Конспект лекции по дисциплине: «Основы конструирования швейных изделий». Тема урока: Технические способы моделирования одежды.
При изучении этой темы студентам необходимо пользоваться целым рядом технических способов. Эти технические способы можно разделить на два основных вида:
1) выражение эскиза – рисунка проектируемой модели;
2) выполнение проекта модели – фасона в материале (макетирование).
К первому виду относятся способ моделирования одежды, который служит для выражения проекта модели одежды в наглядной форме, отражающей характерные особенности модели, как с точки зрения ее конструктивного построения, так и с точки зрения общего художественного оформления. Наиболее распространенными способами в моделировании одежды являются рисование-эскизирование и макетирование-наколка. Каждый из названных способов имеет свои преимущества. Рисование (эскизирование) – способ, при котором выполняется проект в виде эскиза, обычно карандашом или красками на листе бумаги. Как язык образов, рисование наравне со словом и письмом служит средством для выражения мысли, благодаря чему оно приобретает значение «графической грамотности». Это умение, владеть которым надо обязательно каждому образованному человеку, а тем более лицам, избравшим своей специальностью дизайн одежды. Вторым техническим способом выражения проекта модели одежды является макетирование (наколка). Макетирование заключается в том, что на манекене или фигуре человека формируют из бумаги или дешевой ткани задуманный проект модели одежды при помощи булавок. Особенно широко макетирование используют при моделировании легкого женского платья и верхней женской одежды сложного покроя. К техническим средствам исполнения проекта модели в натуре относятся способы конструирования выкройки всех деталей, частей одежды, по которой затем производят раскрой материала и изготовляют модели одежды.
При выполнении лабораторной работы №1 отрабатываются навыки в выборе моделей для любых типов и особенностей фигуры и периодов жизни человека. Знания общих сведений об одежде, ее классах и требованиях, предъявляемых к одежде, поможет создать модель или выбрать из журнала мод фасон и подборку ткани, которая соответствует типу фигуры и ее особенностям. Основные формообразующие элементы при моделировании Набрасывая эскиз за эскизом, составляя композицию модели, необходимо путем отбора, компоновки частей, деталей приходить к определенному решению, оформлению проекта модели одежды. С помощью эскиза легче представлять проект модели во всех его подробностях, форме, пропорциях и др. (см. рис. 1).
Рис. 1. Основные формообразующие элементы: а – швы; б – вытачки; в – сутюживание; г – оттягивание; д – изменение угла между нитями ткани; е – комбинированные элементы.
На базе выкройки – основы можно моделировать сотни фасонов изделий. Можно изменять положение вытачек или заменять их кокетками и складками. А можно создавать модели с драпировками, подрезами или рельефными швами.
При создании модели необходимо знать и уметь обратить свое внимание и показать в рисунке формообразующие элементы одежды
1. Вертикальные рельефные линии. Вытачка, переходящая в рельеф.
На выкройке спинки соединяем плечевую вытачку с вытачкой не линии талии. Нижний конец вытачки на линии талии соединяем прямой линией с линией низа изделия. Углы вытачек слегка скругляем. Линия рельефов должны быть плавными и красивыми. Разрезаем спинку полочку по намеченным линиям вытачек и линиям, соединяющим вытачку.
2.Рельефные линии от проймы.
На выкройке спинки проводим рельефную линию от проймы к началу вытачки. Затем нижний конец вытачки соединяем вертикальной линией с линией низа. На выкройке полочки рельеф так же проводим от проймы через центр груди и плавно проводить к началу талевой вытачки. Конец вытачки от линии талии соединяем с линией низа. Разрезаем выкройку по намеченным рельефным линиям, скругляя углы вытачек. Нагрудную вытачку на полочке закрываем, она перемещается в пройму.
3.Рельефные линии от линии плеча к боковому шву.
Верхнюю часть рельефов строим аналогично первому примеру. Нижнюю часть рельефных линий проводим от боковых швов, плавно соединяя со сторонами вытачки на линии талии с помощью фигурного лекала.
4.Рельефные линии от горловины.
На спинке проводим рельефную линию от горловины, через конец плечевой вытачки к началу талевой вытачки. На полочке линию проводим от горловины, через конец плечевой вытачки к началу талевой вытачки. Нижняя часть рельефа и на спинке, и на полочке располагается вертикально от нижнего конца талевой вытачки до линии низа изделия.
5. Моделирование платья прямая кокетка с «защипами»
6. Моделирование платья с подрезом
7. Моделирование платья с драпировкой
8. Моделирование платья овальная кокетка с «защипами»
9. Моделирование платья с подрезом
Требования к выполнению эскиза
1. Рисунок должен быть выразительным, четким по форме и линиям.
2. Выполнять эскиз в определенном масштабе необходимо так, чтобы были соблюдены пропорции частей костюма и фигуры человека.
3. Эскиз должен отражать покрой или конструкцию модели одежды.
4. На рисунке должны быть показаны дополняющие модель предметы одежды (шляпа, обувь и др.).
5. Изображение частей фигуры человека (лицо, руки, ноги и др.) должно быть выполнено в современной манере.
5. Эскизное выражение проекта модели одежды должно наиболее полно, образно отражать замысел. Однако в эскизе трудно отобразить объемную форму модели.
В конспекте предоставлены примеры моделирования где вытачки и рельефные линии, с помощью которых модель приобретает необходимый объем. Вытачки являются важным конструктивным элементом женской одежды. С их помощью из плоской ткани создают объемную форму изделия. Особенно большое значение придают вытачкам при конструировании женских платьев, блузок и т. п. В конструкции основного чертежа нагрудную вытачку, направленную от вершины горловины к наиболее выступающей точке груди, называют основной. Другие способы формирования объема изделия в области груди являются производными основной вытачки и, как правило, служат одновременно декором лифа или изделия в целом. Основную вытачку можно перемещать по кругу в любое место на полочке. Однако в какое бы место ни перемещали вытачку, конец ее должен быть направлен к наиболее выступающей точке груди. Раствор одной вытачки может быть распределен между несколькими вытачками. При выполнении лабораторной работы отрабатываются навыки перевода вытачки в любой конструктивный срез выкройки соответствующего рисунка-эскиза. Требования, предъявляемые к одежде, помогут создать модель или выбрать из журнала мод фасон и подобрать ткани, на которой можно выполнить сложные формообразующие элементы соответствующего типа фигуры и ее особенности.
Вопросы для самоконтроля по теме «Основные формообразующие элементы»
1. Какие технические средства применяются при моделировании?
2. Для чего необходимо первое средство проектируемой одежды?
3. Чем отличается первое средство от второго в проекции одежды?
4. Какие существуют формообразующие элементы?
5. Какой должен быть рисунок при выборе модели?
6. Что такое макетирование?
7. Какие цели и задачи решает конструирование одежды?
8. Какие функции выполняет одежда?
9. В чем суть классификации одежды?
10. Какие требования предъявляются к одежде?
Рекомендуемая литература
1. Симоненко, В. Д. Технология для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2001. – 240 с. 2. Симоненко, В. Д. Технология для учащихся 8 класса общеобразовательной школы / В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2001. – 240 с. 3. Терешкович, Т. А. Словарь моды / Т. А. Терешкович. – Минск : Хэлтон, 2000. – 464 с. 4. Технология : учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений / под ред. В. Д. Симоненко. – М. : ВентанаГраф , 2007. – 288 с. : ил.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.