Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматических категорий
Оценка 4.9

Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматических категорий

Оценка 4.9
docx
24.08.2023
Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматических категорий
В гостях у Умки и Лоло..docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Чердаклинский детский сад № 5 «Рябинка»

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ

непосредственно-образовательной деятельности

с детьми группы компенсирующей направленности

на тему:

«В гостях у Умки и Лоло»

 

 

 

 

 

                                                                        Разработала

                                                                               учитель-логопед

Шишминцева М.П.

 

 

 

 

 

р.п. Чердаклы 

Цель: Формирование представлений о диких животных холодных стран.

 

Коррекционно - образовательные задачи:

- Закреплять знания детей о диких животных холодных стран по их внешнему виду, образу жизни и повадкам.

- расширение словарного запаса, уточнение и активизация словаря по теме

- Упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

- Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.

- Упражнять в делении слов на слоги.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развивать зрительное внимание и зрительную память, мыслительные процессы.

- Развивать мелкую и общую моторик.

Воспитательные задачи:

- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

Материал: глобус, изображения Арктики и Антарктики, изображения пингвинёнка Лоло и медвежонка Умки, картинки животных Севера, изображения двух льдин, мультфильмы «Умка»,  «Приключения пингвиненка Лоло».

 

ХОД: 1. Организационный момент.

- Ребята, послушайте стихотворение:

Короной снежной с двух сторон

                   Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика -

Антарктика и Арктика.

 

2. Введение в тему.

- Но,  где же находятся эти полюса? Это мы можем вспомнить, если рассмотрим глобус. А что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли.)

- Давайте посмотрим на наш глобус и покажем, где находится Арктика. (

- Вот здесь, в верхней части глобуса, на  самой макушке. (Показывают на глобусе.)

- А противоположная часть земли называется Антарктида.

- Как вы думаете, чем похожи Арктика и Антарктида?

- Да, это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда. Здесь лед никогда не тает, зимой солнце не показывается на небе, и всю зиму длится полярная ночь. В ночном небе бывает северное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Кругом плавают большие ледяные горы-айсберги. Большая часть айсберга скрыта под водой. Здесь очень холодно, дуют ледяные ветры. Вокруг Арктики и Антарктиды находится океан, поэтому добраться до него можно на самолете или на корабле (ледоколе). Люди на полюсах не живут постоянно, они проводят научно-исследовательскую работу, изучают климатические условия, жизнь животных.

- Ребята обитаемы эти районы или нет? Неужели в царстве льдов мы никого не встретим?

- Конечно, обитаемы. И сегодня нас в гости приглашают белый медвежонок Умка и пингвиненок  Лоло. Вспомните, где они живут?

- Да, белый медвежонок Умка на северном полюсе, а пингвиненок Лоло в Антарктиде.

 

3. Отгадайте обитателей Севера.

- Умка и Лоло хотят загадать вам необычные загадки. По описанию от гадайте, о каком животном ройдет речь?

- Живет на плавающих льдинах. Под толстой шкурой находится толстый слой жира, который удерживает тепло. Есть клыки, которые растут изо рта. С их помощью они защищаются от врагов и долбят лед. Живут стадами. Питаются рыбой.

- Конечно, это морж. (Выставить картинку.)

- У него короткие конечности – ласты. Он отличный пловец. Передние ласты – весла, а задние – руль. Слой жира защищает от холода. Они прогрызают во льдах пророуби для дыхания.Питаются рыбой и морскими обитателями.

- Верно, это тюлень. (Выставить картинку.)

- Тело покрыто густой длинной шерстью. Это защищает от холода. Белый цвет сливается со снегом и делает его незаметным. Питается рыбой, морскими птицами, нерпой. Могут часами неподвижно сидеть у проруби и ждать добычу. Хорошие пловцы. Вытирают шерсть о снег, как полотенцем. В самые холода устраиваются спать в берлогу.

- Это белый медведь. (Выставить картинку.)

- Именно ветвистые рога отличают его от других животных. Обитает в арктической тундре. Служит средством передвижения по снегу. Питается травой, ветками, листьями, мхом. У него длинная, густая шерсть.

- Северный олень. (Выставить картинку.)

- Похож на лису, но имеет белый, длинный густой мех, котрорый защищает от холода. Питается более мелкими животными.

- Песец. (Выставить картинку.)

- Птица, которая не умеет летать. У нее есть крылья, клюв. Может дорлго находиться в воде. Крыльями гребет, как веслами.Тело покрыто перьями белого и черного цвета. Питается рыбой.

- Пингвин.   (Выставить картинку.)

