Конспект классного часа на тему "Нравственный выбор"
Оценка 4.8

Конспект классного часа на тему "Нравственный выбор"

Оценка 4.8
doc
17.05.2020
Конспект классного часа на тему "Нравственный выбор"
probliema-nravstviennogho-vybora-klassnyi-chas-dli.doc

 

Классный час на тему: «Проблема нравственного выбора»

 

Цель: формировать навыки принятия осознанного ответственного решения.

Оборудование: карточки для упражнения «Весы», видеозапись «Одна сотая доля секунды» (Победитель Х Манхэттенского фестиваля короткометражных фильмов, год выпуска 2007, Великобритания, режиссеры Сюзан Якобсон и Эрик Боден), памятки для учащихся «Пять шагов к обоснованному решению», цитаты (в презентации).

Предварительная подготовка: диагностика ценностей учащихся.

 

Ход занятия

- (СЛАЙД 1) Здравствуйте, ребята. Вот и наступил этот для кого-то долгожданный, для кого-то угнетающе-ужасающий день. На календаре 2 сентября, и я рада снова видеть вас в стенах нашего замечательного кабинета. Позади три летних месяца, тысячи интересных встреч и знакомств, приключения и здоровый сон. Впереди, без сомнения, трудный год. Но верится, что вам все по плечу, только почаще включайте голову.

- У меня для вас 2 новости: хорошая и плохая. С какой начать? Хорошая: в нашем классе долгожданное прибавление. Давайте поаплодируем новеньким девочкам (Алина, Лили, Настя, Полина). Прошу любить и жаловать! Не обижать, во всем помогать. Да что я объясняю, вы и так все знаете. Плохая: завтра в школу к 8.00 и 5 уроков (СКАЗАТЬ РАСПИСАНИЕ).

- Сегодняшний классный час я бы хотела посвятить теме выбора в жизни каждого человека (СЛАЙ 2). 

- В сказках, былинах часто добрый молодец оказывается на развилке дорог, перед камнем, на котором начертано, что сулит ему путь «прямо», «налево», «направо».

В жизни, к сожалению, не всё так очевидно. Любой из нас оказывается на перепутье, где нет указателя, оберегающего от неверного шага, и мы стоим перед моральным/нравственным выбором, который обязательно влечет за собой определенные последствия.

- Давайте же разберемся вместе, что означают эти понятия «мораль», «нравственность», «моральный выбор». С этими понятиями мы много раз сталкивались на уроках обществознания, на классных часах. Сформулируем их (СЛАЙД 3).

Мораль  - совокупность норм, правил поведения людей по отношению друг к другу и к обществу. В быту под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное.

Нравственность - совокупность норм, усвоенных человеком и определяющих его поведение.

Что такое нравственный выбор?

Ситуация нравственного выбора – это такая ситуация, которая заключает в себе противоречия между двумя взаимоисключающими решениями или действиями.

- Принять альтернативное решение – это значит выбрать между добром и злом, сочувствием или безразличием, смелостью и трусостью, честностью и ложью, верностью и предательством, альтруизмом и эгоизмом и т.д.

- Как вы думаете от чего может зависеть нравственный выбор? (от личностных качеств человека, ценностей, целей в жизни, его моральных убеждений и взглядов на жизнь).

- Верно, наши внутренние ценности и убеждения играют большую роль в ситуации выбора. Давайте попробуем составить схему ваших ценностей. Перед вами листочек, где продемонстрированы 10 общечеловеческих ценностей. Ваша задача: расположить ценности в порядке их важности именно для вас в столбик. Верхушка – самое важное на ваш взгляд (СЛАЙД 4).

Образованность

Семья

Богатство

Здоровье

Верные друзья

Развлечения/удовольствия

Творчество

Общественное признание

Справедливость/равенство

Мир (ситуация без войны и террора).

- У вас хорошие жизненные ценности, я уверена. Только вот являются ли они гарантией того, что вы поступаете и всегда будете поступать правильно?

