Конспект методического семинара по теме «Формирование функциональной грамотности у детей младшего школьного возраста»
Оценка 4.6

Конспект методического семинара по теме «Формирование функциональной грамотности у детей младшего школьного возраста»

Оценка 4.6
docx
02.04.2023
Конспект  методического семинара  по теме «Формирование функциональной грамотности  у детей младшего школьного возраста»
конспект методического семинара.docx

 

Районный конкурс «Педагогический дебют - 2023»

 

 

 

 

 

 Конспект  методического семинара

 по теме

«Формирование функциональной грамотности
у детей младшего школьного возраста»

 

 

 

 

 

Плотникова Мария Васильевна

учитель немецкого языка

                                               муниципального казенного

 общеобразовательного учреждения

 «Варваровская средняя

общеобразовательная школа»

Чистоозерного района

 Новосибирской области

 

 

 

 

 

 

2023

 

Цель: Повышение качества педагогического процесса

Задачи:

1.         Ввести понятие «функциональная грамотность» на уровне начального образования;

2.         Познакомить с особенностями формирования функциональной грамотности у школьников;

3.         Через собственные знания и умения подвести педагогов к осмысленному повышению качества образовательного процесса;

4.         Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Участники: молодые педагоги

Результат: освоение слушателями понятия «функциональная грамотность», особенностями ее формирования на уровне начального образования, повышение качества образовательного процесса.

Ход мероприятия:

СЛАЙД 1

Педагоги проходят в зал, присаживаются за столы в 3 подгруппы по желанию. На столах отличительные символы «Цветочный чай», «Травяной чай», «Фруктовый чай».

I. Вводная часть:

Организационный момент:

СЛАЙД 2

 - Одна из важнейших задач современного обучения – формирование функционально грамотных людей. Прежде чем приступить к работе, прошу вас оценить знания по данной теме.

Педагоги оценивают знания по теме, поднимая цветовую карточку (красный цвет – я ничего не знаю об этом, желтый - имею представление по данной теме, но недостаточно, зеленый – я изучал данную тему и могу поделиться опытом). Анализ.

(см. Приложение 1)

- А теперь поднимите, пожалуйста, правую руку, показывая тем самым свою готовность к дальнейшей работе.

- Спасибо.

- Попробуйте поаплодировать себе и товарищам, используя только поднятую руку.

- Не получается?

- Попробуйте сделать хлопок с другим участником семинара.

- Это говорит о том, что только вместе, а не по одному, мы сегодня сможем раскрыть данную тему в ходе нашей совместной плодотворной работы.

- Вы все сегодня приглашены на чайную церемонию, в ходе которой в теплом педагогическом кругу, мы откроем для себя тайны по формированию функциональной грамотности школьников.  И начнем нашу встречу с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

СЛАЙД 3 Она так и называется «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –  с гордостью сказал первый ученик. «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» –добавил второй. «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» –подхватил третий. Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

- Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя? (самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний.)

- Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

СЛАЙД 4

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

II. Основная часть:

- Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком о «функциональной грамотности человека».

СЛАЙД 5

- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения? (педагоги озвучивают несколько предположений)

Задание 1. Попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".

Задание для 1 группы: Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.

- Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность, творчество.

Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".

- Работать, действовать, внедрять, применять...

Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность".

- Грамотность -  степень владения человеком навыками, фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

СЛАЙД 6 + щелчок Опираясь на наши результаты работы, попробуем сформулировать понятие "функционально грамотная личность" (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач). А предпосылки функциональной грамотности начинают закладываться уже в дошкольном возрасте и продолжают развиваться на следующих этапах образования!

Обратимся к понятиям некоторых известных психологов:

СЛАЙД 7

«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А. А. Леонтьев

СЛАЙД 8Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания;

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

- осуществлять саморазвитие.

СЛАЙД 9

 - Термин «Функциональная грамотность» далеко не новый, он был введен в 1957 году в документах ЮНЕСКО.

