Конспект коррекционно-развивающего занятия-тренинга с элементами логоритмики для детей с ОВЗ "С любовью маме помогаем"
Оценка 5

Конспект коррекционно-развивающего занятия-тренинга с элементами логоритмики для детей с ОВЗ "С любовью маме помогаем"

Оценка 5
docx
02.12.2024
Конспект коррекционно-развивающего занятия-тренинга с элементами логоритмики  для детей с ОВЗ "С любовью маме помогаем"
КРНСПЕКТ С ЛЮБОВЬЮ МАМЕ ПОМОГАЕМ.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15

«Журавушка»

 

Учитель-дефектолог

 Поволоцкая Светлана Анатольевна

 

Конспект коррекционно-развивающего интегрированного

 занятия-тренинга с элементами логоритмики

для детей с ОВЗ

 «С любовью маме помогаем»

 

Пояснительная записка.

Коррекционно-развивающее занятие было разработано к Дню матери и опробовано в специализированной группе для детей с ОВЗ. В зависимости от уровня развития детей, объем информации и количество игр можно сокращать и наоборот - использовать весь данный материал.

Субъект: подгруппа из 2-4-х человек специализированной группы (дети 5-7 лет с ОВЗ (ЗПР)).

Специфика группы воспитанников: дети с ОВЗ.

Направление занятия: коррекционно-развивающее. Содержание образовательной деятельности учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей с ОВЗ (ЗПР).

Цель: воспитание социально-нравственных качеств, любви и уважения к матери, формирование умения проявлять заботу и внимание; развитие познавательно-речевых, когнитивных способностей и мелкой моторики детей.

Образовательные задачи:

·        Закреплять знания детей об окружающем мире в бытовых вопросах

·        Закреплять умение использовать ласковые слова в общении с родителями и другими детьми

·        Продолжать формировать понятия: «любовь», «помощь», «забота», «ласка», «нежность»

Развивающие задачи:         

·        Продолжать развивать позитивную «Я-концепцию», адекватную самооценку, повышать уверенность детей в себе, через принятие материнской заботы

·        Развивать социальную сферу детей и нравственные качества

·        Развивать произвольное внимание, память и мыслительные процессы; воображение; мелкую моторику

·        Развивать чувство ритма и слова

·        Развивать речь и коммуникативные навыки; способность к эмпатии

Воспитательные задачи:

·        Воспитывать способность к оптимальному взаимодействию с окружающим миром через любовь к близким

·        Воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам, а также чувствам окружающих людей, конкретно матери.

Используемые методы и приемы:

Приемы пространственной организации:

-  стоя в кругу;       

- сидя на ковре;    

- сидя и стоя за столом.

Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:

- сюрпризные моменты;

- использование игровой оболочки;

 - поощрение, похвала.

- создание проблемно-игровой ситуации;   

 - прочтение сказки.           

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

- объяснение;

 - беседа;  

 - рассказ

Оборудование: одежда из картона, прищепки, игрушечная сушка для белья, карточки-задания; пособие «Швейная фабрика» (рубашки, шнурки и пуговицы) и карточки-задания; списки покупок - картинки продуктов; картинки тортов, музыкальная шкатулка и «талисманы».

Ход коррекционно-развивающего занятия.

I. Организационно-мотивационная часть.

1. Приветственный круг Игра «Дружественные ладошки».

Цель: создание эмоционально-положительного настроя детей; развитие межполушарного взаимодействия.

Ребята входят в кабинет учителя-дефектолога, прислоняют свои ладошки к ладошкам на стене и выполняют соответствующие приветственные действия.

2. Кинезиологическое упражнение-приветствие «Здравствуй!»

Цель: создание эмоционально-положительного настроя детей; развитие межполушарного взаимодействия.

(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками, затем «здороваются все пальчики). Речевое сопровождение:

Учитель-дефектолог:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

3. Мотивационная беседа.

Цель: создание теплого нравственного климата между мамами и детьми. Закрепление навыков передачи эмоций и чувств к маме. Развитие речевых способностей детей. Активизация процессов мышления, внимания, воображения.

Учитель-дефектолог: Ребята, в конце осени мы отмечаем самый замечательный и трогательный праздник. Кто знает, что это за праздник? (Ответы детей). (Зачастую дети затрудняются ответить на этот вопрос, в любом случае педагог продолжает).

- Как вы думаете, ребята, что делают мамы для своих детей? (Ответы детей)

- А нужна ли маме ваша забота, защита и любовь? (Ответы детей)

- Как мы можем проявить свою любовь к маме? (Приветствуются любые ответы, но особо заостряется внимание на теме помощи маме).

3.  Дидактическая игра после изучения на прошлом занятии

терапевтической сказки «Какая помощь нужна родителям?»

