Что значит быть успешным человеком?
Разработала: Раманаускайте
Элина Александрасовна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ №202
г. Новосибирска
Пояснительная записка
Данная разработка интегрированного внеклассного мероприятия по социализации (классный час) и русской литературе разработано для учащихся 10-11 классов общеобразовательных и инновационных школ по тематике «Я в современном мире» (о воспитании нравственных качеств подрастающего поколения).
Целью занятия является развитие у учащихся стремления к своему собственному успеху.
Задачи:
1. ознакомить с понятием «успешный человек»;
2. развивать желание познать себя;
3. воспитывать трудолюбие, в том числе душевное;
4. развивать коммуникативные способности учащихся;
Ожидаемый результат: по окончании занятия учащиеся будут понимать слово «успех», «успешный человек», смогут выстроить собственный маршрут своего успеха в Зоне ближайшего развития; смогут рассуждать, высказывать свое мнение, коммуницировать.
Концептуальные подходы:
- межпредметная связь;
- психологические мини-тренинги;
- схемотехника;
- формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
Оборудование:
- интерактивная доска;
- листочки с цитатами;
- фломастеры,скотч;
Ход занятия
Учитель: Здравствуйте ребята! В добром расположении нашего социума мы попытаемся с вами поговорить о самом сокровенном, поделиться своими проблемами. Умные и пытливые взгляды говорят мне о готовности начать разговор
Психологический настрой. Прием «Подари мне доброе слово»
Целеполагание: мы с вами поговорим об успехе и успешном человеке. Советы психологов, мини-тренинги, работа с понятиями - всё это поможет разрешить поставленную перед нами проблему.
Проблема: душевный комфорт, везение, спокойствие в семье - это успешно устроенная жизнь... Попробуем продолжить этот перечень и поразмышлять.
Эпиграф занятия:
Ничто не имеет такого успеха, как успех
А.Ф. Амиель
Мы часто слышим: «К нему пришёл успех». Или говорим близкому человеку: «Желало успеха!» Что же такое «успех»? Почему его все ждут и так к нему стремятся?
Вопрос к учащимся: Как вы думаете, что заключает в себе слово?
(Предполагаемые ответы:
ü признание в обществе;
ü достижение каких-либо результатов в чем-либо;
ü везение;
ü семейное счастье;
ü открытие в науке).
Компетентные источники разъясняют нам «Успех» - удача в достижении чего-либо, общественное признание; хорошие результаты в работе, учёбе (по Ожегову). «Успешный» - заключающий в себе успех, удачный.
Мы ждём всегда своего успеха. Но мы все разные, а значит, успех принимаем каждый по-своему. Схемотехника на доске.
душевный
комфорт, спокойствие,
ровная жизнь
что-то одностороннее, яркое, всплеск
Вопросы: Что для вас успех? Какой успех вы предпочитаете?
(обмен мнениями в группах. Лидеры отвечают. Индивидуальные ответы также приветствуются.).
Учитель: психологи утверждают, что быть успешным невозможно в вакууме. Успех возможен лишь в диалоге, когда можно сравнивать свои достижения с достижениями других людей, и увидеть свой «духовный рост». Но и диалог возможен и в хорошем, и в плохом социуме. Давайте вместе порассуждаем, глядя на доску (схема – на интерактивной доске)
СОЦИУМ
Хороший Плохой
(тот, который несет (тот, который существует
в себе положительные действия) вопреки эталонам общества),
Основные черты: Основные черты:
общие интересы, стадность,
лидерские качества, бесполезность,
стойкость, противопоставление себя
решительность обществу,
опасность для окружающих
Учитель: в каком социуме, по Вашему мнению, быть успешным легче? (вывод: низкий уровень интеллекта не требует особых затрат, нет открытий, полезных обществу, нет оценки достоинств. Поэтому сложнее быть успешным в позитивном, положительном обществе)
Итак, мы определились, что в хорошем, позитивном социуме быть успешным гораздо сложнее. Для этого необходимо образование, самообразование, знание этикета и пр.
В диалоге в хорошем социуме есть всегда некто, от кого зависит твоя судьба. И не всегда этот человек - твой друг. Он может быть и недоброжелателем, между вами возможны антипатия и неприязнь. Но он - влиятельный человек. Как можно наладить контакт с ним? (обмен мнениями в группах. Лидеры отвечают).
Психологи утверждают, что у человека есть
2 вида недостатков:
1. Комплексующие
(от которых мы испытываем комплекс,
краснеем по поводу своей внешности,
походки, речи. То, о чем мы тщательно
умалчиваем, не выставляем напоказ. Нас
оскорбляет напоминание о них)
2. Некомплексующие
(которые не вызывают в нас комплекса,
о них говорят вслух
Например, «ой, я такая транжира!»
«Я – соня!»
