конспект куда текут реки

  • docx
  • 26.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала kuda_tekut_reki_1_klass.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока окружающего мира по теме «Куда текут реки?»

 

Класс: 1

Авторы УМК: «Школа России», А.А.Плешаков

Тип урока: открытие новых знаний

Структура урока:

1) Организационный момент.

2) Актуализация знаний.

3) Сообщение темы и задач урока.

4) Работа над новым материалом.

5) Физкультминутка.

6) Экологическая беседа.

7) Практическая работа.

8) Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

9) Домашнее задание.

Цель урока: расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море.

Задачи урока:

- расширить и уточнить представления о реках и морях, пресной и морской воде;

- рассказать о пути прихода питьевой воды в наш дом; показать значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов; обеспечить опыт экологического поведения в природной среде;

- расширить и уточнить представления детей о реках, о морях, о движении реки в море; ознакомление со свойствами речной и морской воды.

          Планируемые результаты:

предметные:

- научиться прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

метапредметные:

- овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации. 

личностные:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, метод контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Оборудование:

предметный столик, учебник, мультимедийный проектор, пустой химический стаканчик, воронка, морская соль, интерактивная доска, иллюстрации, презентация, конвертики с заданиями; морская соль в химических стаканчиках

Ресурсы:

демонстрационные:  раздаточный материал для групповой и парной работы;

ЭОР: презентация к уроку, электронное учебное пособие для начальной школы "Природа, человек, общество", презентация на тему «Куда реки текут?» 

учебные:  

Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. -М.: ВАКО, 2012. – 368 с. (С. 172-177)

Плешаков А.А.  Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х частях. 1 Часть. - М.: Просвещение, 2011. – 95 с. (С. 66-67)

Плешаков. А.А.  Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Посвещение, 2012. – 67 с. (С. 43-45)

Плешаков А.А., Гара Н.Н. Тесты. 1 класс. – М.: Просвещение, 2011. - 63 с. (С.19)

Плешаков А.А. Атлас-определитель "От земли до неба". Зеленый дом. М.: Просвещение, 2009. – 368 с. (С.45)

 

 

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Формируемые УУД

I.

Организационный момент.

 

Громко прозвенел звонок –

Ну-ка посмотри, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Ваши ушки на макушке.

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Тихо садятся на свои места в группах, проверяют готовность всего необходимого к уроку.

 

 

 

-самоопределение; целеполагание.

II. Актуализация знаний

На столе передо мной

Закружился шар земной –

Африка, экватор, полюс –

Уместил всю Землю ... (глобус). (Слайд 2)

- А что такое глобус?

- Только ли на глобусе мы можем увидеть земную поверхность? 

- Посмотрите, как выглядит наша планета из космоса. Какого цвета больше? 

- Как вы считаете, что значит голубой цвет? 

- А каким цветом обозначается суша?

- Чего больше на планете Земля? 

 

-Давайте вспомним, какие правила надо соблюдать, работая в паре.

-У вас на партах лежат прямоугольники желтого и синего цвета.

- Задание: как бы вы составили схему соотношения на земном шаре воды и суши, используя для составления схемы два прямоугольника?  

- К какому выводу мы пришли, составляя схему?

-Да, нашей планете Земля можно было бы дать и другое название – планета Океан. С древнего языка слово “Океан” означает “водоем, в котором много воды”. Но, несмотря на то, что океанической воды много, в быту мы ее не используем, потому что она соленая. А мы используем пресную воду, которая находится в водоемах суши.

- Какие водоемы суши вы знаете?

- Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик – в роднике,

А широкий – в море. 

- Вспомните, что вы уже знаете о реках и скажите, какую пользу приносит река?

- Как вы считаете, может ли река сделать столько работы, если её воды будут стоять на месте?

- Какое предположение вы можете сделать? 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

- Можем на карте.

 

- Больше голубого.

- Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты

- Зелёный, жёлтый, коричневый.

- Воды

 

Работа в парах.

Уважай своего товарища.

Умей выслушать.

Не согласен – предлагай.

 

Дети составляют схемы, накладывая синий на жёлтый

 

- Воды на земном шаре больше, чем суши

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Река, озеро, пруд, море.

- Река

 

 

 

 

 

- Место обитания для рыб и некоторых животных, вырабатывает электрический ток, для полива и т.д.

 

- Реки постоянно движутся

- самоопределение 

 

- стремление к успешности в учебной  деятельности;

 

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 

- понимание алгоритма

выполнения задания;

 

- умение принимать и понимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя ;

 

 

III.

Сообщение темы и задач урока Постановка проблемного вопроса

 

Впереди нас ждет много открытий. 

- Я приготовила для вас вопрос. Составьте его из слов на доске.

- Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке?

- Прочитайте в учебнике на странице 66, как об этом говорит Муравьишка?

- А для того, чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в путешествие, не выходя из класса. Что нужно для путешествия?

Предлагаются карточки со словами текут, реки, куда.

Дети составляют вопрос: Куда текут реки?

- Узнать, куда текут реки

- Узнаем, куда текут реки, научимся отличать реку и море.

 

- Карта или маршрут.

 

 

- проявление интереса к новому учебному материалу;

 

- определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы;

IV.

