ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока окружающего мира по теме «Куда текут реки?»
Класс: 1
Авторы УМК: «Школа России», А.А.Плешаков
Тип урока: открытие новых знаний
Структура урока:
1) Организационный момент.
2) Актуализация знаний.
3) Сообщение темы и задач урока.
4) Работа над новым материалом.
5) Физкультминутка.
6) Экологическая беседа.
7) Практическая работа.
8) Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
9) Домашнее задание.
Цель урока: расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море.
Задачи урока:
- расширить и уточнить представления о реках и морях, пресной и морской воде;
- рассказать о пути прихода питьевой воды в наш дом; показать значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов; обеспечить опыт экологического поведения в природной среде;
- расширить и уточнить представления детей о реках, о морях, о движении реки в море; ознакомление со свойствами речной и морской воды.
Планируемые результаты:
предметные:
- научиться прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
метапредметные:
- овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.
личностные:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, метод контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Оборудование:
предметный столик, учебник, мультимедийный проектор, пустой химический стаканчик, воронка, морская соль, интерактивная доска, иллюстрации, презентация, конвертики с заданиями; морская соль в химических стаканчиках
Ресурсы:
демонстрационные: раздаточный материал для групповой и парной работы;
ЭОР: презентация к уроку, электронное учебное пособие для начальной школы "Природа, человек, общество", презентация на тему «Куда реки текут?»
учебные:
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. -М.: ВАКО, 2012. – 368 с. (С. 172-177)
Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х частях. 1 Часть. - М.: Просвещение, 2011. – 95 с. (С. 66-67)
Плешаков. А.А. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Посвещение, 2012. – 67 с. (С. 43-45)
Плешаков А.А., Гара Н.Н. Тесты. 1 класс. – М.: Просвещение, 2011. - 63 с. (С.19)
Плешаков А.А. Атлас-определитель "От земли до неба". Зеленый дом. М.: Просвещение, 2009. – 368 с. (С.45)
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I. Организационный момент.
|
Громко прозвенел звонок – Ну-ка посмотри, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Ваши ушки на макушке. Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! |
Тихо садятся на свои места в группах, проверяют готовность всего необходимого к уроку.
|
-самоопределение; целеполагание. |
II. Актуализация знаний |
На столе передо мной Закружился шар земной – Африка, экватор, полюс – Уместил всю Землю ... (глобус). (Слайд 2) - А что такое глобус? - Только ли на глобусе мы можем увидеть земную поверхность? - Посмотрите, как выглядит наша планета из космоса. Какого цвета больше? - Как вы считаете, что значит голубой цвет? - А каким цветом обозначается суша? - Чего больше на планете Земля?
-Давайте вспомним, какие правила надо соблюдать, работая в паре. -У вас на партах лежат прямоугольники желтого и синего цвета. - Задание: как бы вы составили схему соотношения на земном шаре воды и суши, используя для составления схемы два прямоугольника? - К какому выводу мы пришли, составляя схему? -Да, нашей планете Земля можно было бы дать и другое название – планета Океан. С древнего языка слово “Океан” означает “водоем, в котором много воды”. Но, несмотря на то, что океанической воды много, в быту мы ее не используем, потому что она соленая. А мы используем пресную воду, которая находится в водоемах суши. - Какие водоемы суши вы знаете? - Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь: Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик – в роднике, А широкий – в море. - Вспомните, что вы уже знаете о реках и скажите, какую пользу приносит река? - Как вы считаете, может ли река сделать столько работы, если её воды будут стоять на месте? - Какое предположение вы можете сделать? |
Отвечают на вопросы
- Можем на карте.
- Больше голубого. - Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты - Зелёный, жёлтый, коричневый. - Воды
Работа в парах. Уважай своего товарища. Умей выслушать. Не согласен – предлагай.
Дети составляют схемы, накладывая синий на жёлтый
- Воды на земном шаре больше, чем суши
- Река, озеро, пруд, море. - Река
- Место обитания для рыб и некоторых животных, вырабатывает электрический ток, для полива и т.д.
- Реки постоянно движутся |
- самоопределение
- стремление к успешности в учебной деятельности;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- понимание алгоритма выполнения задания;
- умение принимать и понимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя ;
|
III. Сообщение темы и задач урока Постановка проблемного вопроса
|
Впереди нас ждет много открытий. - Я приготовила для вас вопрос. Составьте его из слов на доске. - Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке? - Прочитайте в учебнике на странице 66, как об этом говорит Муравьишка? - А для того, чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в путешествие, не выходя из класса. Что нужно для путешествия? |
Предлагаются карточки со словами текут, реки, куда. Дети составляют вопрос: Куда текут реки? - Узнать, куда текут реки - Узнаем, куда текут реки, научимся отличать реку и море.
