«Исследование межличностных отношений в группе»
Актуальность темы заключается в том, что социометрия является ведущим методом исследования социально-психологических характеристик студентов и структуры группы.
Цель работы – рассмотреть сущность, назначение и организацию социометрического метода, который позволяет оценить и измерить межличностные и межгрупповые отношения, эмоциональные связи в группе с целью дальнейшего их совершенствования.
Данная методика используется для изучения общения и межличностных отношений в уже сложившихся группах, выявление мотивов, которые лежат в основе индивидуальных симпатий и антипатий в данной группе, причин популярности (лидерства) и непопулярности других студентов коллектива.
Ожидаемые результаты:
1. Получение картографической структуры отношений в группе, выделение лидеров и изолированных членов.
2. Выявление сильных и слабых сторон межличностных отношений в группе.
3. Оценка общего психологического климата и уровня конфликтации.
4. Рекомендации для преподавателей и студентов о том, как улучшить взаимодействие и повысить эффективность учебного процесса.
1. Социометрия как метод практического изучения межличностных отношений в группе (инфографики термина «социометрия»)
Термин «социометрия» (от лат. societas – «общество» и греч. metreo – «измеряю») означает измерение межличностных отношений в группе.
Этапы исследования:
2. Основная часть. Социометрический метод исследования группы.
Одна из основных проблем, которая стоит перед кураторами в колледже с первых дней создания группы – это организация сплоченного коллектива.
Воспитательный коллектив объединяет совместная деятельность, которая составляет основное содержание жизни студентов: это учение, труд, общественно-политическая деятельность и разнообразные занятия в кружках, секциях. Однако непосредственное влияние на личность конкретного воспитанника оказывает группа.
Проблема индивидуального подхода к студентам используется на всех курсах обучения группы. Но наиболее глубоко используется на 1 курсе дифференциальный и индивидуальный подход к студентам. Как правило, состав 1 курса формируется из подростков, которые имеют неодинаковый уровень социальной зрелости, отличаются уровнем физического и интеллектуального развития.
Дифференциальный подход к студентам состоит в том, что всегда необходимо учитывать интересы и склонности, реальные возможности и возрастные особенности студентов в группе. Для этого очень помогает проведение анкет (Приложение 1), тестов. Например, «Какой у тебя характер?» (Приложение 2), «Хороший ли ты друг?», «Обладаете ли вы чувством долга?», «Вы и ваше окружение», «Что Вы знаете о себе и своих одногодках?».
На основе дифференциального подхода легче осуществлять и индивидуальный подход, учитывая интересы и особенности характера, темперамента, уровень физического и психологического развития каждого студента, условия его воспитания, отношение к семье, к окружающим, в частности со сверстниками в группе. Для изучения личности студентов группы используется схема (Приложение 3).
Для практического применения в воспитательном процессе используется следующие методы изучения коллектива и личности:
1. Психолого-педагогические наблюдения: составление психолого-педагогической характеристики группы студентов (Приложение 4); составление психолого-педагогической характеристики студента (Приложение 5).
2. Беседы.
3. Анкетирование.
4. Тестирование.
5. Социометрические методы.
На II, III курсах группа – это более сплоченный и развитый коллектив. Возникает одна из основных задач воспитательной работы – межличностные отношения в группе.
Для этого применяется методика социометрического исследования и оценивания качества личности студентов.
Социометрия предполагает анализ ответов на ряд вопросов, называемых социометрическими притираниями:
Заполнение социометрической карточки (Таблица 1) - дело добровольное, сугубо личное. Нужно корректно и коротко изложить задачу опроса, указать на его важность и уверить студентов в сохранении тайны опроса. Результаты опроса полностью не сообщаются им. Следует помнить, что раскрытие всей системы неформальных связей может привести к нежелательным явлениям в структуре группы, вылиться в инцидент или в конфликты в общении.
Таблица 1.
