Конспект внеурочного занятия по физике 7 классе. Тема: Диффузия различных веществ в жидкости
Оценка 5
Разработки уроков
docx
физика +1
Все классы
23.05.2018
Методические цели:
1. Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Диффузия в различных веществ в жидкости»
2. Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
3. Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма проведения: Исследовательская работа.
Оборудование: Таранная кость лодыжек барана по 2-4 шт на группу, сосуды с растворами отваров из березовых почек, коры лиственницы, луковой шелухи, свеклы, 2 сосуда с водой, пустой сосуд большего объема, сосуд с горячей водой, демонстрационный термометр.
Конспект внеурочного занятия по физике 7 классе.docx
Конспект внеурочного занятия по физике 7 классе
Тема: Диффузия различных веществ в жидкости
Методические цели:
Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового
материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Диффузия в
различных веществ в жидкости»
Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и
общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования:
анализа и синтеза.
Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду,
положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать
воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма проведения: Исследовательская работа.
Оборудование: Сосуды с растворами отваров из березовых почек, коры лиственницы,
луковой шелухи, свеклы, 2 сосуда с водой, пустой сосуд большего объема, сосуд с горячей
водой, демонстрационный термометр.
Демонстрации:
Увеличение объема воды при нагревании.
Уменьшение окраски раствора при добавлении чистой воды.
Окрашивание таранной кости – лодыжек в отварах.
Зависимость скорости протекания диффузии от температуры жидкости
План занятия:
Организационный этап. 1 мин.
Этап постановки целей и задач урока. 3 мин.
Этап получения новых знаний. 8 мин.
Этап исследовательской работы учащихся. 13 мин.
Этап обобщения и закрепления нового материала. 11 мин.
Рефлексия. 2 мин.
Заключительный этап. 2 мин.
I. Организационный этап.
Ход урока
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. Учитель: Здравствуйте, садитесь. Прежде чем мы приступим к уроку, отметим
отсутствующих учащихся. А теперь давайте приступим к работе.
II. Этап постановки целей и задач урока.
Проблемная ситуация
Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать
неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить
загадки, которые она перед ним ставила. Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с
различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать, как они
закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события:
*если капнуть каплю краски в стакан с водой, то …;
*если открыть флакон с духами, то …;
*если нагреть лед, то …;
*если сильно сжать два кусочка пластилина, то …;
*если капнуть каплю масла на воду, то … ;
*если опустить термометр в горячую воду, то …
Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на
поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.
Учитель: Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями,
которые вы получили на уроках природоведения в младших классах. А теперь ответьте на
такой вопрос: «Как вы думаете что произойдет с лодыжками – шагай если мы опустим в
имеющиеся растворы жидкостей, а именно: отвары из березовых почек, коры лиственницы,
луковой шелухи, свеклы. Почему вы так считаете? Вы уверены в этом, или предполагаете.
Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутреннее строение
различных веществ для того, чтобы объяснить поведение вещества в различных
условиях.
Цель, которую мы сегодня ставим перед собой – увидеть многое в малом, получить
представление о внутреннем строении вещества.
III. Этап исследовательской работы учащихся.
Исследование №1
Растворите половину отвара в небольшом количестве холодной воды тщательно
перемешайте. Затем опустите в это стакан лодыжку. Остаток отвара смешайте с горячей
водой, и поместите другую лодыжку в сосуд с полученным раствором. Постарайтесь
добиться одинакового окраса жидкости. В конце опыта оцените окрас лодыжек жидкости в
сосуде с горячей водой и холодной водой и сделайте соответствующий вывод о скорости
движения частиц отваров.
А как быстро? За один урок успеем? Ваши гипотезы. Не будем терять время проверим
гипотезу? Учитель: Давайте вспомним о скорости протекания диффузии.
Различие в скорости протекания диффузии твердых тел, жидкостей и газов
объясняют ученики.
Ученики:
Газы – самые быстрые молекулы.
Жидкости – скорость молекул меньше, чем в газах.
Твердые тела – молекулы очень медленно колеблются около своего
положения.
