Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15
«Журавушка»
Учитель-дефектолог
Поволоцкая Светлана Анатольевна
Конспект коррекционно-развивающего интегрированного
занятия-тренинга с элементами логоритмики
для детей с ОВЗ
«С любовью маме помогаем»
Пояснительная записка.
Коррекционно-развивающее занятие было разработано к Дню матери и опробовано в специализированной группе для детей с ОВЗ. В зависимости от уровня развития детей, объем информации и количество игр можно сокращать и наоборот - использовать весь данный материал.
Субъект: подгруппа из 2-4-х человек специализированной группы (дети 5-7 лет с ОВЗ (ЗПР)).
Специфика группы воспитанников: дети с ОВЗ.
Направление занятия: коррекционно-развивающее. Содержание образовательной деятельности учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей с ОВЗ (ЗПР).
Цель: воспитание социально-нравственных качеств, любви и уважения к матери, формирование умения проявлять заботу и внимание; развитие познавательно-речевых, когнитивных способностей и мелкой моторики детей.
Образовательные задачи:
· Закреплять знания детей об окружающем мире в бытовых вопросах
· Закреплять умение использовать ласковые слова в общении с родителями и другими детьми
· Продолжать формировать понятия: «любовь», «помощь», «забота», «ласка», «нежность»
Развивающие задачи:
· Продолжать развивать позитивную «Я-концепцию», адекватную самооценку, повышать уверенность детей в себе, через принятие материнской заботы
· Развивать социальную сферу детей и нравственные качества
· Развивать произвольное внимание, память и мыслительные процессы; воображение; мелкую моторику
· Развивать чувство ритма и слова
· Развивать речь и коммуникативные навыки; способность к эмпатии
Воспитательные задачи:
· Воспитывать способность к оптимальному взаимодействию с окружающим миром через любовь к близким
· Воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам, а также чувствам окружающих людей, конкретно матери.
Используемые методы и приемы:
Приемы пространственной организации:
- стоя в кругу;
- сидя на ковре;
- сидя и стоя за столом.
Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:
- сюрпризные моменты;
- использование игровой оболочки;
- поощрение, похвала.
- создание проблемно-игровой ситуации;
- прочтение сказки.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- объяснение;
- беседа;
- рассказ
Оборудование: одежда из картона, прищепки, игрушечная сушка для белья, карточки-задания; пособие «Швейная фабрика» (рубашки, шнурки и пуговицы) и карточки-задания; списки покупок - картинки продуктов; картинки тортов, музыкальная шкатулка и «талисманы».
Ход коррекционно-развивающего занятия.
I. Организационно-мотивационная часть.
1. Приветственный круг Игра «Дружественные ладошки».
Цель: создание эмоционально-положительного настроя детей; развитие межполушарного взаимодействия.
Ребята входят в кабинет учителя-дефектолога, прислоняют свои ладошки к ладошкам на стене и выполняют соответствующие приветственные действия.
2. Кинезиологическое упражнение-приветствие «Здравствуй!»
Цель: создание эмоционально-положительного настроя детей; развитие межполушарного взаимодействия.
(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками, затем «здороваются все пальчики). Речевое сопровождение:
Учитель-дефектолог:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
3. Мотивационная беседа.
Цель: создание теплого нравственного климата между мамами и детьми. Закрепление навыков передачи эмоций и чувств к маме. Развитие речевых способностей детей. Активизация процессов мышления, внимания, воображения.
Учитель-дефектолог: Ребята, в конце осени мы отмечаем самый замечательный и трогательный праздник. Кто знает, что это за праздник? (Ответы детей). (Зачастую дети затрудняются ответить на этот вопрос, в любом случае педагог продолжает).
- Как вы думаете, ребята, что делают мамы для своих детей? (Ответы детей)
- А нужна ли маме ваша забота, защита и любовь? (Ответы детей)
- Как мы можем проявить свою любовь к маме? (Приветствуются любые ответы, но особо заостряется внимание на теме помощи маме).
3. Дидактическая игра после изучения на прошлом занятии
терапевтической сказки «Какая помощь нужна родителям?»
Автор: Елена Ульева, «Энциклопедия добрых дел».
Цель: развитие чувства долга и ответственности за свои поступки; воспитание уважения и бережного отношения к матери; активизация процессов воображения и концентрации внимания.
Дети садятся на ковер.
