Конспект мастер - класс "роспись дымковской игрушки"
Оценка 4.9

Конспект мастер - класс "роспись дымковской игрушки"

Оценка 4.9
doc
08.12.2021
Конспект мастер - класс  "роспись дымковской игрушки"
знакомство детей с историей возникновения дымковского промысла, с технологией выполнения росписи народной глиняной игрушки.
конспект мастер-класс Дымковская роспись.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

ДОМ  ДЕТСКОГО  ТВОРЧЕСТВА пгт.ШАХТЕРСК

УГЛЕГОРСКОГО  городского округа

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАСТЕР-КЛАСС

 

«Роспись дымковской игрушки»

 

(возраст детей  11-13 лет)

 

 

 

 

 

Автор:

Педагог  дополнительного образования

Максюта  Зинаида Карловна 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        пгт.Шахтерск

                                                 2021г.

Тема: «Роспись  дымковской  игрушки»

Цель:  знакомство детей с историей  дымковского  промысла, с технологией выпонения  росписи народной глиняной игрушки.

Задачи:

- познакомить  детей с декоративно – прикладным  искусством – дымковской игрушкой;

- сформировать умение выполнять элементы дымковской  росписи, используя разнообразные приемы работы кистью, тычком;

- развивать воображение,  художественный вкус, чувство ритма, цвета, творческие способности;

- воспитывать интерес и уважение к  народным промыслам  России, дать возможность почувствовать себя народными мастерами.

Тип занятия:  мастер-класс.

Словарные слова:  промысел, слобода, тычок.

 

Оборудование для педагога: образцы дымковской  игрушки - барышни, кормилицы, животные, птицы; таблица  с элементами  дымковской росписи, народная музыка.

Для детей: у детей бейджики с именами, 5 таблиц  «Элементы  дымковской росписи» размер  А 4- для каждого ребенка, альбомный лист (для каждого ребенка),  заготовки дымковской  игрушки (лошадки, козлики, барашки),  для росписи на каждого ребенка, белила,  наборы красок гуаши,  емкость для воды, салфетки, подставки, кисти -2,4,5, тычки.

 

Ход

1.      Организационный момент.

Здравствуйте дети. Меня зовут Зинаида Карловна. Я проведу с вами мастер-класс  по  росписи  дымковской  игрушки.

(На столе приготовлена  дымковская игрушка. ( Дети стоят в кругу)  послушайте стихотворение:

Веселая, белая глина,

Кружочки, полоски  на  ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и  рыбка,

А ну отгадайте: кто я?

-  Вы уже догадались, что это стихотворение написано про изделия, которые у меня на столе.  Что это за чудо?  Кто создал эту красоту? (ответы детей - это игрушки, создали люди).

Сегодня мы поговорим об игрушках, но не обычных, а о народных игрушках, о дымковской игрушки.  Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Какие вы знаете? (ответы детей - городецкая, гжельскаая, хохломская, жостовская, мезенская, каргопольская и другие).

Приглашаю сесть детей за стол.

 

2. Сообщение  нового  материала

Рассказ: «Секреты глиняной игрушки из Дымково».

Слобода  Дымково расположена на окраине старинного города Вятка (ныне г.Киров)

Как  вы  думаете  -  что такое  СЛОБОДА? (поселок  около города, пригород (С.И. Ожегов). Народные мастера жили в деревянных домах слободы за рекой. В каждом доме топилась печь. Появление над крышами дыма  значило, что  скоро  наступит  пора ставить для обжига в печи игрушки, но они не обжигалась при высокой температуре, а  лишь прокаливалась, после чего расписывалась. Может быть, поэтому и назвали слободу Дымково.  Но в узорах дымковской игрушки нет ничего от цвета серого дыма. Если посмотреть на узор - он необычно прост. Зато краски яркие-яркие. Давайте рассмотрим  элементы,  входящие в состав узора.

          Рассматриваем, описываем  игрушки.

