Районный конкурс «Педагогический дебют - 2023»
Конспект методического семинара
по теме
«Формирование
функциональной грамотности
у детей младшего школьного возраста»
Плотникова Мария Васильевна
учитель немецкого языка
муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
«Варваровская средняя
общеобразовательная школа»
Чистоозерного района
Новосибирской области
2023
Цель: Повышение качества педагогического процесса
Задачи:
1. Ввести понятие «функциональная грамотность» на уровне начального образования;
2. Познакомить с особенностями формирования функциональной грамотности у школьников;
3. Через собственные знания и умения подвести педагогов к осмысленному повышению качества образовательного процесса;
4. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Участники: молодые педагоги
Результат: освоение слушателями понятия «функциональная грамотность», особенностями ее формирования на уровне начального образования, повышение качества образовательного процесса.
Ход мероприятия:
СЛАЙД 1
Педагоги проходят в зал, присаживаются за столы в 3 подгруппы по желанию. На столах отличительные символы «Цветочный чай», «Травяной чай», «Фруктовый чай».
I. Вводная часть:
Организационный момент:
СЛАЙД 2
- Одна из важнейших задач современного обучения – формирование функционально грамотных людей. Прежде чем приступить к работе, прошу вас оценить знания по данной теме.
Педагоги оценивают знания по теме, поднимая цветовую карточку (красный цвет – я ничего не знаю об этом, желтый - имею представление по данной теме, но недостаточно, зеленый – я изучал данную тему и могу поделиться опытом). Анализ.
(см. Приложение 1)
- А теперь поднимите, пожалуйста, правую руку, показывая тем самым свою готовность к дальнейшей работе.
- Спасибо.
- Попробуйте поаплодировать себе и товарищам, используя только поднятую руку.
- Не получается?
- Попробуйте сделать хлопок с другим участником семинара.
- Это говорит о том, что только вместе, а не по одному, мы сегодня сможем раскрыть данную тему в ходе нашей совместной плодотворной работы.
- Вы все сегодня приглашены на чайную церемонию, в ходе которой в теплом педагогическом кругу, мы откроем для себя тайны по формированию функциональной грамотности школьников. И начнем нашу встречу с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.
СЛАЙД 3 Она так и называется «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик. «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» –добавил второй. «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» –подхватил третий. Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
- Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя? (самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний.)
- Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что
СЛАЙД 4
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
II. Основная часть:
- Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком о «функциональной грамотности человека».
СЛАЙД 5
- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения? (педагоги озвучивают несколько предположений)
Задание 1. Попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".
Задание для 1 группы: Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.
- Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность, творчество.
Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".
- Работать, действовать, внедрять, применять...
Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность".
- Грамотность - степень владения человеком навыками, фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
СЛАЙД 6 + щелчок Опираясь на наши результаты работы, попробуем сформулировать понятие "функционально грамотная личность" (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач). А предпосылки функциональной грамотности начинают закладываться уже в дошкольном возрасте и продолжают развиваться на следующих этапах образования!
Обратимся к понятиям некоторых известных психологов:
СЛАЙД 7
«Функциональная
грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни
знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А. А. Леонтьев
СЛАЙД 8Функциональная грамотность связана с готовностью:
- добывать знания;
- применять знания и умения;
- оценивать знания и умения;
- осуществлять саморазвитие.
СЛАЙД 9
- Термин «Функциональная грамотность» далеко не новый, он был введен в 1957 году в документах ЮНЕСКО.
В 2019 году в РФ дан старт реализации Национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ». Срок реализации проекта 5 лет, основная цель - повысить качество образования на всех уровнях и ступенях, сделать образование в РФ конкурентно-способным на мировом уровне.
Федеральный Проект «Образование» включает 8 подпроектов. Непосредственно школьников затрагивают пять проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда», «Поддержка семей имеющих детей», «Учитель будущего».
Каждый педагог школьной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач.
СЛАЙД 10
А мы возвращаемся к нашей чайной церемонии. Чай – один из самых популярных напитков в мире. Культура его употребления насчитывает не одну сотню лет. В каждой стране или регионе есть свои традиции и церемонии, которые сложились благодаря местной философии, особенностям быта, религией и предпочтениям местных жителей.
Решая задачи, мы составим пазл-компоненты функциональной грамотности, применяемые в школьном возрасте, используя собственные знания и опыт.
СЛАЙД 11
Задание 2
Задача для 1 группы: Пачка чая стоит 120 рублей. В пачке 25 пакетиков чая. Сколько будет стоить 1 пакетик чая?
- Уважаемые коллеги, какая грамотность пригодилась вам, для решения этой задачи? (Математическая и финансовая). Совершенно верно. И первым компонентом функциональной грамотности является Математическая/финансовая грамотность. Математическая/финансовая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, использовать математические навыки в повседневной жизни.