Автор: Елена Ульева, «Энциклопедия добрых дел».

Цель: развитие чувства долга и ответственности за свои поступки; воспитание уважения и бережного отношения к матери; активизация процессов воображения и концентрации внимания.

Дети садятся на ковер.

У белочки была очень хорошая мама. И орешки вкусные приносила, и в дупле всегда было чисто и уютно. И красивая, и веселая. Только почему-то она никогда не играла со своей дочкой. Белочка очень обижалась.

-У тебя для меня никогда нет времени! – ворчала белочка.

- На грибы, орехи есть время. А для меня – родной доченьки – нет!

- А почему? – спросила мама. – Сама догадаешься? Орехи сами к нам в гости не придут. Их с ветки сорвать надо. И грибы не прибегут. Разыщи их, в корзинку положи. Тяжелую корзинку домой принеси. А дома меня ждет веник и швабра! Мусор сам из дома не выберется! Его прогонять надо. Потом грязное в чистое нужно превратить: одежду постирать, посуду помыть. Вот так и проходит целый день. Для тебя у меня времени совсем не остается.

- А давай всю работу вместе победим! – догадалась белочка. – У нас в два раза быстрее получится! Вот и останется время для игр.

Так и повелось с тех пор. Мама орехи собирает, дочка – грибы. Мама полы моет, дочка пыль вытирает, мама бельё стирает, дочка развешивает. Мама посуду моет, дочка насухо протирает. Раз, два – и всё готово.

- Я даже устать не успела! – удивилась мама. – Здорово ты придумала!

И на игры время осталось, и на рисование, и на веселые прогулки.

Учитель-дефектолог: Как вы считаете, ребята, белочка правильно придумала?

Ответы детей подводятся к основному выводу: если ты хочешь, чтобы родители уделяли тебе больше времени, помогай им!

Учитель-дефектолог: Ребята, на прошлом занятии вы слушали и обыгрывали интересную добрую сказку. О ком была сказка? Кто главный герой? (педагог выставляет игрушки, дети должны выбрать белочку среди других).

Учитель-дефектолог: Правильно, белочка. А как она помогала своей маме? Что собирала белочка вместе с мамой в лесу? (педагог выставляет корзину с грибами и шишками и корзинка с фруктами). Дети выбирают нужную корзинку.

Учитель-дефектолог: Правильно, молодцы! А вы готовы помогать своей маме?

Белочка для вас приготовила задания. Будем выполнять? (Да).

4. Су-Джок игра с шишками «Будем маме помогать».

Белка шишки собирает,

Белка маме помогает.

Тоже будем помогать,

А потом пойдём играть!

5. Физминутка «Помощники».

Давайте вспомним, как нужно помогать маме?

Дети повторяют движения за педагогом в соответствии с текстом, соблюдая ритм.

1,2,3,4,5 - мамам надо помогать,

Чтобы чистым был наш дом, пылесосить будем в нём!

А потом без суеты тряпкой вымоем полы.

Дружно помогаем маме,

Мы бельё стираем сами.

Всю посуду перемоем,

А к обеду стол накроем.

Потянулись, наклонились,

Хорошо мы потрудились.

II. Основная часть.

1. Игра «Большая стирка».

Цель: привитие понятия о помощи маме; развитие сенсомоторных навыков, внимания, мышления, мелкой моторики; обогащение словарного запаса детей

Дети стоят вокруг стола.

На столе стоят стиральные машинки и одежда из картона разного цвета. Нужно разложить одежду в машинки соответствующих цветов.

Учитель-дефектолог следит за правильностью выполнения задания и помогает в случае затруднения.

Учитель-дефектолог: Молодцы, ребята! А теперь вам нужно развешать бельё, чтобы оно высохло.

2. Прищепковая игра «Сушка белья».

Цель: привитие понятия о помощи маме; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, концентрации внимания и зрительного восприятия; развитие коммуникации, сотрудничества.

Дети сидят за столом. Перед детьми бельевая верёвка одежда и из картона разного цвета.

Задача: прищепками прикрепляют одежду из картона к верёвочке.

Учитель-дефектолог: Ребята! Вы очень хорошие помощники! А кто из вас помогал маме пришивать пуговицы к одежде? (Ответы детей). Хотите научиться?

2. Игра «Швейная фабрика».

Цель: привитие понятия о помощи маме; развитие зрительно-моторной координации, концентрации внимания и зрительного восприятия.

Дети сидят за столом.

Учитель-дефектолог: Ребята, у каждого из вас есть рубашка. К ней, с помощью шнурка, нужно пришить пуговицы. Посчитайте, сколько пуговиц вам понадобится? (Ответы детей). Правильно - шесть.

В игре используется два уровня сложности. Легкий – ребенок «пришивает» любые пуговицы. Усложненный – ребенок «пришивает» пуговицы, ориентируясь на карточку – образец. Выбор задания зависит от уровня развития детей.

