Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
муниципального образования «город Бугуруслан»
Бугуруслан - 2022
Час общения— одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Другими совами, это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня.
Под руководством педагога школьники включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. Важно помнить, что классный час должен представлять собой диалог: учитель-ученик. Одним словом, это классный праздник, на успех которого работает каждый.
При подготовке часа общения необходимо четко следовать методике организации и проведения.
§ Определение темы и задач
§ Определение времени и места проведения
§ Определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
§ Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)
§ Анализ его результативности.
Советы по организации часа общения.
Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
Методика организации часа общения складывается из трёх основных направлений работы педагога:
• Определение содержания часа общения.
• Организационное оформление.
• Планирование серии классных часов как целенаправленного процесса.
У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности, однако немаловажную роль играет подготовительный этап. Подготовка часа общения может строиться по плану:
• Определение темы разговора с учащимися;
• Формулировка целей и задач;
• Подбор необходимого материала и оборудования;
• Создание инициативной группы учащихся, распределение поручений между учащимися;
• Определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме.
Формы проведения современного часа общения.
Часы общения проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
Виды проведения
· Организационный (коллективное обсуждение классных и школьных дел).
· Час подведения итогов (четверти, года).
· Час для разрешения конфликтной ситуации, возникшей в классе.
· Тематический.
· Час для решения конкретных воспитательных задач определенных в плане.
· Интеллектуально-познавательный.
Интеллектуально-познавательный классный час
Цели: 1. Развивать познавательный интерес учащихся.
2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.
Тематический
Цели: 1. Развивать кругозор учащихся.
2. Способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей.
Нравственный
Цели: 1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок .
2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений
3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников.
4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать точку зрения и уважать чужую точку зрения, и др.) (нельзя проводить часто).
Информационный
Цели: 1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района.
2. Применение знаний, полученных на уроках истории и обществоведения.
3. Формирование своего отношения к происходящему.
4. Развитие исследовательских умений.
Формы часов общения могут быть самыми различными.
Выбор форм классного часа зависит:
- от уровня развития коллектива;
- от особенностей класса;
-от возрастных особенностей детей.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
Основные формы проведения:
дискуссионные формы
формы состязательного характера
творческие формы
игровые формы
формы психологического просвещения
подвижные формы
формы работы вне школы
1. Дискуссионные формы: диспут, дискуссия, конференция круглый стол, вечер вопросов и ответов, встреча с приглашенными людьми, лекция, лекторий, аукцион;
2. Формы состязательного характера: конкурс, викторина, путешествие, КВН, эстафета полезных дел, смотр, парад, презентация, турнир, олимпиада;
3. Творческие формы: фестиваль, выставка, устный журнал, живая газета, творческий труд, представление (проектов),юморина, спектакль, концерт, ярмарка;
4. Игровые формы: ролевые игры, сюжетные игры, интеллектуальные, игры – катастрофы;
5. Формы психологического просвещения: тренинг, исследование;
6. Подвижные формы: веселые старты, малая олимпиада, школьная олимпиада, день...(атлетики, здоровья и т.д.);
7. Формы работы вне школы: экскурсия, поход, выход (концерт, цирковое, театральное представление).
Введение в начальной школе новых государственных стандартов продиктованы важностью проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения. Уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства является показателем сформированности у него государственности и патриотизма. Доказано, что, чем раньше мы начинаем знакомить детей с самой разной символикой, тем способнее они ее воспринимают. Учитывая актуальность и значимость проблемы, предлагается классный час по изучению государственной символики России. Например, классный час «Россия- родина моя», «Конституция моей страны» и др.
В начальной школе провести нравственный классный
час
не просто. Ребятам трудно усидеть на месте, трудно слушать нравственные
назидания. Поэтому нравственный классный час должен строиться на
жизненных ситуациях и реальных жизненных примерах. О чём же мы говорим на таких
классных часах?
Интересна и познавательна такая форма проведения классных часов, как экскурсия.
«Час таинственных дел»
В обстановке полной таинственности, чтобы ни одна мышь или муха не узнали, класс готовится к какому-нибудь событию. Это может быть концерт к юбилею любимого учителя или к какому-то школьному празднику; подготовка спектакля, самодеятельного подарка, газеты или к конкурсу.
Не менее важная и актуальная проблема школы – сохранить здоровье детей!
Классный час - игра «Откровение» (Можно использовать в качестве игры на классном часе духовно-нравственного направления).
Пусть каждый желающий расскажет о своем товарище из класса «только хорошие новости» - чем замечателен это человек, что он сделал, кому помог, каковы его интересы, его невероятные поступки, привычки, пристрастия. Необходимо только соблюсти одно условие. При рассказе нельзя называть имя и фамилию этого человека. Хорошо, если ребята догадаются, о ком идет речь и хорошо так же и то, что в процессе рассказа ученики вольно или невольно озвучивают свои ценности, взгляды на людей, интересы.
«Праздник есть художественная организация общественной жизни, в которой всё сконцентрировано, всё сжато, всё приобрело эффективную волнующую форму», - отмечал А.С.Макаренко.
Праздник превращается для детей в настоящую
сказку.
Он надолго запоминается детям.
Классный час играет большую роль в жизни учащихся.
Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники, встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям строилась жизнь класса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.