Конспект логопедического занятия в 1 классе ОВЗ «Составление рассказа о диком животном» с опорой на схемы

  • docx
  • 11.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект логопедического занятия в 1 классе ОВЗ.docx

Конспект логопедического занятия в 1 классе ОВЗ

«Составление рассказа о диком животном» с опорой на схемы.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: развивать связную речь детей средствами мнемотехники.

Задачи:

1. Закрепление знаний о диких животных, об особенностях их внешнего вида.

2. Формировать умение составлять рассказ по алгоритму.

3. Развивать диалогическую и монологическую речь, творческое мышление.

4. Обогащать словарь детей словами, используемыми в сказках: однажды, жили – были, это было зимой и т. д.

5. Воспитывать самостоятельность, инициативность, умение слушать друг друга.

Методы и приёмы:

Решение проблемной ситуации, рассматривание изображений диких животных, отгадывание животного по его части (по ушам, дидактическая игра «Сложи целое», составление рассказа по предложенным опорным схемам.

Средства:

Ноутбук, мультимедийное устройство, презентация на заданную тему, опорные схемы (в презентации, на партах у каждого ребёнка, экран для вывода презентации, дидактическая игра «Разрезные картинки».

Предварительная работа:

Чтение сказок о диких животных («Заюшкина избушка», «Волк и лиса», «Маша и Медведь», и другие); рассматривание картин о диких животных, описание оп плану диких животных.

Ход занятия.

Учитель-логопед

Ребята, я сегодня шла на работу, встретила маленьких ребят. Они сказали, что уже перечитали все книжки, которые есть у них в группе и очень просили нас придумать им рассказ о диком животном. Поможем малышам?

Дети: Конечно, поможем!

Учитель-логопед Назовите мне диких животных.

Почему дикие животные называются дикими?

Дети: Дикие животные называются дикими, потому, что они живут в лесу и человек за ними не ухаживает.

Учитель-логопед Отгадайте по ушам, какое это животное (слайд). Докажите, что это медведь. Давайте проверим. Верно, это медведь. Расскажите мне об этом животном по плану, который есть у каждого на столе.

Дети: Медведь. Уши небольшие, круглые, торчат.

Учитель-логопед А это кто? (слайд). Верно, это заяц. Докажите, что это заяц.

Описание животного по предложенной схеме.

Дети: Заяц. У зайца огромные уши.

А здесь у нас с вами… (слайд). Верно, это белка.

Описание животного по предложенной схеме.

Молодцы. Это белка. У белки небольшие рыжие ушки с кисточками.

А на этом слайде мы видим… (слайд).

Описание животного по предложенной схеме.

Какие вы молодцы… Слайд (большой знак вопроса).

А сейчас вы посмотрите на схему и скажите, о каком животном мы будем составлять рассказ.

Слайд (схематичкски изображённая лиса).

И кто же это?

Теперь нам надо отдохнуть. Мы очень устали. Давайте поиграем.

Физминутка «Лисичка».

Слайд. Теперь давайте посмотрим план, по которому мы будем составлять рассказ. Только давайте договоримся: один говорит, остальные слушают. Скажут все, кто хочет сказать.

На слайде по щелчку мыши появляется: знак вопроса. О ком же будет рассказ? Теперь решим: в какое время года это было: весной, летом, осенью или зимой? (по щелчку мыши появляются 2 значка: снежинка и лето). Теперь надо определиться: в какое время суток (появляются еще 2 значка: солнце и луна): утром, вечером… ?

Великолепно. А что же наш герой делал? (появляется значок: смайлик со знаками вопроса). Ребята, мы с вами просто молодцы. А вот что же было дальше? (появляется значок: задумчивый смайлик). И что у нас из всего получилось? (появляется значок: гномик, сидящий на книге).

Учитель-логопед выслушивает ответы всех желающих высказаться. А потом обобщает ответы детей.

Просит повторить составленный рассказ двоих детей.

