Классный час
1. Класс: 4 «В»
2. Тема воспитательного мероприятия: Что такое патриотизм?
3. Цель и задачи воспитательного мероприятия: организовать деятельность учащихся по формированию знаний по теме «Патриотизм. Что это такое»?; создать условия для формирования гражданственности, чувства патриотизма, долга перед Родиной и перед своей семьей, ответственности за свои поступки.
Задачи:
· формирование патриотизма и твердой гражданской позиции обучающихся;
· прививать чувство гражданственности, принадлежности к родной стране;
4. Форма проведения: урок – размышление с элементами беседы, групповая и индивидуальная работа
5. Используемая наглядность и ТСО: презентация; плакат государственные символы России; 27 кругов разделенных пополам, зеленый, красный, желтый карандаш, карточки «узнать…», «понять…», стихотворение «Быть патриотом…», конверты с заданиями, «волшебный» клубок, памятка для обучающихся
6. План проведения воспитательного мероприятия:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
3. Формирование новых знаний и представлений (работа в группах)
4. Физкультминутка
5. Формирование новых знаний и представлений (продолжение) (работа в группах, индивидуальная работа)
6. Закрепление знаний и способов деятельности.
7. Рефлексия (итог урока)
7. Развёрнутый конспект воспитательного мероприятия.
Ход классного часа
1.Организационный момент.
- Доброе утро.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы классный час пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
- Ребята, я хочу увидеть с каким настроением мы начнем сегодня наше занятие. У вас на столах лежат карточки, на которых нарисован круг, разделенный на две половинки. Оцените, пожалуйста, свое настроение на данный момент. Если оно у вас радостное и вы готовы сегодня поработать – разукрасьте одну половину круга зеленым цветом. Если у вас грустное настроение, вы устали и вам не очень хочется работать – разукрасьте половину круга красным цветом. А если вы готовы работать, но без особого настроения, то разукрасьте половинку желтым цветом.
- Поделитесь своим настроением друг с другом, поверните их друг другу.
- Я вижу, что не у всех сегодня хорошее настроение, я очень надеюсь, что после нашего занятия оно у вас улучшиться.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
- А для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить, проведём разминку.
1) Какой праздник отмечают 9 мая? (День Победы)
2) Государственный символ, полотнище с орлом в центре. (флаг)
3) Продолжите: Россия. Родина … (Отечество)
4) Птица, изображенная на флаге России. Символизирует свободу и независимость. (Орёл)
5) Торжественная песня, символ государственного суверенитета. Исполняется в школах на линейках, на торжественных мероприятиях. (Гимн)
6) Столица нашего государства. (Москва)
7) Президент нашего государства. (Путин)
8) Что должны соблюдать все граждане страны? (Закон)
- Вы все молодцы.
- Какое слово получилось из выделенных букв? (патриотизм)
- Попробуйте сформулировать тему урока (патриотизм)
- Верно, тема нашего классного часа « Что такое патриотизм?»
- Давайте попробуем определить цель нашего занятия. А помогут вам в этом карточки – помощницы:
-узнать….
-понять…
(понять что такое патриотизм, узнать значение этого слова)
3. Формирование новых знаний и представлений
- Как вы понимаете, что такое патриотизм? (патриотизм – это любовь к своей Родине)
- Вот какой ответ на этот вопрос нам даёт словарь.
Патриотизм (греч. Patris – родина, отечество) – любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре; преданность Родине, гордость за неё, стремление служить её интересам, защищать от врагов.
- Все мы родились в одной стране, здесь мы живем, растём. Мы изучаем историю нашей страны, гордимся ею. Но самое чудесное - это когда наши души наполняются особым чувством - патриотизмом.
- Патриотизм – это любовь к Родине, а что же такое Родина? Послушайте стихотворение, которое подготовила для вас Софья Т.:
Если
скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встает
Старый сад, в саду – смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор,
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной красивый двор,
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок,
...Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
- Как вы можете объяснить значение этого слова Родина? (Ро́дина — место, где родился человек, откуда произошли его предки)
- Верно, молодцы, ребята. А теперь послушайте определение данного слова из «Толкового словаря» С. И. Ожегова: Родина – это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая и культурная среда, в которой родился человек, с которой связана история его народа.
- Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит.
- А как вы, ребята, понимаете лексическое значение слова “Гражданин”? (Гражданин – это житель какой-то страны, имеющий права гражданства)
- Верно, Гражданин – это, прежде всего человек, неравнодушный, знающий и любящий свою Родину.
- Слово “гражданин” с более древних времен имеет глубокое значение, связанное со свободой, правами и обязанностями. И уже в то далекое для нас время потерять статус гражданина было большим позором.
- Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы узнаете обо всех законах, вы можете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, учитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, можете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, приумножать её славу и беречь её богатство.
- Исчерпывающий ответ на этот вопрос мы слышим в песне, которую исполняет Марк Бернес «С чего начинается Родина?» (звучит песня)
- Итак, патриотизм – это чувство любви к своей Родине. А как называют человека, который испытывает чувство патриотизма? (патриот)
- Русский писатель Николай Чернышевский так говорил о патриотах. Патриот — это человек, служащий Родине, а Родина — это, прежде всего народ.
- Как вы понимаете его слова? Что значит быть патриотом? (Любить и беречь свою Родину)
- Сейчас мы попробуем построить модель Человека – Патриота.
Учитель раздаёт карточки.
Работа в группах
- Выберите нужные высказывания, прикрепите на доску. На выполнение этой работы вам отводится 3 минуты. Потом, кто-то один от группы должен будет защитить вашу модель.
1 конверт
Готов встать на защиту Родины.
Не любит работать.
Знает государственную символику
Любит животных.
Не слушается своих родителей.
