Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» для обучающихся 8 класса разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №287, Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее – ФОПООО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая2023 г. №370, Методических рекомендаций по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 25 апреля 2023 г.№ДГ-808/05), Методических рекомендаций по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования 5 (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01 июня 2023 г. №АБ-
2324/05).Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 8в класса на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее». Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является ранняя профориентация обучающихся 8в класса, позволяющая сконцентрироваться на достижении соответствующих личностных и предметных результатов, осознанно подойти к решению проблемы выбора индивидуальной образовательной траектории и направления получения профессионального образования. Одним из современных и эффективных вариантов реализации профориентационной работы в общеобразовательной организации является участие школы во Всероссийском проекте «Билет в будущее». Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно‐активизирующего, информационно‐обучающего, практико‐ориентированного и диагностикоконсультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению и вовлечению всех участников образовательного процесса.
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты».
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 8 класса. Задачи:‒ построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся, основанной на сочетании мотивационно‐активизирующего, информационно‐обучающего, практико‐ориентированного и диагностико‐консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех участников образовательного процесса;‒ выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно ‐ личностной) и внешней (знание в виде карьерной грамотности) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;‒ формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно‐профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;‒ информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями, и отраслями экономики РФ) посредством различных мероприятий, в том числе профессиональных проб;‒ формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценкиу спешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно‐профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;‒ формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
В сфере гражданского воспитания: ‒ готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; ‒ готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. В сфере патриотического воспитания: ‒ осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ‒ ценностное отношение к достижениям своей Родины – России и собственного региона, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа. В сфере духовнонравственного воспитания: ‒ ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора. В сфере эстетического воспитания:‒ восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;‒ осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;‒ стремление к творческому самовыражению в любой профессии;‒ стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:‒ осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;‒ ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;‒ способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;‒ сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания:‒ осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе;‒ установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;‒ интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;‒ осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;‒ готовность адаптироваться в профессиональной среде;‒ уважение к труду и результатам трудовой деятельности;5‒ осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. В сфере экологического воспитания: ‒ повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; ‒ осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность, и необходимости минимизации этого ущерба; ‒ осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. В сфере понимания ценности научного познания: ‒ овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; ‒ овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:‒ выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;‒ самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);‒ с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;‒ предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;‒ делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;‒ применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;‒ выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;‒ находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;‒ самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных обучающихся по Программе. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:‒ воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения;‒ выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;‒ распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;‒ понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;‒ в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;‒ сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие сходство позиций;‒ публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);‒ понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;‒ выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:‒ выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;‒ самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;6‒ делать выбор и брать ответственность за решение;‒ владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;‒ давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;‒ учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;‒ объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;‒ вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;‒ уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при переходе обучающихся 6‐11 классов с одной ступени обучения на другую (при переходе из класса в класс).Программа курса рассчитана на 34 часа (ежегодно), в рамках, которых предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии, мастер‐классы, решения кейсов, встречи с представителями разных профессий, профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, конкурсы про ориентационной направленности.
Программа внеурочной про ориентационные деятельности «Билет в будущее» разработана с учётом возрастных особенностей, обучающихся 8 класса.
Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ – счастье в труде) (1 час) Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития. Культура труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и экономикой страны. Познавательные цифры и факты об отраслях экономического развития, профессиональных навыков и качеств, востребованных в будущем. Формирование представлений о развитии и достижениях страны в следующих сферах: медицина и здоровье; архитектура и строительство; информационные технологии; промышленность и добыча полезных ископаемых; сельское хозяйство; транспорт и логистика; наука и образование; безопасность; креативные технологии; сервис и торговля; предпринимательство и финансы. Формы проведения занятий: просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания на занятие.
Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой свое будущее» (введение в профориентацию) (1 час) занятие знакомит обучающихся с разнообразием направлений профессионального развития, возможностями прогнозирования результатов профессионального самоопределения. На занятии раскрываются существующие профессиональные направления, варианты получения профессионального образования (уровни образования).
