Конспект коррекционно-развивающего занятия-тренинга с элементами логоритмики для детей с ОВЗ "С любовью маме помогаем"

  • docx
  • 02.12.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КРНСПЕКТ С ЛЮБОВЬЮ МАМЕ ПОМОГАЕМ.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15

«Журавушка»

 

Учитель-дефектолог

 Поволоцкая Светлана Анатольевна

 

Конспект коррекционно-развивающего интегрированного

 занятия-тренинга с элементами логоритмики

для детей с ОВЗ

 «С любовью маме помогаем»

 

Пояснительная записка.

Коррекционно-развивающее занятие было разработано к Дню матери и опробовано в специализированной группе для детей с ОВЗ. В зависимости от уровня развития детей, объем информации и количество игр можно сокращать и наоборот - использовать весь данный материал.

Субъект: подгруппа из 2-4-х человек специализированной группы (дети 5-7 лет с ОВЗ (ЗПР)).

Специфика группы воспитанников: дети с ОВЗ.

Направление занятия: коррекционно-развивающее. Содержание образовательной деятельности учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей с ОВЗ (ЗПР).

Цель: воспитание социально-нравственных качеств, любви и уважения к матери, формирование умения проявлять заботу и внимание; развитие познавательно-речевых, когнитивных способностей и мелкой моторики детей.

Образовательные задачи:

·        Закреплять знания детей об окружающем мире в бытовых вопросах

·        Закреплять умение использовать ласковые слова в общении с родителями и другими детьми

·        Продолжать формировать понятия: «любовь», «помощь», «забота», «ласка», «нежность»

Развивающие задачи:         

·        Продолжать развивать позитивную «Я-концепцию», адекватную самооценку, повышать уверенность детей в себе, через принятие материнской заботы

·        Развивать социальную сферу детей и нравственные качества

·        Развивать произвольное внимание, память и мыслительные процессы; воображение; мелкую моторику

·        Развивать чувство ритма и слова

·        Развивать речь и коммуникативные навыки; способность к эмпатии

Воспитательные задачи:

·        Воспитывать способность к оптимальному взаимодействию с окружающим миром через любовь к близким

·        Воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам, а также чувствам окружающих людей, конкретно матери.

Используемые методы и приемы:

Приемы пространственной организации:

-  стоя в кругу;       

- сидя на ковре;    

- сидя и стоя за столом.

Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:

- сюрпризные моменты;

- использование игровой оболочки;

 - поощрение, похвала.

- создание проблемно-игровой ситуации;   

 - прочтение сказки.           

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

- объяснение;

 - беседа;  

 - рассказ

Оборудование: одежда из картона, прищепки, игрушечная сушка для белья, карточки-задания; пособие «Швейная фабрика» (рубашки, шнурки и пуговицы) и карточки-задания; списки покупок - картинки продуктов; картинки тортов, музыкальная шкатулка и «талисманы».

Ход коррекционно-развивающего занятия.

I. Организационно-мотивационная часть.

1. Приветственный круг Игра «Дружественные ладошки».

Цель: создание эмоционально-положительного настроя детей; развитие межполушарного взаимодействия.

Ребята входят в кабинет учителя-дефектолога, прислоняют свои ладошки к ладошкам на стене и выполняют соответствующие приветственные действия.

2. Кинезиологическое упражнение-приветствие «Здравствуй!»

Цель: создание эмоционально-положительного настроя детей; развитие межполушарного взаимодействия.

(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками, затем «здороваются все пальчики). Речевое сопровождение:

Учитель-дефектолог:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

3. Мотивационная беседа.

Цель: создание теплого нравственного климата между мамами и детьми. Закрепление навыков передачи эмоций и чувств к маме. Развитие речевых способностей детей. Активизация процессов мышления, внимания, воображения.

Учитель-дефектолог: Ребята, в конце осени мы отмечаем самый замечательный и трогательный праздник. Кто знает, что это за праздник? (Ответы детей). (Зачастую дети затрудняются ответить на этот вопрос, в любом случае педагог продолжает).

- Как вы думаете, ребята, что делают мамы для своих детей? (Ответы детей)

- А нужна ли маме ваша забота, защита и любовь? (Ответы детей)

- Как мы можем проявить свою любовь к маме? (Приветствуются любые ответы, но особо заостряется внимание на теме помощи маме).

3.  Дидактическая игра после изучения на прошлом занятии

терапевтической сказки «Какая помощь нужна родителям?»

