Процесс социализации детей дошкольного возраста в студии предшкольной подготовки «АБВГДейка» Центра дополнительного образования «Созвездие»
Аннотация
В статье рассмотрена проблема социализации детей дошкольного возраста не посещающих детские сады. Одной из путей решения этой проблемы являются учреждения дополнительного образования, разнообразные программы, которых уже показали свою результативность на практике. В частности комплексная работа педагогов дополнительного образования и педагога-психолога позволяет детям успешно пройти социализацию, сформировать ключевые компетенции, и снизить риск школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Изменения, происходящие в связи с модернизацией российского образования, переходом сначала школы, а затем и дошкольных образовательных учреждений на ФГОС, привело к повышению требований к качеству образовательного процесса.
В сфере дошкольного образования сегодня особое внимание уделяется формированию ключевых образовательных компетенций, а именно, социально-личностному развитию ребенка, формированию у него основ базовой культуры личности, подготовке к жизни в современном обществе и др.
В жизни каждого человека существуют определенные этапы социализации, это: семья, детский сад, школа, институт и т.д. Но если какой-то из этих этапов отсутствует, то это может привести к определенным проблемам. Например, ребенок по определенным причинам не посещает детский сад и не получает дошкольное образование. А значит этап социализации, который он должен проходить в детском коллективе у него отсутствует. Вследствие этого в школу он может придти с несформированными социально-коммуникативными навыками, то есть с низкой социализацией. Это влечёт за собой трудности в обучении, общении и снижение познавательных способностей.
Для решения выше обозначенной проблемы на сегодняшний день актуальными являются учреждения дополнительного образвания, так как они предлагают для детей дошкольного возраста разнообразные программы, которые уже показали свою результативность на практике.
Если обратиться к научной литератере, то мы увидим, что проблема социализации – это проблема не сегоднешнего дня, подтверждением тому можно считать работы таких социальных психологов, как Б.Д. Парыгина, Г.М.Андревой, И.А.Коробейниковой и др.
Есть разные понятия «социализация». Они связаны с различными взглядами на сущность данного процесса. Для дополнительного образования приемлемо понятие социализации как процесса усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Такое понимание социализации определило концептуальные подходы к организации работы с дошкольниками в Центре «Созвездие», где наибольшим споросом пользуется студия предшкольной подготовки «АБВГДейка», в которой обучаются дети 5-6 лет, не посещающие дошкольные образовательные учреждения, а значит, с низким уровнем социализированности.
В СПП «АБВГДейка» ведётся комплексная работа по социализации детей. Помимо традиционных предметов: «Азбука» и «Математика», в программу включены разделы «Хореография» и «Вокал», где дети получают творческое и музыкальное развитие. Они участвуют в концертах, приобретают навыки сценического мастерства. Предмет «Удивительное рядом» способствует расширению кругозора, а на занятиях «Технология», у детей развивается конструктивное и планирующее мышление.
К основной общеобразовательной программе «АБВГДейка» введена психолого-педагогическая программа «Психологический час». Целью психологического сопровождения является формирование ключевых компетенций необходимых в дошкольном возрасте: социальной, коммуникативной, информационной, здоровьесберегающей, когнитивной, эмоциональной. И как показывает практика, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто набором разнообразных методов работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации. Учитывая тему доклада, остановимся на том, какая работа проводится по развитию социальной, коммуникативной, эмоциональной компетенций дошкольников.
Здесь центральное место занимают упражнения и игра, причем упражнения проходят в игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности для дошкольников. Так проводятся игры: на укрепление уверенности в себе, снятие мышечных зажимов, формирование навыков общения и сплочённоcти.
Также важно знакомить детей с эмоциональным букварём, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний. Для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений. Учиться выражать и контролировать эмоции.
Например, игры, которые помогают выплескивать негативные эмоции: сделать комки-снежинки из бумаги и покидать их в «коробку гнева», порвать газету на мелкие кусочки, подбросить в воздух и сказать «Уходи злость, уходи». Это и использование «чудо-вещей»: «стаканчик», в который можно прокричать свой гнев, «стул грусти», куда садится обиженный ребенок, а другие дети его подбодривают и говорят комплименты.
Для отслеживания уровня социализированности в начале и в конце учебного года проводится психодиагностическая работа. Например, «Определение уровня социального развития детей» Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. (определяется отношение детей к миру взрослых и себе), «Методика изучения навыков культуры общения», «Изучения уровня самосознани» (усвоение и развитие социального и культурного опыта»).
В заключение можно сказать, что процесс социализации дошкольников в СПП «АБВГДейка» в Центре дополнительного образования «Созвездие» проходит успешно: формируются ключевые компетенции, снижается риск школьной неуспеваемости и дезадаптации. Такие выводы нам позволяют сделать результаты диагностики, отзывы родителей и учителей начальных классов, у которых учатся наши выпускники.
Список использованной литературы:
1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. С. 116 – 186.
2. Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС: методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений // Составитель Серякина А.В. Ответственный редактор Нарыкова Н.Ю.- Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2011. 55с.
3. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки.- М.: Генезис, 2005. - 176 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.