Поговорим о профессиях
(занятие в объединении)
Цель: знакомство обучающихся с разнообразным миром профессий; в игровой форме подготовить обучающихся к осознанному и самостоятельному выбору профессий.
Задачи:
· расширить знания учащихся о профессиях;
· познакомить с новыми современными профессиями;
· формировать интерес к профессиям;
· развивать коммуникативные способности при работе в группах;
· активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности;
· воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных профессий;
Оборудование: плакат «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека. Сигнальные карточки с номерами от 0 до 6;
жетоны-«звёзды», картинки с изображением людей разных профессий.
ТСО: мультимедийная установка, компьютер, экран, презентация.
Участники: 9
класс.
Методы: словесный, наглядный,
беседа, игра.
Форма занятия: групповая.
План занятия
I. Организационный момент:
Приветствие.
Психологический настрой на занятие.
II. Вводная часть:
ü Обозначение учащимися темы занятия (проблема).
ü Целеполагание.
ü Беседа из истории профессий и труда.
III. Основная часть:
ü Игра
ü Ознакомление с правилами игры.
ü Ход игры.
ü Подведение итогов игры.
ü Сценка «Наш разбег в 21 век».
ü Парад профессий: (слово гостям) социальный
педагог, психолог (выступления учителей). Парикмахер, эколог, фармацевт, врач
- педиатр (знакомство с профессиональными особенностями).
IV. Итог занятия. Рефлексия.
Ход занятия
I. Организационный момент (слайд 3):
— Добрый день! Я рада встрече с Вами!
— Давайте поприветствуем друг друга. Для этого просто улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что сегодня в течение всего занятия будет присутствовать доброжелательная атмосфера.
II. Вводная часть. Обозначение темы занятия учащимися:
— Посмотрите на экран (слайд 4). Как вы думаете, о чём сегодня на занятии мы будем говорить? (ответы учащихся)
А какие на свете профессии есть?
Да что ты, их море, их просто не счесть:
Учитель, водитель, врач, адвокат,
Политик, чиновник и бюрократ.
Бухгалтер, банкир, композитор, поэт,
Юрист, парикмахер, редактор газет.
— Тема занятия «Поговорим о профессиях» (слайд 3).
Жизнь человека – череда многочисленных выборов: серьёзных, от которых зависит будущее Выбор профессии – самый сложный, ведь мы выбираем не только способ, каким будем зарабатывать на жизнь, но и образ жизни. Легкомысленный выбор профессии (друг пошёл и я за ним) – это эксперимент, который может обойтись очень дорого не только вам, но и окружающим. А ответственность ляжет только на ваши плечи.
Готовых решений по выбору профессии ни для кого нет. В мире существует около 40 000 профессии, в России более 6000. Очень трудно выбрать профессию, которая будет нравиться всю жизнь. Ежегодно 25 млн. человек в мире меняют своё место работы, 12% из них – возвращаются обратно. Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, то есть была и по душе, и материально выгодна.
Любое серьёзное решение при выборе профессии должно строиться продуманно на объективной информации, которая и будет представлена на сегодняшнем занятии. И ещё вы узнаете многое о профессиях — о тех, которые появились недавно, о тех, которые «ушли в прошлое». Может быть, после сегодняшнего занятия, вы определитесь с выбором будущей профессии.
Цитата дня (слайд 5):
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека).
Беседа «Из истории появления профессий и труда»:
— Как Вы думаете, когда появилась первая профессия? (ответы учащихся). А когда люди жили в пещерах, могли ли существовать какие-нибудь профессии? Докажите свой ответ (ответы учащихся).
(Показ изображений древнего человека — слайд 6.)
— Да, действительно, мужчины ходили на охоту, добывали на пропитание. Какая профессия уже существовала в то время? (охотник, рыбак)
— Женщины охраняли очаг, готовили пищу, воспитывали детей. О существовании, каких профессий вы можете сказать? (домработница, повар, воспитатель) Так постепенно определяется характер деятельности каждого человека, зарождаются профессии. Потом люди поняли, что у каждого свои способности и желание заниматься определённой деятельностью (трудом) и что этому можно научиться.
