КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА.
1. Организация: Муниципальное образовательное учреждение «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»
2. Населённый пункт: Забайкальский край, Агинский район, посёлок Новоорловск.
3. Название проекта: Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе воспитания и социализации.
4. Автор проекта: Гордеева Юлия Валерьевна - учитель начальных классов.
5. Контакт, e-mail: 8 924 296 0346, gordeewa.iulya2010@yandex.ru
6. Аннотация проекта:
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Она становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Такие дети, как социальная группа в обществе нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде. Данный проект отражает ярко выраженную проблему социализации и поможет учащимся избежать проблем данного типа. Предпосылкой для разработки темы проекта послужили теоретические работы А. Н. Леонтьева, в которых он определяет социализацию как содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических и иных задач.
7. Целевая аудитория:
Ученики начальных классов МОУ «Новоорловская СОШ», и их родители (законные представители), классный руководитель. Основаниями для выбора данной целевой аудитории стали: ученики моего класса, которые медленно или слабо усваивают учебный материал; воспитанники детского дома; ученица, находящаяся на индивидуальном (надомном) обучении.
8. Обоснование актуальности проекта:
Современное общество нуждается сейчас в человеке мобильном, эрудированном, коммуникабельном, способном самостоятельно мыслить, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя и для окружающего мира. Общество нуждается в человеке-гражданине.
Социализация - это процесс становления личности, усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. Неудивительно, что основная нагрузка по социализации учащихся ложится на плечи школы, так как в ее стенах учащиеся проводят большую часть дневного времени. Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии, и, конечно, важная роль отводится классному руководителю, особенно в начальных классах. Так, в 4 классе учащимся 10-11 лет, это граница между младшим школьным и младшим подростковым возрастами, основными видами деятельности являются учебная деятельность и общение со сверстниками. В этот период происходит освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной сферы личности, освоение норм отношений между людьми. А главное, в этот период начинает формироваться система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимодействия с другими.
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с задержкой психического развития. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу. Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умении достойно жить в нем. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. Как социальная группа в обществе дети с ОВЗ нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ заключается в их связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Таким образом, процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья происходит под влиянием ряда факторов, движущих сил и механизмов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учет позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания, а также прогнозировать траектории социального развития ребенка. Какими личностями вырастут наши воспитанники, во многом зависит от нас. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе высоких нравственных отношений.
Принципы реализации проекта
- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
- личностно-ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
- принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности;
- деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
- принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
9. Цель и задачи проекта:
Для классного руководителя: создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.
Для учащихся и родителей: создание условий для проявления активной жизненной позиции детей и родителей, индивидуального и коллективного творчества, коммуникативных навыков, самореализации, через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
В связи с выше перечисленным, целью реализации проекта социализации является создание условий для формирования всесторонне развитой, адаптированной к современной жизни личности каждого ребёнка.
Задачи:
1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
2. Воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
3. Воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива; стимулировать проявления активной гражданской позиции;
4. Воспитывать бережное отношение к природе;
5. Создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника, саморазвития и самореализации; способствовать и поощрять проявления самостоятельности;
6. Мотивировать и направлять социализацию личности в современных условиях.
Методологическая основа проекта (какие технологии и методы лежат в основе проекта)
Психологическую основу проекта составили работы, развивающие теории личности: концепция целостного подхода к развитию личности (А. Г. Асмолов, Д. А. Леонтьев, М.Г.Ярошевский и др.); концепция общего психического развития личности (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); концепции социального развития личности (Г.М. Андреева, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и др.).
Педагогическую основу проекта: идеи об инновационной педагогической деятельности (И. А. Колесникова, А. Пинский и др.); представления социальной педагогики о социальном воспитании, социальном развитии и социализации личности (Б. В. Куприянов, И. А. Липский, Т.А. Ромм, и др.); концепции педагогического проектирования, моделирования и конструирования образовательной деятельности (М.М.Поташник).
Анализ научной литературы позволил определиться с сущностью понятия «социальное развитие» - процесс, включающий усвоение индивидом форм социальной жизни, приобретение социального опыта, индивидуальных качеств, выработку ценностных ориентаций, позволяющих ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях и добиваться позитивной самореализации. Определения социального воспитания отражают различные аспекты социальной сущности человека – социальное формирование, становление, социальное функционирование и взаимодействие и пр.
Вышеназванные методологические позиции обусловили комплекс методов:
- теоретический анализ специальной литературы, обобщение опыта, систематизация и классификация, наблюдение, анализ продуктов деятельности,
- анкетирование, тестирование, беседы, интервьюирование;
- оценка эффективности системы средств, форм, приемов формирования у школьников социального опыта, анализ результатов опытной работы.