Педагог следит за правильностью выполнения задания и предлагает помощь детям при затруднениях.

Учитель-дефектолог: Я вижу, как вы стараетесь помочь своей маме! Молодцы!

3. Подвижная игра «Ниточка. Иголочка. Узелок».

Цель: Способствовать самовыражению и физической разгрузке детей.

Учитель-дефектолог: Я приглашаю вас встать в круг и поиграть. Когда я скажу «ниточка» - вы опускаете руки вниз и расслабляете их, они должны висеть как ниточки. Когда скажу «Иголка» - поднимаете руки вверх и напрягаете их – они твердые и острые, как иголка. Когда я скажу «Узелок» - вы ставите руки на пояс.

Повторяем несколько раз, пока у детей не закрепится навык смены напряжения на расслабление.

  4. Игра «Тактильный мешочек».

Цель: привитие любви к маме; развитие тактильных ощущений.

Учитель-дефектолог: Ребята, белочка для своей мамы собирала шишечки и грибочки. А какие подарки можно подарить нашим мамочкам? (Ответы детей) Белочка для вас приготовила мешочек, в который спрятала подарки для мам. Вам нужно проникнуть рукой в мешочек и наощупь определить, какой предмет попал вам в руку (пластмассовый цветочек, воздушный шарик, клубника, ручка).

5. Игра «Цветочек для мамы».

Цель: привитие понятия о помощи маме; развитие внимания, мышления, мелкой моторики.

Учитель-дефектолог: Все мамы любят цветы. Давайте порадуем мамочек и вырастим для них комнатный цветочек.

Задача: Вам нужно рассмотреть картинки, определить правильную последовательность, что за чем должно происходить, и разложить картинки по порядку. (Учитель-дефектолог раздаёт детям готовые картинки – цветочки).

   6. Игра «Магазин» (манкотерапия).

   Цель: привитие понятия о помощи маме; развитие внимания, памяти и коммуникации детей.

Дети сидят за столом.

Учитель-дефектолог: Ребята! Продолжаем помогать нашим мамочкам!  В следующей игре вам надо будет представить, что вы повзрослели и стали настолько самостоятельными, что мама может отправить вас в магазин за покупками.  Представили? Тогда каждый из вас получает от мамы свой список покупок.

Мама решила с вами поиграть и приготовила список покупок в картинках. Иллюстрации покупок оформлены на карточках. Но карточки мама спрятала в песочке.

Учитель-дефектолог: Ваша задача, ребята, найти спрятанную карточку, запомнить, что вам нужно купить. Пройдет одна минута, и вы отправитесь в магазин. Посчитайте и запомните, сколько наименований продуктов вам надо будет купить.

Чтобы облегчить запоминание и развивать словарный запас детей, учитель-дефектолог, обращаясь к каждому ребенку, спрашивает, что мама попросила его купить. Если ребенок, глядя на картинки, затрудняется назвать тот или иной продукт, просим помощи других детей. Карточки с заданием убираются.

Учитель-дефектолог: список покупок остается дома, а вы, помощники, отправляетесь в магазин.

Посередине стола разложены в произвольном порядке картинки с продуктами. Каждому ребенку дается магазинная тележка (распечатка). Дети отыскивают по памяти нужные продукты и выбирают карточки.

Учитель-дефектолог: Вижу, что покупки сделаны. Давайте проверим всё ли вы купили.

Учитель-дефектолог: Как здорово! Продукты у мамы есть, и теперь она может приготовить для семьи что-нибудь вкусненькое, например, испечь торт! Ребята, вы любите торт? Поможем маме его испечь?

5.  Логоритмическое упражнение «Тортик».

Цель: Прививать понятие о помощи маме. Развитие чувства ритма и слова, зрительной координации, мелкой моторики
    Будем тесто мы месить,

Будем коржики лепить.

Испечём мы вкусный тортик,

И у торта будет бортик.

Серединку – смажем джемом.

Сверху торт украсим кремом,

Тортик мы подарим маме

И кусочек съедим сами.

6. Игра «Домашняя кондитерская».

Цель: привитие понятия о помощи маме; развитие эстетического вкуса и чувства симметрии, воображения и мелкой моторики.

Дети сидят или стоят за столом.

В игре используются формы тортов и множество различных украшений к ним.

Учитель-дефектолог отмечает красоту и уникальность каждого торта, украшенного детьми, поощряя комплиментом работу каждого ребенка. Проводит фотосессию с целью дальнейшего показа работ детей на тематических встречах с родителями в детском саду.

III. Заключительная часть.

Дети стоят в кругу.