У белочки была очень хорошая мама. И орешки вкусные приносила, и в дупле всегда было чисто и уютно. И красивая, и веселая. Только почему-то она никогда не играла со своей дочкой. Белочка очень обижалась.
-У тебя для меня никогда нет времени! – ворчала белочка.
- На грибы, орехи есть время. А для меня – родной доченьки – нет!
- А почему? – спросила мама. – Сама догадаешься? Орехи сами к нам в гости не придут. Их с ветки сорвать надо. И грибы не прибегут. Разыщи их, в корзинку положи. Тяжелую корзинку домой принеси. А дома меня ждет веник и швабра! Мусор сам из дома не выберется! Его прогонять надо. Потом грязное в чистое нужно превратить: одежду постирать, посуду помыть. Вот так и проходит целый день. Для тебя у меня времени совсем не остается.
- А давай всю работу вместе победим! – догадалась белочка. – У нас в два раза быстрее получится! Вот и останется время для игр.
Так и повелось с тех пор. Мама орехи собирает, дочка – грибы. Мама полы моет, дочка пыль вытирает, мама бельё стирает, дочка развешивает. Мама посуду моет, дочка насухо протирает. Раз, два – и всё готово.
- Я даже устать не успела! – удивилась мама. – Здорово ты придумала!
И на игры время осталось, и на рисование, и на веселые прогулки.
Учитель-дефектолог: Как вы считаете, ребята, белочка правильно придумала?
Ответы детей подводятся к основному выводу: если ты хочешь, чтобы родители уделяли тебе больше времени, помогай им!
Учитель-дефектолог: Ребята, на прошлом занятии вы слушали и обыгрывали интересную добрую сказку. О ком была сказка? Кто главный герой? (педагог выставляет игрушки, дети должны выбрать белочку среди других).
Учитель-дефектолог: Правильно, белочка. А как она помогала своей маме? Что собирала белочка вместе с мамой в лесу? (педагог выставляет корзину с грибами и шишками и корзинка с фруктами). Дети выбирают нужную корзинку.
Учитель-дефектолог: Правильно, молодцы! А вы готовы помогать своей маме?
Белочка для вас приготовила задания. Будем выполнять? (Да).
4. Су-Джок игра с шишками «Будем маме помогать».
Белка шишки собирает,
Белка маме помогает.
Тоже будем помогать,
А потом пойдём играть!
5. Физминутка «Помощники».
Давайте вспомним, как нужно помогать маме?
Дети повторяют движения за педагогом в соответствии с текстом, соблюдая ритм.
1,2,3,4,5 - мамам надо помогать,
Чтобы чистым был наш дом, пылесосить будем в нём!
А потом без суеты тряпкой вымоем полы.
Дружно помогаем маме,
Мы бельё стираем сами.
Всю посуду перемоем,
А к обеду стол накроем.
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились.
II. Основная часть.
1. Игра «Большая стирка».
Цель: привитие понятия о помощи маме; развитие сенсомоторных навыков, внимания, мышления, мелкой моторики; обогащение словарного запаса детей.
Дети стоят вокруг стола.
На столе стоят стиральные машинки и одежда из картона разного цвета. Нужно разложить одежду в машинки соответствующих цветов.
Учитель-дефектолог следит за правильностью выполнения задания и помогает в случае затруднения.
Учитель-дефектолог: Молодцы, ребята! А теперь вам нужно развешать бельё, чтобы оно высохло.
2. Прищепковая игра «Сушка белья».
Цель: привитие понятия о помощи маме; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, концентрации внимания и зрительного восприятия; развитие коммуникации, сотрудничества.
Дети сидят за столом. Перед детьми бельевая верёвка одежда и из картона разного цвета.
Задача: прищепками прикрепляют одежду из картона к верёвочке.
Учитель-дефектолог: Ребята! Вы очень хорошие помощники! А кто из вас помогал маме пришивать пуговицы к одежде? (Ответы детей). Хотите научиться?
2. Игра «Швейная фабрика».
Цель: привитие понятия о помощи маме; развитие зрительно-моторной координации, концентрации внимания и зрительного восприятия.
Дети сидят за столом.
Учитель-дефектолог: Ребята, у каждого из вас есть рубашка. К ней, с помощью шнурка, нужно пришить пуговицы. Посчитайте, сколько пуговиц вам понадобится? (Ответы детей). Правильно - шесть.
