МОУ «Средняя школа №3»
Мероприятие по профориентации
«Путешествие в мир профессий»
среди 9-11 классов
Авторы разработки:
Н.В. Русанова, педагог-психолог
Н.Ю. Кабанова, социальный педагог
г. Каргополь
2020г.
Форма проведения: профориентационная игра по станциям
Цель: повышение мотивации и осознанности профессионального выбора обучающихся.
Задачи:
1. Расширение представлений обучающихся о профессиональных сферах;
2. Формирование интереса к профессиям;
3. Формирование познавательного интереса к истории родного края; народному творчеству;
4. Мотивирование учащихся на получение профессии, актуальной для нашего города;
5. Развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества при работе в группах;
6. Создание положительной благоприятной атмосферы.
Участники: обучающиеся с 9 по 11 класс.
Описание игры:
Ход мероприятия идет по маршрутным листам, в которых указана очередность посещения станций и выставляются баллы, заработанные на станции при выполнении заданий. Максимальное количество баллов на каждой станции – 3 соответственно уровню задания (1 уровень – 1 балл, 2 уровень - 2 балла, 3 уровень – 3 балла). В конце игры баллы суммируются. Определяется победитель. Победители и участники награждаются сладкими призами и грамотами.
Всего 6 станций: «Наука», «Медицина», «Дизайн», «Поварское дело», «Туризм», «Народные промыслы». Задания первого уровня на соотнесение (изображения с названием предмета или название предмета со значением).
Задания второго уровня – задача. В «Туризме» соотнести изображения церквей г.Каргополя с описанием, дать название. В «Медицине» вопрос из области медицины. В «Дизайне» по заданным параметрам построить дом из ЛЕГО. В «Поварском деле» дать ответ на вопрос из исторического факта. В «Народных промыслах» - назвать не менее 3 известных мастеров нашего города. В «Науке» - определить зону проживания животных.
Задания третьего уровня – практическое задание. В «Туризме» - прослушать англоязычную запись англичанина, понять о каком месте нашего города он говорит, назвать данное место, объяснить дорогу. В «Медицине» - правильно наложить повязку на голову или шину. В «Дизайне» - продемонстрировать наглядно 4 разных способа использования платка и шарфа как элемента одежды или завязывания. В «Поварском деле» - отгадать специи. В «Народных промыслах» - из соленого теста слепить мукасольку, выбрать пожелание, оформить сердечко с посланием (валентинку). В «Науке» дать название изображениям с микроскопа.
Задания игры могут быть дополнены, видоизменены, поменяны местами по уровню сложности на усмотрение организаторов игры.
Некоторые задания нашей игры ориентированы на знание учащихся истории, мест, известных людей родного города. Такие задания были разработаны с учетом ориентации учащихся на профессии, актуальные для нашего района.
Для получения обратной связи, оценки степени удовлетворённости обучающимися игрой было сделано на стене в актовом зале «дерево отзывов». После игры перед сдачей маршрутных листов учащимся предлагалось выбрать кружок определенного цвета, отражающий их настроение, отношение к профигре и приклеить его на дерево.
Далее в приложении представлены задания по каждой станции и раздаточный материал.
Также мы прилагаем презентацию, которую удобно использовать для проведения игры в одном классе (за невозможностью организации игры по станциям), в виде «Своей игры». В конце презентации представлен фотоотчет о проведении данного мероприятия в нашей школе.
Приложение 1
Станция «Дизайн»
Необходимое оборудование:
1. Картинки с изображением архитектурных стилей (см. Приложение 1.1);
2. Конструктор «ЛЕГО» (можно любой другой конструктор);
3. 2 платка, 2 шарфа
Задания
1 балл
Ваша задача – назвать архитектурные стили. Для получения 1 балла необходимо дать 10 правильных ответов.
2 балла
Из Лего необходимо сложить дом. Длина дома – 10 единиц, ширина дома- 8 единиц. В доме должно быть три окна (расположение и размеры любое), одни двери и крыша.
3 балла
Перед вами 2 платка и 2 шарфа. Вам необходимо показать, как можно завязать шарф двумя разными способами, и как можно использовать платок (2 варианта) в качестве элемента одежды.