— И, конечно, появились люди, которые делали своё дело лучше других, у них проявлялся особый талант (показ людей разных современных профессий).(Слайды 7)
III. Основная часть:
— Сегодня на занятии мы поиграем. У вас есть возможность проявить свои таланты и показать знания о мире профессий. Наступил ваш «Звёздный час» (слайд 8).
— Разделимся на 4 команды (даны 4 разрезных картинки с изображением профессий – учащиеся находят свои части и складывают полную картинку). Придумайте названия своим командам, выберите командира.
— Объясняю правила игры. В игре три тура и финал. Команды выбывать из игры не будут, т.е. все команды дойдут до финала. Вам будут предложены различные задания, за каждый правильный ответ команда получает звезду. У вас на столах лежат сигнальные карточки с номерами, с помощью их вы будете отвечать на поставленные перед вами задания. Карточка «0» означает, что правильного ответа не существует.
— Начинаем игру.
I тур: «ТИПЫ ПРОФЕССИЙ» (слайды 9 - 14)
— Вашему вниманию представлены пять типов профессий. Вам необходимо соотнести характеристики данных профессий с названиями типов.
«Человек-природа»
Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют
дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой
природы (ветеринар, агроном, зоолог, зоотехник, пчеловод,
гидролог, овощевод, лесник, пекарь, механизатор, тракторист).
Для них характерен общий предмет труда: животные, растения,
почва и воздушная среда – природа.
«Человек-техника»
Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари, токари, часовщики и представители других профессий, использующие технические устройства.
«Человек-человек»
Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности – необходимость воздействия на других людей. К этому типу профессии относятся учитель, врач, журналист, следователь, адвокат, библиотекарь, экскурсовод, переводчик, продавец.
«Человек - художественный образ»
Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант (артисты, архитекторы, дирижёры, искусствоведы, кинорежиссёры, композиторы и др.)
«Человек - знаковая система»
Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должен иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ , инженеры, кассиры, фармацевты, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
II тур: «Исчезающие профессии» (слайд 15 - 19)
- Мы с вами будем говорить не только о современных профессиях, но и о тех, которые уже не существуют или «находятся на грани исчезновения». Вам необходимо поднять карточку-сигнал с номером правильного ответа.
Представители, какой профессии в давние времена заменяли врачей?
1. кузнецы;
2. алхимики;
3. цирюльники;
4. портные.
Кто из перечисленных лиц не работает в художественном музее?
1. хранитель;
2. реставратор;
3. экскурсовод;
4. ресторатор (занимается ресторанным бизнесом).
Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?
1. тамада;
2. конферансье;
3. диктор;
4. спикер.
Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?
1. провизор;
2. прозектор;
3. проректор;
4. продюсер.
Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»?
· полотёр;
· учитель (сокращение от словосочетания «школьный работник»);
· посудомойка;
· сторож.
Физкультминутка «Стирка белья» (музыка)
III тур: «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОФЕССИИ»
Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие – так и не находят применение своим знаниям. Сейчас, например, на российском рынке труда полно лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры- технологи, строители, радиоэлектронщики, рабочие разных специальностей.
- Вашему вниманию представлены шесть современных профессий, которые появились не так давно. Вам необходимо соотнести названия данных профессий с их характеристиками.
- Внимание на экран! (слайд 20)
1. Андеррайтер
2. Маркшейдер
3. Тестер
4. Коммивояжёр
5. Мерчендайзер
6. Супервайзер
- Слушаем внимательно задание и поднимаем сигнал с номером ответа:
Характеристика профессии |
№ правильного ответа |
1. Специалист по строительству подземных сооружений |
2 |
2. Специалист, призванный обеспечить отличное качество программного продукта |
3 |
3.Специалист в области страхования, описывает, оценивает и квалифицирует риск, формирует страховой портфель. |
1 |
4. Руководитель группы торговых представителей, промоутеров |
6 |
5. Специалист по продвижению продукции в розничной торговле |
5 |
6. Разъездной сбытовой посредник, который, перемещаясь по рынку, выполняет роль простого посредника или действует по поручению своего клиента (продавца) |
4 |
ФИНАЛ (слайды 21).
- За 2 минуты составить как можно больше слов из слова ПРОФЕССИОНАЛ. Команда может использовать одну «звезду» за дополнительную букву. За самое длинное слово команда получает «звезду».