Автор: Елена Ульева, «Энциклопедия добрых дел».

Цель: развитие чувства долга и ответственности за свои поступки; воспитание уважения и бережного отношения к матери; активизация процессов воображения и концентрации внимания.

Дети садятся на ковер.

У белочки была очень хорошая мама. И орешки вкусные приносила, и в дупле всегда было чисто и уютно. И красивая, и веселая. Только почему-то она никогда не играла со своей дочкой. Белочка очень обижалась.

-У тебя для меня никогда нет времени! – ворчала белочка.

- На грибы, орехи есть время. А для меня – родной доченьки – нет!

- А почему? – спросила мама. – Сама догадаешься? Орехи сами к нам в гости не придут. Их с ветки сорвать надо. И грибы не прибегут. Разыщи их, в корзинку положи. Тяжелую корзинку домой принеси. А дома меня ждет веник и швабра! Мусор сам из дома не выберется! Его прогонять надо. Потом грязное в чистое нужно превратить: одежду постирать, посуду помыть. Вот так и проходит целый день. Для тебя у меня времени совсем не остается.

- А давай всю работу вместе победим! – догадалась белочка. – У нас в два раза быстрее получится! Вот и останется время для игр.

Так и повелось с тех пор. Мама орехи собирает, дочка – грибы. Мама полы моет, дочка пыль вытирает, мама бельё стирает, дочка развешивает. Мама посуду моет, дочка насухо протирает. Раз, два – и всё готово.

- Я даже устать не успела! – удивилась мама. – Здорово ты придумала!

И на игры время осталось, и на рисование, и на веселые прогулки.

Учитель-дефектолог: Как вы считаете, ребята, белочка правильно придумала?

Ответы детей подводятся к основному выводу: если ты хочешь, чтобы родители уделяли тебе больше времени, помогай им!

Учитель-дефектолог: Ребята, на прошлом занятии вы слушали и обыгрывали интересную добрую сказку. О ком была сказка? Кто главный герой? (педагог выставляет игрушки, дети должны выбрать белочку среди других).

Учитель-дефектолог: Правильно, белочка. А как она помогала своей маме? Что собирала белочка вместе с мамой в лесу? (педагог выставляет корзину с грибами и шишками и корзинка с фруктами). Дети выбирают нужную корзинку.

Учитель-дефектолог: Правильно, молодцы! А вы готовы помогать своей маме?

Белочка для вас приготовила задания. Будем выполнять? (Да).

4. Су-Джок игра с шишками «Будем маме помогать».

Белка шишки собирает,

Белка маме помогает.

Тоже будем помогать,

А потом пойдём играть!

5. Физминутка «Помощники».

Давайте вспомним, как нужно помогать маме?

Дети повторяют движения за педагогом в соответствии с текстом, соблюдая ритм.

1,2,3,4,5 - мамам надо помогать,

Чтобы чистым был наш дом, пылесосить будем в нём!

А потом без суеты тряпкой вымоем полы.

Дружно помогаем маме,

Мы бельё стираем сами.

Всю посуду перемоем,

А к обеду стол накроем.

Потянулись, наклонились,

Хорошо мы потрудились.

II. Основная часть.

1. Игра «Большая стирка».

Цель: привитие понятия о помощи маме; развитие сенсомоторных навыков, внимания, мышления, мелкой моторики; обогащение словарного запаса детей

Дети стоят вокруг стола.

На столе стоят стиральные машинки и одежда из картона разного цвета. Нужно разложить одежду в машинки соответствующих цветов.

Учитель-дефектолог следит за правильностью выполнения задания и помогает в случае затруднения.

Учитель-дефектолог: Молодцы, ребята! А теперь вам нужно развешать бельё, чтобы оно высохло.

2. Прищепковая игра «Сушка белья».

Цель: привитие понятия о помощи маме; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, концентрации внимания и зрительного восприятия; развитие коммуникации, сотрудничества.

Дети сидят за столом. Перед детьми бельевая верёвка одежда и из картона разного цвета.

Задача: прищепками прикрепляют одежду из картона к верёвочке.

Учитель-дефектолог: Ребята! Вы очень хорошие помощники! А кто из вас помогал маме пришивать пуговицы к одежде? (Ответы детей). Хотите научиться?

2. Игра «Швейная фабрика».

Цель: привитие понятия о помощи маме; развитие зрительно-моторной координации, концентрации внимания и зрительного восприятия.

Дети сидят за столом.