Достоверность результатов деятельности в ходе реализации проекта обеспечивается непротиворечивостью исходных методологических позиций, комплексом методов, адекватных задачам, анализом результатов опытной работы на всех этапах реализации проекта.
В основе нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятелъностный, развивающий.
Аксиологический подход.
Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей. Этот подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника.
Системно-деятельностный подход.
Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования. Данный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это не рядоположенный вид социально-педагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.
Развивающий подход.
Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося. Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
10. Ожидаемые результаты реализации проекта:
Основными результатами по итогам работы социализации учащихся класса считаю:
- формирование стремления учащихся к раскрытию собственной индивидуальности; развитие необходимости к самовыражению;
- развитие самоощущения ребенка как члена общества, способности взаимодействовать в коллективе;
- проявление у учащихся активной гражданской позиции;
- бережное отношение к природе;
- создание условий для самовыражения личности школьника, саморазвития и самореализации;
- проявления самостоятельности и способности к целеполаганию;
- стремление к самоанализу чувств и мыслей, сформированность навыков самооценки;
- самоуважение;
- создание условий для адекватного оценивания учащимися своих достижений и личностных качеств.
В результате реализации проекта должен сформироваться портрет выпускника начальной школы. Выпускник начальной школы это:
1. Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
2. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
3. Любознательный, активно познающий мир;
4. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
5. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
6. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
7. Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
11. Содержание и технологическое обеспечение проекта:
Для реализации данного проекта была разработана программа «Кораблик детства». Задачи программы совпадают с задачами проекта и полностью отражают их.
В программе отражены основные направления работы по социализации учащихся, такие как: «Мир моего Я», «Я и мир вокруг», «Здоровье», «Интеллект», «Общение», «Нравственность», «Досуг и Семья». К каждому из рассмотренных направлений, поставлены цели и задачи и расписаны формы работы. (Приложение 1)
В связи с данными основными направлениями работы по социализации учащихся разработано развернутое планирование воспитательной работы по социализации учащихся внутри класса (Приложение 2.)
Необходимым условием социализации учащихся является расширение образовательного пространства.
Таким образом, ребёнок, получая опыт работы социального общения внутри класса, переносит его на более широкие образовательные пространства в рамках посёлка, а позднее и за его пределами (Приложение 3),
12. Социальные эффекты от реализации проекта:
Критерии |
Показатели |
Методики |
Динамика уровня социализации учащихся |
Уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся |
Методика И.Рожкова (приложение 4) |
Уровень воспитанности учащихся |
Методика Н.П. Капустина (приложение 5) |
|
Уровень сформированности социальных норм и готовность следовать общепринятым нормам |
Методика А.Н. Орла (приложение 6) |
|
Самооценка учащихся |
Методика С.А. Будасси (приложение 8) |
|
Уровень нравственной сформированности |
Методика С.М. Петровой (приложение 9) |
|
Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс |
|
Анкета-опросник для педагога (приложение 7) |
13. Перспективы развития проекта:
1. Успешная адаптация ребенка в старшей школе.
2. Активное участие ребенка в социальном пространстве посёлка.
3. Участие ребенка его родителей в мероприятиях школьного и поселкового характера.
4. Активная деятельность ребенка в образовательном пространстве учреждений дополнительного образования (Дом Детского Творчества, Детская Школа Искусств, СК «Тантал», Поселковый центр досуга).
5. Наличие и ежегодное расширение сети сотрудничества с различными образовательными учреждениями.
6. Участие в мероприятиях районного и краевого характера.
7. Участие в дистанционных мероприятиях.
8. Проявление индивидуальности классного коллектива.
9. Рост познавательного интереса к истории края, расширение знаний о малой родине, посещаемость учащимися музеев, выставок, концертов.
10. Сформированность активной гражданской позиции, повышение мотивации к учебной внеучебной деятельности.
11. Рост включенности детей в оздоровительные и спортивные мероприятия.
12. Наличие реальных систематически осуществляемых коллективом родителей и детей дел, социальных проектов и инициатив по различным направлениям.
13. Рост участия родителей в воспитательных делах класса и школы.
14. Положительные отзывы детей и родителей об организации работы в классе и школе.
15. Отсутствие правонарушений детей и случаев травматизма в учебное и каникулярное время.
16. Развитие партнерских отношений между школой и семьей через различные формы взаимодействия.
17. Наличие организованного сотрудничества с психолого-психологической службой школы.