А как мы назовём наш рассказ?

Ребята, какая у нас замечательный рассказ получился! Вам тоже понравилась?

Дети: Да, понравилась!

Учитель-логопед А теперь давайте поиграем в такую игру. Я вам даю разрезанные картинки, а вы должны собрать целую картинку.

Работа в парах. Дети собирают разрезные картинки.

Физминутка «Лисичка»

Шла Лисичка на охоту, (шаг на месте)

Как на любимую работу.

То попрыгает кругом. (прыжки вокруг своей оси)

То посмотрит влево (поворот влево)

То посмотрит вправо (поворот вправо)

Влево – вправо, (поворот влево)

Влево – вправо… (поворот вправо)

Вот присела… Побежала… (приседание, встаём, бег на месте)

Ну, а мышка убежала…

Уф… Устала и упала… (шагаем на месте у своих парт (выдох, садимся на стул)

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект логопедического интегрированного занятия в средней группе для детей с общим недоразвитием речи.

Зульфия Зайнуллина
Конспект логопедического интегрированного занятия в средней группе для детей с общим недоразвитием речи.

Конспект логопедического интегрированного занятия

в средней группе для детей с общим недоразвитием речи

Учителя-логопеда Зайнуллиной Зульфии Наисовны

Тема занятия:ЗВУК И БУКВА О.

Задачи:

Познакомить детей со звуком и буквой О.

Продолжать формировать понятие «гласный звук».

Упражнять в четком произнесении звука О изолированно и в словах, предложениях.

Развитие фонематического восприятия и слуха, речевого дыхания и интонационной выразительности, темпа и ритма речи.

Учить выделять первый гласный звук в слове, находить слово на звук О.

Учить на слух определять темп речи и выполнять движение в соответствующем темпе.

Развитие слуховое и зрительное внимание, памяти, артикуляционной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Научить детей аккуратно заштриховывать контурные рисунки, не выходя за края.

Оборудование: Символы «Живые звуки», магнитная доска, буквы, цветные домики, ноутбук, обучающая презентация, картинки, обезьянка, контурные изображения облака, озера, острова, цветные карандаши, листы с рисунками букв для раскрашивания.

Предшествующая работа: знакомство детей с гласными звуками А, У, артикуляционная гимнастика.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сюрпризный момент—приход обезьянки. Обезьянка здоровается с детьми.

-- Ребятки, кто к нам пришел? Обезьянка. Она очень любит играть.

Игра «Эхо» Повторить ряд звуков. УАУ, ААУ, УУА, АУУ, АУА.

Поиграли с обезьянкой, а теперь мы ей покажем, как мы делаем гимнастику.

Артикуляционная гимнастика: «улыбка», «трубочка», «окошко».

Обезьянка очень удивилась. Покажите, как мы удивляемся. Дети показывают мимикой удивление, радость, грусть.

Не грусти обезьянка, лучше посиди и сказку послушай.

2. Уточнение артикуляции и характеристики звука О.

Сказка «Живые звуки».

-- Жил-был звук О. (Демонстрируется символ «Живой звук» О, красный круг с лицом, рот в форме овала)

Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».

Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое ОБЛАКО! О! Какое глубокое ОЗЕРО! О! Какой зеленый ОСТРОВ!»

Звук О мог не только восторгаться всему вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.

В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко.»

Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Вопросы и задания:

-- О каком звуке эта сказка?

-- На что похож рот у звука 0? (На вытянутый кружок.)

-- От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)

-- Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.)

-- Спой эту песенку. (О О О_ О О О_ О О О_ О О О О_.)

-- На что были похожи рты у всех поющих со звуком О? (На вытянутые кружки.)

-- Запишем песенку и споем.

На доске выставляются символы-круги большой – длительный звук, и маленький—короткий в разном порядке. Первую песенку составляет логопед, затем дети.

Вариант: нажимать на ротик звука—символа, как на кнопочку и пропеть (индивидуально и хором).