Учитель-дефектолог: Ребята, у каждого из вас есть рубашка. К ней, с помощью шнурка, нужно пришить пуговицы. Посчитайте, сколько пуговиц вам понадобится? (Ответы детей). Правильно - шесть.

В игре используется два уровня сложности. Легкий – ребенок «пришивает» любые пуговицы. Усложненный – ребенок «пришивает» пуговицы, ориентируясь на карточку – образец. Выбор задания зависит от уровня развития детей.

Педагог следит за правильностью выполнения задания и предлагает помощь детям при затруднениях.

Учитель-дефектолог: Я вижу, как вы стараетесь помочь своей маме! Молодцы!

3. Подвижная игра «Ниточка. Иголочка. Узелок».

Цель: Способствовать самовыражению и физической разгрузке детей.

Учитель-дефектолог: Я приглашаю вас встать в круг и поиграть. Когда я скажу «ниточка» - вы опускаете руки вниз и расслабляете их, они должны висеть как ниточки. Когда скажу «Иголка» - поднимаете руки вверх и напрягаете их – они твердые и острые, как иголка. Когда я скажу «Узелок» - вы ставите руки на пояс.

Повторяем несколько раз, пока у детей не закрепится навык смены напряжения на расслабление.

  4. Игра «Тактильный мешочек».

Цель: привитие любви к маме; развитие тактильных ощущений.

Учитель-дефектолог: Ребята, белочка для своей мамы собирала шишечки и грибочки. А какие подарки можно подарить нашим мамочкам? (Ответы детей) Белочка для вас приготовила мешочек, в который спрятала подарки для мам. Вам нужно проникнуть рукой в мешочек и наощупь определить, какой предмет попал вам в руку (пластмассовый цветочек, воздушный шарик, клубника, ручка).

5. Игра «Цветочек для мамы».

Цель: привитие понятия о помощи маме; развитие внимания, мышления, мелкой моторики.

Учитель-дефектолог: Все мамы любят цветы. Давайте порадуем мамочек и вырастим для них комнатный цветочек.

Задача: Вам нужно рассмотреть картинки, определить правильную последовательность, что за чем должно происходить, и разложить картинки по порядку. (Учитель-дефектолог раздаёт детям готовые картинки – цветочки).

   6. Игра «Магазин» (манкотерапия).

   Цель: привитие понятия о помощи маме; развитие внимания, памяти и коммуникации детей.

Дети сидят за столом.

Учитель-дефектолог: Ребята! Продолжаем помогать нашим мамочкам!  В следующей игре вам надо будет представить, что вы повзрослели и стали настолько самостоятельными, что мама может отправить вас в магазин за покупками.  Представили? Тогда каждый из вас получает от мамы свой список покупок.

Мама решила с вами поиграть и приготовила список покупок в картинках. Иллюстрации покупок оформлены на карточках. Но карточки мама спрятала в песочке.

Учитель-дефектолог: Ваша задача, ребята, найти спрятанную карточку, запомнить, что вам нужно купить. Пройдет одна минута, и вы отправитесь в магазин. Посчитайте и запомните, сколько наименований продуктов вам надо будет купить.

Чтобы облегчить запоминание и развивать словарный запас детей, учитель-дефектолог, обращаясь к каждому ребенку, спрашивает, что мама попросила его купить. Если ребенок, глядя на картинки, затрудняется назвать тот или иной продукт, просим помощи других детей. Карточки с заданием убираются.

Учитель-дефектолог: список покупок остается дома, а вы, помощники, отправляетесь в магазин.

Посередине стола разложены в произвольном порядке картинки с продуктами. Каждому ребенку дается магазинная тележка (распечатка). Дети отыскивают по памяти нужные продукты и выбирают карточки.

Учитель-дефектолог: Вижу, что покупки сделаны. Давайте проверим всё ли вы купили.

Учитель-дефектолог: Как здорово! Продукты у мамы есть, и теперь она может приготовить для семьи что-нибудь вкусненькое, например, испечь торт! Ребята, вы любите торт? Поможем маме его испечь?

5.  Логоритмическое упражнение «Тортик».

Цель: Прививать понятие о помощи маме. Развитие чувства ритма и слова, зрительной координации, мелкой моторики
    Будем тесто мы месить,

Будем коржики лепить.

Испечём мы вкусный тортик,

И у торта будет бортик.

Серединку – смажем джемом.

Сверху торт украсим кремом,

Тортик мы подарим маме

И кусочек съедим сами.

6. Игра «Домашняя кондитерская».