Норман Шварцкопф (американский военачальник, 1934 г.р.): «Вы всегда знаете, как правильно поступить. Но самое трудное – это поступить правильно» (КЛИК)

- Что хотел сказать автор этих слов?

 

Начало дискуссии:

- Кто считает, что в жизни в любой ситуации всегда есть выбор, как поступить?

- А кто убежден, что выбора может и не быть.

- Объясните свою позицию, свой выбор (сначала 2-я группа, затем 1-я), приведите примеры.

- Жизнь непредсказуема, каждый день ставя нас в неожиданные ситуации.

 

Информация ведущего:

«Очень легко говорить о нравственности, но постоянно принимать нравственные решения очень трудно. Иногда поступки и решения приносят пользу одним людям за счет других. Поэтому человек, принимающий решение, должен уметь обдумывать вопросы и видеть возможные последствия того или иного выбора.

Нравственные люди обычно делают больше, чем от них требует закон. Их больше заботит то, что правильно, чем то, на что они имеют право. Любое решение, затрагивающее другого человека, имеет нравственные последствия.

Нравственная преданность означает сильное желание поступать правильно. Многие порядочные люди постоянно прибегают к компромиссу со своими ценностями только потому, что им не хватает преданности и силы духа поступать по совести, не удается использовать в поведении свои нравственные убеждения» (цитата из пособия «Главное – характер», Института Этики Джозефсона).

Александр Матросов. Родился в 1924 году. В сентябре 1942 года начал учёбу в Краснохолмском пехотном училище, но уже в январе 1943 года (в возрасте 19 лет) был отправлен на Калининский фронт. Служил в составе 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады. 27 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки (Локнянский район Псковской области). Как только советские солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника — три пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемёт из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота поползли рядовой Пётр Огурцов и рядовой Матросов. На подступах к дзоту Огурцов был тяжело ранен, и Матросов принял решение завершить операцию в одиночку. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемёт снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.

Получил звание Героя Советского Союза в 1943 году посмертно.

- Мог А.Матросов не бросаться на дзот? (никто его не заставлял, это его выбор).

Бывает в людях качество одно,

Оно дано нам или не дано,

Когда строчит в горячке пулемёт,

Один лежит, другой бежит вперёд.

И так во всем, и всюду, и всегда,

Когда на плечи свалится беда,

Когда за горло жизнь тебя возьмёт,

Один лежит, другой бежит вперёд…

 

- Просмотр короткометражного фильма «Одна сотая доля секунды» (Победитель Х Манхэттенского фестиваля короткометражных фильмов, год выпуска 2007, Великобритания, режиссеры Сюзан Якобсон и Эрик Боден)

- Этот фильм идет всего 5 минут. В нем есть только несколько героев. Он не показывает всю жизнь. Это фильм об одной минуте жизни. Только одной.

(СМОТРИМ РОЛИК)

- Ваши впечатления? Мысли?

- Это видео... а вот реальность:

Кевин Картер (фотожурналист из ЮАР). Он стал известен после своей фотографии погибающей от голода девочки в Судане, к которой приближался стервятник.

Что случилось с девочкой после этого, выжила она или нет, не знает никто, даже сам Кевин Картер, поскольку он покинул место съёмки сразу после совершения фотографии. За эту фотографию он получил Пулитцеровскую премию, но СМИ осудили его за то, что он не помог девочке...

- Что могла (и не могла) сделать журналистка? (даже не пыталась спасти девочку; но даже если не могла спасти девочку, могла бы не снимать и не претендовать на премию!)

- Почему плакала? (муки совести)

Иоганн Вольфганг фон Гёте (немецкий поэт, мыслитель, государственный деятель XVIII-XIX вв.): «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком»
(СЛАЙД 5).

