Конспект классного часа "Формирование умения справляться с трудностями"
Оценка 4.7

Конспект классного часа "Формирование умения справляться с трудностями"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
психологическая работа
9 кл—11 кл
30.03.2021
Конспект классного часа "Формирование умения справляться с трудностями"
Конспект классного часа для обучающихся 9-11 классов
Формирование умения справляться с трудностями.docx

Сценарий классного часа для обучающихся 9-10 класса

«Формирование умения справляться с трудностями»

 

Цель: формирование умения справляться с трудными жизненными ситуациями.

 

Планируемые результаты:

- обучение алгоритму решения проблемной ситуации.

- отработка полученных умений на примере конкретных ситуаций

 

Участники: обучающиеся 9-10 классов.

Материалы и оборудование:

- Плакат «Алгоритм решения проблемной ситуации»

- Текст «Везунчик» - 4 шт.

- Банка и листки бумаги.

 

Время проведения: 40 минут

 

 

1.      Мотивация учащихся на совместную работу – 5 - 10 минут.

Поднимите руку те, кто в жизни ни разу не сталкивался с трудностями? У кого в жизни нет проблем? Все верно, абсолютно у всех людей есть проблемы, которые они решают, но решают разными способами. О некоторых людях говорят «везунчик», «счастливчик», «родился в рубашке».

Предлагаю составить портрет успешного человека. Какой он? Какими качествами он обладает по вашему мнению?

Откуда берутся успешные люди?

 Что помогает им быть успешными? Природа? Судьба? Благословение свыше?

Или это результат усилий самого человека?

Во время обсуждения необходимо внимательно слушать подростков, руководить процессом разговора, приводить примеры «везунчиков», потерпевших жизненный крах, успешных людей, с которыми судьба обошлась достаточно жестоко (например, Ольга Скороходова, Валентин Дикуль, Теодор Рузвельт, Виктор Франкл).

 Вывод: На каждом жизненном этапе будут определенные трудности, и побеждает тот, кто сумеет их преодолеть.

Хотите, чтобы вас считали везунчиком? Хотите научиться преодолевать трудности? В таком случае, это занятие для вас!

 

На доске вывешивается плакат «Алгоритм решения проблемной ситуации»

1.      Критическая оценка ситуации.

2.      Конструктивные выводы.

3.      Действия по преодолению проблемы.

 

2.      Анализ проблемной ситуации «Везунчик». Чтение по ролям – 15 минут.

Роли: автор, Антон, Денис, психолог.

 

Автор. Два друга, Денис и Антон, восемнадцати лет, студенты политехнического техникума, летом работали на путине. На заработанные деньги ребята купили себе подержанные автомашины и были счастливы. Начался учебный год, и ребята ездили на учебу на своих машинах. Наступила поздняя осень, зарядили дожди, а однажды ночью выпал снег. Утром улицы превратились в ледяной каток, но ребята поленились поменять летнюю резину на зимнюю, и на «авось» поехали в техникум. По дороге оба попали в аварию. Никто, к счастью, не пострадал, но машины были разбиты.

Антон. Я разбил машину, потому что поленился поменять резину или поехать на автобусе, я проявил лень и безответственность.

Психолог. Антон критически оценивает ситуацию? Он оправдывает себя? Он прав или нет? Может, ему просто не повезло и авария была случайностью . (Обсуждение).

Антон. Больше я никогда в жизни не поеду на летней резине в гололед, лучше пешком пойду.

Психолог. Делает ли Антон конструктивные выводы? Какой бы вывод сделали вы? Согласны ли вы с Антоном? (Обсуждение).

Автор. Больше Антон тему машины не обсуждал. На следующий день он пригласил мастера по кузовному ремонту. Тот назвал сумму ремонта, она оказалась очень высокой. В выходной день Антон собрал друзей, попросил отца о помощи, они разобрали машину и отложили неповрежденные детали, годные для продажи. Антон составил их список и дал объявление в газету о продаже запасных частей. Вечерами он сидел на телефоне и в течение двух недель распродал почти все запчасти. Оставшиеся непроданными он отвез в автомагазин, где принимали подержанные запчасти на реализацию.