«Мне с детства не привили любовь к цветам,
Я их не выращиваю дома»)
Так вот, друзья мои, мы с вами сейчас проведем мини-тренинг. А задание такое: чтобы быть успешным человеком, необходимо подарить недоброжелателю в достоинство свой некомплексующий недостаток. И это будет без морального ущерба для себя. Как это сделать?
(Пример: девушка стесняется своей полноты. И ей не следует дарить недоброжелателю в достоинство то, что та хорошо сложена. Это будет приятным для другого, но в ущерб себе. Результата не будет. Нужно дарить в достоинство свой некомплексующий недостаток.
Например: «У вас великолепно получается тесто на пирожки. У меня такое не получится никогда!»
Уверяю вас, в следующий раз эта недоброжелательница угостит вас пирожками с улыбкой на лице. Ваши отношения наладятся. Разве это не успех?
МИНИ-ТРЕНИНГ
Учитель дает задание: напишите в столбик свои некомплексующие недостатки. Представьте, что в этом коллективе есть влиятельное лицо. Вам нужно наладить контакт. Как вы это сделаете? (обсуждение в группах – 3 минуты. Самостоятельная работа – 5 минут).
Далее идет работа в парах. Учащиеся дарят друг другу некомплексующие недостатки.
Рефлексия: (к спрашивающему - что вы испытали, подарив свой некомплексующий недостаток?
к отвечающему - что испытали вы, получив его получили?)
Учитель: это небольшое упражнение поможет вам стать успешным в обществе, в семье, наладить контакт с другими людьми. Избежать стрессов, облегчить свою жизнь.
Вот ещё один момент. Принято считать, что человека волнуют три аспекта:
1. моё тело (физический);
2. моё «я» (интеллект, увлечения);
3. мы («я» в обществе).
Задание: выберите снеговика для успешного человека и расставьте приоритеты, т.е. чего должно быть больше или меньше (Идет обсуждение в группах. Лидеры выражают точку зрения группы)
(учащиеся выбирают и обосновывают).
Учитель:
I. человека застойных времён, когда он был лишь винтиков в огромном механизме. Нет индивидуальности, нет открытия, нет самоудовлетворения. И нельзя так относиться к своему здоровью. Больной и слабый, разве может быть успешным?
II. Есть сегодня такие, кто особенно тщательно следит за своим здоровье и питанием. Эта забота перекрывает всё остальное. Меньше всего их волнует общественное мнение. Этот снеговик упадёт, он неустойчив.
V. Психологи считают, что только в равенстве всех трёх аспектов возможен успех.
Учитель: надо навести порядок в своём теле, следить за здоровьем, быть в ладу с семьёй, развивать свои способности, использовать их в обществе, получать от этого удовольствие - это будет ваш успех.
Вспомним стихотворение Н.А. Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Давайте еще поговорим о том, как важен труд в жизни человека, чтобы он чувствовал себя успешным!
(На столах – цитаты русских писателей и поэтов. Каждая группа дает разъяснение своей цитаты
Труд облагораживает человека (Белинский В.Г.)
Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти человеческое достоинство. (Толстой Л.Н.)
Труд будит в человеке творческие силы (Толстой А.К.)
Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастья, его восторги. (Чехов А.П.)
Хочется дать ещё один маленький совет:
Научитесь задавать вопросы и слушать ответы. Вопросы должны быть важными для человека. Примечательна одна из традиций у казахов: при встрече мы слышим: «Как мама?», а потом всё остальное. Бесспорно, мама - самое дорогое, что есть у тебя. И разве неприятно, когда интересуются дорогим для тебя человеком?
А какие Вы можете еще привести примеры из этикета других народов?
Успешным хочет быть человек в каждую минуту. Один мудрец сказал «Богат тот, кто дает». Давайте, устроим себе эти приятные минуты.
МИНИ-ТРЕНИНГ
Задание: для начала запишите свои достоинства на листочке и оставьте их на своей парте. Ни с кем это не обсуждайте! Потом прикрепите на спину друг другу чистый листочек. В течение 3 минут вам разрешается свободно передвигаться по классу и записывать на спинах одноклассников достоинства, которыми они обладают. Позже вы сможете сравнить: совпадут ли ваше мнение с новым, подаренным. (Игра).
Рефлексия по вопросам
что вы чувствуете после занятия?
полезна ли была для вас информация?
Учитель: вернёмся к нашей проблеме и эпиграфу. Разрешили мы ее на этом занятии? Чем нам помог эпиграф? (обсуждение).
И в заключении хочется сказать: «Успех - то, что обновляет человека, окрыляет его. Это наслаждение жизнью. А, чтобы наслаждаться ею, нужно быть в мире с самим собой, нужна польза обществу, близким, семье от тебя. Не правда ли? ЖЕЛАЮ УСПЕХА!»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.