 

«Золотое правило»

Древние источники рассказывают об одном юноше, который ходил к разным просвещенным людям и просил их изложить содержание священных книг столь сжато, чтобы эту мудрость можно было почерпнуть, стоя на одной ноге. Наконец, он пришел с это просьбой к знаменитому учителю законов Хилону. Тот улыбнулся и ответил «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе». «Золотое правило» нравственности возникает в середине первого тысячелетия до н.э. независимо в разных культурах:

ü  Древнекитайской (Конфуций)

ü  Древнеиндийской (Будда)

ü  Древнегреческой (Семь мудрецов)

Евангелие от Матфея 7:12 «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». (СЛАЙД 6)

«Золотое правило» определяет мораль как:

~        Господство разума над эмоциями

~        Стремление к высшему благу

~        Бескорыстие, жертвенность (делая нравственный выбор, человек чаще всего чем-то жертвует: общественным признанием, материальными благами, временем, личным удобством, здоровьем и даже жизнью)

~        Любовь на деле (добродетель)

Это духовные ценности, они являются общечеловеческими, они не подвластны времени, обстоятельствам и людям.

Шарль Пьермон: «Физический рост человека определяется расстоянием его головы от земли, нравственный же рост – расстоянием его головы от неба».

 

- Празднование Дня Знаний в этом учебном году приурочено к 220-летию А.С. Пушкина. Оказывается, что Александр Сергеевич плохо умел принимать решения, но твердо знал, что выбор – дело тяжелое, к нему нужно подходить осознанно (СЛАЙД 7).

Тезисы Пушкина о выборе (СЛАЙД 8)

  • Ситуации нравственного выбора показывают истинные качества человека
  • Смелый, сильный духом человек в сложной жизненной ситуации скорее выберет смерть, а не позорную жизнь
  • Нравственный выбор часто настолько сложен, что может привести к ужасным последствиям
  • Только трус может перейти на сторону того, кого считал врагом, ради лучшей жизни
  • Ситуации нравственного выбора не всегда связаны с угрозой жизни человека
  • По поведению человека в ситуациях нравственного выбора мы можем судить о его внутренних качествах
  • Настоящую личность, преданную своим моральным принципам, не остановят любые жизненные обстоятельства

- Кто из вас не согласен с прочитанным?

- Александр Сергеевич, будучи тонким психологом, нередко писал о ситуациях мучительного выбора своих персонажей.

- Нравственный выбор предстояло сделать главному герою повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», которую мы будем читать в этом учебном году.

Здесь выбор встаёт перед Петрушей Гринёвым, когда Пугачёв предлагал ему присоединиться к мятежникам: «Послужи мне верою и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в князья», но Гринёв остался верным государству и самому себе «Нет, - отвечал я с твёрдостью. –Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу» Нравственный выбор, вставая как перед положительным героем, Гринёвым, так и перед отрицательным, Швабриным. Швабрин в отличие от Гринёва сделал не правильный выбор, он присоединился к Пугачёву, за что и поплатился. Своё сочинение я хочу закончить словами героя Шекспировской трагедии, Гамлета: «Быть или не быть, вот в чём вопрос».

- В этих словах заключён глубокий смысл. Каждый человек, в том числе и я, стоит пред выбором, так как от этого зависит дальнейшая жизнь. Жизнь отдельного человека, жизнь города, жизнь страны.

- А вот и второй пример, роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Судьба Татьяны Лариной трагична. Влюбленная в Евгения Онегина, она никого не видела своим женихом. Татьяне приходится выйти замуж за князя N., хорошего человека, которого она, однако, не любит. Евгений отверг ее, не восприняв всерьез признание девушки в любви. Позже Онегин видит ее на одном из светских вечеров. Татьяна Ларина меняется: она становится величавой княгиней. Евгений Онегин пишет ей письма, признается в любви, надеясь, что она уйдет от мужа. Для Татьяны это ситуация нравственного выбора. Она поступает правильно: сохраняет свою честь и верность мужу. Хотя Татьяна до сих пор влюблена в Онегина, она просит оставить ее в покое.

