МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕРАФИМОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ -ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Конспект
культурно - досугового мероприятия
на тему «Ура, Ура! Весна пришла. Масленица»»
Составители:
Кондрашова И.М..,
Михайловская Ю.А..,
воспитатели
с.Серафимовский,19.03.2021
ПЛАН-КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ.
Дата проведения мероприятия:19.03.2021.
Тема мероприятия: «Ура, Ура! Весна пришла. Масленица»».
Цель мероприятия: Приобщение детей к миру культуры через знакомство с праздничными православными традициями и обычаями русского народа.
Задачи:
Обучающие:
— Формировать у детей представления о традициях и обычаях празднования Масленицы.
— Закреплять знания детей о русских народных играх и развлечениях.
— Расширение понятий об устном народном творчестве (загадки, поговорки).
Развивающие:
— Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
— Развивать память, мышление, ловкость, быстроту, координацию движений, меткость, творческие способности.
Воспитывающие:
— Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
— Прививать желание участвовать в совместных русских народных играх и аттракционах.
1.Организация деятельности.
Ведущий: Добрый день ребята и гости! Сегодня мы с вами будем встречать масленицу! Ребята, а вы знаете сколько дней гостит у нас Масленица?
Семь дней, ровно одну неделю.
Каждый день праздника имеет свое название и свой смысл.
Ведущий:
Понедельник – “встреча”. В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай. А еще для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях – чем выше, тем лучше.
Вторник – “заигрыш”, в этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.
Среда – “лакомка”. Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: “Что есть в печи – все на стол мечи”. На первом месте в ряду угощений, конечно, блины.
Четверг – «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Молодые парни и мужчины с азартом включаются в битву, а женщины и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.
Пятница – «тёщины вечера», в этот день зять едет «к тёще на блины, а тёща зятя привечает, угощает.
Суббота – «золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение – бесчисленные блины.
Воскресенье – «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.
2. Основная часть.
Скоморох: Собирайся, народ
В гости праздник
К нам идёт!
А какой праздник, вы узнаете, если загадку отгадаете!
Все вокруг блины пекут,
Кушать вдоволь нам дают,
Чучело зимы сжигают,
А весну к нам зазывают. (Масленица)
Ведущий: Масленицу широкую открываем.
Веселье начинаем!
Дети водят хоровод
Нужно встать в круг и взяться за руки, все ведут хоровод и поют:
Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее (круг сжимается)
А весна милее (круг расширяется)
Ведущий: Молодцы, ребята. А теперь отгадайте загадки.
Зацепилась за карниз, головой свисает вниз
Акробатка — крохотулька, зимний леденец. (Сосулька)
Во дворе катали ком, шляпа старая на нем.
Нос приделали, и вмиг получился … (Снеговик)
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры —
Помчались с горы. (Санки)
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)
Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап — звенит. (Капель)
Скоморох: Молодцы ребята, все то вы знаете. А теперь поиграем.
Игра «Летает – не летает»
Если слово связано с полётом, дети машут руками как крыльями, а если нет – то присаживаются на корточки
Самовар, бабочка
Самолёт, волк
Вертолёт, ракета
Воробей, рыба
Муравей, муха
Комар, чайник
Ворона, стол.
Ведущая: Русскую зиму проводить нужно
По-старинному, весело, дружно,
Грустить сегодня не полагается.
И так наш праздник продолжается.
А давайте поиграем со снежками!
Дети играют с бутафорскими снежками.
Игра «Попади в цель»
Скоморох: Нет праздника нашего веселей!
Масленицу встречаем,
Зиму провожаем,
Весну закликаем!
Игра «Русская метла»
Шуточное первенство в беге с мётлами. Построить две команды. Метлу удобнее взять, определяется дорожка для разбега и линия, за которую заступать нельзя.
Ведущий: Его любят все на свете,
Любят взрослые и дети,
Хоть с начинкою, хоть без,
Каждый хочет его съесть,
Круглый он хрустящий
От маслица блестящий. (Блин)
Скоморох: А давайте – ка узнаем, что нужно, чтобы испечь блины.
Отвечаем быстро; Да – Нет
Для блинов нужно:
молоко – да
Капуста – нет
Куриное яйцо – да
Соленый огурец – нет
Сахар да соль – да
Укроп да петрушка – нет
Рыба соленая – нет
Мука – да
Масло – да.
Игра: «Месим тесто».
Беремся за руки и говорим вместе три раза: «Месим, месим тесто». На эти слова медленно и ритмично топая подходим друг к другу (чтобы круг, образованный нашими руками, стал совсем маленький).