Работа над новым материалом.

 – И первым нам на помощь придет автор учебника Андрей Анатольевич Плешаков.

– Откроем учебник на стр. 42.

– Его рассказ называется «Вода-путешественница».

– Как вы думаете, почему так назван рассказ?

– Пояснением к рассказу будет рисунок.

– Что изображено на рисунке?

– Вспомните тему урока, на какой вопрос мы должны найти ответ?

– Итак, начнем путешествовать по рисунку. Я буду читать рассказ, а вы находите на рисунке названия, которые встретятся в рассказе.

– Так почему же автор назвал рассказ «Вода-путешественница»?

– Какая река еще впадает в Оку?

– Ребята, реки, которые впадают в другие реки, называются притоками.

– Я прочитаю, как автор называет реку Волгу ()

– Ребята, а мы можем совершить путешествие по Волге, не выходя из класса. Как?

– Перед вами физическая карта России, точно такая же у вас на партах, в атласах.

– Откроем их!

– Ребята, посмотрите, как река изображена на рисунке, на фото. А как же она изображена на карте? 

– В России много рек больших и малых. 

– Каждая река имеет свое начало.

– Как вы думаете, откуда берут свое начало реки? (Да, обычно это – родник)

– Место, где берет свое начало река, называется исток.

- Наше путешествие мы начнём с реки, которая протекает в нашем крае.

- Найдите её на карте. Как вы думаете, это большая река? 

Этой реки нет на нашей карте,

- Но она впадает в другую более широкую и длинную реку. 

- В какую реку впадает Нара?

- Какая ещё река впадает в Оку? 

- Сравните, Ока — больше или меньше, чем Нара?

- Двигаемся дальше. Куда впадает Ока? Назовите её. 

- Сравните Оку и Волгу. Что заметили? 

- Отправляемся дальше. Мне кажется, что чем дальше мы плывём, тем река становится уже. Вы согласны со мной?

- Куда же впадает река Волга? 

- Вернёмся к началу нашего путешествия. Посмотрите, какой путь совершила вода из реки Нара. 

Работа по учебнику.

 

 

 

Учащиеся высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

Работа по учебнику

 

 

 

 

 

 

 

- Великая русская река.

- Поможет нам в этом географическая карта. Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети называют реку Нара.

 

- Это небольшая река.

 

 

- В Оку

- Река Москва

- В Оку впадают другие реки, значит, она уже больше, чем Нара

- В другую реку. Волгу.

- Волга ещё более крупная река.

- Нет, она становится всё шире и шире.

- В Каспийское море.

- Она прошла путь от маленькой реки до моря

- умение выделять события, видеть их последовательность в произведении

 

- участие в обсуждении содержания

 

- умение высказывать собственную точку зрения, объяснять и доказывать свой выбор;

 

- учёт разных мнений;

 

- развивать способность к связной логически целесообразной форме речи;

 

- ориентироваться в речевом потоке;

 

- структурирование знаний;

- дополнение имеющихся знаний, выделение главного;

 

- выражение положительного отношение к процессу познания

 

V. Физкультминутка

 

От зелёного причала

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два.

(встать из-за парт)

Он назад поплыл сначала.

Раз, два.

(шаги назад)

А потом поплыл вперёд.

Раз, два.

(шаги вперёд)

И поплыл, поплыл по речке,

(Волнообразные движения руками)

Набирая полный ход.

(ходьба на месте)

Ребята выполняют упражнения.

 

VI. Экологическая беседа

Почему воду нужно беречь и охранять?

 

 

 

О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить? (Слайды 16 - 17)

Вывод:

 

Не расходуйте воду напрасно, берегите ее.

Воду попусту не лей, дорожить водой умей,

Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

Рассказ учителя откуда берется вода в реке 

 

- Сегодня на уроке мы узнали про четыре реки нашей страны. А ведь страна у нас большая и рек в ней превеликое множество.

Ответы на вопрос

– Вода входит в состав любого организма;

– Вода – это жизнь, красота и здоровье;

– Количество воды ограничено;

– Вода – помощник человека;

– Вода загрязняется.

 

- построение осознанного и произвольного речевого высказывания в устной форме

 

VI. 

Практическая работа в парах

- А теперь проверим как хорошо вы запомнили названия рек, о которых мы сегодня говорили.

- Из букв собрать названия рек.

Учащиеся работают в парах.

- умение принимать и понимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя;

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Наше путешествие подходит к концу. Вспомните, какую учебную задачу ставили перед собой в начале урока? Ответили ли мы на главный вопрос?

 

- Я предлагаю вам поделиться своими знаниями, в этом вам помогут ключевые слова:

Сегодня на уроке:

 

- Узнать, куда текут реки и чем отличается река от моря.

- Да, мы узнали, что река впадает в другую реку или в море.

 

Я научился.....(различать реку и море)

Я узнал ...... (реки впадают в другие реки или в море; вода в реке пресная, а в море соленая)

Я теперь смогу ...(отличить реку от моря, рассказать о путешествии воды...)

- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, адекватно воспринимают оценку учителя;

 

- определяют своё эмоциональное состояние на уроке

VIII.

Домашнее задание.

Нарисуйте схему реки.