Бланк к зданию на 1 балл
Стиль |
Номер изображения |
Барокко |
|
Готический-стиль |
|
Русский стиль |
|
Итальянский стиль |
|
Лофт |
|
Минимализм |
|
Немецкий стиль |
|
Прованс |
|
Романский стиль |
|
Тюдор |
|
Хай-тек |
|
Японский стиль |
|
Шале |
|
Ответы к заданию на 1 балл
Стиль |
Номер изображения |
Барокко |
1 |
Готический-стиль |
2 |
Русский стиль |
3 |
Итальянский стиль |
4 |
Лофт |
5 |
Минимализм |
6 |
Немецкий стиль |
7 |
Прованс |
8 |
Романский стиль |
9 |
Тюдор |
10 |
Хай-тек |
11 |
Японский стиль |
13 |
Шале |
12 |
Приложение 1.1
Название стиля |
Изображение |
Барокко |
|
Готический |
|
Дом в русском стиле |
|
Итальянский стиль |
|
Лофт |
|
Минимализм |
|
Немецкий стиль |
|
Прованс |
|
Романский стиль |
|
Тюдор |
|
Хайт-тек |
|
Шале |
|
Шато |
|
Японский стиль |
|
Приложение 2
Станция «Медицина»
Необходимое оборудование:
1. Карточки с изображением медицинских инструментов;
2. Бинт, шина, косынка.
Задания
1 балл
Вам необходимо соотнести медицинский инструмент и его название. В бланк ответов вы вписываете цифру, указанную на карточке. Для получения 1 балла необходимо правильно назвать 9 и больше ответов.
2 балла
В какой ситуации, чтобы помочь человеку, необходимо применить правило «УЗП»: попросить человека улыбнуться, заговорить, поднять руки?
3 балла
Ваша задача показать 1 из 2 способов (на выбор) перевязки.
Бланк к заданию 1
Название медицинского инструмента |
Номер изображения |
Глюкометр |
|
Зонд |
|
Катетер |
|
Кусачки |
|
молоток |
|
Плазмофильтр |
|
Пульсоксиметр |
|
Расширители |
|
Скальпель |
|
Сшивающая игла |
|
Тонометр |
|
Фонендоскоп |
|
языкодержатель |
|
Ответ на задание в 2 балла
Правильный ответ: при подозрении на инсульт. Попросите человека улыбнуться. При инсульте происходит паралич мышц с одной стороны тела, в результате чего улыбка получается кривой – на пораженной стороне уголок рта останется опущенным. Попытайтесь заговорить с пострадавшим, попросив его произнести любую несложную фразу, например «На улице идет дождь». При инсульте речь обычно нарушается, становится бессвязной или заторможенной. Попросите пострадавшего поднять обе руки вверх одновременно. При инсульте одна рука будет падать или уходить в сторону.
Приложение 3
Станция «Народные промыслы»
Необходимое оборудование:
1. Заготовленное заранее солёное тесто; отдельные листочки с пожеланиями
Задания:
1 балл
Соотнесите название каргопольской глиняной игрушки с тем, что она символизирует.
2 балла
Назовите не менее трёх известных мастеров нашего города.
3 балла
Из солённого теста необходимо каждому сделать мукасольку в виде сердца. Выбрать пожелание и закрепить его на мукасольке с помощью ленточки.
Бланк задания 1 балл
Название игрушки |
Что символизирует |
Берегиня |
Светлая сторона означала жизнь и добро, а черная – зло и смерть. Всадник являлся воплощением душевных метаний человека, который не знает, что выбрать. |
Медведь |
Символ солнца |
Олень. Лось. Баран. |
Знак плодородия |
Полкан |
Символ земли |
Тяни-толкай |
Символы неба |
Ответ к заданию 1 балл
Название игрушки |
Что символизирует |
Берегиня |
Символ земли |
Медведь |
Знак плодородия |
Олень. Лось. Баран. |
Символы неба |
Полкан |
Символ солнца |
Тяни-толкай |
Светлая сторона означала жизнь и добро, а черная – зло и смерть. Всадник являлся воплощением душевных метаний человека, который не знает, что выбрать. |
Ответ к заданию 2 балла
Известные мастера Каргополя
Дружинин Иван Васильевич – глиняная игрушка
Бабкина Ульяна Ивановна – глиняная игрушка
Шевелёва Клавдия Петровна – глиняная игрушка
Шевелёв Александр Петрович – глиняная игрушка
Фарутина Ольга Николаевна – глиняная игрушка
Приложение 4
Станция «Наука»
Необходимое оборудование:
1. Изображения растений (приложение 4.1);
2. Таблица с изображением животного и названием климата;
3. Изображения под микроскопом, ноутбук, экран (возможно просто ноутбук).