В 2019 году в РФ дан старт реализации Национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ». Срок реализации проекта 5 лет, основная цель -  повысить качество образования на всех уровнях и ступенях, сделать образование в РФ конкурентно-способным на мировом уровне.

Федеральный Проект «Образование» включает 8 подпроектов. Непосредственно школьников затрагивают пять проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда», «Поддержка семей имеющих детей», «Учитель будущего».

Каждый педагог школьной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач.

СЛАЙД 10

А мы возвращаемся к нашей чайной церемонии.   Чай – один из самых популярных напитков в мире. Культура его употребления насчитывает не одну сотню лет. В каждой стране или регионе есть свои традиции и церемонии, которые сложились благодаря местной философии, особенностям быта, религией и предпочтениям местных жителей.

Решая задачи, мы составим пазл-компоненты функциональной грамотности, применяемые в школьном возрасте, используя собственные знания и опыт.

СЛАЙД 11

Задание 2

Задача для 1 группы: Пачка чая стоит 120 рублей. В пачке 25 пакетиков чая. Сколько будет стоить 1 пакетик чая?

- Уважаемые коллеги, какая грамотность пригодилась вам, для решения этой задачи? (Математическая и финансовая). Совершенно верно. И первым компонентом функциональной грамотности является Математическая/финансовая грамотность. Математическая/финансовая  грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, использовать математические навыки в повседневной жизни.

СЛАЙД 12 + щелчок

Задача для 2 группы: Вас попросили заварить чай. Не очень крепкий, ароматный, полезный. Какой чай и как Вы приготовите, используя собственный опыт?

- Вторым компонентом формирования функциональной грамотности школьника является естественнонаучная-научная и экологическая грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.

СЛАЙД 13

Задача для 3 группы: Вы направились в магазин для покупки чая определенного сорта. Продавец продал Вам не тот, который бы Вам хотелось купить. Вы возвращаетесь в магазин, чтобы обменять товар. Какая грамотность, по Вашему мнению, пригодится для обмена покупки?

Формирование речевой активности, умение правильно и грамотно излагать свои мысли, иметь широкий словарный запас – следующий компонент функциональной грамотности на уровне школьного образования.

СЛАЙД 14

Уважаемые коллеги. Для того, чтобы работать в группах, слушать и слышать друг друга, действовать сообща, уважать мнение коллег, как и ученикам в коллективе, вам пригодилась социально-коммуникативная грамотность, которая является четвертым компонентом функциональной грамотности дошкольника.

Благодаря совместной работе, мы собрали пазл «Функциональная грамотность школьника».

 

 

СЛАЙД 15

Говоря простым языком, в основе функциональной грамотности лежит формирование важнейших компетенций, закладываемых у младших школьников и ориентированных на следующие показатели:

•          готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;

•          возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

•          способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

•          совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее

В связи со всем вышесказанным, запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у детей качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

СЛАЙД 16

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

- А сейчас мы попробуем составить

СЛАЙД 17 модель формирования и развития функциональной грамотности:

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель

(для того, чтобы поливать, педагог должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием)

Задание 3

Выполнив задание, педагоги по очереди выходят к мольберту с изображением дерева, зачитывают свое мнение и размещают на плакате.

СЛАЙД 18

Задание для 1 группы: Подумайте, каким образом педагог может заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию? Напишите на лейке.

- В дополнение к вышесказанному функционально грамотный педагог должен уметь:

СЛАЙД 19

1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, каков главный посыл.

2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций — своей, слушателя (читателя), автора. Не бояться выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

3. Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или «Тотальных диктантах» по русскому и иностранному языку и т. д.

5. Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

СЛАЙД 20

Задание для 2 группы: Подберите педагогические технологии, помогающие сформировать и развить функционально грамотную личность дошкольного возраста?  Напишите их на струйках воды.

Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности школьников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

СЛАЙД 21проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

-  технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

-  информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.

Таким образом, достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.

