Классный час: Блокада Ленинграда
Цель:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
1. Познакомить ребят с понятием блокада;
2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
Ход урока
Учитель: Данный урок проходит в рамках изучения Великой Отечественной войны. В истории Великой Отечественной войны немало горестных, но одновременно героических страниц. И такой страницей является оборона и снятие блокады Ленинграда. В Ленинграде, как нигде фронт и город, родственно соединились на все девятьсот дней и ночей.
Внимание! Внимание! Внимание!
Звучит запись фонограммы речи Левитана о прорыве блокады Ленинграда 18 января 1943 года
Все ждали прорыва блокады,
Полтысячи дней и ночей,
Ловя дальний гул канонады,
Тревожась и радуясь ей.
Как медленно он приближался,
Прорыва святой этот час,
И этого дня не дождался
Почти каждый третий из вас.
18 января исполнилось 80лет со дня начала прорыва блокады, а 27
января исполнится 80 года со дня полного снятия блокады Ленинграда. Этот
день Российское правительство объявило Днем воинской славы России - днем
снятия блокады города Ленинграда. Дата отмечается на основании
федерального закона «О днях воинской славы и памятных дат России» от 13 марта
1995 г. Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой
Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей
истории нашего народа. Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда,
которая длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и
мужества жителей Северной столицы. Возможно, в истории человечества были
примеры, когда осажденные древние города держались в блокаде и дольше, но в
новейшей истории блокада Ленинграда считается самой страшной и самой
продолжительной.
Ведущий 1:
Всем,
героическим защитникам Ленинграда,
Всем, участникам прорыва и снятия
блокады любимого города,
Всем, пережившим страшную
900-дневную блокаду,
Всем ныне живущим и павшим
смертью храбрых … ПОСВЯЩАЕТСЯ
Под музыку Альбинони «Адажио» выходят пятеро человек со свечами
руках
Ученик:1
Блокада!
Скудный ломтик хлеба –
Обычный суточный паёк.
Блокада!
Воющее небо,
Коптилки смутный огонёк.
Ученик:2
Блокада!
Выстоять,
Не сдаться,
Собой всю Родину прикрыв…
Кто знает лучше ленинградца
Святого мужества порыв?
Ученик:3
«Опять война, опять Блокада, —
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
Ученик:4
И может показаться: пра́вы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда не права́!
Ученик:5
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна. ….»
Ведущий 2:
Страшные дни блокады начинают свой отсчёт от 8 сентября 1941 года.
Сорок первый, сентябрь, восьмое число.
В этот день нас блокады огнём обожгло.
Мы не знали ещё, что сомкнулось кольцо
И что смерть нам уже заглянула в лицо.
1941 год. На второй день войны в городе была объявлена первая воздушная тревога. А уже 10 июля - началась битва за Ленинград. В августе рухнул последний, Лужский рубеж обороны. Части вермахта вышли на западе к станции Лигово, на юге - вошли в Чудово. 8 сентября пал Шлиссельбург. Кольцо замкнулось.
Ученик:1
Какого цвета беда?
Какого цвета война?
Какого цвета холод?
Какого цвета голод?
Какого цвета блокада?
Какого цвета круги ада?
Никакой палитры не надо,
Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.
Ведущий 1:
871 день продолжалась блокада Ленинграда. Почти 900 дней ада, боли и страдания, мужества и самоотверженности.
Ужасную участь уготовил Гитлер Ленинграду. Он решил стереть город с лица земли. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков, 1500 самолетов. Вражеские войска значительно превосходили наши силы.
Ученик:2
На Ленинград обхватом с
трех сторон
Шел Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон.
Не приостановил ни на мгновенье,
Он сердце ленинградского биенье.
Ведущий 2:
Но главным врагом ленинградцев стал голод.
Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял:
Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки;
Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;
Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов — 300 граммов
Войскам первой линии — 500 граммов.
Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев.
(Выходят две девочки с
кусочками хлеба на ладошках)
-Я - хлеб.
У меня есть душа.
Я - хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
Я слышу осколков удушливый
свист.
Я - ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони как лист,
Голодный блокадный ребенок.
Я - хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,
Голодный ребяческий ротик.
Большие глаза. Цвет лица восковой
С трудом поднимает ручонку.
Я - хлеб. И пока я живой
Не дам умереть я ребенку.
Я – хлеб. Я живой. Не горю
я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,
Как будто к груди материнской.
Я - хлеб.
У меня есть душа.
Я – хлеб… (Уходят)
Ведущий 1:
В эти трудные для Ленинграда дни, страна помогала в его героической борьбе. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни ».
