Конспект коррекционно-развивающего занятия «Времена года. Части речи»,
1 класс
Светлана ФОМИНА,
учитель-дефектолог МБОУ ППМС «Центра диагностики и консультирования» Нижнекамского муниципального района РТ
Тема: "Времена года. Части речи.", 1 класс
Учебные задачи:
Закрепить и уточнить знания детей о последовательности изменений времен года в природе. Систематизировать, имеющиеся у детей знания о частях речи и их особенностях.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Обогащать и уточнять словарь по теме"Времена года", "Части речи";
2. Формировать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов).
3. Развивать внимание (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение)
4. Развивать память (расширение объема, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти).
5. Развивать пространственное восприятие и сенсомоторную координацию.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание любви к природе.
2. Способствовать воспитанию навыков самоконтроля, уверенности в своих возможностях.
Оборудование:
Демонстрационный материал: сюжетные картинки «Времена года», «Месяцы года»; кроссворды «Времена года»,цифры 3, 4, 5, 6, 7; бланк к заданию на развитие внимания и восприятия.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Определение темы и целей занятия.
- Тему нашего сегодняшнего занятия вы назовете сами, если правильно отгадаете загадку.
Гостьи к нам пришли: седая, А за нею — молодая, Третья ярко расцветает, А четвёртая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)
|
|
- Сегодня мы поговорим не только о временах года. Посмотрите на сканер и найдите название ещё одной темы занятия.
Ч С Т Б У Р О
А К О Л Н Е Ю
С В Г А С Ч Й
Т Ж В Д Х И Ы
И Ё Ф О Г Ц К
- Какова же тема нашего урока? (Времена года. Части речи).
- Найдите в тексте загадки имена существительные – слова-предметы. (Гостьи)
- Найдите в тексте загадки имена прилагательные – слова-признаки. (Седая, молодая)
- Найдите в тексте загадки глаголы – слова действия. (Пришли, расцветает, рыдает)
III. Основная часть.
Зима.
1.Игра «Шифровальщик». Расшифруйте загадку, напишите отгадку. О каком времени года пойдет речь?
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
Э |
Ю |
Я |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
17 16 19 13 6 16 19 6 15 10 17 18 10 26 13 1 10
19 21 4 18 16 2 29 15 1 14 6 13 1. (__________________).
2. Составление рассказа по картинке.
- Назовите, каких зверей вы видите на картинке. (Заяц, белка, ёжик, медвежонок).
- На какой вопрос отвечают эти слова? (Кто?)
- Какая это часть речи? (Слова-предметы)
- Составьте рассказ по картинке.Весна.
1. Упражнение на развитие восприятия и внимания.
В |
Е |
Н |
В |
С |
А |
В |
А |
А |
В |
С |
В |
А |
Е |
С |
В |
А |
С |
А |
А |
Н |
Е |
Н |
С |
Е |
- Перед вами лежит таблица с буквами, вы должны сосчитать сколько раз встречается показанная мною буква:
-Сколько раз встречается буква в? (7 раз)
-Сколько раз встречается буква н? (4 раза)
-Сколько раз встречается буква а? (3 раза)
-Сколько раз встречается буква е? (6 раз)
-Сколько раз встречается буква с? (5 раз)
- Поставьте под каждой цифрой букву, которой она соответствует. Расположите числа в порядке убывания. Какое слово получилось?
7 6 5 4 3 в е с н а
|
|
- Какие изменения произошли в природе с наступлением весны. (Тает снег, бегут ручьи, появляются цветочки, распускаются листочки…)
- Назовите слова-действия (Тает снег, бегут ручьи, появляются цветочки, распускаются листочки…)
- На какой вопрос отвечают эти слова? (Что делает?)
Лето.
1. Игра «Найди отличия».
- На двух рисунках изображен погожий летний денек. Все обитатели полянки радуются теплому солнышку и хорошей погоде. Найди отличия, сравнив картинки между собой.
- Расскажите какой денёк изображен на картинках? (Солнечный, тёплый, летний, погожий…)
- На какой вопрос отвечают эти слова? (Какой?)
- Какой частью речи являются эти слова? (Имя прилагательное – слова-признаки)
Осень.
1. Кроссворд.
- Отгадай загадки, разгадай кроссворд.
1) Ветер тучу позовет, Туча по небу плывет. И поверх садов и рощ Моросит холодный… (дождь) 3) Кто калиткой громко хлопал, Во дворе гудел и топал, Задувал за воротник, В дом влетел… и сразу сник? (Ветер) |
2) Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся! Что за желтый снегопад? Это просто… (Листопад) |
3) Кто калиткой громко хлопал, Во дворе гудел и топал, Задувал за воротник, В дом влетел… и сразу сник? (Ветер) |
4) Не снег, не лед, А серебром деревья уберет. (Иней) 5) Растут – зеленеют, Упадут – пожелтеют, Полежат – почернеют. Листья) |
|
|
1) |
|
о |
|
|
|
|
|
|
2) |
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
3) |
|
е |
|
|
|
|
|
|
|
4) |
|
н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ь |
|
|
|
|
|
V.Подведение итогов.
Игра «Будь внимательным».
- Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Маленький Саша утром проснулся невесёлый. Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла.
|
|
- Почему Саша проснулся невесёлым?
- Какая погода была на улице?
- В какое время года бывает такая погода?
- Найдите в тексте: слова-предметы, слова-действия, слова признаки. (Слова-предметы: Саша, мама, лекарство, зонтик; слова-действия: проснулся, взяла, ушла; слова признаки: маленький, невесёлый)
- О каких временах года мы сегодня говорили на занятии?
- Какие основные признаки времен года вы сможете назвать?
- Какие новые слова вы сегодня узнали?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.