14. Поэтапный план реализации проекта:
Проект предполагается реализовать в несколько этапов:
№, п\п |
Название этапа |
Сроки реализации |
Краткое описание. |
1. |
Этап проектирования, включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность. |
(I класс)
|
- обобщение и анализ существующего опыта работы по выявлению условий и диагностики оснований дифференциации, учащихся в процессе воспитания с целью успешной социализации; - совершенствование материально-технического обеспечения программы, работа с документацией; - разработка и апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих и практических способностей учащихся; - определение перспектив жизнедеятельности класса; - закладывание основ проектной деятельности; - организация мониторинга изучения потребностей и интересов учащихся, их родителей, исследование эффективности образовательного процесса. |
2. |
Этап становления системы, запуск проекта и этапы реализации. |
(II класс) |
- приведение основных компонентов воспитательной деятельности в соответствие с параметрами программы; - совершенствование системы к требованиям реализуемых компонентов программы, в том числе налаживание связей с психологической службой сопровождения; - обеспечение организационного единства класса. - изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений; - сплочение детского коллектива; - развитие традиций класса на основе коллективного творчества, отработка содержания деятельности и структуры системы; - организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности; - вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность; - организация работы актива класса. |
3. |
Этап стабильного функционирования (аналитико-коррекционный этап): формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.
|
(III класс) |
- созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе; - школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью; - функционирует актив класса, возрастает роль самоуправления и саморегуляции; - созданы сменные творческие микрогруппы; - формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса; - обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками. |
4. |
Этап завершения функционирования системы, формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности.
|
(IVкласс) |
- обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности; - создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя; - поддержка всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп. - самостоятельное вовлечение обучающимися других членов коллектива в совместную деятельность; - повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности. |
15. Продукт реализации проекта:
1. Выпуск методических разработок мероприятий, классных часов, согласно содержания программы проекта.
2. Публикация в СМИ с описанием и распространением опыта работы по данному проекту.
3. Участие в базовой опорной площадке (ГП «Новоорловск») «Социализация детей с ОВЗ в воспитательном процессе (Проведение классного часа в форме открытого занятия «Учитесь дорожить школьной дружбой!».
4. Участие в XIV Сократовских педагогических чтениях, посвященных 120-летнему юбилею Л.С.Выготского (г. Чита), выступление со статьей «Социализация детей с задержкой психического развития».
16. Материально-техническое обеспечение реализации проекта
1. Обеспечение кабинета необходимым оборудованием в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования.
2. Пополнение классной библиотеки учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой.
3. Привлечение представителей общественности, родителей для организации совместных мероприятий.
Формы работы:
- Творческие мастерские.
- Индивидуально - групповые занятия.
- Экскурсии.
- Заочные путешествия.
- Встречи с интересными людьми, представителями общественности.
- Творческие конкурсы, акции.
- Участие в олимпиадах.
- Беседы.
- Индивидуальное психолого-педагогическое консультирование.
17. Список литературы
1. Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1997. - №4. - С.31.
2. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. Монография. М., 1999.
3. Гарашкина Н.В. Социальное здоровье личности как объект социальной работы/ Державинские чтения, Тамбов, 2010.
4. Губанова М.И.Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников. - Педагогика, 2002, №9, с.32
5. Кононенко Г. Проектная деятельность как способ социализации школьников.- Воспитательная работа в школе, 2007, №3, с.50-58
6. Леонтьев Д.А. Ключевые проблемы психологии мотивации. - М.: Смысл
7. Леонтьев А. Н. Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии, 1960, № 6, с. 23—38.
8. Макаров М. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков.-Воспитание школьников,2006,№2,с.68
9. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. М., 2003.
10. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2003.
11. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности.-Педагогика,2007,№1,с.3
12. Пахомов В.Н. Проект "гражданин" - способ социализации подростков // Народное образование. - 2000. - №7. - С.163.
13. Поташник М.М. Как подготовить проект на получение грантов. 192 стр., 2005 г.
14. Прутченко А.Социальное проектирование в воспитательной работе школы.- Воспитание школьников,2002,№3,с.34
15. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000.
16. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. М., 2002.
17. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Авт.– сост. Л. В. Мардакаев. М.: Изд. центр «Академия», 2002.
18. Социальная педагогика: Монография / Под ред. В.Г. Бочаровой. М., 2004. – 368с.
19. Шинина Т.В. Психолого-педагогическая культура родителей как фактор психического развития и социализации детей // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей.- М.: Прометей, 2003. -С.758-759.
20. Ярулов А.А. Формирование культуры социальной компетентности школьников.-Школьные технологии, 2005,№2,с.97.
21. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.