Ответы: ион, лес, лис(а), нос, оса, фен, фон, офис, сало, сено, соло, сила, слон, посол, просо, спил, силос, сифон, финал, флора, полено и т.д.
Подведение итогов игры, награждение победителей:
- Подсчитайте количество заработанных жетонов-«звёзд».
Советы при выборе будущей профессии
Наш разбег в 21 век (сценка).
Действующие лица:
Зарина, Антон, Алексей.
Антон: В наши дни молодые люди точно так же, как и в прошлые столетия стоят перед главным выбором – выбором профессии.
Алексей: Мы должны решить для себя не только кем стать, но и какими стать!
Зарина: Хотим поделиться с вами не опытом, его ещё не так много, а установочными правилами, которые, быть может, направят наши устремления в поисках основного жизненного пути.
Антон: Правило №1 «Надо уметь мечтать!»
Мечты провоцируют желание. Желание даёт необходимые силы, чтобы жить, а не волочиться по жизни.
Алексей: Правило №2 «Умейте быстро выбирать».
Порой невыносимо больно жертвовать сном, развлечениями, спокойной жизнью только ради выбранной цели. Мир не приостановится в своём развитии, чтобы дать вам возможность оглядеться, присмотреться – наш век стремительных скоростей и быстрых решений.
Зарина: Правило №3 «Только вперёд»!
Для осуществления выбранной цели требуется одержимость. Малейшее малодушие ставит под вопрос достижение цели. Меняйтесь, чтобы выжить, не сдавайтесь при неудачах. Мечта не простит предательства .
Антон: Правило №4 «Ты - главный».
Слушать только себя, Ищите « фишку» в себе. Либо вы наблюдаете то, что происходит, либо определяете то, что происходит.
Алексей: Правило №5 «Скажите «Нет!» своим страхам».
Известно только одно: не победив себя – не поднимешься на пик намеченной вершины.
Зарина: Правило №6 « Постоянно думать».
«Что я смогу сегодня сделать реально?», « Что я могу?» Эти вопросы надо задавать себе каждый час, каждый день, месяц, год и всю жизнь.
Как можно побеждать подобных себе, за счёт, каких преимуществ? Умнее, быстрее, сообразительнее, больше воли и решительности. А если ничего нет, то и не надо грустить – живите в «болоте» с завистью, страхами и апатией.
Звёзды притягивают звёзд, к неудачникам тянутся неудачники. Всё, что вокруг, достойно нас, и мы в нём, как в зеркале, отражаемся, потому что всё, что вокруг, - это мы.
- Много делают наши жители для благоустройства, жизни и здоровья нашего посёлка и района. Всё, что есть в нашем районе, построено трудом тысячи людей. Красота и успех нашего посёлка – труд наших людей.
- Слово нашим гостям, людям разных профессий. Девизом их жизни стали слова: «Землю солнце красит, а человека-труд».
§ Социальный педагог, психолог (выступления учителей).
§ Парикмахер, эколог, фармацевт, врач - педиатр (знакомство с профессиональными особенностями).
Выступление гостей
IV. Итог занятия. Рефлексия.
- Вам предстоит подвести итог нашего занятия: что узнали нового на занятии, как работала ваша команда, т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы
- По цепочке продолжите предложения, можно дать оценку занятия высказав своё мнение одним предложением. Я начну: «Мне понравилось …»
Как выбрать профессию, чтобы потом не пожалеть? (слайд 22)
§ Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни.
§ Помнить, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям.
§ Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок.
§ Работа – это важная, но все-таки только часть жизни.
Заключение:
Если вы сегодня задумались о будущей профессии, значит для вас этот вопрос, актуален. Любое серьёзное решение должно строиться продуманно. Мы надеемся, что информация, полученная сегодня, вам пригодится. Я желаю всем вам найти своё место в жизни, выбрать профессию по душе! Удачи вам на всех экзаменах при выборе профессии. Спасибо!
Литература
1. Ерёменко, Н.И. Предпрофильная подготовка школьников. 5-11 класс. — Волгоград: Изд-во «Панорама», 2006.
2. Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Профориентационная работа в школе: метод. пособие / Е.В. Гурова, О.А. Голерова. – М.: Просвещение, 2007.
4. Савченко, М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой. – М.: Вако, 2005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.