Конспект логопедического занятия на лексическую тему:
Зима. Зимняя одежда.
Цели занятия: Развитие речевой активности детей посредством речевых игр
Задачи: -учить детей подбирать однокоренные слова;
-образовывать глаголы прошедшего времени;
-расширять, активизировать словарь по теме;
-развивать логическое мышление;
Оборудование: сюжетная картинка с изображением зимы, предметные картинки с изображением снеговика, снежинки, снегопада, зимней одежды;
Ход занятия:
1. Орг.момент.
Игра «Какие слова подходят к картинке?»
На доске выставлена сюжетная картина с изображением зимы. Логопед называет зимы. Логопед называет слова, а дети хлопают в ладоши, если слово подходит к картинке.
Логопед: Снег, снежная горка, пляж, велосипед, снеговик, санки, купальник, босоножки, снежки, варежки, валенки, мороженое.
2. Объявление темы.
Логопед держит в руках белый клубок ниток.
Логопед: Ребята! На что похож этот клубок? Да, на снежный комочек. (логопед кладет комочек на тарелку с нарисованными стрелками и заданиями) Мы будем выполнять то задание, возле которого комочек остановится. А все задания будут про зиму.
3. Вводная беседа.
Логопед: Сейчас я расскажу вам что такое зима.
Белая и холодная пришла на землю зима, с морозами, с глубокими снегами, с вьюгами. Часто идет снег. Он белого цвета, рыхлый. В безветренную погоду снег падает медленно, спокойно, но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы.
Утонул в снегу лес. Деревья стоят голые, только хвойные деревья зеленеют. Ручьи, реки, озера зимой скованы льдом.
С наступлением зимних холодов, люди начинают одеваться теплее, чем осенью.
4. Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: снежный комочек начинает свой путь.
Покатился снежный ком,
Для себя нашел он дом.
В доме том живет загадка.
Подберите к ней отгадку!
Чем покрыта зимой земля? (ответы детей) . У слова снег есть слова-родственники, а какие это слова, мы сейчас узнаем.
Игра «Подбери слова-родственники» снег-снежок, снеговик, снежинка, снегопад, Снегурочка.
Логопед: снежный комочек катится дальше.
Покатился снежный ком,
Для себя нашел он дом.
В доме том живет загадка.
Подберите к ней отгадку!
Ребята, а как мы одеваемся на прогулку зимой? Так же, как и летом? Какая одежда нам нужна? (логопед показывает картинки, дети называют нужную зимнюю одежду).
Логопед: снежный комочек катится дальше.
Покатился снежный ком,
Для себя нашел он дом.
В доме том живет загадка.
Подберите к ней отгадку!
Мы с вами очень много знаем о снеге. Снег может падать, блестеть, таять. Я вам буду рассказывать, что происходит со снегом сегодня, а вы мне отвечаете, что было вчера.
Игра «А что вчера?» упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени.
Сегодня снег блестит, а вчера … блестел
Сегодня снег падает, а вчера…падал
Сегодня снег сверкает, а вчера…сверкал
Сегодня снег хрустит, а вчера…хрустел.
5. Развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять (загибать пальчики по одному)
Бабу снежную лепили (имитировать лепку комочков)
Птичек крошками кормили) (крошить хлеб всеми пальцами
С горки мы потом катались (вести ук. пальцем пр. руки по ладони левой)
А ещё в снегу валялись (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли (отряхнуть ладошки)
Съели суп и спать легли (производить движения ложкой, положить руки под щеку)
6. Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: а комочек снова катится.
Холодно, голодно зимой птицам и зверям как же люди могут помочь им? (Выставляется картинка с изображением детей, кормящих птиц) Назовите птиц, которых вы видите на картинке. Где они находятся. Где находится белка? Беседа по картинке. Игра «сосчитай птиц и зверей»
7. Развитие речевого дыхания и голоса. Физ. минутка.
Дети стоят полукругом на ковре.
Ребята, как холодно на улице, мы съежились в комочек, дышим на ладошки, согреваем их. А вьюга дует, -з-з-з-з-з-з-з . Застонал лес от вьюги М-м-м-м-м-м (тихо, высоким голосом) Тяжело стонут дубы М-м-м-м-м (низко, громко) Шумят ели ш-ш-ш-ш-ш . Стихает вьюга с-с-с-с-с
А медведь спит в берлоге (выбирают медведя- он в середине круга –спит)
Как на горке-снег, снег –дети стоят кружком, в центре спит «медведь», руки постепенно поднимают вверх.
И под горкой-снег, снег, -приседают, опускают руки.
И на елке- снег, снег –опять поднимаются вверх.
И под елкой –снег, снег –приседают.
А под снегом спит медведь (руки под щеку)
Тише, тише, не шуметь! Бегут на цыпочках по кругу. Медведь просыпается и бросается на детей.
8. Подведение итогов.
Ребята, о каком времени года мы говорили? Какие слова относятся к этому времени года?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.