Конспект логопедического занятия на тему "Звуки и буквы"
Оценка 4.7

Конспект логопедического занятия на тему "Звуки и буквы"

Оценка 4.7
docx
22.09.2020
Конспект логопедического занятия на тему "Звуки и буквы"
2 Буквы и звуки Word.docx

Тема: « Буквы. Отличие букв от звуков».

 

Цель: Показать учащимся роль звуков и букв.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
- развивать умение отличать звуки от букв;

Коррекционно-развивающие:

- развивать внимание, смекалку.
Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к знаниям;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- развивать самооценку.

УУД:

Личностные:

- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;

- фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;

- самостоятельно оценивать собственную деятельность.

Регулятивные:

- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя-логопеда;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- учиться корректировать и оценивать выполненные задания.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

- осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;

- самостоятельно или при помощи учителя-логопеда формулировать свою точку зрения.

Оборудование: Индивидуальные зеркала. Картинка отличия букв от звуков (Приложение№1). Плакат город звуков и букв (Приложение№2).

Ход занятия

1.Организационный момент

Учитель-логопед: Добрый день! Ребята попробуйте угадать, о чем говорится

в загадке:  Его не видно, в руки не взять, но зато слышно (звук).

А при помощи чего мы записываем звуки, кто ни будь, знает?

Слушайте следующую загадку: Сели на странички 33 сестрички.

Сели рядом - не молчат, нам загадки говорят (буквы). Кто мне ответит, для чего человек придумал буквы?

Свободные ответы учащихся.

Учитель-логопед:  Ребята, очень важно правильно произносить каждый звук в слове. Если ошибешься - получится новое слово, будет непонятно, о чем хотят сказать. Также и с буквами - написал неправильно букву, получилось новое слово, или вовсе даже и не слово. Чтобы не было ошибок, надо тренироваться в произношении звуков, слов с трудными звуками, заучивать скороговорки. Они помогут избавиться от ошибок, от плохого произношения. Очень важно, чтобы каждая буква стояла на своем месте, тогда будет понятно, что написано. Многие дети часто путают звук и букву. На сегодняшнем уроке мы понаблюдаем, чем они отличаются, поучимся правильному произношению слов.

Учитель-логопед: Что бы четко и правильно произносить звуки, слова, мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика.

Обучающиеся выполняют артикуляционные упражнения, контролируя себя в зеркала для индивидуальной работы

Упражнения для губ

«Улыбка», «Хоботок», «Заборчик».

Статистические упражнения для языка

«Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка».

2.Основная часть

Учитель-логопед: Все, что мы говорим, это наша речь. Кто скажет, какая бывает речь? Как мы ее различаем?

Учащиеся: Устная и письменная. Все, что мы говорим, называется устной речью. Все, что читаем, называется письменной речью.

Учитель-логопед: Правильно, молодцы. Покажите, пожалуйста:

Как  плачет младенец? Как радуется ребенок? Какой звук издает комар? Как рычит собака? Заводится мотор машины? Какой звук издает муха?

Учащиеся по очереди издают звуки.

Учитель-логопед: Ребята, те звуки, которые вы издавали, вы видели?

Обучающиеся: Нет, мы их слышали, но не видели.

Учитель-логопед: Значит, звуки мы слышим и произносим, чтобы звуки стали видимыми, для их обозначения придумали буквы, знаки, которые мы

Видим и пишем (Приложение№1).

  Bzvuki_i_bukvy-

Учитель-логопед: Гласные звуки возникают в гортани как результат воздействия потока выдыхаемого из легких воздуха на голосовые связки. Не встречая других препятствий, воздушный поток вызывает их дрожание – таким образом, появляются голосовые звуки, которые по общепринятой классификации называют гласными.
В образовании согласных звуков, в отличие от гласных, голосовые связки не принимают участия или бывают задействованы только частично. При этом воздушный поток проходит через  ротовую или носовую полость, образуя шумы – звуки меньшей, по сравнению с голосовыми, силы и длительности. Их называют со-гласными, то есть, проявляющими свои звуковые свойства в сочетании со звуками, образованными при помощи голоса. В русском языке согласные звуки разделяют на звонкие, в которых частично присутствует голосовые вибрации, и глухие, состоящие только из шума. В зависимости от позиции по отношению к гласным звукам, они могут произноситься твердо или мягко.

По звонкости и глухости, твердости и мягкости согласные могут образовывать пары:

[б] [б’]         [в] [в’]      [г] [г’]      [д] [д’]    [ж]      [з] [з’]

[п] [п’]       [ф] [ф’]    [к] [к’]      [т] [т’]     [ш]      [с] [с’] 

[р], [р’]     [н], [н’]      [л], [л’]     [м], [м’]   [х], [х’]  

Звуки [й'], [ч’] – только мягкие, звук [ц] всегда произносится твердо.

Знакомство с буквами

Учитель-логопед демонстрирует плакат «Город звуков и букв»

По плакату рассказывает обучающимся про район гласных букв (,  согласных букв, переулок звонких, переулок глухих, тупик беззвучных букв, переулок непарных.

Дидактическая игра «Живые звуки»

Учитель-логопед: Играть будет столько детей, сколько звуков в слове: лампа, дача, машина. Слово зависит от количества детей в классе. Каждому ребенку присваивается определенный звук.

Учитель-логопед: Ребята  я вас буду звать к себе, но только будьте внимательны! Сейчас ко мне подойдёт первый звук, последний, второй, предпоследний, который находится посередине.

Физкультминутка

А

У

И

О

Э

Ы

Руки вверх

Руки вперед

Руки в стороны

Руки перед собой

Руки овалом сзади

Руки овалом спереди

 

Отгадывание загадок

-У песочных ям, у горы крутой стоит великан с железной рукой…Экскаватор

-У него два колеса и седло на раме. Две педали есть внизу, крутят их ногами…Велосипед

- Это транспорт городской, возит всех. Но вот беда: он в сторонку ни ногой, едет там, где провода…Троллейбус

Мясо, рыбу разморозит, и продукты вынуть просит, Подаёт звонок – сигнал, что же это, кто узнал?...Микроволновка.

Чистоговорки

 Мама Милу в ванне мыла.
 Петя пилил пилой пень.
 Любят бананы все обезьяны.

Учитель-логопед: Ребята, скажите последнюю чистоговорку с вопросительной интонацией, с чувством радости, тихим голосом, как будто это тайна и мы не хотим, чтобы ее услышал кто-то.

 

 

 

3.Итог занятия

Учитель-логопед: Ребята, послушайте пословицу: Слово не воробей, вылетит, не поймаешь. Как вы её понимаете? Она связана с темой нашего занятия? Кто запомнил, чем же буквы отличаются от звуков?

Свободные ответы учащихся.


 

Тема: « Буквы. Отличие букв от звуков»

Тема: « Буквы. Отличие букв от звуков»

Свободные ответы учащихся. Учитель-логопед:

Свободные ответы учащихся. Учитель-логопед:

Учитель-логопед: Гласные звуки возникают в гортани как результат воздействия потока выдыхаемого из легких воздуха на голосовые связки

Учитель-логопед: Гласные звуки возникают в гортани как результат воздействия потока выдыхаемого из легких воздуха на голосовые связки

По плакату рассказывает обучающимся про район гласных букв (, согласных букв, переулок звонких, переулок глухих, тупик беззвучных букв, переулок непарных

По плакату рассказывает обучающимся про район гласных букв (, согласных букв, переулок звонких, переулок глухих, тупик беззвучных букв, переулок непарных

Итог занятия Учитель-логопед:

Итог занятия Учитель-логопед:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2020