МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГБОУ СПО ЛНР
«Алчевский металлургический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
профориентационного мероприятия на тему:
РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО: цикловой комиссией общепрофессиональных и профессиональных дисциплин Протокол № 5 от 16.05.2023г. Председатель ЦК_________ Фабрицкая Г.С. |
|
РАЗРАБОТАЛА: мастер производственного обучения Ермишина Ирина Петровна |
Алчевск
2023г
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
профориентационного мероприятия на тему:
«Железнодорожный форменный костюм»
Воспитательная цель мероприятия:
Повышать интерес к профессии машинист локомотива и помощник машиниста, ознакомить с историей возникновения и развития этой профессии.
Образовательная цель:
Повышать интеллектуальный и культурный уровень, расширять кругозор подростков; понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Развивающая:
развивать познавательные процессы у подростков; формировать и развивать умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.
Методическая цель:
Активизировать мыслительную деятельность студентов при проведении открытого воспитательного мероприятия.
Задачи воспитательного мероприятия:
1. Вызвать положительные эмоции участников воспитательного мероприятия при разговоре о профессии.
2. Расширить кругозор студентов, способствовать повышению их творческой активности, мотивации к обучению.
3. Раскрыть такие черты характера, как трудолюбие, любознательность, настойчивость, смелость и содействовать воспитанию этих качеств у студентов.
4. Формировать у студентов умение работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
1. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
2. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
3. ОК 3. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
4. ОК 4. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
5. ОК 5. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
Методы и приемы: вступительное слово преподавателя; сообщения студентов; использование информационно-коммуникативных технологий, ТСО.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово (преподаватель)
7 августа в России отмечают день железнодорожника.
Впервые предложение о введении специальной формы для железнодорожников было внесено на рассмотрение императора России министром путей сообщения Генерал-Адьютантом К. Посьетом в январе 1879 года.
История форменного обмундирования железнодорожников неразрывно связана с началом подготовки специалистов-инженеров по строительству и эксплуатации путей сообщения, и в первую очередь с созданием Института Корпуса инженеров путей сообщения в 1809 году.
Так как институт был полувоенным учебным заведением, то форма выпускников и кадетов соответствовала военной форме того времени. Звания и чины работающего люда различались по серебряным эполетам и золочёным звёздочкам на них. Все институтские воспитанники носили офицерский мундир, но эполеты на нём отсутствовали.
На фото: кадет института корпуса инженеров путей сообщения, 1829 год.
Выступление Студента 1:
С 1830 года на мундирах появляются пуговицы, на которых изображены в крестообразном положении якорь и топор. У высшего начальствующего состава на мундирах появляется государственный герб в виде двуглавого орла. Пуговицы с якорем и топором прослужили до 1932 года, после чего появился знак, состоящий из молотка и ключа.
Выступление Студента 2:
Накануне открытия регулярного движения поездов Петербурго-Московской линии было утверждено положение, согласно которому весь обслуживающий персонал разделялся на четыре роты. Им всем полагался мундир военного образца, головным убором служила каска.
На фото: инженер корпуса путей сообщения, 1830-1840 годы.
Выступление Студента 3:
Начиная с 1855 года происходят изменения в покрое форменного обмундирования всех служащих ведомства путей сообщения. Чтобы поднять престиж государственной службы среди нижних чинов, вводится право отличать выслугу лет серебреными галунами.
На фото: штаб-офицер, 1855 год, обер-кондуктор, 1855 год, и обер-телеграфист, 1858 год.
Крестьянская реформа 1861 года обозначила новый период хозяйственного развития России – промышленного капитализма.
3а период 1861-1873 гг. было основано 53 акционерных железнодорожных общества и каждое общество вводило свою форму для служащих.
На фото: сигналист телеграфного корпуса, машинист Николаевской железной дороги и старший начальник дистанции пути, 1861 год.
Выступление Студента 1:
В 1871 году появилась эмблема Главного общества российских железных дорог: два распростертых крыла с колесом.
На фото: начальник станции Главного общества Российских железных дорог, 1871 год.
Первая единая форма одежды для всех железных дорог России (кроме Финляндии) вводится в 1878 году.