Актуализация процессов профессионального самоопределения. Информирование школьников о видах профессионального образования (высшее образование / среднее профессиональное образование). Помощь школьникам в соотнесении личных качеств и интересов с направлениями профессиональной деятельности. Формы проведения: Каждому компоненту посвящен отдельный блок занятия, в рамках которого обучающиеся дискутируют, смотрят видеоролики. Выполняют практические задания. Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор результатов (1 час) Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», доступна профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль». Профориентационная диагностика обучающихся на интернетплатформе profmin.bvbinfo.ru (для незарегистрированных участников) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы. Методика «Мой профиль» – диагностика интересов, которая позволяет рекомендовать профиль обучения и направления развития. Методика предусматривает 3 версии: для 6-7, 8-9 и 10-11классов. Тест реализуется в форме кейсов, время прохождения – около 15 минут. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформеhttps://bvbinfo.ru/). Формы проведения: Профориентационная диагностика «Мой про-филь».7Профориентационная диагностика проводится на персональном компьютере (телефоне) с устойчивым доступом в Интернет. Методика «Мои профсреды». Диагностика осуществляется в онлайн-формате (доступна в личном кабинете обучающегося – участника проекта), предоставляется возможность проведения как в образовательной организации, так и в домашних условиях. Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России» (дополнительное образование, уровни профессионального образования, стратегии поступления) (1 час) обучающиеся знакомятся с понятием «профессиональное образование» и его уровнями, учатся соотносить профессии и уровень образования, который требуется для их освоения, узнают об условиях поступления, длительности обучения, результатах образования в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Формы проведения: Просмотр видеоролика о значении образования для профессионального будущего человека. Парная и групповая работа по выстраиванию последовательности уровней общего образования. Участие в игре о возможностях, которые дает дополнительное образование школьникам.
Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практик ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: Для педагогов-навигаторов Всероссийского проекта «Билет в будущее» будет доступна вариативность для выбора онлайн-проб в цифровом инструменте проекта «Конструктор будущего». Для формирования программы онлайнпроб рекомендовано в первое занятие включить профессиональную пробу по профессии в сфере науки и образования. ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. ‒ Постановка задачи и подготовительнообучающий этап. ‒ Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Формы проведения: Просмотр тематических видеороликов, интерактивное взаимодействие, дискуссии, обсуждение.
Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1) (на выбор: импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность) (1 час) Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1). Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики, и со временем результат этой работы займет достойное место не только на российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и тематики на выбор: импорт замещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность.
Тема 6. Профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор результатов (1 час)8Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» (обязательна для проведения). Проведение диагностики возможно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы. Методика «Мои ориентиры» – онлайн-диагностика особенностей построения образовательно профессиональной траектории. В 8-11 классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровня готовности к профессиональному самоопределению. Версия 6-7 классов включает только диагностику готовности к профессиональному самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).Формы проведения: Просмотр видеосюжетов, обсуждение в формате дискуссий. Онлайн - диагностика.
Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья) (1час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере промышленности и производственных технологий. Знакомство на основе видеосюжетов иинтервью с экспертами и специалистами в области промышленной и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития промышленности, направленное на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области промышленности и смежных отраслей. Формы проведения: Просмотр и обсуждение видеоинтервью с экспертами в сфере промышленности с использованием элементов форсайт-сессии
Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. ‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. ‒ Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Формы проведения: Просмотр тематических видеороликов, интерактивное взаимодействие -игры, дискуссии, обсуждение.
Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» (информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере цифровых технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сквозных цифровых технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития цифровизации, направленной на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области цифровой экономики и смежных отраслей. Форма проведения: Просмотр и обсуждение видео - интервью с экспертами в области экономики и предпринимательства с использованием элементов форсайт-сессии.
Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий»(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.) (1 час)Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере цифровых технологий, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. ‒ Постановка задачи и подготовительнообучающий этап. ‒ Практическое выполнение задания.‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).Формы проведения: Просмотр тематических видеороликов, интерактивное взаимодействие -игры, дискуссии, обсуждение.
Тема 11. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) (на выбор: медицина, реабилитация, генетика) (1 час) Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2, 1 час) Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики и со временем результат этой работы займет достойное место не только на российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и тематики на выбор: медицина, реабилитация, генетика.
Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» (обязательна для проведения) . Проведение диагностики возможно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Комплексная методика «Мои таланты» определяет профессиональные интересы и сильные стороны обучающихся с подсвечиванием «зон потенциала» (талантов), рекомендуемых отраслей и профессий. Методика предусматривает версии для 6-7, 8-9 классов, в силу особенностей образовательных возможностей для данной нозологии. Рекомендуем проходить диагностику в сопровождении учителя, родителя, тьютора для предотвращения случаев, когда у ученика возникают сложности с платформой, непонимание слов, интерпретации результатов. Также рекомендуется видео-сопровождение для знакомства с результатами и рекомендациями для пользователя. Для обучающихся – участников проекта «Билет в будущее» доступно дополнительное тестирование по методикам «Мои возможности» и «Мои способности» (проводится по желанию обучающихся). Дополнительное тестирование увеличивает точность и полноту рекомендаций. Тестирование проводится в рамках дополнительных занятий или в домашних условиях. Для тестирования рекомендуется использовать стационарные компьютеры или ноутбуки, в случае отсутствия такой возможности допускается использование мобильных устройств. Формы проведения: Просмотр видеосюжетов, обсуждение в формате дискуссий. Онлайн -диагностика.
Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере инженерного дела. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области инженерной и инжиниринговой деятельности. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития инженерного дела, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области инженерной деятельности и смежных отраслей. Формы проведения: Просмотр и обсуждение видео-интервью с экспертами в сфере инженерного дела с использованием элементов форсайт-сессии.
Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженер конструктор, электромонтер и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии), в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.‒ Постановка задачи и подготовительнообучающий этап.‒ Практическое выполнение задания.‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).Формы проведения: Просмотр тематических видеороликов, интерактивное взаимодействие -игры, дискуссии, обсуждение.
Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность» (федеральная государственная, военная и правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах) (1 час)обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и обязанностях государства в отношении своих граждан, а также о государственных органах, которые ответственны за реализацию этих функций; знакомятся с понятием «правоохранительные органы» и с основными профессиями в сфере, соотнося различные ведомства с занятыми в них сотрудниками; актуализируют знания о возможностях и ограничениях работы в госструктурах, в частности, об особенностях работы в правоохранительных органах. Формы проведения: Просмотр видеоролика о функциях государства с последующим обсуждением. Работа в парах: выполнение упражнения на соотнесение профессий и видов войск. Работа в командах: участие в игре, направленной на распознавание профессий по их описанию.
Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям навыбор: специалист по кибербезопасности, юрист и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере управления и безопасности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. ‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. ‒ Практическое выполнение задания.‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).Формы проведения: Просмотр тематических видеороликов, интерактивное взаимодействие -игры, дискуссии, обсуждение.
Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Мое будущее – моя страна» (1 час) Разбор и обсуждение полученного опыта в рамках серии профориентационных занятий. Постановка образовательных и карьерных целей. Формирование планов образовательных шагов иформулирование карьерной траектории развития. Развитие проектного мышления, рефлексивного сознания обучающихся, осмысление значимости собственных усилий для достижения успеха, совершенствование субъектной позиции, развитие социально-психологических качеств личности. Форма проведения: Групповое обсуждение, рефлексия, разбор полученного опыта за первое полугодие по результатам участия в профориентационных занятиях, практические задания и упражнения, просмотр видеороликов.
Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и сельского хозяйства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сельского хозяйства и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития АПК, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области экономики сельского хозяйства и смежных отраслей. Формы проведения: Просмотр и обсуждение видео – интервью с экспертами в сфере агропромышленного комплекса и сельского хозяйства с использованием элементов форсайт -сессии.
Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в аграрной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.‒ Практическое выполнение задания.‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).Формы проведения: Просмотр тематических видеороликов, интерактивное взаимодействие -игры, дискуссии, обсуждение.
Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в областимедицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии) (1 час)Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны всфере медицины и здравоохранения. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспер-тами и специалистами в области современной медицины и смежных технологий. Повышениеинформированности о достижениях и перспективах развития здравоохранения, направленного нарешение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области медицины и смежных отраслей.Формы проведения:Просмотр и обсуждение видео – интервью с экспертами в сфере медициныи здравоохранения с использованием элементов форсайт-сессииТема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) (1 час)Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложенийсимуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.Профессиональная проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой обучающимсянеобходимо пройти последовательность этапов:‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.‒ Практическое выполнение задания.‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).Формы проведения:Просмотр тематических видеороликов, интерактивное взаимодействие -игры, дискуссии, обсуждение.Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества»(сфера социального развития, туризма и гостеприимства) (1 час)Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны всфере социального развития, туризма и гостеприимства. Знакомство на основе видеосюжетов иинтервью с экспертами и специалистами в области социально-экономического развития. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития социальной сферы, направленной на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области социальной сферы и смежных отраслей. Формы проведения: Просмотр и обсуждение видео – интервью с экспертами в сфере социального развития, туризма и гостеприимства с использованием элементов форсайт - сессии.
Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» (моделирующаяонлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.) (1 час)Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба в социальной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. ‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. ‒ Практическое выполнение задания.‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).Формы проведения: Просмотр тематических видеороликов, интерактивное взаимодействие -игры, дискуссии, обсуждение.
Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера культуры и искусства) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере культуры и искусства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области креативной экономике и творческих индустрий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития креативного сектора экономики, направленных на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о творческих профессиях, современном рынке труда в данной области и смежных отраслей. Формы проведения: Просмотр и обсуждение видео – интервью с экспертами в области творческой индустрии с использованием элементов форсайт- сессии.
Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере творчества, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.‒ Практическое выполнение задания.‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).Формы проведения: Просмотр тематических видеороликов, интерактивное взаимодействие -игры, дискуссии, обсуждение.
Тема 25. Про ориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер, эколог) (1 час) Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): учитель, актёр, эколог. Формы проведения: Погружение в профориентационную тематику на основе просмотра и обсуждения видео сюжетов в формате реалити-шоу.
Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2) (пожарный, ветеринар, повар) (1 час)Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): пожарный, ветеринар, повар. Формы проведения: Погружение в профориентационную тематику на основе просмотра и обсуждения видео сюжетов в формате реалити-шоу. Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) (1 час) Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для школьников. Формирование познавательного интереса к вопросам профориентации на основе знакомства с личной историей труда и успеха героев сериала, мотивация и практическая значимость на основе жизненных историй. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 1-4 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям:1 серия: начальник конструкторского отдела компании «ОДК-Авиадвигатели», владелец семейной фермы «Российские альпаки», шеф-повар ресторана «Peshi».2 серия: мастерпожарный специализированной пожарно-спасательной части по тушению крупных пожаров, второй пилот авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии», полицейский кинолог Отдельного батальона патрульнопостовой службы полиции на метрополитене.3 серия: инженер-технолог отдела анализа эффективности и сборки автомобилей компании «Камаз», архитектор и руководитель «Архитектурного бюро Маликова», нейробиолог, начальник лаборатории нейонаук Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий (НИЦ«Курчатовский институт»).4 серия: мастер участка компании «ОДК-Авиадвигатели», скульптор, руководитель Курчатовского комплекса синхротронно-нейтринных исследований (НИЦ «Курчатовский институт»).Формы проведения: Просмотр профориентационного сериала, обсуждение историй героев, обмен мнением, марафон профориентационных вопросов.
Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) (1 час)Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для школьников. Каждая серия знакомит обучающихся с личной историей труда и успеха, мотивирует и несет в себе практическую значимость. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 5-8 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям:5 серия: сварщик, методист в Музее оптики, врач ЛФК и спортивной медицины, реабилитолог.6 серия: врач-педиатр Псковской областной инфекционной больницы, основательница концептстора «Палаты», основатель дома-музея «Этнодом». 367 серия: сыровар на семейном предприятии, оператор ЧПУ в компании «Лобаев Армс», учитель физики, замдиректора школы «Экотех +».8 серия: краевед, технолог, начальник бюро окончательной сборки изделий машиностроительного завода «Тонар», травматолог-ортопед, клинический ординатор. Формы проведения: Просмотр профориентационного сериала, обсуждение историй героев, обмен мнением, марафон профориентационных вопросов.
Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)Темы 29-33 – серия профориентационных занятий в формате марафона по профессиональным пробам: решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/), направленных на погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии), в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.‒ Постановка задачи и подготовительнообучающий этап.‒ Практическое выполнение задания.‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).Формы проведения: Просмотр тематических видеороликов, интерактивное взаимодействие -игры, дискуссии, обсуждение.
Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере» (моделирующаяонлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час) Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в цифровой сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: 37‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.‒ Постановка задачи и подготовительнообучающий этап.‒ Практическое выполнение задания.‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).Формы проведения: Просмотр тематических видеороликов, интерактивное взаимодействие -игры, дискуссии, обсуждение.
Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.‒ Практическое выполнение задания.‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).Форма проведения: Просмотр тематических видеороликов, интерактивное взаимодействие -игры, дискуссии, обсуждение.
Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» (моделирующаяонлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час) Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.‒ Практическое выполнение задания.‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).Формы проведения: Просмотр тематических видеороликов, интерактивное взаимодействие игры, дискуссии, обсуждение.
Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час) Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в креативной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.‒ Практическое выполнение задания.‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).Формы проведения: Просмотр тематических видеороликов, интерактивное взаимодействие 16игры, дискуссии, обсуждение.
Тема 34. Профориентационное занятие «Мое будущее – Моя страна» (1 час) Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного опыта по профессиональным средам, знакомству с рынком труда и отраслями экономики, профессиями и требованиями к ним. Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта интереса к профессиональной деятельности. Формирование представления о собственных интересах и возможностях, образа «Я» в будущем. Построение дальнейших шагов в области профессионального самоопределения. Формы проведения: Занятие завершающего цикла по профориентационной деятельности. Анализ и осознание полученного опыта, обсуждение ключевых форматов работы (просмотр видеосюжетов, игры, задания,
онлайн - пробы, диагностика и др.)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема, раздел курса |
Вид занятия |
Основное содержание |
Основные виды деятельности обучающихся |
Дата |
1 |
Тема 1. Установочное занятие «Моя Россия – мои горизонты, мои достижения» (1 час) |
Установочное |
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития. Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях страны. Разделение труда как условие его эффективности. Разнообразие отраслей. Цели и возможности курса “Россия - мои горизонты”, виды занятий, основные образовательные формы, правила взаимодействия. Платформа «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/, возможности личного кабинета обучающегося. |
Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа. Работа с памятками и материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
2. |
Тема 2. Тематическое профориентацион ное занятие «Открой свое будущее» (1 час) |
Тематическ ое профориент а- ционное |
8 кл. Соотнесение личных качеств и интересов с направлениями профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции, «мягкие» и «твердые» навыки. |
Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, заполнение анкет самооценки. Работа с памятками и материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
3. |
Тема 3. Тематическое профориентацион ное занятие «Познаю себя» (1 час) |
Тематическо е профориента ц ионное |
Составляющие готовности к профессиональному выбору, особенности диагностик для самостоятельного прохождения на платформе «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/ Диагностика «Мои интересы».
|
Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа. Работа с памятками и материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная |
|
|
|
|
|
работа. |
|
4. |
Тема 4. Россия аграрная: растениеводство, садоводство (1 час) |
Отраслевое |
Знакомство обучающихся с ролью сельского хозяйства в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях аграрной сферы, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели: агрохолдинги, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. садоводство, цветоводство, лесоводство. |
Просмотр видеороли ков, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
5 |
Тема 5. Россия индустриальная: атомная промышленно сть (1 час) |
Отраслевое |
Знакомство обучающихся с ролью атомной промышленности в экономике нашей страны. Достижения России в сфере атомной промышленности, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейший работодатель отрасли - корпорация "Росатом", географическая представленность корпорации, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. |
Просмотр видеороли ков, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
6. |
Тема 6. Практико- ориентированное занятие (1 час) |
Практико- ориентирован ное |
Занятие посвящено «формуле профессии» - схеме описания профессии, созданной для облегчения поиска профессии по критериям: предмет профессиональной деятельности, направление дополнительного образования, условия работы, школьные предметы, личные качества, цели и ценности, а также компетенции. |
Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа. Групповая работа. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
7. |
Тема 7. Россия аграрная: пищевая |
Отраслевое |
Продолжение знакомства обучающихся с ролью сельского хозяйства в экономике нашей страны. Достижения России в |
Просмотр видеороли ков, прохождение опроса в |
|
|
промышленно сть и общественное питание (1 час) |
|
рассматриваемых отраслях аграрной сферы, актуальные задачи и перспективы развития. Особенности работодателей, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как пищевая промышленность и общественное питание. |
игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
8. |
Тема 8. Россия здоровая: биотехнологии, экология (1 час) |
Отраслевое |
Знакомство обучающихся с ролью рассматриваемых отраслей в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях «биотехнологии», «экология», актуальные задачи и перспективы развития. Особенности работодателей, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
Просмотр видеороли ков, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
9. |
Тема 9. Россия безопасная: полиция, противопожарна я служба, служба спасения, охрана (1 час) |
Отраслевое |
Знакомство обучающихся с ролью служб безопасности в экономике нашей страны. Достижения России в рассматриваемых отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Особенности работодателей, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. 8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных подготовки в профессиональных образовательных организациях. |
Просмотр видеороли ков, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
10. |
Тема 10. Практико- ориентированное занятие (1 час) |
Практико- ориентирован ное |
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - пищевая промышленность и общественное питание; - биотехнологии и экология. |
Знакомство с профессиями из изученных отраслей на основе материалов от работодателей. Выполнение практ ико- ориентированных заданий различной направленности (аналитических, исследовательских, моделирующих). Анализ профессий из изученных отраслей на основе «формулы профессий».