Затем начинаем «раздувать» пузырь, то есть расширять наш круг, приговаривая:
«Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся!
Бух! Лопнул!» (отпускаем руки и приседаем, выдыхая долго): шшшшш.
Ведущая: Какая же Масленица без блинов горячих, да румяных? На Масленицу угощали вкусными блинами друг друга. Ведь румяный блин считается символом солнца. Блин испечёшь — солнышко в гости позовёшь. Так люди хотели приблизить наступление весны, солнечных тёплых дней.
Скоморох: Давайте и мы отведаем блинов.
Ведущий: В последний день масленицы делали соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья. Этот обряд праздника представляет собой своеобразную традицию плодородия.
Сжигали Масленицу под слова:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят.
Солнышко, посвети, ясное, посвети!
Заключительная часть.
Скоморох:
Ты, прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, наша широкая!
Ты пришла с добром, с сыром, с маслом,
С блинами, с пирогами и с оладьями.
Блины масленые, ватрушки мазаные.
Все вместе: Прощай Зимушка, здравствуй, Весна - красавица!
Скоморох: Все на масленой неделе веселились, песни пели,
В веселые игры играли, друг друга блинами угощали.
Вот и празднику — конец,
Кто пришел — тот молодец!
САМОАНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЯ
Тема мероприятия: «Ура, Ура! Весна пришла. Масленица»».
Цель мероприятия: Приобщение детей к миру общечеловеческой культуры через знакомство с праздничными православными традициями и обычаями русского народа.
Задачи:
Обучающие:
— Формировать у детей представления о традициях и обычаях празднования Масленицы.
— Закреплять знания детей о русских народных играх и развлечениях.
— Расширение понятий об устном народном творчестве (загадки, поговорки).
Развивающие:
— Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
— Развивать память, мышление, ловкость, быстроту, координацию движений, меткость, творческие способности.
Воспитывающие:
— Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
— Прививать желание участвовать в совместных русских народных играх и аттракционах.
1.Организация деятельности.
Методическая разработка описывает методику подготовки и проведения открытого мероприятия на тему: «Ура, Ура! Весна пришла. Масленица»».
Старая поговорка гласит: «Всё новое - хорошо забытое старое». Данное мероприятие даёт возможность псу, на примере праздника Масленица почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее.
Мы живем в современном мире, где больше преобладают компьютерные технологии, где общение сводится к минимуму и, к сожалению, мы все чаще забываем о традициях наших предков, о нашем прошлом. Люди стали забывать традиции и праздники, без которых раньше наши предки не представляли своей жизни. В связи с этим возникла идея подготовить данное мероприятие
Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей и в соответствии с целями воспитательной работы. Подобрана литература, загадки, игры, музыкальное сопровождение.
2. Основная часть.
Мероприятие строилось в диалоге: воспитатель - ребенок, в котором дети получали знания не в готовом виде. Дети активно включались в диалоговые формы общения, и друг с другом и с воспитателями. Старалась услышать мнение каждого. На мероприятии царила атмосфера сотрудничества и психологического комфорта. В процессе взаимодействия с детьми проявляла тактичность, доброжелательность, уважительное отношение к детям и мотивировала их на такое же взаимодействие по отношению друг к другу.
Заключительная часть.
Мероприятие проведено на хорошем уровне: сценарий соответствует возрастным особенностям детей, подготовлен материал к занятию, была проведена предварительная работа с детьми.
Выбранная тема актуальна, потому что она связана с жизнью. С добром и злом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них не всегда хватает знаний отличать одно от другого. В течение всего мероприятия для активизации познавательной деятельности использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, парная; методы: словесный (беседа, понятия), наглядный, рефлексия. Они способствовали развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств.
Степень достижение поставленных целей, задач, эффективность данной формы.
Считаю, что удалось достигнуть поставленной цели. Удалось вовлечь в работу практически всех псу, и они эмоционально погрузились в тему мероприятия, воспринимали все серьезно и осознанно.
Псу на мероприятии работали активно. На наш взгляд, мероприятие оказало положительное влияние на мировоззрение детей.
Неудачи, трудности в ходе подготовки, организации и проведения мероприятия не было.
Подобное мероприятие является одним из элементов формирования общечеловеческих ценностей.
В целом мероприятие можно считать оптимально познавательным и доступным, соответственно психофизическим возможностям детей. Замысел реализован, поставленные цель и задачи достигнуты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.