Цель: привитие понятия о помощи маме; развитие эстетического вкуса и чувства симметрии, воображения и мелкой моторики.

Дети сидят или стоят за столом.

В игре используются формы тортов и множество различных украшений к ним.

Учитель-дефектолог отмечает красоту и уникальность каждого торта, украшенного детьми, поощряя комплиментом работу каждого ребенка. Проводит фотосессию с целью дальнейшего показа работ детей на тематических встречах с родителями в детском саду.

III. Заключительная часть.

Дети стоят в кругу.

Учитель-дефектолог: Мама любит вас разных: маленьких и больших, хороших и озорных, весёлых и грустных. Я хочу, чтобы вы заботились и помогали своей маме. И пусть в каждой семье всегда улыбается ласковое солнышко. А чтобы наши мамы были всегда в хорошем настроении, вы подарите ей талисман, который будет оберегать ее. Подумайте и выберите для своей мамы талисман.

Дети выбирают из заготовок (солнце, цветок, звезда, сердце, ангел) понравившийся талисман и складывают в музыкальную шкатулку.

Учитель-дефектолог: Ребята! Это волшебная шкатулка. Волшебная она, потому что, когда она наполняется ласковыми словами, играет волшебную мелодию.

1. Игра «Ласковые слова»

Учитель-дефектолог:

1,2,3,4,5 будем с вами мы играть!

Маму будем мы хвалить,

Комплименты ей дарить.

Давайте сложим в шкатулку для наших мам ласковые слова и послушаем волшебную мелодию.

Дети по очереди называют маму ласково, говорят комплимент и «складывают» все в шкатулку, которая после всех слов играет чудесную мелодию.

Учитель-дефектолог: Какие чудесные слова мы нашли для наших мам! Теперь каждый день не забывайте говорить их для мамочки. А талисманы теперь наполнились такой любовью, что будут оберегать ее от всех бед. Вы будете мамам дарить талисманы и желать много всего доброго (перечисляют).

Рефлексия.

Учитель-дефектолог, бросая су-Джок мячик и обращаясь к детям по очереди, задает вопросы.

Какому дню мы посвятили нашу встречу?

Чему вы сегодня вы научились?

Какие добрые дела вы сделали для своих мам?

Что у тебя получилось лучше всего?

Что было самым интересным для тебя сегодня?

Что было самым трудным для тебя сегодня?

Учитель-дефектолог: У вас прекрасные и замечательные мамы.  Любите их и  всегда помогайте им. Чаще спрашивайте маму, чем ей помочь и помогайте по дому. Обнимайте свою маму и говорите ей самые нежные слова: «Я люблю тебя».

До свидания, ребята!

Выходят, прикладывая руку к дружественной ладошке и выполняя действие (машут рукой).

 

Анализ: конспект составлен мною самостоятельно и отвечает требованиям ФГОС ДО и основным задачам АОП ДО и рабочей программы учителя-дефектолога.  Для реализации каждой задачи используются игровые методы и приемы, что способствует возникновению и поддержанию интереса детей к деятельности. Все задания и упражнения соответствуют возрастным особенностям старших дошкольников с учетом возможностей здоровья. Выстраивалось занятие с опорой на имеющиеся у детей знания. На занятии я старалась осуществлять личностно-ориентированный подход к детям: всегда была рядом с детьми, уделяла внимание каждому ребенку, создавала ситуации успеха.

Для активации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера «почему?», «как вы думаете?», «как правильно?».

Занятие началось с приветствия и мотивационной беседы, которые явились организационным моментом и в тоже время способствовали положительному психологическому настрою на дальнейшую деятельность. Чтобы подвести детей к проблеме взаимопомощи в семье, объяснить это на языке, понятном ребенку, была использована терапевтическая сказка. Основная часть занятия была направлена на реализацию поставленных задач, а также на создание эмоционально-радостного настроения, как результата действий, направленных на помощь маме.

На занятии я чередовала виды деятельности участников, поэтому утомление у детей не наступило. Ребята активно отвечали на поставленные вопросы, испытывали большой интерес к теме, проявляли эмпатию. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия. Сложилась трогательная атмосфера. Музыкальная шкатулка, талисманы для мамы и используемая в завершении игра «Ласковые слова» позволили эмоционально насыщено и логически завершить занятие. Во время рефлексии были подведены итоги занятия и главный вывод тренинга.

Считаю, что поставленная цель выполнена, задачи реализованы. Занятие прошло по плану. Поведение детей на протяжении всего занятия соответствовало возрастным особенностям.