект классного часа "Блокадная ласточка"
Классный час для учащихся 4 класса. Урок был проведен в рамках полного снятия блокады. Материал очень интересный нужный и познавательный. Дети узнали новое о блокаде Ленинграда. Сопереживали и гордились людьми, пережившими это страшное время.
Классный час Блокадная ласточка конспект ..docx

Классный час: Блокада Ленинграда

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

1.     Познакомить ребят с понятием блокада;

2.     Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

3.     Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Ход урока

Учитель: Данный урок проходит в рамках изучения Великой Отечественной войны. В истории Великой Отечественной войны немало горестных, но одновременно героических страниц. И такой страницей является оборона и  снятие блокады Ленинграда. В Ленинграде, как нигде фронт и город, родственно соединились на все девятьсот дней и ночей.

 Внимание! Внимание! Внимание!

Звучит запись фонограммы речи Левитана о прорыве блокады Ленинграда 18 января 1943 года


Все ждали прорыва блокады,
Полтысячи дней и ночей,
Ловя дальний гул канонады,
Тревожась и радуясь ей.
Как медленно он приближался,
Прорыва святой этот час,
И этого дня не дождался
Почти каждый третий из вас.


18 января исполнилось 80лет со дня начала прорыва блокады, а 27 января исполнится 80 года со дня полного снятия блокады Ленинграда. Этот день Российское правительство объявило Днем воинской славы России - днем снятия блокады города Ленинграда. Дата отмечается на основании федерального закона «О днях воинской славы и памятных дат России» от 13 марта 1995 г. Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей истории нашего народа. Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы. Возможно, в истории человечества были примеры, когда осажденные древние города держались в блокаде и дольше, но в новейшей истории блокада Ленинграда считается самой страшной и самой продолжительной.

Ведущий 1:

Всем, героическим защитникам Ленинграда, 
Всем, участникам прорыва и снятия блокады любимого города, 
Всем, пережившим страшную 900-дневную блокаду, 
Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых … ПОСВЯЩАЕТСЯ
           Под музыку Альбинони «Адажио» выходят  пятеро  человек со свечами  руках

 

Ученик:1

Блокада!

Скудный ломтик хлеба –

Обычный суточный паёк.

Блокада!

Воющее небо,

Коптилки смутный огонёк.

Ученик:2

Блокада!

Выстоять,

Не сдаться,

Собой всю Родину прикрыв…

Кто знает лучше ленинградца

Святого мужества порыв?

Ученик:3

«Опять война, опять Блокада, —

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

 

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.

Ученик:4

И может показаться: пра́вы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда не права́!

Ученик:5

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память — наша совесть.

Она, как сила, нам нужна. ….»

 

 

Ведущий 2:

Страшные дни блокады начинают свой отсчёт от 8 сентября 1941 года.

Сорок первый, сентябрь, восьмое число.

В этот день нас блокады огнём обожгло.  

Мы не знали ещё, что сомкнулось кольцо

И что смерть нам уже заглянула в лицо.

1941 год. На второй день войны в городе была объявлена первая воздушная тревога. А уже 10 июля - началась битва за Ленинград. В августе рухнул последний, Лужский рубеж обороны. Части вермахта вышли на западе к станции Лигово, на юге - вошли в Чудово. 8 сентября пал Шлиссельбург. Кольцо замкнулось.

 

Ученик:1

 Какого цвета беда?
Какого цвета война?
Какого цвета холод?
Какого цвета голод?
Какого цвета блокада?
Какого цвета круги ада?
Никакой палитры не надо,
Жизнь бесцветна
 в кольце Ленинграда.

 

Ведущий 1:

871 день продолжалась блокада Ленинграда. Почти 900 дней ада, боли и страдания, мужества и самоотверженности.

Ужасную участь уготовил Гитлер Ленинграду. Он решил стереть город с лица земли.  Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков, 1500 самолетов. Вражеские войска значительно превосходили наши силы.

 

Ученик:2

На Ленинград обхватом с трех сторон
Шел Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон.
Не приостановил ни на мгновенье,
Он сердце ленинградского биенье.

 

Ведущий 2:

Но главным врагом ленинградцев стал голод.

Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял:

Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки;

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов — 300 граммов

Войскам первой линии — 500 граммов.

Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев.

 

(Выходят  две девочки с кусочками хлеба на ладошках)
-Я - хлеб. У меня есть душа.
Я - хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.
Я - ломтик,  прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони как лист,
Голодный блокадный ребенок.

Я - хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,
Голодный ребяческий ротик.
Большие глаза. Цвет лица восковой
С трудом поднимает ручонку.
Я - хлеб. И пока я живой
Не дам умереть я ребенку.

Я – хлеб. Я живой. Не горю я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,
Как будто к груди материнской.
Я - хлеб.
У меня есть душа.
Я – хлеб… (Уходят)

 

Ведущий 1:

В эти трудные для Ленинграда дни, страна помогала в его героической борьбе. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни ». 

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.

В эти тяжёлые дни, в перерывах между обстрелами, бомбежками чтобы жители города понимали, что они не одни, день и ночь работало радио. Постоянно транслировался равномерный, четкий как приказ- стук метронома.       Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. (Включить звук метронома.)