Социометрическая карточка
Ф.И.О. ____________________________________________группа __________
№ |
Вопросы и задания |
Фамилия, выбираемых студентов в группе в порядке предпочтения |
1. |
С кем из членов вашей группы вы предпочли бы работать в одной бригаде? |
1. 2. 3. 4. 5. |
2. |
Кто из членов вашей группы мог бы возглавить эту бригаду? |
1. 2. 3. 4. 5. |
3. |
Если бы Вам представилась возможность переформировать вашу группу, то с кем из товарищей вы бы хотели остаться? |
1. 2. 3. 4. 5. |
4. |
Оцените коллектив вашей группы по пятибалльной системе (подчеркните соответствующую цифру) 1. 2. 3. 4. 5. |
|
Таблица 2.
Социометрическая матрица
№ |
Кто выбирает |
Кого выбирают |
Кол-во взаимных выборов |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
||
1. |
Анопкин |
|
|
2 |
|
3 |
|
|
|
|
1 |
1 |
2. |
Владарский |
3 |
|
|
2 |
1 |
|
|
|
|
|
0 |
3. |
Давыдов |
|
2 |
|
|
|
|
1 |
3 |
|
|
2 |
4. |
Деркач |
|
|
3 |
|
2 |
|
|
|
1 |
|
1 |
5. |
Дудар |
|
|
|
|
|
1 |
3 |
2 |
|
|
3 |
6. |
Зверев |
|
|
3 |
|
2 |
|
|
|
1 |
|
2 |
7. |
Леденёв |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
|
|
|
|
2 |
8. |
Никишин |
|
|
1 |
|
2 |
|
|
|
|
|
2 |
9. |
Перегудов |
|
2 |
|
3 |
|
1 |
|
|
|
|
2 |
10. |
Притуляк |
|
3 |
|
|
|
2 |
|
|
1 |
|
1 |
Кол-во выборов |
3 |
2 |
5 |
2 |
6 |
3 |
2 |
2 |
4 |
1 |
16 |
|
Сумма баллов |
7 |
4 |
11 |
5 |
13 |
4 |
4 |
5 |
6 |
1 |
|
Заполнение карточки подвергается количественной обработке (табличной, графической, индекс логической).
Для анализа ответов на первый вопрос строят социометрическую матрицу, отражающую картину межличностных отношений в группе (Таблица 2).
Партнерство определяется взаимностью выборов, которые в матрице обводятся кружком.
Микрогруппировки определяются по матрице взаимности выборов. В микрогруппировку входят члены (студенты группы), взаимно выбравшие друг друга.
Окончательный результат можно изобразить в виде схемы:
8 9 1
5
3 4
7 6 10
Определение неофициального лидера производится при помощи ответов на второй вопрос анкеты простым подсчетом количества полученных выборов для каждого студента группы.
Определение статуса членов группы производится при помощи формулы:
, где - сумма оценок, полученных одним студентом группы;
n – Число студентов группы.
Если St> 0, 55 – результат хороший;
St < 0, 3 – пересмотреть поведение студента.
Групповой коэффициент взаимности определяется по матрице взаимности выборов:
, где 3n – число взаимных выборов в группе.
Групповой коэффициент коммуникативности Кк:
, где Пк = число членов группы, вошедших в микрогруппы.
Если Кк = 1 – отношения в группе хорошие;
Кк ≤ 0,2 – то можно предполагать возможность коммуникативного барьера по причине ненормального отношения между студентами группы, социальных, нравственных противоречий.
Коэффициент самооценки группы Kc рассчитывается как средний показатель уровня удовлетворенности группой всех её членов:
, где – сумма удовлетворенности группой всех ее членов.
Суммарный коэффициент благоприятности рассчитывается как среднее значение между коэффициентом Кв и Кк:
Если Кбпк > 0,65 – можно говорить о преобладании атмосферы взаимного внимания, уважения, ответственности, требовательности к себе и другим;
Кбпк <0,65 – психологический климат неблагоприятный, нездоровый.
Следующая важная психологическая задача - выявление мотивов, по которым личность готова осуществлять эмоциональный контакт с одним студентом группы и отвергать других, что можно обозначить как мотивационное ядро выбора в межличностных отношениях (Таблица 3).
Таблица 3.
Бланк определения мотивационного ядра выбора
№ п/п |
Ф.И.О |
Качества личности (степень) |
Ранговое место студента
|
||||||||||
искренний |
смелый |
добрый |
открытый |
эрудированный |
прямой |
внимательный |
отзывчивый |
выдержанный |
сильный |
аккуратный |
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ход выполнения задания
Студент должен оценить, в какой степени перечисленные выше качества личности выражены у каждого из членов группы. Минимальный балл – 1, максимальный балл--7.