 

 

4. Один – много.

В Арктике и Антарктике этих животных много. Давайте назовем их правильно.

Морж – … моржи – много моржей.

Тюлень - …тюлени, много тюленей.

Белый медведь - …белые медведи - много белых медведей.

Северный олень - …северные олени – много северных оленей.

Песец - …песцы – много песцов.

Пингвин - …пингвины – много пингвинов.

 

5. Пальчиковая  гимнастика « Животные севера».
Кто на Севере живет?                      хлопки в ладоши — удары

Кто там ест и кто там пьет?             кулачками попеременно
Звери необычные, к холоду привычные. «Замок» меняя положение пальцев
Вот песец из норки смотрит,          соприкосновение подушечек пальцев с

                                                            большим пальцем, образовывая «колечки»
Белый мишка важно ходит,            пальчики «шагают»
Ну, а морж, как капитан,                 ладони «лодочкой» двигаются вперед
Покоряет океан.
Гордый северный олень                  кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты
Грузы возит целый день.                 растирание ладоней движениями вверх,

                                                            вниз

 

6. Назови ласково.

- Умка и Лоло прислали вам слова и попросили их назвать ласково.

Холод - …холодок

Лед - …ледок

Рыба - …рыбка

Клык - …клычок

Льдина - …льдинка

Лапа - …лапка

Шкура - …шкурка

Вода - …водичка

Снег - …снежок

7. Разделите на слоги.

- Поможем животным добраться до дома? На первой льдине поплывут животные, в названии у которых один слог, на второй те, в названии у которых два слога.

1 – морж.

2 – тюлень, медведь, песец, олень, пингвин.

 

8. Физкультминутка:

Здесь всюду холод, лед и тень,        (дети обнимают себя за плечи)

Полгода — ночь,                             (закрывают глаза ладонями)

Полгода — день.                              (выпрямляются, поднимают руки вверх)

Изо льда здесь люди строят дом,    (соединяют руки над головой — «крыша»)

И океан покрыт весь льдом.            (разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь.        (делают махи руками)

Лишь мишка, белый, словно иней,  (подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни.               (руки на поясе, стоят смирно)

 

9. Кто как передвигается.

Наши гости решили проверить, знаете ли вы, как передвигаются эти животные? Назовите животное и скажите, как оно передвигается.

Тюлень - …плавает, ползает.

Морж - …плавает, ползает.

Медведь - …плавает, ходит, бегает.

Песец - …ходит, бегает.

Олень - …ходит, бегает.

Пингвин – ходит, плавает.

 

10. Наоборот.

- А теперь Умка и Лоло просят назвать слова наоборот.

Тепло - …холодно.

Земля - …небо

Длинная шерсть - …короткая шерсть

Белый – черный

Глубоко - …мелко

Одноцветный - …разноцветный

Толстый - …тонкий.

 

11. Кому что нужно.

- Умка и Лоло хотят проверить вас, как вы знаете строение животных.

Клыки нужны… моржу.

Ласты нужны …тюленю.

Перья и клюв нужны …пингвину.

Рога нужны …оленю.

Белый длинный мех нужен…белому медведю и песцу.

 

12. Да – нет.

- Умка и Лоло хотят проверить, внимательны ли вы? Скажите, какое предложение правильно.

Морж лежит на льдине. – Льдина лежит на морже.

Рыба питается тюленем. – Тюлень питается рыбой.

Пингвин плавает в воде. – Вода плавает в пингвинге.

У рогов растет олень. – Рога растут у оленя.

Песец сжимается в комок. – Комок сжимается песцом.

 

13 Что лишнее.

А теперь скажите, какая картинка лишняя?

Олень, морж, песец, пингвин.

Морж, тюлень, медведь, песец.

Олень, морж, песец, медведь.

 

14. Итог.

- Где мы сегодня побывали вместе с Умкой и Лоло?

- Какие животные там обитают?

- Могут ли там жить другие животные? Почему?

 

 


 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Цель: Формирование представлений о диких животных холодных стран

Цель: Формирование представлений о диких животных холодных стран

Люди на полюсах не живут постоянно, они проводят научно-исследовательскую работу, изучают климатические условия, жизнь животных

Люди на полюсах не живут постоянно, они проводят научно-исследовательскую работу, изучают климатические условия, жизнь животных

Морж – … моржи – много моржей

Морж – … моржи – много моржей

И птиц ты в небе не заметишь. ( делают махи руками )

И птиц ты в небе не заметишь. ( делают махи руками )

Олень , морж, песец, медведь. 14

Олень , морж, песец, медведь. 14
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2023