 

Ученик:3

Это просто счётчик ритма-

Метроном.

Звук Блокады.

Ритм пощады

входит в дом.

Иногда бывает страшно

Слышать звук.

Это холод.

Это голод.

Сердца стук.

Это знак, что есть живые.

Звук в стене.

Это там, они больные

Верят мне.

Верят, что спасёт от смерти

Метроном.

Верят, что беда в конверте

Верят, что наступит счастье

Навсегда.

Метроном - войны участник.

 

Учитель

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим.

Давайте ж, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим…

 Минута молчания – в ней не 60 секунд. В ней 900 блокадных дней и ночей. В ней 4 года страшных боёв и лишений Великой войны…  Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая…

 

Ведущий 2:

Закончилась суровая зима 1942 года. А уже весной этого  года у многих ленинградцев на груди появился жетон с изображением ласточки. Это был маленький жестяной значок – ласточка с письмом в клюве. Этот знак стал ответом на заявления фашистов о том, что теперь в город даже птица не пролетит. Таким образом, жители осажденного Ленинграда показывали, что ждут хороших вестей с фронта, что не теряют связи со своей страной. «Блокадная ласточка» – символ надежды на лучшее, на скорую встречу с родными и близкими.

 

Ведущий 1:

Позже ласточки стали и живыми символами надежды блокадного города. Осенью 41-го в целях маскировки на шпиль Адмиралтейства надели чехол. К лету 43-го в его парусине зияли дырки, прорванные осколками бомб и снарядов. В это время блокада уже была прорвана, но еще не снята, фашисты по-прежнему стояли у стен города и продолжали обстреливать и бомбить его. Для починки чехла на шпиль Адмиралтейства поднялись музыканты и альпинисты — Ольга Фирсова и Михаил Шестаков.
Когда трудная и опасная работа была закончена, что под чехлом, чуть ниже шпиля под карнизом, оказались жилые гнезда ласточек.
Верхолазы снова принялись за дело: распороли чехол снизу и затем зашили его выше гнезд. Обессилевшие люди потратили дополнительно несколько часов, чтобы спасти птенцов от голодной смерти – ради жизни птиц, которая стала символом жизни блокадного города.

 

Эта птица без труда залетала в осаждённый город, и тем самым служила жителям символом доброй вести, письма. Этот образ сохранился в стихотворении «Блокадная ласточка», написанном ленинградской поэтессой

Ольгой Берггольц.

 

 

Ученик 1-2.

Блокадная ласточка

Сквозь года, и радость, и невзгоды
вечно будет мне сиять одна —
та весна сорок второго года,
в осажденном городе весна.

Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: «Жду письма».

Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолет,
только птица к нам, до Ленинграда,
с милой-милой родины дойдет.

…Сколько писем с той поры мне было.
Отчего же кажется самой,
что доныне я не получила
самое желанное письмо?!

Чтобы к жизни, вставшей за словами,
к правде, влитой в каждую строку,
совестью припасть бы, как устами
в раскаленный полдень — к роднику.

Кто не написал его? Не выслал?
Счастье ли? Победа ли? Беда?
Или друг, который не отыскан
и не узнан мною навсегда?

Или где-нибудь доныне бродит
то письмо, желанное, как свет?
Ищет адрес мой и не находит
и, томясь, тоскует: где ж ответ?

Или близок день, и непременно
в час большой душевной тишины
я приму неслыханной, нетленной
весть, идущую еще с войны…

О, найди меня, гори со мною,
ты, давно обещанная мне
всем, что было,- даже той смешною
ласточкой, в осаде, на войне…

 

Ведущий 2:

4 января 1944 год. Советские войска перешли в наступление. Навеки вошли в историю Синявинские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта, а  по радио, вместо метронома раздается голос Левитана «Величайшее событие в жизни Ленинграда полное освобождение его от блокады. И тут у меня, не хватает слов. Я просто говорю: Ленинград свободен. И это все». В эти минуты плакали все, даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду.

 

 

Ученик: 3
Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика -

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость слишком велика -

Но боль

Заговорила и прорвалась.

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня Ленинградцы

Плачут.

Учитель. Мне горько сознавать, что мы, удаляясь все дальше и дальше от событий тех лет, все меньше интересуемся воспоминаниями людей, живущих среди нас, переживших суровые дни войны и блокады, а подчас просто не знаем о них. И потому я хочу обратиться к каждому школьнику с просьбой: «Пожалуйста, помните!».

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь, эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

 

       Минута молчания.                 


 

Классный час: Блокада Ленинграда

Классный час: Блокада Ленинграда

Всем, пережившим страшную 900-дневную блокаду,

Всем, пережившим страшную 900-дневную блокаду,

На второй день войны в городе была объявлена первая воздушная тревога

На второй день войны в городе была объявлена первая воздушная тревога

С березы листва опадает, шурша,

С березы листва опадает, шурша,

Это знак, что есть живые. Звук в стене

Это знак, что есть живые. Звук в стене

Ученик 1-2. Блокадная ласточка

Ученик 1-2. Блокадная ласточка

Ленинград свободен. И это все»

Ленинград свободен. И это все»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2024