Студент должен представить, что его группа подлежит расформированию. В этой ситуации необходимо отметить знаком «+» пять студентов своей группы, с которыми он хотел бы учиться дальше и знаком «-» тех пять, с которыми он мог в случае необходимости расстаться. Расположить студентов необходимо в порядке убывающей предпочтительности (Приложение 6).
Высчитывается среднее арифметическое М во всех верхних частях столбцов.
Отбирается группа тех качеств, у которых М> 5, Т> 5.
Далее рассчитывается коэффициент К, «определяющий силы мотива»:
Описанные выше методики дают возможность выявить «социометрическую картину» группы и понять, почему одни студенты попадают в разряд «звезд», а другие в число «изолированных».
ВЫВОДЫ
Социология является одним из наиболее эффективных методов изучения структуры группы и определения социометрического статуса студентов в ней. Это способ количественной оценки межличностных отношений в малых группах. Выявление характера межличностных отношений в группе рекомендуется проводить два-три раза в год, что помогает определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.
По этой методике проводится диагностика эмоциональных связей, взаимные симпатии между студентами группы.
При проведении социометрического исследования решаются следующие задачи:
- измерение степени сплоченности (разобщенности) в группе;
- выявление социометрических позиций студентов (популярные, предпочтительные, изолированные, оттесненные);
- выявление внутренних малых группировок в группе;
- выделение неформальных лидеров;
- описание индивидуальной самооценки положения студента в группе.
Таким образом, социометрический метод может использоваться для изучения и коррекции психологического климата группы. Данная методика используется для изучения общения и межличностных отношений в уже сложившихся группах, выявление мотивов, которые лежат в основе индивидуальных симпатий и антипатий в данной группе, причин популярности (лидерства) и непопулярности других студентов коллектива. Данные социологии позволяют прогнозировать возможные конфликтные ситуации, определять проведение необходимых мероприятий по улучшению межличностных и межгрупповых отношений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
а) к отцу;
б) к матери;
в) преподавателям;
г) к друзьям;
д) ни к кому не обращался.
а) из беседы с родителями;
б) от друзей, знакомых;
в) из газет, книг, журналов;
г) из объявлений;
д) из других источников (укажите).
а) да, нравится;
б) трудно сказать;
в) нет, не нравится;
а) из-за уважения к представителям данной профессии;
б) высокий заработок;
в) легкая и чистая работа;
г) тяжелая, но интересная работа;
д) другие причины (укажите).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест «Какой у тебя характер?»
Ответить «да» или «нет» на следующие вопросы:
1. Уважаешь ли ты дружбу?
2. Привлекает ли тебя все новое?
3. Предпочитаешь ли ты старую одежду новой.
4. Притворяешься ли ты довольным безо всякой на то причины?
5. Менял ли в детстве более трех раз выбор своей будущей профессии?
6. Лишаешься ли ты уверенности в себе, когда предстоит решить трудное задание?
7. Коллекционируешь ли ты что-нибудь?
8. Часто ли ты меняешь свои планы в последний момент?
Обработка данных:
Запишите себе по 1 очку, если ты ответил «да» на вопросы 1, 3 и 7 и по 1 очку на ответы «нет» на вопросы 2, 4, 5, 6 и 8.
Теперь подсчитай набранные очки.
Свыше 6 очков: ты уравновешенный человек, редко создаешь хлопоты родителям,
преподавателям, друзьям.
От 3 до 6 очков: у тебя изменчивое настроение и характер. Не забывай, что, только
проявляя постоянство и настойчивость, ты будешь преуспевать в жизни.
Менее 3 очков: внимание - почему ты не веришь в свои силы? Нужно больше
доверять своим родителя. Найти себе друзей в своей группе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Схема изучения личности студента
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Схема психолого-педагогическая характеристика
группы студентов
Общее сведения о группе (число студентов, число юношей, девушек, возраст).
Личные взаимоотношения между студентами в группе. Студенты пользуются уважением товарищей (кого можно отнести к этой категории, каковы их личные качества, успеваемость, дисциплина, общественная активность, что обеспечивает им уважение сверстников, какова их роль в жизни группы).