Отличия форменного костюма для служащих Министерства путей сообщения заключалось главным образом в цвете выпушек по роду служб (красный, зеленый, синий и желтый).
На фото: начальник депо и старший машинист, 1878 год.
Выступление Студента 2:
В первые годы советской власти железнодорожники донашивали старые форменные костюмы, но без эмблем.
Первая советская железнодорожная форма была введена в 1926 году. С 1932 года особенностями форменного костюма являлись темно-синий цвет ткани и знаки различия красной эмали, размещенные на петлицах.
На фото: машинист II класса, младший начальствующий состав, 1935 год.
В 1943 году, в середине Великой Отечественной войны, произошли очередные изменения в военной и ведомственной униформе. Приблизить её к военной форме Вооружённых Сил СССР в тот момент диктовалось необходимостью общего соблюдения дисциплины. Были введены персональные звания и новые знаки различия, располагавшиеся на погонах.
На фото: директор-полковник пути и строительства, старший начальствующий состав (слева) и старший кондуктор (справа), 1943 год.
Выступление Студента 3:
В 1955 году действующая форма была заменена формой гражданского образца. Отказаться от формы вообще в МПС не смогли — традиции сыграли свою роль.
Поэтому знаки различия железнодорожников сохранились, однако вновь перекочевали на петлицы, как в 1930-е годы, а сам покрой униформы заметно упростился и потерял парадный характер.
В 1963 году вместо кителей и тужурок работники железных дорог получили современные костюмы чёрного цвета (для зимней формы) и серые (для летней).
На форме появляется эмблема железных дорог СССР — колесо и крылья. Технический знак (молоток и ключ) сохранился.
На фото: начальник дороги, высший начальствующий состав, в зимней и летней форме 1963 год.
Выступление Студента 1:
Ряд серьёзных изменений произошёл в форменной одежде железнодорожников в начале 1970-х. Фактически, именно в это время сложился внешний образ работника советского железнодорожного транспорта, просуществовавший вплоть до крушения советской системы.
На фото: начальник отдела сигнализации и связи отделения железной дороги, старший начсостав, 1979 год, ревизор пассажирских поездов, средний начсостав, 1985 год.
Еще одна смена форменной одежды и знаков различия произошла в 1995 году.
В 2010 году в целях улучшения имиджа организации была разработана новая форма. Фирменные цвета формы – синий, серый, серебристый, красный.
Выступление Студента 2:
Форменная одежда работника железной дороги говорит о его причастности к корпорации ОАО РЖД. Ее ношение обязательно для всех структурных подразделений. О принадлежности к какому-либо региональному филиалу компании говорит специальный знак на рукаве кителя или рубашки - аббревиатура отделения железной дороги. Пенсионеры-железнодорожники имеют право надевать свою форменную одежду с теми знаками различия, которые были получены ими в момент выхода на заслуженный отдых.
На фото. Форма работника локомотивной бригады.
Выступление преподавателя:
В отличие от кадровых работников, форма студентов железнодорожных учебных заведений не является унифицированной.
Однако студенты каждого из них обязаны носить определенную одежду на занятия - во многом она напоминает обмундирование работников железных дорог:
Черные или темно-синие строгие прямые юбки и брюки. Классическая железнодорожная рубашка с погонами, а иногда и определенным знаком отличия - голубая или белая. Галстук с держателем в виде символа железнодорожных перевозок. Иногда - трикотажная жилетка с фирменной окантовкой. Фуражка или пилотка с фирменным знаком РЖД.
На фото. Форма студента-железнодорожника.
У всех работников железных дорог всегда имелась своя отличительная профессиональная форма, причём, каждая дорога привносила в служебную одежду свои отличительные элементы, характерные для определённого региона.
РЕФЛЕКСИЯ.
Вот и подошло к концу наше воспитательное мероприятие.
Мы услышали сегодня много из истории формы работников железнодорожного транспорта. Надеюсь, каждый из вас расширил свои знания об истории выбранной профессии и еще раз продумал правильность сделанного выбора.
Для железнодорожного транспорта профессия "Машинист локомотива" останется востребованной ещё долгие-долгие годы.
Благодарю всех! Успехов вам!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.