|
|
11. |
Тема 11. Россия комфортная: транспорт (1 час) |
Отраслевое |
Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях комфортной среды, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели в отрасли «Транспорт», их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
Просмотр видеороли ков, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
12. |
Тема 12. Россия здоровая: медицина и фармация (1 час) |
Отраслевое |
Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике нашей страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их |
Просмотр видеороли ков, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, |
|
|
|
|
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как медицина и фармация. |
выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
13. |
Тема 13. Россия деловая: предприниматель ство (1 час) |
Отраслевое |
Знакомство обучающихся с ролью деловой сферы в экономике нашей страны. Достижения России в отрасли предпринимательства, актуальные задачи и перспективы развития. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. |
Просмотр видеороли ков, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
14. |
Тема 14. Россия комфортная: энергетика (1 час) |
Отраслевое |
Знакомство обучающихся с ролью энергетики в экономике нашей страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
Просмотр видеороли ков, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
15. |
Тема 15. Практико- ориентированное занятие (1 час) |
Практико- ориентирован ное |
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей |
Знакомство с профессиями из изученных отраслей на основе материалов от работодателей. Выполнение практ ико- ориентированных заданий различной направленности (аналитических, |
|
|
|
|
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - транспорт и энергетика; - медицина и фармация; - предпринимательство. |
исследовательских, моделирующих). Анализ профессий из изученных отраслей на основе «формулы профессий».
|
|
16 |
Тема 16. Проектное занятие (1 час) |
Проектное |
Обучающиеся переходят от знакомства с информацией и выполнения упражнений к более активному проектированию собственной деятельности и поиску ответов на свои вопросы, связанные с профориентацией. Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство с особенностями проведения тематической беседы с родителями (значимыми взрослыми). В зависимости от возраста ученики готовят более узкий или более широкий список вопросов для беседы и знакомятся с правилами и особенностями проведения интервью. Материалы занятия могут быть использованы учениками в самостоятельной деятельности. |
Работа с памятками и материалами занятия, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа. Работа в группах. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
17. |
Тема 17. Профориентационн ое тематическое занятие «Мое будущее» (1 |
Профориента ционное |
6, 8, 10 кл. Личностные особенности и выбор профессии. Формирование представлений о значимости личностных качеств в жизни человека и в его профессиональном становлении. Повышение мотивации к самопознанию, |
Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа. |
|
|
час) |
|
пониманию своих преимуществ и дефицитов в рамках отдельных профессиональных обязанностей. Средства компенсации личностных |
Работа с памятками и материалами занятия. Работа под руководством о педагога, самостоятельная работа. |
|
18 |
Тема 18. Россия индустриальная: добыча и переработка (1 час) |
Отраслевое |
Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике нашей страны. Достижения России в изучаемых отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. |
Просмотр видеороли ков, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
19. |
Тема 19. Россия индустриаль ная: легкая промышленнос ть (1 час) |
Отраслевое |
Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике нашей страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
Просмотр видеороли ков, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
20. |
Тема 20. Россия умная: наука и образование (1 час) |
Отраслевое |
Знакомство обучающихся с ролью науки и образования в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях науки и образования, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального |
Просмотр видеороли ков, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством |
|
|
|
|
образования. |
педагога, самостоятельная работа. |
|
21. |
Тема 21. Практико- ориентированное занятие (1 час) |
Практико- ориентирован ное |
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - добыча и переработка, легкая промышленность; - наука и образование. |
Знакомство с профессиями из изученных отраслей на основе материалов от работодателей. Выполнение практ ико- ориентированных заданий различной направленности (аналитических, исследовательских, моделирующих). Анализ профессий из изученных отраслей на основе «формулы профессий».
