Средняя группа
Тема: Звук О.
Цель: Учить выделять звук [о] в начале слов в ударной позиции.
Задачи:
- Познакомить детей со звуком О.
- Продолжать формировать понятие «гласный звук».
- Упражнять в четком произнесении звука О изолированно и в словах.
- Развитие фонематического восприятия и слуха, речевого дыхания и интонационной выразительности, темпа и ритма речи.
- Учить выделять первый гласный звук в слове, находить слово на звук О.
- Учить на слух определять темп речи и выполнять движение в соответствующем темпе.
- Развитие слуховое и зрительное внимание, памяти, артикуляционной и мелкой моторики.
Оборудование: Игрушка – обезьянка, Символы «Живые звуки», магнитная доска. Картинки: облако, остров, озеро, осень, окно, очки, ослик, обруч, одуванчик, одежда, обувь, орел, огонь, овощи, а так же любые на другие звуки (8). Зеркала.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сюрпризный момент—приход обезьянки. Обезьянка здоровается с детьми.
-- Ребятки, кто к нам пришел? Обезьянка. Она очень любит играть.
Игра «Эхо» Повторить ряд звуков. УАУ, ААУ, УУА, АУУ, АУА.
Поиграли с обезьянкой, а теперь мы ей покажем, как мы делаем гимнастику.
Артикуляционная гимнастика: «улыбка», «трубочка», «окошко».
Мимические упражнения: Обезьянка очень удивилась. Покажите, как мы удивляемся. Дети показывают мимикой удивление, радость, грусть.
Не грусти обезьянка, лучше посиди и сказку послушай.
2. Уточнение артикуляции и характеристики звука О.
Сказка «Живые звуки».
-- Жил-был звук О. (Демонстрируется символ «Живой звук» О, красный круг с лицом, рот в форме овала)
Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».
Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое ОБЛАКО! О! Какое глубокое ОЗЕРО! О! Какой зеленый ОСТРОВ!»
Звук О мог не только восторгаться всему вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»
Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.
Вопросы и задания:
-- О каком звуке эта сказка?
-- На что похож рот у звука 0? (На вытянутый кружок.)
-- От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)
-- Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.)
-- Спой эту песенку. (О О О_ О О О_ О О О_ О О О О_.)
-- На что были похожи рты у всех поющих со звуком О? (На вытянутые кружки.)
-- Запишем песенку и споем.
На доске выставляются символы-круги большой – длительный звук, и маленький — короткий в разном порядке. Первую песенку составляет логопед, затем дети.
Вариант: нажимать на ротик звука—символа, как на кнопочку и пропеть (индивидуально и хором).
Придумай мелодию для звука О, прохлопай и спой ее: Ооо, оОо, ооО.
Звук О голосисто поет, голос у него звонкий, поэтому его называют гласным звуком и носит он красную рубашку.
3. Произнесение слов со звуком О, в начале слова.
Слова проговариваются детьми, интонационно выделяя гласный звук О в слове, и букву О. Слова: облако, остров, озеро, осень, окно, очки, ослик, обруч, одуванчик, одежда, обувь, орел, огонь, овощи.
4. Игра-упражнение «Найди слово со звуком О».
Выбрать картинку слово со звуком О. ОЧКИ, арбуз, утюг. Апельсин, ОСЛИК, улыбка. Улитка, аист, ОБЛАКО. Мишка, ОДУВАНЧИК, часы.
Произносится слово, затем буква, появляющаяся под картинкой О.
5. Пальчиковая гимнастика. «Обувь» Н.Нищевой
Посчитаем в первый раз, (Попеременные хлопки и удары кулаками)
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки (На каждое название обуви загибают
Для Наташки и Сережки, по одному пальцу начиная с большого.)
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
6. Чистоговорки.
Ко-ко-ко – выпей молоко. Бок-бок-бок – круглый бок.
Но-но-но – посмотри в окно. Бок-бок-бок – колобок.
Но-но-но – там темно.
Ом-ом-ом – новый дом.
Мок-мок-мок – там замок.
7. Упражнение на дыхание «Подуй на облако»
Посмотрите на обезьянку, она загрустила. Не грусти, подуй с ребятами на облако. Дети сдувают облако с ладошки.
8. Игра «Скажем и покажем»
Дети на слух определяют темп речи и в соответствии с ним выполняют движения.
Мелет мельница зерно. (Круговые движения руками)
Наши ноги ходили по дороге. (Ходьба на месте в разном темпе)
9. Итог занятия.
С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Звук О гласный. Какого цвета его рубашка? Попрощаемся с обезьянкой.
До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.