Придумай мелодию для звука О, прохлопай и спой ее: Ооо, оОо, ооО.

Звук О голосисто поет, голос у него звонкий, поэтому его называют гласным звуком и носит он красную рубашку.

3. Знакомство с буквой О.

О посмотрело вокруг, на улице стало холодно, часто идут дожди, на дворе ОСЕНЬ. Нужно построить дом для себя, скоро наступит зима. Нашла О колесо, оно ему подошло. (Выставляется буква) Ребята, на что похожа буква О? (на колесо, бублик, обруч, окно)

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла—

Покатиться бы могла.

Посмотри на колесо

И увидишь букву О.

Нарисуйте букву О в воздухе (дети прорисовывают букву в воздухе).

Ребята звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, пишем и читаем.

(Показ презентации 1 слайда).

4. Произнесение слов со звуком О в начале слова.

Показ презентации. Слова проговариваются детьми, интонационно выделяя гласный звук О в слове, и букву О. Слова: облако, остров, озеро, осень, окно, очки, ослик, обруч, одуванчик, одежда, обувь, орел, огонь, овощи.

5. Игра-упражнение «Найди слово со звуком О»

Слайды презентации. Выбрать картинку слово со звуком О. ОЧКИ, арбуз, утюг. Апельсин, ОСЛИК, улыбка. Улитка, аист, ОБЛАКО. Мишка, ОДУВАНЧИК, часы.

Произносится слово, затем буква, появляющаяся под картинкой О.

6. Пальчиковая гимнастика. «Обувь» Н. Нищевой

Посчитаем в первый раз, (Попеременные хлопки и удары кулаками)

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки (На каждое название обуви загибают

Для Наташки и Сережки, по одному пальцу начиная с большого.)

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

7. Игра «Найди картинку-слово на звук О» и положи на облако, остров, озеро.

Работа с раздаточным материалом. На столе разложены картинки, и формы—облако, озеро, остров. Детям предлагается подобрать картинку со звуком О, и положить её на формы.

Отговаривание действий с детьми. Что ты выбрал? Очки? Куда ты положил Очки? Я положил очки на остров. И т. д. дети отвечают полным предложением на вопросы, при затруднении логопед помогает, побуждая повторить за ним предложение.

8. Чистоговорки.

Ко-ко-ко – выпей молоко. Бок-бок-бок – круглый бок.

Но-но-но – посмотри в окно. Бок-бок-бок – колобок.

Но-но-но – там темно.

Ом-ом-ом – новый дом.

Мок-мок-мок – там замок.

9. Упражнение на дыхание «Подуй на облако»

Посмотрите на обезьянку, она загрустила. Не грусти, подуй с ребятами на облако. Дети сдувают облако с ладошки.

10. Игра «Скажем и покажем»

Дети на слух определяют темп речи и в соответствии с ним выполняют движения.

Мелет мельница зерно. (Круговые движения руками)

Наши ноги ходили по дороге. (Ходьба на месте в разном темпе)

11. Штриховка буквы. Детям предлагается заштриховать буквы большого размера красным карандашом, буквы размером меньше прописываются карандашом с опорой на готовое изображение.

12. Итог занятия.

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Звук О гласный. Какого цвета его рубашка? Как вы думаете, в каком доме он будет жить? В красном. Заселим нового жильца в красный дом. Позвоним в звонок. А петь будут жильцы дома. Ребенок нажимает кнопочку на крыше кружек, а дети хором поют гласные звуки А, У. Дверца открылась и О поселилась в дом гласных звуков. И стали они жить поживать дружно, да песни распевать. Буква О принесла вам угощение баранки. На что похожи баранки? Правильно на звук О. Угощайтесь, пожалуйста! Попрощаемся с обезьянкой.

До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Звук [А] и буква А». Конспект логопедического занятия в 1 классе

Мария Колмогорова
«Звук [А] и буква А». Конспект логопедического занятия в 1 классе

Тема: Звук и буква А.