Таблица к заданию в 2 балла
Соотнесите животное с природной зоной
Природная зона |
Животное |
Полярная пустыня |
суслик |
Тундра |
волк |
Тайга |
морж |
Степь |
змея |
Пустыня |
лемминг |
Ответ к заданию в 2 балла
Природная зона |
Животное |
Полярная пустыня |
морж |
Тундра |
лемминг |
Тайга |
волк |
Степь |
суслик |
Пустыня |
змея |
Изображения к заданию в 3 балла
1.
Гидра дафния инфузория
Лист водоросли плесневый гриб
Приложение 4.1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5
Станция «Поварское дело»
Необходимое оборудование:
1. Изображения столовых предметов;
2. Стаканчики со специями (любыми).
Задания:
1 балл
Необходимо соотнести изображение столового предмета с его названием. Номер изображения вписать в таблицу напротив названия. 1 балл начисляется, если все предметы будут названы верно.
2 балла
Прочитайте текст и ответьте на вопрос: «Как звали шеф-повара, и как называлось его блюдо, о котором идет речь в тексе?»
3 балла
Вам представлены специи. Соотнесите номер стаканчика с названием специи. В таблице напротив названия поставьте номер.
Бланк к заданию в 1 балл
Название предмета |
Номер изображения |
Мантоварка |
|
Венчик |
|
Горелка |
|
Кастрюля для плова |
|
Ложка для спагетти |
|
Нож для хлеба |
|
Пельменница |
|
Сепаратор |
|
Сковорода блинная |
|
Утятница |
|
Задание в 2 балла
Этот кулинар и ресторатор прославился благодаря единственному блюду, который изначально состоял из нарезанных кубиками рябчиков, куропаток, раковых шеек и прочих деликатесов, элегантно разложенных на блюде, в середине которого возвышалась горка картофеля, залитого соусом «провансаль».
На смену русским дворянам, знавшим толк в деликатесах, в его ресторан «Эрмитаж» стали приходить купцы, для которых обилие еды было важнее изысканности. Они перемешивали деликатесы на блюде и ели их ложкой, как кашу. Взбешенный N приказал подавать блюдо в виде смеси — и продажи возросли десятикратно.
От огорчения N перепродал ресторан русскому владельцу. Он скончался в Москве, так и не узнав, что позже рябчиков в блюде заменит вареная колбаса, а раковые шейки — зеленый горошек.
Ответ: Люсьен Оливье, салат «Оливье»
Бланк к заданию в 3 балла
Номер стаканчика |
Название специи |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
Приложение 6
Станция «Туризм»
Необходимое оборудование:
1. Изображения сувениров разных стран;
2. Изображения церквей г. Каргополя, описание церквей;
3. Аудиозапись соответственно заданию.
Задания:
1 балл
Вам необходимо определить из какой страны/города сувенир. В бланк ответов вписывать только номер. Чтобы заработать 1 балл, необходимо правильно назвать 10 и больше сувениров.
2 балла
Перед вами изображения церквей Каргополя. Вам необходимо соотнести изображение с названием и описанием. 2 балла начисляется за правильность выполнения всего задания.
3 балла
Вам включат запись англоязычного туриста, который приехал в наш город. Ему необходимо попасть в определенное место, но он не помнит, как оно называется. В записи звучит описание этого места. Вам включат запись 3 раза. 1 и 2 – вы прослушиваете запись и определяете, что поняли. В 3 раз вы можете воспользоваться онлайн-переводчиком (голосовым). Ваша задача – назвать это место и объяснить (показать на карте), где оно находится. Подумайте сами, каким способом вы можете доступно объяснить иностранцу, как ему добраться до нужного места (вы можете пользоваться телефоном).
Для получения 3 баллов необходимо полностью выполнить задание.