|
|
22. |
Тема 22. Россия индустриаль ная: тяжелая промышленно сть, машиностроен ие (1 час) |
Отраслевое |
Знакомство обучающихся с ролью тяжелой промышленности и машиностроения в экономике нашей страны. Достижения России в тяжелой промышленности и машиностроении, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
Просмотр видеороли ков, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
23. |
Тема 23. Россия безопасная: |
Отраслевое |
Знакомство обучающихся с ролью военнопромышленного комплекса в экономике |
Просмотр видеороли |
|
|
военно- промышленный комплекс (1 час) |
|
нашей страны. Достижения России в отраслях военно-промышленного комплекса, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
ков, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
24. |
Тема 24. Практико- ориентированное занятие (1 час) |
Практико- ориентирован ное |
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - тяжелая промышленность и машиностроение; - военно-промышленный комплекс. |
Знакомство с профессиями из изученных отраслей на основе материалов от работодателей. Выполнение практ ико- ориентированных заданий различной направленности (аналитических, исследовательских, моделирующих). Анализ профессий из изученных отраслей на основе «формулы профессий».
|
|
|
Тема 25. Россия умная: программирован ие и телекоммуникац ии (1 час) |
Отраслевое |
Знакомство обучающихся с ролью программирования и телекоммуникаций в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях программирования и телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая |
Просмотр видеороли ков, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение |
|
|
|
|
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
26. |
Тема 26. Россия комфортная : строительст во и архитектура (1 час) |
Отраслевое |
Знакомство обучающихся с ролью строительства и архитектуры в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях строительства и архитектуры, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
Просмотр видеороли ков, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
27. |
Тема 27. Практико- ориентированное занятие (1 час) |
Практико- ориентирован ное |
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - программирование и телекоммуникации; - строительство и архитектура. |
Знакомство с профессиями из изученных отраслей на основе материалов от работодателей. Выполнение практ ико- ориентированных заданий различной направленности (аналитических, исследовательских, моделирующих). Анализ профессий из изученных отраслей на основе «формулы профессий».
|
|
28. |
Тема 28. Россия социальная: сервис и туризм (1 час) |
Отраслевое |
Знакомство обучающихся с ролью изучаемых отраслей в экономике нашей страны. Достижения России в сервисе и туризме, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
Просмотр видеороли ков, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
29. |
Тема 29. Россия креативная: искусство и дизайн (1 час) |
Отраслевое |
Знакомство обучающихся с ролью креативной сферы в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях искусства и дизайна, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели: агрохолдинги, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. |
Просмотр видеороли ков, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
30. |
Тема 30. Практико- ориентированное занятие (1 час) |
Практико- ориентирован ное |
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. |
Знакомство с профессиями из изученных отраслей на основе материалов от работодателей. Выполнение практ ико- ориентированных заданий различной направленности (аналитических, исследовательских, моделирующих). Анализ профессий из изученных отраслей на основе «формулы профессий». |
|
|
|
|
На материале профессий из отраслей (на выбор): - сервис и туризм; - искусство и дизайн. |
|
|
31. |
Тема 31. Россия аграрная: животноводство, селекция и генетика (1 час) |
Отраслевое |
Знакомство обучающихся с ролью животноводства, селекции и генетики в экономике нашей страны. Достижения России в изучаемых, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. |
Просмотр видеороли ков, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
32. |
Тема 32. Россия безопасная: вооруженные силы, гражданская оборона (1 час) |
Отраслевое
|
Знакомство обучающихся с отраслями «вооружённые силы, гражданская оборона» в экономике нашей страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Государство как работодатель, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
Просмотр видеороли ков, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
|
35 36
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.