Студенты, которых сверстники не уважают, за что не уважают. Есть ли в коллективе группировки, их состав, кто возглавляет, роль группировки в жизни групп.
Дружеские связи между студентами. Уровень формирования группы. Распределение общественных поручений в группе, отношение студентов к поручениям.
Борьба за честь группы, общие интересы студентов группы, занятия в кружках, спорт, художественная самодеятельность.
Взаимная требовательность и взаимопомощь, чувство долга и ответственности.
Роль группы среди других групп студентов. Участие группы в общественно-полезном труде.
Учебная деятельность группы.
Успеваемость по предметам. Любимые предметы. Причины неуспеваемости по предметам.
Отношение студентов к оценке знаний.
Дисциплина в группе.
Состояние дисциплины (на каком уроке)
Методы поддержания дисциплины. Влияние отдельных студентов на состояние дисциплины.
Методы борьбы с нарушителями дисциплины.
Взаимоотношение группы с классным руководителем. Роль классного руководителя. Мотивы его работы.
Его авторитет и влияние на студентов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Схема психолого-педагогической характеристики студента
1.Общие сведения о студенте.
Ф.И.О., национальность, дата и год рождения, образование (сколько классов окончил, когда и где). Физическое развитие, состояние здоровья.
Ф.И.О. родителей, место работы, занимаемая должность. Состав семьи и ее
материальное положение Отношение родителей к выбранной профессии и к поступлению студента в колледж.
2. Направленность личности студента.
1) Общественная деятельность студента. Его основные цели, стремления, идеалы.
Чувство долга и ответственность и их проявления.
2) Интересы и склонности студента. Основной круг его интересов и отражение их в
учебной работе. Учебные интересы, интересы в области техники, искусства, спорта, читательские интересы студентов. Потребности.
3) Любовь к учению, что пробуждает его учиться, отношение к различным учебным
предметам. Отношение к успехам и неудачам в учебной работе. Характеристика знаний студента (глубина, прочность, наличие пробелов в знаниях и причины этого).
4) Отношение студентов к труду. Отношение к различным видам труда: участвует ли
студент в домашнем труде, имеет ли трудовые обязанности, как относится к ним и как выполняет. Стиль труда (организованность, систематичность): прилежание, добросовестность или небрежность в труде. Отношение студента к общественному имуществу.
5) Отношение студента к группе и самому себе. Роль студента в группе. Дорожит ли ее
честью. Участие в общественной жизни группы. Отношение группы к студенту. Отношение с педагогами, родителями. Имеет ли близких друзей, проявляет ли к товарищам внимание. Нет ли проявления зависти, эгоизма, зазнайства.
3. Волевые качества студента. Самостоятельность суждений, действия,
целеустремленность, активность и инициативность. Часто ли обращается за помощью, как преодолевает трудности, выдержка и самообладание, умение противостоять чужим влияниям.
4. Эмоциональная окрашенность характера. Уровень эмоциональной возбудимости
студента, глубина эмоциональных переживаний. Каково преобладающее настроение: живость или вялость, быстрота или медлительность, темперамент.
5. Особенности умственного развития студента.
1) Особенности мышления и речи. Самостоятельность, логичность и сознательность в суждениях и выводах. Умеет ли анализировать и обобщать материал. Культура речи. Умеет ли правильно выражать мысли в устной и письменной формах.
2) Особенности внимания студента (рассеянность, внимательность, невнимательность).
3) Особенности памяти (заучивание, осмысленность запоминания, точность воспроизведения).
4) Наблюдательность.
5) Творческая деятельность, способности студента.
6. Общие психолого-педагогические выводы. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности студента. Пути дальнейшей воспитательной работы со студентами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Определение качества личности
№ п/п
|
Упорядоченный ряд фамилий
|
Оценка в баллах качеств личности
|
||||||||||
искренний |
смелый |
добрый |
открытый |
эрудированный |
прямой |
внимательный |
отзывчивый |
выдержанный |
сильный |
аккуратный |
||
1. 2. 3. 4. 5. |
(+)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. 2. 3. 4. 5. |
(-)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«+» - студенты, которых выбрали испытуемые;
«-» - «отвергнутые» студенты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.