          Фигурки барышень в шляпках, с муфтами, с зонтиками, с сумочками. На голове кудри. На плечах перелина, пышные рукава. По низу юбки  или передника оборки. Фигурки в кокошниках с детьми на руках изображают кормилицу, няньку или мамку. Многоцветный веселый узор украшает фигурки людей и животных. Дымковские  кони  с пышной  гривой  и хвостом. Народная  фантазия,  любовь  к красочности  проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем. На его груди сияет круг - символ солнца.

Голосисты эти птицы

И наряды, словно ситцы.

(народное творчество)

         Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок  животных, людей, птиц.

          Оказывается, глиняные игрушки  делали зимой и ранней весной, когда шла длительная  подготовка  к весенней ярмарке «Свистунья». Почему свистунья? Об этом рассказывае легенда. Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи - люди находчивые. Придумали горожане «военную хитрость». Все жители, и стар, и  млад взяли  глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И так сильно засвистели! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное  войско, и  в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу веселой ярмореой «Свистуньей». Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию. Позже свистульки постепенно уступили  место простой, но очень яркой игрушке, изготавливоемой на продажу. Из обыкновенной игрушки-свистульки  она  превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой». 

- Ребята сегодня вы народные мастера из Дымково и будете  расписывать игрушки.  Выбирайте  себе  игрушку.

          Рассматривание таблицы «Элементы дымковской росписи».

- Посмотрите, как красив дымковский  узор.

Какие элементы узора повторяются? (круги большие и маленькие, полоски, клеточки, овалы, кольца, точки, волнистые линии).

Разбор таблицы (Приложение №1).

- Яркая  и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетаюжий с гладкокрашенными  частями  (например, рукава кофты игрушки - показываю  барышню и рассматриваем узор). Работаем по таблице 1, 2 (см. приложение) Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особенный смысл:

o   круги – означали солнце,

»       волнистые линии – небо,

·       маленькие кружочки – семена,

·       круг с серединкой – звездочкой – солнце.

Люди верили в то, что эти символы  будут оберегать их жилища, детей, их поля.

- Дети вы знаете, что такое орнамент? (ответы детей)

          Орнамент  это узор, основанный  на повторе и  чередовании состоящих  его элементов, предназначен для украшения различных предметов быта, одежды, обуви…

-  Какие краски используют народные умельцы в  своих работах? (Цвета насыщенные без оттенков, что создает красочный, праздничный образ).

-  Что такое тычок? (ответы детей).

Тычок – самый простой из приемов народных росписей, а поэтому нанести рисунок с его помощью смогут даже те, кто не умеет рисовать. В качестве тычка можно использовать ватную гигиеническую палочку, а так же можно использовать обратную сторону кисточки.

         Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом - так рисуют народные мастера. Прямая линия наносится концом  кисточки  вертикально, точки – горошины узор наносится  тычком.

 

3. Практическая работа. С музыкальным сопровождением.

 Т.Б. Но перед тем как, приступить к работе, давайте вспомним  правила работы с гуашью, с кисточками, тычком (для каждой краски свой тычок). (Ответы детей)

Дети  под  руководством педагога  приступают  к росписи. 

Перед росписью игрушку надо забелить (покрыть белой краской). Пока игрушка будет подсыхать, мы поупражняемся в росписи на  бумаге. (Дети забеливают игрушки)

Начинают  роспись игрушки с крупных цветовых пятен. Тонкие и темные точки наносят в последнюю очередь. Если темные и светлые цвета расположены рядом, то начинайте  со светлого.  Фигурки животных начинают расписывать с опорных деталей - копыта, лапы (Приложение 2). Кистью работайте свободно, наклоняя  игрушку и держа ее за верхнюю часть. Не забывайте оставлять белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность. Не поднимайте игрушку без надобности над столом или подставкой.

Напоминаю, что  основной композиционный прием - ритмичное повторение и чередование элементов.

- Не беда, если круги и полосы получаются неровные.

4. Физминутка. (звучит музыка)

Под веселые напевы повернемся  вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх и снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх перед содою!

Топни левою ногою!