В игре используется два уровня сложности. Легкий – ребенок «пришивает» любые пуговицы. Усложненный – ребенок «пришивает» пуговицы, ориентируясь на карточку – образец. Выбор задания зависит от уровня развития детей.
Педагог следит за правильностью выполнения задания и предлагает помощь детям при затруднениях.
Учитель-дефектолог: Я вижу, как вы стараетесь помочь своей маме! Молодцы!
3. Подвижная игра «Ниточка. Иголочка. Узелок».
Цель: Способствовать самовыражению и физической разгрузке детей.
Учитель-дефектолог: Я приглашаю вас встать в круг и поиграть. Когда я скажу «ниточка» - вы опускаете руки вниз и расслабляете их, они должны висеть как ниточки. Когда скажу «Иголка» - поднимаете руки вверх и напрягаете их – они твердые и острые, как иголка. Когда я скажу «Узелок» - вы ставите руки на пояс.
Повторяем несколько раз, пока у детей не закрепится навык смены напряжения на расслабление.
4. Игра «Тактильный мешочек».
Цель: привитие любви к маме; развитие тактильных ощущений.
Учитель-дефектолог: Ребята, белочка для своей мамы собирала шишечки и грибочки. А какие подарки можно подарить нашим мамочкам? (Ответы детей) Белочка для вас приготовила мешочек, в который спрятала подарки для мам. Вам нужно проникнуть рукой в мешочек и наощупь определить, какой предмет попал вам в руку (пластмассовый цветочек, воздушный шарик, клубника, ручка).
5. Игра «Цветочек для мамы».
Цель: привитие понятия о помощи маме; развитие внимания, мышления, мелкой моторики.
Учитель-дефектолог: Все мамы любят цветы. Давайте порадуем мамочек и вырастим для них комнатный цветочек.
Задача: Вам нужно рассмотреть картинки, определить правильную последовательность, что за чем должно происходить, и разложить картинки по порядку. (Учитель-дефектолог раздаёт детям готовые картинки – цветочки).
6. Игра «Магазин» (манкотерапия).
Цель: привитие понятия о помощи маме; развитие внимания, памяти и коммуникации детей.
Дети сидят за столом.
Учитель-дефектолог: Ребята! Продолжаем помогать нашим мамочкам! В следующей игре вам надо будет представить, что вы повзрослели и стали настолько самостоятельными, что мама может отправить вас в магазин за покупками. Представили? Тогда каждый из вас получает от мамы свой список покупок.
Мама решила с вами поиграть и приготовила список покупок в картинках. Иллюстрации покупок оформлены на карточках. Но карточки мама спрятала в песочке.
Учитель-дефектолог: Ваша задача, ребята, найти спрятанную карточку, запомнить, что вам нужно купить. Пройдет одна минута, и вы отправитесь в магазин. Посчитайте и запомните, сколько наименований продуктов вам надо будет купить.
Чтобы облегчить запоминание и развивать словарный запас детей, учитель-дефектолог, обращаясь к каждому ребенку, спрашивает, что мама попросила его купить. Если ребенок, глядя на картинки, затрудняется назвать тот или иной продукт, просим помощи других детей. Карточки с заданием убираются.
Учитель-дефектолог: список покупок остается дома, а вы, помощники, отправляетесь в магазин.
Посередине стола разложены в произвольном порядке картинки с продуктами. Каждому ребенку дается магазинная тележка (распечатка). Дети отыскивают по памяти нужные продукты и выбирают карточки.
Учитель-дефектолог: Вижу, что покупки сделаны. Давайте проверим всё ли вы купили.
Учитель-дефектолог: Как здорово! Продукты у мамы есть, и теперь она может приготовить для семьи что-нибудь вкусненькое, например, испечь торт! Ребята, вы любите торт? Поможем маме его испечь?
5. Логоритмическое упражнение «Тортик».
Цель:
Прививать
понятие о помощи маме. Развитие
чувства ритма и слова, зрительной координации, мелкой моторики
Будем тесто мы месить,
Будем коржики лепить.
Испечём мы вкусный тортик,
И у торта будет бортик.
Серединку – смажем джемом.
Сверху торт украсим кремом,
Тортик мы подарим маме
И кусочек съедим сами.
6. Игра «Домашняя кондитерская».
Цель: привитие понятия о помощи маме; развитие эстетического вкуса и чувства симметрии, воображения и мелкой моторики.