1 класс

Цель: знакомство со звуком и образом буквы А.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Развитие звуко- буквенного анализа слов.

2. Активизация лексического запаса.

3. Развитие фонематического слуха, фонематических представлений.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развитие психических процессов: память, мышление, воображение, способность к переключению.

2. Развитие слухового восприятия и внимания.

3. Развитие мелкой моторики рук, тактильного гнозиса.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1. Формирование усидчивости

2. Формирование эмоционально-положительного настроя на работу.

Оборудование: схемы слов, фишки, су-ждок, картинка Звуковичка, помидора и моркови, карточки-мазайки, обозначение гласного звука А, элементы печатных и письменных букв А, карточки с картинками:, аквариум, утка, рабочие тетради.

Ход занятия

I. Организационный момент

- К нам пришел в гости Звуковичок и принес в мешочке звук, но какой он не скажет. Но нам поможет загадка. Если вы ее отгадаете, то узнаете, что за звук к вам пришел.

Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином!

(Автобус)

Какой первый звук в слове автобус (А)

- Как вы думаете какой звук нам принес Звуковичок? (А)

II. Основная часть.

• Фонетическая гимнастика.

- Представьте, что вы пришли на прием к врачу и он вас попросил открыть рот. (А-а-а-а). Как убаюкать куклу! (А-А-А, А-А-А).

- Скажите, звук А гласный или согласный? (гласный). Как можно определить, что звук гласный? (его можно пропеть).

Звуковой анализ

- У вас карточки-сигналы и рабочее поле. Я буду называть звуки, как только вы услышите звук [А], выкладываете карточку.

Задание: А, О, У, А, Э, А, И, Ы, А, У (хлопать);

ТО, АМ, ВЫ, АП, ЕВ, УГ, АН, КА;

АНЯ, ДОМ, АИСТ, КОТ, СНЕГ, КАПЛЯ, ЕГОР, ЛЕС, АПЕЛЬСИН.

- Теперь соберите части и посмотрите что получилось. Кто на картинке? (Арбуз) Выделите первый звук в этом слове. (А).

- У вас на столах карточки-схемы. Покажите кружочком, где стоит звук А в слове АИСТ. (В начале).

Слова: аквариум, аллея, артист, абрикос, апельсин;

Лиса, кукла, утка.

Выкладывают у доски и за партами.

- Самостоятельная работа. Каждый самостоятельно по картинке выкладывает схему, затем логопед проверяет правильность выполнения. (Карточки с картинками: кукла, аквариум, утка)

Конструирование буквы

- Буква может быть печатная и письменная. Выложите печатную букву А. из каких элементов состоит строчная буква а. Выложите из элементов письменную строчную букву а. Из каких элементов состоит заглавная буква А. Выложите из элементов заглавную букву А.

• Развивающая физминутка

Дети ходят по кругу, а логопед называет слова, как только они услышат слово, которое начинается на А, дети останавливаются, … приседают).

Слова: аквариум, аллея, артист, абрикос, апельсин, август, автобус, апрель.

• Лексико-грамматические игры и упражнения

- Упражнение «Составь предложение». Употребление в речи предложений со значением противопоставления, союз а. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.

Помидор круглый, а морковь. (продолговатая).

Помидор красный, а морковь.

Помидор мягкий, а морковь.

Помидор кислый, а морковь.

У помидора внутри семечки, а у моркови.

Помидор растет на земле, а морковь. (в земле).

• Пальчиковая гимнастика (Су-джок)

Дети под стихотворение выполняют движение, используя су-джок.

Астра, азбука, айва

Начинаются на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

• Работа в тетрадях

- Упражнение «Найди букву»

- Упражнение «Допиши букву»

-Упражнение «Раскрась бусинки с буквой А». (Закрашиваются только те бусинки на которых изображена буква А).

- Упражнение «Соедини букву с картинкой»

III. Заключительная часть

- Какой звук мы произносили сегодня чаще всего? (А).