Конспект логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях»

  • docx
  • 06.12.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях.docx

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Умка» общеобразовательного вида

городского поселения - г. Семилуки Воронежской области

 

 

 

 

Конспект логопедического занятия

на тему:

«Автоматизация звука [Р]

в слогах, словах и предложениях»

 

 

 

 

 

                                        

Составил: учитель-логопед Корыстина О.М.

 

 

 

 

 

г. Семилуки

2023г.

Цель занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, слова и предложениях.

         Задачи занятия:

         Коррекционно-образовательные:

1) закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

2) уточнить артикуляцию звука [Р];

3) дать развернутую характеристику звука Р;

         Коррекционно-развивающие:

1) развивать подвижность артикуляционного аппарата;

2) уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];

3) развивать фонематический слух на звук [Р];

4) развивать фонематическое восприятие;

5) развитие речевого дыхания;

6) развитие мелкой моторики;

         Коррекционно-воспитательные:

1) формировать положительную мотивацию на занятии;

2) воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься;

3) воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность.

         Оборудование: большое зеркало, письмо, картинки артикуляционных упражнений со стихами, карточки для анализа артикуляции звука, фишки синего и красного цвета, мяч, ватный шарик.

         План занятия:

I. Организационный этап (приветствие)

II. Сообщение темы занятия учителем-логопедом

III. Основная часть:

         1. Артикуляционная гимнастика

         2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

         3. Акустико-артикуляционная образ звука.

         4. Акустическая характеристика звука.

         5. Произношение изолированного звука [Р].

         6.Физкультминутка «Зайцы»

         7.Развитие фонематического слуха.

         8.Автоматизация звука в слогах.

         9. Звуковой анализ слога «РА».

         10.Автоматизация звука в словах.

         11. Автоматизация звука в предложении. 

IV. Заключительная часть.

Ход занятия:

I. Организационный этап (приветствие)

II. Сообщение темы занятия учителе-логопедом

- Сегодня утром я получила письмо от детей соседнего детского сада. Они пишут, что хотели поехать в зоопарк, но Звукоедик съел звук в названиях животных и они не смогут узнать, кто в какой клетке живёт.

- Давай, поможем ребятам отыскать этот звук.

- Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю. (Чтение стихотворения насыщенное звуком [Р], обращать внимание своим произношением на звук).

Ранним утром кое-как

Роет нору хмурый рак.

Рак бы рад её не рыть,

Но ведь где-то надо жить.

Работать раку неохота,

Не радует его работа.

- Скажи пожалуйста, какой звук я произносила чаще? (Звук [Р]).

- Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].

         III. Основная часть:

         1. Артикуляционная гимнастика.

- Перед тем как отправиться на поиски звука, давай потренируем язычок.

«Сказка о Весёлом Язычке»

- Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.

Подражаем мы лягушкам,

тянем губы прямо к ушкам.

Упражнение: «Лягушка»

- Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.

Язычком пощёлкай громко-

стук копыт услышишь звонкий.

Упражнение: «Лошадка»

- Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.

На качелях я качаюсь

вверх-вниз, вверх-вниз,

я до крыши поднимаюсь,

а потом спускаюсь вниз.

Упражнение: «Качели»

- Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

Упражнение: «Индюк»

- Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме.

Упражнение: «Фокус»

- А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Упражнение: «Вкусное варенье»

- Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Упражнение: «Чашечка»

- Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

Упражнение: «Чистим зубки»

         2. Развитие мелкой моторики пальцев рук. (Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить).

«Лесное население»

Животных следы мы как книгу читаем.

(Ладонями рук дети изображают открытую книгу)

В лесу кто живет мы легко отгадаем:

(Закрывают «книгу»)

Вот лисьи следы,

Вот волчьи, лосиные,

Кабаньи и заячьи,

Медвежьи, ежиные.

Вот беличьи, рысьи,

А это – оленьи.

(Загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных)

Какое большое в лесу население!

(Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз)

         3. Акустико-артикуляционная образ звука.

- губы в улыбке;

- между зубами широкое расстояние;

- язычок поднят вверх и дрожит;

- горлышко поёт;

- воздушная струя сильная и тёплая.

(ребёнок выкладывает карточки артикуляционного уклада звука [Р].

         4. Акустическая характеристика звука.

- Звук [Р] согласный или гласный? (Согласный)

- Звонкий или глухой? (Звонкий)

- Твёрдый или мягкий? (Твёрдый)

- Каким цветом обозначается? (Синим цветом), (Ребёнок выкладывает цветовое обозначение звука).

         5. Произношение изолированного звука [Р].

- Раз, два, повернись и в животных превратись.

- Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит (Р-р-р).

- Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.)

- Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.)

- Раз, два, повернись снова в Максима превратись.

         6. Динамическая пауза «Звериная зарядка»
Раз - присядка, два - прыжок
. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться,
(Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы (Ноги на ширине плеч, переступать с ноги на ногу)
То одну, то обе вместе, (Раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало -
  (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!

         7. Развитие фонематического слуха.

- Игра «Поймай звук» (хлопни в ладоши когда услышишь звук [Р])

а) на уровне ряда звуков:

Р, Р, Н, Г, Р, З, Р, Р, Р, В, Р, Д, Р, Ж, М, Р, Р, Р

б) на уровне ряда слогов:

РА-, ЛО-, ПО-, РУ-, МЫ-, ОР-, ВА-, РА-, РЫ-, КО-, РУ-, АР-

в) на уровне слов:

арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.

         8. Автоматизация звука в слогах.

- Попугай живущий в зоопарке очень любит играть в повторялки.

- Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.

- Игра «Повторялки» (с пальчиками).

РА-РО-РУ-РЫ РАРАРА-РАРАРА

РО-РУ-РЫ-РА РОРОРО-РОРОРО

РУ-РЫ-РА-РО РУРУРУ-РУРУРУ

РЫ-РА-РО-РУ РЫРЫРЫ-РЫРЫРЫ

         9. Звуковой анализ слога «РА».

- Какой первый звук ты слышишь в слоге [РА]? - [Р] согласный, звонкий,

твёрдый, обозначается синим цветом.

- Какой второй звук? – [А] гласный, обозначается красным цветом.

(выкладывание цветовых обозначений на каждый звук)

- Сколько всего звуков в слоге [РА]? (два).

         10. Автоматизация звука в словах.

- А медведи в зоопарке очень любят в мяч играть.

- Игра «Один – много» (с мячом).

Рак – раки тигр -… рог -…

Рысь -… крот -… корова -…

Рыба -… краб -… ворона -…

Звуковой анализ слова (начало, середина, конец).

- Игра «Голова, живот, ноги». Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает на часть тела, в зависимости от местоположения звука.

Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.

         11. Автоматизация звука в предложении.

- Прошёл дождь и над зоопарком повисло разноцветное коромысло (Радуга).

- Игра «Изменяй предложения».

Я люблю разноцветную радугу. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

         IV. Заключительная часть.

- Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).

- Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.

- Ты прекрасно сегодня работал, правильно произносила звук.