Дети сидят или стоят за столом.
В игре используются формы тортов и множество различных украшений к ним.
Учитель-дефектолог отмечает красоту и уникальность каждого торта, украшенного детьми, поощряя комплиментом работу каждого ребенка. Проводит фотосессию с целью дальнейшего показа работ детей на тематических встречах с родителями в детском саду.
III. Заключительная часть.
Дети стоят в кругу.
Учитель-дефектолог: Мама любит вас разных: маленьких и больших, хороших и озорных, весёлых и грустных. Я хочу, чтобы вы заботились и помогали своей маме. И пусть в каждой семье всегда улыбается ласковое солнышко. А чтобы наши мамы были всегда в хорошем настроении, вы подарите ей талисман, который будет оберегать ее. Подумайте и выберите для своей мамы талисман.
Дети выбирают из заготовок (солнце, цветок, звезда, сердце, ангел) понравившийся талисман и складывают в музыкальную шкатулку.
Учитель-дефектолог: Ребята! Это волшебная шкатулка. Волшебная она, потому что, когда она наполняется ласковыми словами, играет волшебную мелодию.
1. Игра «Ласковые слова»
Учитель-дефектолог:
1,2,3,4,5 будем с вами мы играть!
Маму будем мы хвалить,
Комплименты ей дарить.
Давайте сложим в шкатулку для наших мам ласковые слова и послушаем волшебную мелодию.
Дети по очереди называют маму ласково, говорят комплимент и «складывают» все в шкатулку, которая после всех слов играет чудесную мелодию.
Учитель-дефектолог: Какие чудесные слова мы нашли для наших мам! Теперь каждый день не забывайте говорить их для мамочки. А талисманы теперь наполнились такой любовью, что будут оберегать ее от всех бед. Вы будете мамам дарить талисманы и желать много всего доброго (перечисляют).
Рефлексия.
Учитель-дефектолог, бросая су-Джок мячик и обращаясь к детям по очереди, задает вопросы.
Какому дню мы посвятили нашу встречу?
Чему вы сегодня вы научились?
Какие добрые дела вы сделали для своих мам?
Что у тебя получилось лучше всего?
Что было самым интересным для тебя сегодня?
Что было самым трудным для тебя сегодня?
Учитель-дефектолог: У вас прекрасные и замечательные мамы. Любите их и всегда помогайте им. Чаще спрашивайте маму, чем ей помочь и помогайте по дому. Обнимайте свою маму и говорите ей самые нежные слова: «Я люблю тебя».
До свидания, ребята!
Выходят, прикладывая руку к дружественной ладошке и выполняя действие (машут рукой).
Анализ: конспект составлен мною самостоятельно и отвечает требованиям ФГОС ДО и основным задачам АОП ДО и рабочей программы учителя-дефектолога. Для реализации каждой задачи используются игровые методы и приемы, что способствует возникновению и поддержанию интереса детей к деятельности. Все задания и упражнения соответствуют возрастным особенностям старших дошкольников с учетом возможностей здоровья. Выстраивалось занятие с опорой на имеющиеся у детей знания. На занятии я старалась осуществлять личностно-ориентированный подход к детям: всегда была рядом с детьми, уделяла внимание каждому ребенку, создавала ситуации успеха.
Для активации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера «почему?», «как вы думаете?», «как правильно?».
Занятие началось с приветствия и мотивационной беседы, которые явились организационным моментом и в тоже время способствовали положительному психологическому настрою на дальнейшую деятельность. Чтобы подвести детей к проблеме взаимопомощи в семье, объяснить это на языке, понятном ребенку, была использована терапевтическая сказка. Основная часть занятия была направлена на реализацию поставленных задач, а также на создание эмоционально-радостного настроения, как результата действий, направленных на помощь маме.
На занятии я чередовала виды деятельности участников, поэтому утомление у детей не наступило. Ребята активно отвечали на поставленные вопросы, испытывали большой интерес к теме, проявляли эмпатию. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия. Сложилась трогательная атмосфера. Музыкальная шкатулка, талисманы для мамы и используемая в завершении игра «Ласковые слова» позволили эмоционально насыщено и логически завершить занятие. Во время рефлексии были подведены итоги занятия и главный вывод тренинга.
Считаю, что поставленная цель выполнена, задачи реализованы. Занятие прошло по плану. Поведение детей на протяжении всего занятия соответствовало возрастным особенностям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.