СЛАЙД 22 Задание для 3 группы: Подберите ключевые компетенции (т.е. какими учебными действиями должен овладеть ребенок). Напишите на яблоках.

- Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определенного типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные.

Эти умения могут быть приобретены детьми при условиях, если воспитание носит деятельностный характер. Педагогический процесс должен быть ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности детей за результаты своей деятельности. Детям необходимо предоставлять возможность для приобретения опыта достижения цели.

- Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.  Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности школьников.

СЛАЙД 23

Что нужно поменять педагогам в работе?

1. Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.

2. Использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события).

3. В организации образовательных мероприятий максимально активизировать психические процессы (внимание, воображение, мышление).

 4. Познакомить родителей с национальным проектом «Образование», понятием «функциональная грамотность», оказать поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи.

5. Внести изменения в среду детского коллектива, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда детского коллектива – как второй педагог»).

СЛАЙД 24

Как это сделать?

1. Изучать практики поддержки детской инициативы. Подготовка с детьми различных плакатов (например, с правилами для класса, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини - исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов).

2. Планировать и проводить образовательные мероприятия, интегрируя несколько образовательных областей.

3. К каждому образовательному мероприятию, в независимости от образовательной области, подбирать игры, упражнения, организационные моменты, способствующие развитию психических процессов (внимания, воображения, мышления). Формировать картотеку интересных приёмов, игр, упражнений. Создавать образовательные «проблемные ситуации».

4. В доступной форме представить основные положения проекта. Показать открытое интегрированное образовательное мероприятие с детьми с последующим комментированием. Организовывать мероприятия, где дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования. Активно привлекать родителей к совместной детско - взрослой исследовательской, проектной деятельности.

5. Познакомиться с опытом организации среды в других учреждениях. Не бояться пробовать.

СЛАЙД 25

Таким образом, функциональная грамотность детей – это определенный уровень образованности детей школьного возраста на определенной ступени образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями.

III. Подведение итога мероприятия:

- В конце нашей чайной церемонии хочется сыграть с вами в игру для развития критического мышления. Называется она «Черный ящик». В нем находится предмет. Вам нужно угадать с помощью 10 вопросов, что в нем. Педагоги задают вопросы (в ящике находится коробка чая и буклеты «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей школьного возраста»).

III Рефлексия:

- В заключение нашего семинара, я снова попрошу вас поднять карточки-индикаторы, чтобы оценить знания по данной теме. Спасибо. С какими трудностями вы столкнулись, достаточно понятно ли была раскрыта тема?

СЛАЙД 25 (щелчок)

Закончим наш семинар высказыванием: Иоганна Генриха Песталоцци

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

Желаю вам удачи в формировании предпосылок функциональной грамотности у детей школьного возраста!!

 

 


 

Районный конкурс «Педагогический дебют - 2023»

Районный конкурс «Педагогический дебют - 2023»

Цель: Повышение качества педагогического процесса

Цель: Повышение качества педагогического процесса

Вы все сегодня приглашены на чайную церемонию, в ходе которой в теплом педагогическом кругу, мы откроем для себя тайны по формированию функциональной грамотности школьников

Вы все сегодня приглашены на чайную церемонию, в ходе которой в теплом педагогическом кругу, мы откроем для себя тайны по формированию функциональной грамотности школьников

Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать"

Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать"

А мы возвращаемся к нашей чайной церемонии

А мы возвращаемся к нашей чайной церемонии

СЛАЙД 15 Говоря простым языком, в основе функциональной грамотности лежит формирование важнейших компетенций, закладываемых у младших школьников и ориентированных на следующие показатели: • готовность успешно…

СЛАЙД 15 Говоря простым языком, в основе функциональной грамотности лежит формирование важнейших компетенций, закладываемых у младших школьников и ориентированных на следующие показатели: • готовность успешно…

Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений

Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений

Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определенного типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные

Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определенного типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные

Организовывать мероприятия, где дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования

Организовывать мероприятия, где дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2023