Вырученную сумму Антон положил в банк на карточку, устроился работать курьером на почту, а по выходным подрабатывал грузчиком на рынке. Все заработанные деньги он складывал на карточку, и к лету у него накопилась сумма, практически равная стоимости машины.  Летом Антон снова поехал на путину, и 1 сентября в техникум он приехал на новой машине. Все ребята завидовали Антону, до него доносились реплики: «Везет же этому…уже на новой машине ездит».

Психолог. Предпринял ли Антон действия по преодолению проблемы? Какие бы действия  предприняли  вы? (Обсуждение).

Денис. Я разбил машину, потому что мне не повезло. Полно народу выехало утром на летней резине, мой сосед Петька, например, и ничего. Если бы не тот мужик на белом микроавтобусе, не та тетка на красной шкоде (я бы теткам вообще права не давал, ездить не умеют), ничего бы не случилось.  Просто он меня подрезал, а она не вовремя затормозила, уроды такие на дорогах ездят.

Психолог. Как оценивает ситуацию Денис? Согласны ли вы с ним?

Денис. Мне просто не повезло.

Психолог.Кто еще делает такой вывод? Конструктивный ли этот вывод? Как повлияет этот вывод на дальнейшие действия Дениса? Как будут развиваться события? (Обсуждение).

Автор.  На следующий день Денис пошел к соседу Петьке, рассказал ему о случившемся. Петька ему  посочувствовал  и достал для утешения бутылку пива. Они выпили, во время разговора Петька говорил о случайности, жертвой которой стал Денис. Денис провел у Петьки вечер и как будто стало легче на душе. На следующий день он встретил в магазине своих товарищей из техникума, рассказал о разбитой машине. Парни посочувствовали, посетовали на невезение и предложили «оттянуться» коктейлем. Еще через день Денис сам  взял пару «полторашек» пива и пошел к Петьке с ответным визитом. Так прошла неделя, две… А машина стояла в гараже и покрывалась слоем пыли. Все это время Денис чувствовал себя самым невезучим человеком.

Психолог. Предприняты ли действия по преодолению проблемы? Можно ли назвать конструктивными  (ведущими к решению проблемы) действия Дениса? Какая из позиций вам ближе? Как вы думаете, определяет ли способ, которым человек преодолевает трудности и жизненные невзгоды, его везение и успех в жизни? (Обсуждение).

Вывод: для тех, кто никуда не плывет, нет попутного ветра. Если человек активно старается решить проблему, ему везет.

 

3.      Упражнение «Банка» - 15-20 минут.

Предложить  ребятам анонимно записать свои «трудности» и  сдать учителю листочки,  которые помещаются в банку. Далее вынимать по одной записке из банки и обсуждать ситуации. Предложить учащимся написать как можно больше выходов из каждой трудной  ситуации и решений данной проблемы. Заметить, что  победит тот,  кто предложит больше вариантов. Победит и здесь, в классе, и безусловно, в жизни.

Примеры трудных ситуаций для данного возраста: несчастная любовь, отвержение группой, конфликты с родителями, ссоры с учителями, позор, «разборки», одиночество и др.

Обсуждение следует проводить по каждой предложенной ситуации. При обсуждении любой ситуации и способов решения ключевой должна быть мысль о том. Что жизнь – это высшая ценность, что пока мы живы, все можно исправить и преодолеть.

 

Список литературы:

 

1.      Л. Анн. Психологический тренинг с подростками. СПб.: ПИТЕР, 2006 .

2.      Э.  Штейнберг, Н. Кий. Линия жизни. Профилактика суицидальных тенденций у подростков. // Школьный психолог № 5, 2012.

 

 


 

Сценарий классного часа для обучающихся 9-10 класса «Формирование умения справляться с трудностями»

Сценарий классного часа для обучающихся 9-10 класса «Формирование умения справляться с трудностями»

По дороге оба попали в аварию

По дороге оба попали в аварию

Вывод: для тех, кто никуда не плывет, нет попутного ветра

Вывод: для тех, кто никуда не плывет, нет попутного ветра
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2021