Городской конкурс авторских разработок среди учителей-логопедов образовательных организаций,
реализующих адаптированные программы начального общего и основного общего образования
Номинация:
«Методическая разработка занятия» Название конкурсного материала:
Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с ОВЗ «Защитники Отечества в разные эпохи»
Вакулина Евгения Анатольевна учитель-логопед
высшая квалификационная категория МАОУ «Гимназия №7 Сибирская»
Новосибирск-2025 год.
Основная методическая идея коррекционного занятия “Защитники Отечества” заключается в комплексном подходе к развитию и коррекции детей с ОВЗ через патриотическое воспитание.
Ключевые компоненты методической идеи: Интегративный подход:
• Сочетание познавательного развития с коррекционной работой
• Объединение речевого развития с патриотическим воспитанием
• Интеграция различных видов деятельности (речевой, двигательной, познавательной) Практическая направленность:
• Использование наглядного материала (предметные картинки, слайды)
• Применение активных методов обучения (дидактические игры, физкультминутки)
• Практическое закрепление материала через творческие задания Системность в подаче материала:
• Последовательное раскрытие темы от общего к частному
• Систематизация знаний об армии и военных профессиях
• Углубление представлений о военной технике и родах войск Коррекционная составляющая:
• Развитие памяти и внимания через игры и упражнения
• Тренировка логического мышления (анализ, синтез, исключение)
• Стимуляция речевой активности Формирование словарного запаса по теме Эмоционально-ценностный компонент:
• Создание положительного эмоционального фона
• Формирование патриотических чувств Воспитание уважения к военным профессиям
• Развитие чувства гордости за свою армию Интерактивность:
• Использование различных форм работы (индивидуальная, групповая)
• Применение современных технических средств (видеопроектор, слайды)
• Организация практической деятельности детей Рефлексивная составляющая: Подведение итогов занятия
• Обсуждение полученных знаний
• Оценка эмоционального состояния участников
Методическая идея реализуется через последовательную структуру занятия:
• Организационный момент
• Актуализация знаний
• Основной этап с различными видами деятельности Рефлексивно-оценочный этап
Такой подход обеспечивает не только передачу знаний о Защитниках Отечества, но и комплексное развитие детей с учетом их особых образовательных потребностей.
Актуальность коррекционного логопедического занятия по теме «Защитники Отечества» связана с патриотическим воспитанием детей и формированием у них уважительного отношения к военным профессиям. Такое занятие помогает расширить кругозор детей, познакомить их с различными родами войск и развить словарный запас по данной теме.
Целевая группа разработки: 7-9 лет, 2-4 класс, вариант АООП-
Программа 5, Программа 7
Форма работы с обучающимися- групповая
Виды внеурочной деятельности- логопедические занятия
Технологическая карта занятия:
Логопедическая тема занятия: Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с ОВЗ «Защитники Отечества в разные эпохи»
Цель: закрепление знаний о военных профессиях, развитие лексикограмматического строя речи по теме «Защитники Отечества» Задачи:
Задача, направленная на достижение планируемого «коррекционного» результата: активизация и расширение словаря по теме, практическое употребление простого распространённого предложения и предложнопадежных конструкций
Задача, направленная на достижение планируемого «предметного» результата: развитие умения точно и полно отвечать на поставленные вопросы
Задача, направленная на достижение планируемого «метапредметного» результата: знакомство с историческими событиями, связанными с защитниками Отечества и их ролью в современном обществе.
Задача, направленная на достижение планируемого «личностного» результата: воспитание уважения к защитникам Отечества, формирование патриотических чувств.
Задача, направленная на формирование социальной компетенции заключается в развитии коммуникативных навыков, сотрудничества и взаимопомощи между детьми.
Форма работы: групповая
Оборудование: картинки с изображением военных в разные эпохи, презентация -кроссворд, аудиозаписи (марш, гимн). Планируемые результаты:
Учащиеся узнают о значении защитников Отечества и их роли в истории.
Разовьют навыки работы в команде и публичного выступления. Укрепят патриотические чувства и уважение к защитникам страны.
Используемые источники: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2024/02/05/krossvord-prezentatsiyak-23 https://naked-science.ru/wp-content/uploads/2020/05/1-850.jpg https://lh3.googleusercontent.com/proxy/TzOVCVgGa4Qoo4cuh7L5m_K53
NaiB3B8wmlQpg2P8YmtdezYu0Px-SlfbfBN44nIeh3zqDzeHVY3MDiP3QxF4-
UlXSJMmAhr0BO449e1nZcyCRWlqp9XEtd7-KhV-nwjcJYefLeNTAU9e5Sh0w
https://cs4.pikabu.ru/post_img/big/2016/06/10/5/146554016112269545.jpg
https://5literatura.net/datas/literatura/Proizvedenie-Slovo-o-polkuIgoreve/0011-011-Dospekhi-i-oruzhie-drevnerusskogo-voina.jpg
Ход занятия:
Содержание деятельности педагога |
Виды деятельности учащихся |
1. Мотивационная деятельность |
|
Приветствие учащихся. Дети входят в зал под марш, делятся на две команды и садятся на свои места после прослушивания гимна. Введение в тему занятия. |
"Сегодня мы поговорим о тех, кто защищал нашу страну, о защитниках Отечества. Почему эта тема важна для нас?" |
2. Актуализация знаний |
|
Вопросы к классу: "Что вы знаете о Защитниках Отечества? Какие события связаны с ними?" Обсуждение исторических фактов и значимых событий. Рассмотреть картинки |
Учащиеся отвечают на вопросы, делятся своими знаниями. Учащиеся могут приводить примеры из истории.