III. Этап получения новых знаний.
Мы с вами каждый день множество окружающих нас предметов: столы, стулья, книги,
ручки, тетради, автомобили и т.д. Скажите, они нам только кажутся сплошными или они на
самом деле являются таковыми? ( Эвристическая беседа с учениками)
Вопросы:
1 Тогда скажите, из чего они состоят?
2 А что удерживает их друг возле друга?
3 Как вы думаете, а между частичками есть пространство, или они расположены вплотную
друг к другу?
4 А где на ваш взгляд промежутки между этими частичками больше, в твердых телах или в
газах?
5 А при сжатии уменьшаются сами частички в объеме, или промежутки между ними?
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
1 Все тела состоят из отдельных частичек.
2 Частицы находятся в постоянном движении.
3 Между этими частичками существует притяжение.
4 Тела изменяют свой объем за счет уменьшения или увеличения промежутков между
частичками.
Урок начинаю с распыления освежителя; в случае, если ученик
почувствовал запах, он должен встать. Таким образом, постепенно,
через пару минут, встанут все учащиеся класса. Они безошибочно
определят, что за освежитель был распылен. В беседе учащиеся подводятся к выводам: жидкость, освежитель,
превращается в пар; молекулы газа находятся в движении; скорость молекул
газа значительна; между молекулами газов, из которых состоит воздух,
имеются промежутки; вещества способны перемешиваться по причине
движения молекул.
Учитель: Что ж, теперь давайте проведем небольшие исследования, чтобы ответить на
вопрос: «Каков размер частиц, из которых состоят все тела?»
Учитель дает указания по проведению исследовательских работ.
Исследовательская работа №3.
Растворите крупинку краски в небольшом количестве воды. Затем поместите каплю
полученного раствора в сосуд с водой, тщательно перемешайте. Отлейте из сосуда
половину окрашенной жидкости в другой сосуд, а первый долейте чистой водой до того же
уровня. Повторите эту операцию 23 раза. В конце опыта оцените окрас жидкости в первом
сосуде и сделайте соответствующий вывод о размерах частиц краски.
Работа в группах
1 группа: проводят исследование с отваром луковой шелухи
2 группа: отваром свеклы
3 группа: отваром коры лиственницы
Ответить на вопросы
Работа в группах
1 группа: Одинаков ли состав молекул и объемы холодной и горячей воды? Как
изменяются промежутки между частицами медной заклепки при нагревании и охлаждении?
2 группа: Одинаков ли состав молекул у чугуна и стали? Чем можно объяснить
увеличение длины проволоки при нагревании?
3 группа: Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул?
Зачем на стыке между рельсами делается зазор, изза которого слышен перестук колес?
Учащиеся выполняют исследовательскую работу, оформляют результаты и делают вывод в
рабочих тетрадях.
Учитель проводит консультационную индивидуальную работу.
V. Этап обобщения и закрепления нового материала.
Выступления групп
Выводы формулируют группы. Таким образом, мы можем сделать несколько важных
выводов:
1.
2.
Размеры частиц, из которых состоят все тела, малы.
Молекулы состоят из атомов. 3.
.Молекулы различных веществ различны.
VI. Рефлексия.
Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в
которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя поразному. И сейчас мне бы
хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке,
каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами
сегодня занимались.
Перед каждым из вас находится рисунок, на котором вы должны отметить уровень вашего
настроения к концу урока. А еще хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке:
что вам понравилось, что не понравилось, чем бы хотелось заняться еще.
VII. Заключительный этап.
Учитель:
Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!
Домашнее задание: § 6, 7, ответить на вопросы после параграфа.
Творческое задание: Придумать один или несколько опытов, доказывающих, что между
молекулами имеются промежутки, и доказывающих, что размеры молекул малы.
Конспект внеурочного занятия по физике 7 классе. Тема: Диффузия различных веществ в жидкости
Конспект внеурочного занятия по физике 7 классе. Тема: Диффузия различных веществ в жидкости
Конспект внеурочного занятия по физике 7 классе. Тема: Диффузия различных веществ в жидкости
Конспект внеурочного занятия по физике 7 классе. Тема: Диффузия различных веществ в жидкости
Конспект внеурочного занятия по физике 7 классе. Тема: Диффузия различных веществ в жидкости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.