Топни правою ногою!

Вправо шаг. На месте стой!

Влево шаг. И снова стой!

Повернись направо к другу,

правую дай руку другу.

 

Продолжение самостоятельной работы - роспись  игрушки под  музыкальное сопровождение.

 

5. Итог  занятия.

Выставка и анализ работ.

-  Словами не передать, какая красота получилась!

-  Расскажите о своих работах. Почему вы выбрали именно такой узор?

-  Какую игрушку вы расписывали?

-  Какие узоры повторяются?

-  Какими цветами мастера расписывали по белому?

-  Что  такое  слобода?

-  Чем знаменито Дымково?..

  6.Рефлексия:

-  Вы почувствовали себя народными мастерами?

- Какие чувства вы испытывали?  (удолетворение, радость, гордость за народных мастеров, свою страну…)

- Что было самым трудным при росписи?

- Что вам понравилось на нашем мастер-классе?

 

Чтение стихотворения хором: (раздать детям стихотворение)

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости сырей.

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

- И по сей день дымковская игрушка продолжает  радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью.  

         Игрушки вам на память. Спасибо, до свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Литература:

1. В.Б.Косминская,  Н.Б.Халезова. « Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей».  Москва. Просвещение.1999г. стр.138.

2. Л. В. Орлова «Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Дымковская роспись» Москва. Мозаика-Синтез.2005г. стр.16.

3. Л.Д Рондели. « Народное декоративно-прикладное искусство». Москва. Просвещение. 2000г. стр.143.

4. П.И.,Уткин, Н.С. Королева «Народные художественные промыслы» ». Москва. Просвещение. 2003г. стр.163.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   Приложение 1

«Элементы дымковской росписи»

 

 

 

                                                                                                                    Приложение  2                                                                                                          

 

 

«Элементы дымковской росписи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение № 3

 

«Символы  и  значение цвета»

 

Зеленый  связан с понятием жизни, символизирет природу, землю, пашню.

Солнечные  знаки - круг с пересекаемыми линиями.

Лунные - пересечение  перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пересечения треугольниках.

Точки в круге или чередующиеся с кругом- знак семян и зародышей

Ромб - знак плодородия.

 Прямая  линия  и сверху волнообразная -небо с облаками,если небо дождевое, с каплями то между  двух прямых линий чередование точек с равным интервалом.                                                                              

Белый  - всегда был связан с понятием нравственной чистоты,правды и добра

Черный - говорит о горе, неправде, зле.

Красный - не только символ огня, но и красоты,силы, славы,здоровья.

Голубой - небо.

Две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях - мать земля сыра и зерна в ней.

 

 

 

                                                                                              


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Тема: «Роспись дымковской игрушки»

Тема: «Роспись дымковской игрушки»

Вы уже догадались, что это стихотворение написано про изделия, которые у меня на столе

Вы уже догадались, что это стихотворение написано про изделия, которые у меня на столе

Об этом рассказывае легенда. Однажды город окружили враги

Об этом рассказывае легенда. Однажды город окружили враги

Тычок – самый простой из приемов народных росписей, а поэтому нанести рисунок с его помощью смогут даже те, кто не умеет рисовать

Тычок – самый простой из приемов народных росписей, а поэтому нанести рисунок с его помощью смогут даже те, кто не умеет рисовать

Продолжение самостоятельной работы - роспись игрушки под музыкальное сопровождение

Продолжение самостоятельной работы - роспись игрушки под музыкальное сопровождение

Литература: 1. В.Б.Косминская,

Литература: 1. В.Б.Косминская,

Приложение 1 «Элементы дымковской росписи»

Приложение 1 «Элементы дымковской росписи»

Приложение 2 «Элементы дымковской росписи»

Приложение 2 «Элементы дымковской росписи»

Конспект мастер - класс "роспись дымковской игрушки"

Конспект мастер - класс  "роспись дымковской игрушки"

Приложение № 3 «Символы и значение цвета»

Приложение № 3 «Символы и значение цвета»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2021