- Карта или маршрут.
|
- проявление интереса к новому учебному материалу;
- определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы; |
IV. Работа над новым материалом. |
– И первым нам на помощь придет автор учебника Андрей Анатольевич Плешаков. – Откроем учебник на стр. 42. – Его рассказ называется «Вода-путешественница». – Как вы думаете, почему так назван рассказ? – Пояснением к рассказу будет рисунок. – Что изображено на рисунке? – Вспомните тему урока, на какой вопрос мы должны найти ответ? – Итак, начнем путешествовать по рисунку. Я буду читать рассказ, а вы находите на рисунке названия, которые встретятся в рассказе. – Так почему же автор назвал рассказ «Вода-путешественница»? – Какая река еще впадает в Оку? – Ребята, реки, которые впадают в другие реки, называются притоками. – Я прочитаю, как автор называет реку Волгу () – Ребята, а мы можем совершить путешествие по Волге, не выходя из класса. Как? – Перед вами физическая карта России, точно такая же у вас на партах, в атласах. – Откроем их! – Ребята, посмотрите, как река изображена на рисунке, на фото. А как же она изображена на карте? – В России много рек больших и малых. – Каждая река имеет свое начало. – Как вы думаете, откуда берут свое начало реки? (Да, обычно это – родник) – Место, где берет свое начало река, называется исток. - Наше путешествие мы начнём с реки, которая протекает в нашем крае. - Найдите её на карте. Как вы думаете, это большая река? Этой реки нет на нашей карте, - Но она впадает в другую более широкую и длинную реку. - В какую реку впадает Нара? - Какая ещё река впадает в Оку? - Сравните, Ока — больше или меньше, чем Нара? - Двигаемся дальше. Куда впадает Ока? Назовите её. - Сравните Оку и Волгу. Что заметили? - Отправляемся дальше. Мне кажется, что чем дальше мы плывём, тем река становится уже. Вы согласны со мной? - Куда же впадает река Волга? - Вернёмся к началу нашего путешествия. Посмотрите, какой путь совершила вода из реки Нара. |
Работа по учебнику.
Учащиеся высказывают своё мнение.
Работа по учебнику
- Великая русская река. - Поможет нам в этом географическая карта. Ответы детей.
Дети называют реку Нара.
- Это небольшая река.
- В Оку - Река Москва - В Оку впадают другие реки, значит, она уже больше, чем Нара - В другую реку. Волгу. - Волга ещё более крупная река. - Нет, она становится всё шире и шире. - В Каспийское море. - Она прошла путь от маленькой реки до моря |
- умение выделять события, видеть их последовательность в произведении
- участие в обсуждении содержания
- умение высказывать собственную точку зрения, объяснять и доказывать свой выбор;
- учёт разных мнений;
- развивать способность к связной логически целесообразной форме речи;
- ориентироваться в речевом потоке;
- структурирование знаний; - дополнение имеющихся знаний, выделение главного;
- выражение положительного отношение к процессу познания
|
V. Физкультминутка
|
От зелёного причала Оттолкнулся теплоход. Раз, два. (встать из-за парт) Он назад поплыл сначала. Раз, два. (шаги назад) А потом поплыл вперёд. Раз, два. (шаги вперёд) И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразные движения руками) Набирая полный ход. (ходьба на месте) |
Ребята выполняют упражнения. |
|
VI. Экологическая беседа |
Почему воду нужно беречь и охранять?
О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить? (Слайды 16 - 17) Вывод:
Не расходуйте воду напрасно, берегите ее. Воду попусту не лей, дорожить водой умей, Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан. Рассказ учителя откуда берется вода в реке
- Сегодня на уроке мы узнали про четыре реки нашей страны. А ведь страна у нас большая и рек в ней превеликое множество. |
Ответы на вопрос – Вода входит в состав любого организма; – Вода – это жизнь, красота и здоровье; – Количество воды ограничено; – Вода – помощник человека; – Вода загрязняется.
|
- построение осознанного и произвольного речевого высказывания в устной форме
|
VI. Практическая работа в парах |
- А теперь проверим как хорошо вы запомнили названия рек, о которых мы сегодня говорили. - Из букв собрать названия рек. |
Учащиеся работают в парах. |
- умение принимать и понимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя; |
VII. Итог урока. Рефлексия. |
- Наше путешествие подходит к концу. Вспомните, какую учебную задачу ставили перед собой в начале урока? Ответили ли мы на главный вопрос?
- Я предлагаю вам поделиться своими знаниями, в этом вам помогут ключевые слова: Сегодня на уроке:
|
- Узнать, куда текут реки и чем отличается река от моря. - Да, мы узнали, что река впадает в другую реку или в море.
Я научился.....(различать реку и море) Я узнал ...... (реки впадают в другие реки или в море; вода в реке пресная, а в море соленая) Я теперь смогу ...(отличить реку от моря, рассказать о путешествии воды...) |
- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, адекватно воспринимают оценку учителя;
- определяют своё эмоциональное состояние на уроке |
VIII. Домашнее задание. |
Нарисуйте схему реки. |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.