Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Умка» общеобразовательного вида
городского поселения - г. Семилуки Воронежской области
Конспект логопедического занятия
на тему:
«Автоматизация звука [Р]
в слогах, словах и предложениях»
Составил: учитель-логопед Корыстина О.М.
г. Семилуки
2023г.
Цель занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, слова и предложениях.
Задачи занятия:
Коррекционно-образовательные:
1) закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях.
2) уточнить артикуляцию звука [Р];
3) дать развернутую характеристику звука Р;
Коррекционно-развивающие:
1) развивать подвижность артикуляционного аппарата;
2) уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];
3) развивать фонематический слух на звук [Р];
4) развивать фонематическое восприятие;
5) развитие речевого дыхания;
6) развитие мелкой моторики;
Коррекционно-воспитательные:
1) формировать положительную мотивацию на занятии;
2) воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься;
3) воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность.
Оборудование: большое зеркало, письмо, картинки артикуляционных упражнений со стихами, карточки для анализа артикуляции звука, фишки синего и красного цвета, мяч, ватный шарик.
План занятия:
I. Организационный этап (приветствие)
II. Сообщение темы занятия учителем-логопедом
III. Основная часть:
1. Артикуляционная гимнастика
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
3. Акустико-артикуляционная образ звука.
4. Акустическая характеристика звука.
5. Произношение изолированного звука [Р].
6.Физкультминутка «Зайцы»
7.Развитие фонематического слуха.
8.Автоматизация звука в слогах.
9. Звуковой анализ слога «РА».
10.Автоматизация звука в словах.
11. Автоматизация звука в предложении.
IV. Заключительная часть.
Ход занятия:
I. Организационный этап (приветствие)
II. Сообщение темы занятия учителе-логопедом
- Сегодня утром я получила письмо от детей соседнего детского сада. Они пишут, что хотели поехать в зоопарк, но Звукоедик съел звук в названиях животных и они не смогут узнать, кто в какой клетке живёт.
- Давай, поможем ребятам отыскать этот звук.
- Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю. (Чтение стихотворения насыщенное звуком [Р], обращать внимание своим произношением на звук).
Ранним утром кое-как
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.
- Скажи пожалуйста, какой звук я произносила чаще? (Звук [Р]).
- Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].
III. Основная часть:
1. Артикуляционная гимнастика.
- Перед тем как отправиться на поиски звука, давай потренируем язычок.
«Сказка о Весёлом Язычке»
- Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.
Подражаем мы лягушкам,
тянем губы прямо к ушкам.
Упражнение: «Лягушка»
- Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.
Язычком пощёлкай громко-
стук копыт услышишь звонкий.
Упражнение: «Лошадка»
- Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.
На качелях я качаюсь
вверх-вниз, вверх-вниз,
я до крыши поднимаюсь,
а потом спускаюсь вниз.
Упражнение: «Качели»
- Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.
Я – индюк «балды-балда».
Разбегайтесь кто куда.
Упражнение: «Индюк»
- Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме.
Упражнение: «Фокус»
- А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Упражнение: «Вкусное варенье»
- Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Упражнение: «Чашечка»
- Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
Упражнение: «Чистим зубки»
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук. (Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить).
«Лесное население»
Животных следы мы как книгу читаем.
(Ладонями рук дети изображают открытую книгу)
В лесу кто живет мы легко отгадаем:
(Закрывают «книгу»)
Вот лисьи следы,
Вот волчьи, лосиные,
Кабаньи и заячьи,
Медвежьи, ежиные.
Вот беличьи, рысьи,
А это – оленьи.
(Загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных)
Какое большое в лесу население!
(Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз)
3. Акустико-артикуляционная образ звука.
- губы в улыбке;
- между зубами широкое расстояние;
- язычок поднят вверх и дрожит;
- горлышко поёт;
- воздушная струя сильная и тёплая.
(ребёнок выкладывает карточки артикуляционного уклада звука [Р].
4. Акустическая характеристика звука.
- Звук [Р] согласный или гласный? (Согласный)
- Звонкий или глухой? (Звонкий)
- Твёрдый или мягкий? (Твёрдый)
- Каким цветом обозначается? (Синим цветом), (Ребёнок выкладывает цветовое обозначение звука).
5. Произношение изолированного звука [Р].
- Раз, два, повернись и в животных превратись.
- Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит (Р-р-р).
- Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.)
- Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.)
- Раз, два, повернись снова в Максима превратись.
6. Динамическая пауза «Звериная
зарядка»
Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы (Ноги на ширине плеч, переступать с ноги на ногу)
То одну, то обе вместе, (Раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!
7. Развитие фонематического слуха.
- Игра «Поймай звук» (хлопни в ладоши когда услышишь звук [Р])
а) на уровне ряда звуков:
Р, Р, Н, Г, Р, З, Р, Р, Р, В, Р, Д, Р, Ж, М, Р, Р, Р
б) на уровне ряда слогов:
РА-, ЛО-, ПО-, РУ-, МЫ-, ОР-, ВА-, РА-, РЫ-, КО-, РУ-, АР-
в) на уровне слов:
арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.
8. Автоматизация звука в слогах.
- Попугай живущий в зоопарке очень любит играть в повторялки.
- Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.
- Игра «Повторялки» (с пальчиками).
РА-РО-РУ-РЫ РАРАРА-РАРАРА
РО-РУ-РЫ-РА РОРОРО-РОРОРО
РУ-РЫ-РА-РО РУРУРУ-РУРУРУ
РЫ-РА-РО-РУ РЫРЫРЫ-РЫРЫРЫ
9. Звуковой анализ слога «РА».
- Какой первый звук ты слышишь в слоге [РА]? - [Р] согласный, звонкий,
твёрдый, обозначается синим цветом.
- Какой второй звук? – [А] гласный, обозначается красным цветом.
(выкладывание цветовых обозначений на каждый звук)
- Сколько всего звуков в слоге [РА]? (два).
10. Автоматизация звука в словах.
- А медведи в зоопарке очень любят в мяч играть.
- Игра «Один – много» (с мячом).
Рак – раки тигр -… рог -…
Рысь -… крот -… корова -…
Рыба -… краб -… ворона -…
Звуковой анализ слова (начало, середина, конец).
- Игра «Голова, живот, ноги». Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает на часть тела, в зависимости от местоположения звука.
Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.
11. Автоматизация звука в предложении.
- Прошёл дождь и над зоопарком повисло разноцветное коромысло (Радуга).
- Игра «Изменяй предложения».
Я люблю разноцветную радугу. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…
IV. Заключительная часть.
- Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).
- Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.
- Ты прекрасно сегодня работал, правильно произносила звук.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.