(Приложение 1) |
3. Организация познавательной деятельности |
|
Игра «Раздели картинки» |
Дети делятся на две команды, выбирают картинки с предметами, которые пригодятся воинам древности и современности, и объясняют свой выбор. Вот предметы, которые могли быть у древнерусского воина: шапка; рубаха и порты; свита или кафтан; пояс; обмотки и ботинки или сапоги; плащ с застёжкой-фибулой; поясная сумка; бытовой нож. Современные военные используют различные предметы, включая: Тактический шлем — обеспечивает защиту головы и возможность установки приборов ночного видения, тепловизоров и гарнитур связи. Тактическая одежда и обувь — прочная, с влагоотводящими свойствами и иногда огнестойкая. Системы связи — гарнитуры с шумоподавлением и радиостанции для координации действий в бою. Навигация и автономность — GPSнавигаторы, защищённые планшеты, гидраторы и портативные фильтры для воды. Тактические аксессуары — мультитул, фонарик, защитные очки и перчатки. Маскировка и адаптация — |
|
маскировочные сетки, краска для лица и теплозащитные накидки. (Приложение 2) |
Игра «Какой воин?» |
Дети подбирают прилагательные, описывающие качества, которыми должны обладать военные. Сильный, смелый, храбрый и т.д. |
Кроссворд |
Дети отвечают на вопросы о военных профессиях. (Презентация) |
Физминутка “На старт! Внимание! Марш!” |
Ровным строем мы идём - раз, два, три (марш на месте, махи руками, согнутыми в локте) В барабаны звонко бьём - раз, два, три (продолжаем марш, имитируем стук в барабаны) Мы летим, как самолёт - раз, два, три (руки в стороны, раскачивание) Ускоряется полёт - раз, два, три (ускоряем движение) Пересели в вертолёт - раз, два, три (руки перед собой, изображаем пропеллер) Поднимает в верх пилот - раз, два, три (медленно поднимаем руки над головой, продолжая изображать пропеллер) На ракете полетим - раз, два, три (руки вытягиваем над головой, соединяем ладони) И всех-всех опередим - раз, два, три (не меняя положения рук приседаем и выпрыгиваем вверх) Поплывем на корабле - раз, два, три (руки перед собой под прямым углом, ладони соединены) Нас качает на волне - раз, два, три (руки в прежнем положении, раскачивание из стороны в сторону) Наши пушки метко бьют - раз, два, три (боксирующие движения руками) Нашей Армии салют! Раз, два три! (подпрыгиваем, вскидывая вверх руки с раскрытыми ладонями) |
Загадки о защитниках
|
Загадка 1: "Он в небе летает, на врага нападает, защитник страны, кто это?" Ответ: Самолёт. Загадка 2: "На земле он шагает, в броне он защищает, кто это?" Ответ: Солдат. Загадка 3: "С ним всегда в бою, он верный друг, защитит от врага, кто |
|
это?" Ответ: Собака (служебная). Загадка 4: Бескозырка и тельняшка, Вьются ленты за спиной. По полгода ходит в море, Вы узнали кто такой? Ответ: Моряк Загадка 5: В самолете он летает, Страну нашу охраняет. Выполняет он приказ: Защищая с неба нас. Ответ: Летчик Загадка 6: Не крылата, а перната, Как летит, так свистит, А сидит, так молчит. Ответ: Стрела Загадка 7: Стоят три старушки: Вздохнут они да охнут, Вблизи все люди глохнут. Ответ: Пушки Загадка 8: Летит - лается, упадет - рассыпается. Ответ: Снаряд Загадка 9: Стоит черепаха - стальная рубаха, Враг в овраг - да еще где враг. Ответ: Танк |
4. Подведение итогов (Заключительный этап) |
|
Рефлексия |
"Что нового вы узнали о защитниках Отечества?" "Какой вопрос вам показался самым интересным?" "Как мы можем почтить память защитников Отечества?" Предложение учащимся написать письма или создать открытки для ветеранов |
Приложение 1
Приложение 2
|
|
|||
|
|
|||
|
||||
|
||||
|
|
|
||
|
|
|||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.