Бланк к заданию в 1 балл
Страна |
Номер изображения сувенира |
Австрия |
|
Бразилия |
|
Германия |
|
Дания |
|
Индия |
|
Калифорния |
|
Канада |
|
Китай |
|
Мексика |
|
Нидерланды |
|
Россия |
|
Румыния |
|
США |
|
Тайланд |
|
Чехия |
|
Швейцария |
|
Швеция |
|
Япония |
|
Лондон |
|
Изображения к заданию в 2 балла
Название церкви |
Изображение |
Церковь «Рождества Богородицы» |
|
«Благовещенский собор» |
|
Церковь «Зосимы и Соватия» |
|
«Христорождественский собор» |
|
Описания церквей к заданию в 2 балла
Церковь начала строиться в 1678 году на Старой торговой площади тщанием купца Стефана Пометяева. По первоначальному проекту она должна была иметь один боковой придел, но брат Стефана Пометяева Андрей настоял на устройстве двух приделов. Южный придел был освящён в честь святых Климента, папы Римского и архидиакона Лаврентия, северный — в честь Андрея Стратилата и архидиакона Стефана. Завершилось строительно в 1682 году. Колокольня, возведённая в 1844 году, очень органично вписана в общий силуэт постройки.
Единственный во всем Каргополье (на территории 2-х современных районов — Каргопольского и Няндомского) действовавший в советское время приход. Почти не закрывался, то есть сохранил внутреннее убранство и непрерывность традиций. Сейчас действующий православный храм (Церковь Рождества Богородицы).
Церковь относится к числу уникальных историко-архитектурных памятников. Это огромный величественный храм, на стенах которого прекрасно сохранились каменные узоры. Церковь была построена в 1692 году каргопольским мещанином Шахановым на деньги прихожан. Она представляла собой 2-ухэтажный холодный храм. Имя Шаханова упоминается в рукописи священника В.И. Попова. Не закончив строительства, он скончался. В этой же рукописи говорится о священнике И. Афанасьеве, по инициативе которого церковь была достроена (Благовещенский собор).
Церковь начала строиться в южной части города в 1814 году иждивением петербургского купка, выходца из Каргополя, Степана Копосова. Эта церковь была одной из самых богатых в городе благодаря тому, что владела значительными лесными угодьями. Любопытно, что освящение церкви совпало с приездом в город Александра I. За богослужением император, правда, не присутствовал, объяснив огорченному ктитору-купцу: «Служба продлится часа два, а я в ту пору уже далеко должен быть» (Церковь Зосимы и Савватия).
Заложен в 1552 году и строился 10 лет вероятнее всего новгородскими мастерами. Первоначально был прост в объёме: прямоугольный в плане, двухэтажный, стоял он на подклети. Существует предположение, что первоначально собор был покрыт тёсом с большими свесами крыш, а в верхнюю, летнюю, церковь вели устроенные с трёх сторон деревянные лестницы с нарядными крыльцами.
В 1652 году с северной стороны к нему был пристроен небольшой придел Святых Филиппа и Алексия. Позднее к южной стене пристраивают другой — во имя Всемилостивого Спаса, а к западной — галерею и крытое крыльцо, и в духе XVII века их щедро украшают белокаменной резьбой. После пожара 1765 годастены собора, давшие трещины, укрепляют мощными контрфорсами. Часть настенных росписей, уцелев во время пожара, была испорчена, поскольку в течение пяти лет собор стоял без всякого ремонта под открытым небом (Христорождественский собор).
Текст записи к заданию в 3 балла
Здравствуйте! Меня зовут Джон. Я приехал из Германии в ваш город. Я слышал, что Каргополь славится церквями. И я уже успел посмотреть их. Но еще друзья рассказывали мне об интересном месте, где есть деревянные скульптуры сказочных героев, есть избушка бабы Яги, лабиринт, ледяная избушка. Там очень здорово. Но я не помню, к сожалению, как называется это место и, где находится оно. Не могли бы вы мне помочь? Я буду очень благодарен.
Hello! My name is John. I came from Germany to your city. I have heard that Kargopol is famous for its churches. And I've already seen them. But my friends also told me about an interesting place where there are wooden sculptures of fairy-tale characters, there is a hut of Baba Yaga, a labyrinth, and an ice hut. It's very cool. Unfortunately, I don't remember the name of this place or where it is located. Can you help me? I will be very grateful.
Ответ к заданию в 3 балла: «Медвежий край»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.