«Дорогой жизни» шел к нам
хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
В эти тяжёлые дни, в перерывах между обстрелами, бомбежками чтобы жители города понимали, что они не одни, день и ночь работало радио. Постоянно транслировался равномерный, четкий как приказ- стук метронома. Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. (Включить звук метронома.)
Ученик:3
Это просто счётчик ритма-
Метроном.
Звук Блокады.
Ритм пощады
входит в дом.
Иногда бывает страшно
Слышать звук.
Это холод.
Это голод.
Сердца стук.
Это знак, что есть живые.
Звук в стене.
Это там, они больные
Верят мне.
Верят, что спасёт от смерти
Метроном.
Верят, что беда в конверте
Верят, что наступит счастье
Навсегда.
Метроном - войны участник.
Учитель
Неугасима память поколений.
И память тех, кого так свято чтим.
Давайте ж, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим…
Минута молчания – в ней не 60 секунд. В ней 900 блокадных дней и ночей. В ней 4 года страшных боёв и лишений Великой войны… Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая…
Ведущий 2:
Закончилась суровая зима 1942 года. А уже весной этого года у многих ленинградцев на груди появился жетон с изображением ласточки. Это был маленький жестяной значок – ласточка с письмом в клюве. Этот знак стал ответом на заявления фашистов о том, что теперь в город даже птица не пролетит. Таким образом, жители осажденного Ленинграда показывали, что ждут хороших вестей с фронта, что не теряют связи со своей страной. «Блокадная ласточка» – символ надежды на лучшее, на скорую встречу с родными и близкими.
Ведущий 1:
Позже ласточки стали и живыми символами надежды блокадного
города. Осенью 41-го в целях маскировки на шпиль Адмиралтейства надели чехол. К
лету 43-го в его парусине зияли дырки, прорванные осколками бомб и снарядов. В
это время блокада уже была прорвана, но еще не снята, фашисты по-прежнему
стояли у стен города и продолжали обстреливать и бомбить его. Для починки чехла
на шпиль Адмиралтейства поднялись музыканты и альпинисты — Ольга Фирсова и
Михаил Шестаков.
Когда трудная и опасная работа
была закончена, что под чехлом, чуть ниже шпиля под карнизом, оказались жилые
гнезда ласточек.
Верхолазы снова принялись за
дело: распороли чехол снизу и затем зашили его выше гнезд. Обессилевшие люди
потратили дополнительно несколько часов, чтобы спасти птенцов от голодной
смерти – ради жизни птиц, которая стала символом жизни блокадного города.
Эта птица без труда залетала в осаждённый город, и тем самым служила жителям символом доброй вести, письма. Этот образ сохранился в стихотворении «Блокадная ласточка», написанном ленинградской поэтессой
Ольгой Берггольц.
Ученик 1-2.
Блокадная ласточка
Сквозь года, и радость, и
невзгоды
вечно будет мне сиять одна —
та весна сорок второго года,
в осажденном городе весна.
Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: «Жду письма».
Этот знак придумала
блокада.
Знали мы, что только самолет,
только птица к нам, до Ленинграда,
с милой-милой родины дойдет.
…Сколько писем с той поры
мне было.
Отчего же кажется самой,
что доныне я не получила
самое желанное письмо?!
Чтобы к жизни, вставшей за
словами,
к правде, влитой в каждую строку,
совестью припасть бы, как устами
в раскаленный полдень — к роднику.
Кто не написал его? Не
выслал?
Счастье ли? Победа ли? Беда?
Или друг, который не отыскан
и не узнан мною навсегда?
Или где-нибудь доныне
бродит
то письмо, желанное, как свет?
Ищет адрес мой и не находит
и, томясь, тоскует: где ж ответ?
Или близок день, и
непременно
в час большой душевной тишины
я приму неслыханной, нетленной
весть, идущую еще с войны…
О, найди меня, гори со
мною,
ты, давно обещанная мне
всем, что было,- даже той смешною
ласточкой, в осаде, на войне…
Ведущий 2:
4 января 1944 год. Советские войска перешли в наступление. Навеки вошли в историю Синявинские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта, а по радио, вместо метронома раздается голос Левитана «Величайшее событие в жизни Ленинграда полное освобождение его от блокады. И тут у меня, не хватает слов. Я просто говорю: Ленинград свободен. И это все». В эти минуты плакали все, даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду.
Ученик: 3
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость слишком велика -
Но боль
Заговорила и прорвалась.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня Ленинградцы
Плачут.
Учитель. Мне горько сознавать, что мы, удаляясь все дальше и дальше от событий тех лет, все меньше интересуемся воспоминаниями людей, живущих среди нас, переживших суровые дни войны и блокады, а подчас просто не знаем о них. И потому я хочу обратиться к каждому школьнику с просьбой: «Пожалуйста, помните!».
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь, эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
Минута молчания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.