Любит то место, где родился и вырос.
2 конверт
Любит и не забывает свою мать, свой дом
Не хочет учиться.
С гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
Не только любит, но и охраняет природу.
Не уступает место старшим в автобусе.
Украшает Родину своим трудом
3 конверт
Знает свой государственный язык
Разоряет птичьи гнёзда.
Знает историю своей страны, гордится своими предками.
Бросает мусор.
Хорошо читает, пишет стихи
Соблюдает правила и законы;
Хороший друг.
Выступление групп.
- А сейчас я попрошу рассказать, что значит быть патриотом ученика нашего класса Богдана М.:
Быть
патриотом,… Что же это значит?
А это значит - Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.
- Итак, ребята, истинный патриот любит своё Отечество не за то, что оно даёт ему какие-то блага и привилегии, а потому что это его Родина, и он верен ей в самые тяжёлые минуты.
4. Физкультминутка
- Давайте с вами немного разомнёмся и отдохнём. Я читаю вам предложение, а вы должны выполнить это действие.
- Если вы с радостью идете в школу, поднимите правую руку.
- Если вы считаете, что должны изучать историю и культуру своей страны, сделайте шаг вперед.
- Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.
- Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.
- Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки. - Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх. |
- Если вы считаете, что нужно изучать и соблюдать законы своей страны, сядьте тихо за парту.
5. Формирование новых знаний и представлений (продолжение)
- Молодцы, отдохнули, а теперь продолжим наше занятие.
- Честь и достоинство нашей Родины всегда защищала доблестная армия. Нам тоже есть, кем гордится – это, конечно, жители нашего посёлка, которые ушли на фронт защищать нашу Родину. Это наши памятные места, где находятся памятники воинам, погибшим в ВОВ.
- Так же наша гордость – это выпускники нашей школы – участники горячих точек, с их биографиями вы можете познакомиться в школьном музее (Просматриваем видеоролик с портретами ребят, погибших в горячих точках, который сопровождается песней “Я служу России”)
- А сейчас каждая группа получает задание: вам необходимо вместе обсудить ситуацию и затем поделиться с классом своими выводами.
Группа 1. Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик? (Ответ группы: Памятные места, тем более своих предков – это святое. Если не поехал, тем самым проявил свое неуважения к своему дедушке. Игру можно будет скачать и поиграть в другой раз).
Группа 2. Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил(а) на их месте? (Ответ группы: Родители никогда не будут против, чтобы их дети поучаствовали в таком мероприятии, тем более это на долгие годы садятся деревья. Вы можете гордиться и рассказывать в будущем своим детям об этом и привозить их на экскурсии на это место).
Группа 3. Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущаются тем, что учитель сделал им замечание. А как ты считаешь, прав учитель или не прав? (Ответ группы: Да, прав, так как это неуважение к своей стране со стороны учащихся).
6. Закрепление знаний и способов деятельности.
- В чем же проявляется патриотизм?
- Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – это не заучивание правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь. Можно быть патриотом своей страны, города, школы, в которой вы учитесь, своей семьи.
- Я приглашаю всех подойти ко мне и стать в круг. У меня в руках «волшебный клубок». Я уверена, что всех нас объединяет общее чувство патриотизма. И пока в нас будет жить любовь, сострадание, взаимовыручка, дружба, наша Родина будет оставаться Великой Россией – великой страной.
- Сейчас мы с вами протянем нити патриотизма. Для этого каждый из вас, кто возьмет в руки клубок, должен подумать и сказать, что вы будете делать или может быть уже делаете, чтобы быть истинным патриотом своей Родины. Затем вы передаете клубок другому.
- Разрешите мне начать: « Я буду трудиться во благо своей Родины».
Далее клубок переходит от одного к другому.
Последним клубок снова берёт учитель.
- Поднимите руки вверх и посмотрите, как эти нити превратились в волшебную «крышу Патриотизма», которая защитит нашу страну в этом мире от всех бед. А теперь, положите паутинку на пол, видите, она превратилась в дорогу Патриотизма, которая никогда не прервется и приведёт к миру и благополучию в нашей стране. «Хоть вы ещё совсем юные, но я убедилась, что вы уже патриоты нашей великой Родины».
- Спасибо вам, ребята, садитесь.
7. Рефлексия (итог урока)
- А теперь вернемся к началу нашего занятия, где мы с вами определяли цели. Подумайте и скажите, достигли ли вы свои цели?
- Перед вами на доске висят карточки с незаконченными предложениями, воспользуйтесь ими для своего ответа.
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
- Теперь возьмите ваши карточки с кружочком. Вспомните, каким было ваше настроение в самом начале нашего занятия и подумайте, изменилось ли оно сейчас, и в соответствие с этим закрасьте вторую половину. Покажите друг другу карточки, поделитесь своим настроением.
- Итак, ребята мы сегодня с вами выяснили, кто такой патриот и в чём проявляется патриотизм? (к любви к Родине, к своему городу, семье и, конечно к школе)
- Я хотела бы закончить наш классный час словами Павла Коган:
Я
патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю.
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыщу…
- Наш классный час подошёл к концу.
- И ещё я хочу, чтобы вы всегда придерживались этих правил, поэтому раздам вам эти памятки.
Памятка для обучающихся
8. Список используемых источников.
1. 3. Агапова, И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия [Текст]: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2010. - 368 с.
2. Дик, Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники в 3-4-х классах [Текст] / Н.Ф. Дик. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 340 с.
3. Евладова, Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.
4. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста [Текст] - М.: АРКТИ, 2004. - 69 с.
5. 14. Микрюков, В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы [Текст] - М.: ВАКО, 2009. - 192 с.
Выполнила: Радионова Е.О., Бакумова П.С., группа 6953, заочная форма обучения
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.