Модель принятия правильных решений

Конфуций (китайский мыслитель и философ): «Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный – размышление, второй, самый легкий – подражание, третий, самый горький – опыт» (СЛАЙД 9)

 

Памятки для учащихся «Пять шагов к обоснованному решению»

  1. Проясняйте: точно определите, что должно быть решено.
  2. Оценивайте: если какой-либо из вариантов требует пожертвовать хоть одним нравственным принципом, внимательно рассмотрите факты.
  3. Примите решение: решите, что является и не является правильным, и каковы возможные последствия.
  4. Действуйте: воплощайте решение в жизнь так, чтобы уменьшить цену и риск.
  5. Контролируйте и изменяйте: нравственному человеку необходимо быть готовым к пересмотру плана или повороту в другую сторону, исходя из новой поступившей информации.

 

 

 

 

Подведение итогов

- На самом деле выбор всегда есть. Но порой он оказывается не таким, как нам хотелось бы, болезненным, неприятным, требующим каких-либо жертв. А самое основное – это, пожалуй, понимать, что последствия выбора тоже исправлять тебе.

 

ВЫБОР                           Николай Гредунов

Дорога никогда не предавала,

А тут – насмешка от проказницы-Судьбы:

Дорога влево есть… дорога вправо…

И камень с надписью: «Решаешь только ты!»

Теперь Судьба прищурилась лукаво.

А кто-то хвастал – у него «единый» путь…

Дорога влево есть… дорога вправо…

Быть может, проще мне обратно повернуть?

Казалось, сесть бы здесь, подумать здраво,

И сделать выбор до конца, допустим, дня.

Дорога влево есть… дорога вправо…

Монетку кину, пусть решает за меня?!

 

- И камень с надписью: «Решаешь только ты!» (Куда сходить? С кем дружить? Как учиться?). Никогда не забывайте эту истину. И все будет благополучно.

 

  1. Раздать листы на прививки.
  2. Сказать про сбор на учебники.
  3. Инструктажи.
  4. Дать расписание.
  5. Про одежду напомнить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ценности

Номер

Образованность

Семья

Богатство

Здоровье

Верные друзья

Развлечения/удовольствия

Творчество

Общественное признание

Справедливость/равенство

Мир (ситуация без войны и террора).

 

 

Ценности

Номер

Образованность

Семья

Богатство

Здоровье

Верные друзья

Развлечения/удовольствия

Творчество

Общественное признание

Справедливость/равенство

Мир (ситуация без войны и террора).

 

 

Ценности

Номер

Образованность

Семья

Богатство

Здоровье

Верные друзья

Развлечения/удовольствия

Творчество

Общественное признание

Справедливость/равенство

Мир (ситуация без войны и террора).

 

 

 

 

 

 

Ценности

Номер

Образованность

Семья

Богатство

Здоровье

Верные друзья

Развлечения/удовольствия

Творчество

Общественное признание

Справедливость/равенство

Мир (ситуация без войны и террора).

 

 

Ценности

Номер

Образованность

Семья

Богатство

Здоровье

Верные друзья

Развлечения/удовольствия

Творчество

Общественное признание

Справедливость/равенство

Мир (ситуация без войны и террора).

 

 

Ценности

Номер

Образованность

Семья

Богатство

Здоровье

Верные друзья

Развлечения/удовольствия

Творчество

Общественное признание

Справедливость/равенство

Мир (ситуация без войны и террора).

 



Классный час на тему: «Проблема нравственного выбора»

Классный час на тему: «Проблема нравственного выбора»

Справедливость/равенство Мир (ситуация без войны и террора)

Справедливость/равенство Мир (ситуация без войны и террора)

Просмотр короткометражного фильма «Одна сотая доля секунды» (Победитель

Просмотр короткометражного фильма «Одна сотая доля секунды» (Победитель

Нравственный выбор часто настолько сложен, что может привести к ужасным последствиям

Нравственный выбор часто настолько сложен, что может привести к ужасным последствиям

Подведение итогов - На самом деле выбор всегда есть

Подведение итогов - На самом деле выбор всегда есть

Ценности Номер

Ценности Номер
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2020