Учитель-дефектолог: Мама любит вас разных: маленьких и больших, хороших и озорных, весёлых и грустных. Я хочу, чтобы вы заботились и помогали своей маме. И пусть в каждой семье всегда улыбается ласковое солнышко. А чтобы наши мамы были всегда в хорошем настроении, вы подарите ей талисман, который будет оберегать ее. Подумайте и выберите для своей мамы талисман.

Дети выбирают из заготовок (солнце, цветок, звезда, сердце, ангел) понравившийся талисман и складывают в музыкальную шкатулку.

Учитель-дефектолог: Ребята! Это волшебная шкатулка. Волшебная она, потому что, когда она наполняется ласковыми словами, играет волшебную мелодию.

1. Игра «Ласковые слова»

Учитель-дефектолог:

1,2,3,4,5 будем с вами мы играть!

Маму будем мы хвалить,

Комплименты ей дарить.

Давайте сложим в шкатулку для наших мам ласковые слова и послушаем волшебную мелодию.

Дети по очереди называют маму ласково, говорят комплимент и «складывают» все в шкатулку, которая после всех слов играет чудесную мелодию.

Учитель-дефектолог: Какие чудесные слова мы нашли для наших мам! Теперь каждый день не забывайте говорить их для мамочки. А талисманы теперь наполнились такой любовью, что будут оберегать ее от всех бед. Вы будете мамам дарить талисманы и желать много всего доброго (перечисляют).

Рефлексия.

Учитель-дефектолог, бросая су-Джок мячик и обращаясь к детям по очереди, задает вопросы.

Какому дню мы посвятили нашу встречу?

Чему вы сегодня вы научились?

Какие добрые дела вы сделали для своих мам?

Что у тебя получилось лучше всего?

Что было самым интересным для тебя сегодня?

Что было самым трудным для тебя сегодня?

Учитель-дефектолог: У вас прекрасные и замечательные мамы.  Любите их и  всегда помогайте им. Чаще спрашивайте маму, чем ей помочь и помогайте по дому. Обнимайте свою маму и говорите ей самые нежные слова: «Я люблю тебя».

До свидания, ребята!

Выходят, прикладывая руку к дружественной ладошке и выполняя действие (машут рукой).

 

Анализ: конспект составлен мною самостоятельно и отвечает требованиям ФГОС ДО и основным задачам АОП ДО и рабочей программы учителя-дефектолога.  Для реализации каждой задачи используются игровые методы и приемы, что способствует возникновению и поддержанию интереса детей к деятельности. Все задания и упражнения соответствуют возрастным особенностям старших дошкольников с учетом возможностей здоровья. Выстраивалось занятие с опорой на имеющиеся у детей знания. На занятии я старалась осуществлять личностно-ориентированный подход к детям: всегда была рядом с детьми, уделяла внимание каждому ребенку, создавала ситуации успеха.

Для активации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера «почему?», «как вы думаете?», «как правильно?».

Занятие началось с приветствия и мотивационной беседы, которые явились организационным моментом и в тоже время способствовали положительному психологическому настрою на дальнейшую деятельность. Чтобы подвести детей к проблеме взаимопомощи в семье, объяснить это на языке, понятном ребенку, была использована терапевтическая сказка. Основная часть занятия была направлена на реализацию поставленных задач, а также на создание эмоционально-радостного настроения, как результата действий, направленных на помощь маме.

На занятии я чередовала виды деятельности участников, поэтому утомление у детей не наступило. Ребята активно отвечали на поставленные вопросы, испытывали большой интерес к теме, проявляли эмпатию. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия. Сложилась трогательная атмосфера. Музыкальная шкатулка, талисманы для мамы и используемая в завершении игра «Ласковые слова» позволили эмоционально насыщено и логически завершить занятие. Во время рефлексии были подведены итоги занятия и главный вывод тренинга.

Считаю, что поставленная цель выполнена, задачи реализованы. Занятие прошло по плану. Поведение детей на протяжении всего занятия соответствовало возрастным особенностям.

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15 «Журавушка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15 «Журавушка»

Развивать речь и коммуникативные навыки; способность к эмпатии

Развивать речь и коммуникативные навыки; способность к эмпатии

Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок,

И на игры время осталось, и на рисование, и на веселые прогулки

И на игры время осталось, и на рисование, и на веселые прогулки

Цель: привитие понятия о помощи маме; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, концентрации внимания и зрительного восприятия; развитие коммуникации, сотрудничества

Цель: привитие понятия о помощи маме; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, концентрации внимания и зрительного восприятия; развитие коммуникации, сотрудничества

Учитель-дефектолог: Все мамы любят цветы

Учитель-дефектолог: Все мамы любят цветы

Сверху торт украсим кремом, Тортик мы подарим маме

Сверху торт украсим кремом, Тортик мы подарим маме

Что у тебя получилось лучше всего?

Что у тебя получилось лучше всего?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2024