СЛАЙД 12 + щелчок
Задача для 2 группы: Вас попросили заварить чай. Не очень крепкий, ароматный, полезный. Какой чай и как Вы приготовите, используя собственный опыт?
- Вторым компонентом формирования функциональной грамотности школьника является естественнонаучная-научная и экологическая грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.
СЛАЙД 13
Задача для 3 группы: Вы направились в магазин для покупки чая определенного сорта. Продавец продал Вам не тот, который бы Вам хотелось купить. Вы возвращаетесь в магазин, чтобы обменять товар. Какая грамотность, по Вашему мнению, пригодится для обмена покупки?
Формирование речевой активности, умение правильно и грамотно излагать свои мысли, иметь широкий словарный запас – следующий компонент функциональной грамотности на уровне школьного образования.
СЛАЙД 14
Уважаемые коллеги. Для того, чтобы работать в группах, слушать и слышать друг друга, действовать сообща, уважать мнение коллег, как и ученикам в коллективе, вам пригодилась социально-коммуникативная грамотность, которая является четвертым компонентом функциональной грамотности дошкольника.
Благодаря совместной работе, мы собрали пазл «Функциональная грамотность школьника».
СЛАЙД 15
Говоря простым языком, в основе функциональной грамотности лежит формирование важнейших компетенций, закладываемых у младших школьников и ориентированных на следующие показатели:
• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;
• возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее
В связи со всем вышесказанным, запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у детей качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.
СЛАЙД 16
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»
- А сейчас мы попробуем составить
СЛАЙД 17 модель формирования и развития функциональной грамотности:
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель
(для того, чтобы поливать, педагог должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием)
Задание 3
Выполнив задание, педагоги по очереди выходят к мольберту с изображением дерева, зачитывают свое мнение и размещают на плакате.
СЛАЙД 18
Задание для 1 группы: Подумайте, каким образом педагог может заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию? Напишите на лейке.
- В дополнение к вышесказанному функционально грамотный педагог должен уметь:
СЛАЙД 19
1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, каков главный посыл.
2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций — своей, слушателя (читателя), автора. Не бояться выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
3. Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или «Тотальных диктантах» по русскому и иностранному языку и т. д.
5. Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
СЛАЙД 20
Задание для 2 группы: Подберите педагогические технологии, помогающие сформировать и развить функционально грамотную личность дошкольного возраста? Напишите их на струйках воды.
Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности школьников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:
СЛАЙД 21проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.
Таким образом, достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.
СЛАЙД 22 Задание для 3 группы: Подберите ключевые компетенции (т.е. какими учебными действиями должен овладеть ребенок). Напишите на яблоках.
- Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определенного типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные.
Эти умения могут быть приобретены детьми при условиях, если воспитание носит деятельностный характер. Педагогический процесс должен быть ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности детей за результаты своей деятельности. Детям необходимо предоставлять возможность для приобретения опыта достижения цели.
- Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей. Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности школьников.
СЛАЙД 23
Что нужно поменять педагогам в работе?
1. Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.
2. Использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события).
3. В организации образовательных мероприятий максимально активизировать психические процессы (внимание, воображение, мышление).
4. Познакомить родителей с национальным проектом «Образование», понятием «функциональная грамотность», оказать поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи.
5. Внести изменения в среду детского коллектива, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда детского коллектива – как второй педагог»).
СЛАЙД 24
Как это сделать?
1. Изучать практики поддержки детской инициативы. Подготовка с детьми различных плакатов (например, с правилами для класса, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини - исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов).
2. Планировать и проводить образовательные мероприятия, интегрируя несколько образовательных областей.
3. К каждому образовательному мероприятию, в независимости от образовательной области, подбирать игры, упражнения, организационные моменты, способствующие развитию психических процессов (внимания, воображения, мышления). Формировать картотеку интересных приёмов, игр, упражнений. Создавать образовательные «проблемные ситуации».
4. В доступной форме представить основные положения проекта. Показать открытое интегрированное образовательное мероприятие с детьми с последующим комментированием. Организовывать мероприятия, где дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования. Активно привлекать родителей к совместной детско - взрослой исследовательской, проектной деятельности.
5. Познакомиться с опытом организации среды в других учреждениях. Не бояться пробовать.
СЛАЙД 25
Таким образом, функциональная грамотность детей – это определенный уровень образованности детей школьного возраста на определенной ступени образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями.
III. Подведение итога мероприятия:
- В конце нашей чайной церемонии хочется сыграть с вами в игру для развития критического мышления. Называется она «Черный ящик». В нем находится предмет. Вам нужно угадать с помощью 10 вопросов, что в нем. Педагоги задают вопросы (в ящике находится коробка чая и буклеты «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей школьного возраста»).
III Рефлексия:
- В заключение нашего семинара, я снова попрошу вас поднять карточки-индикаторы, чтобы оценить знания по данной теме. Спасибо. С какими трудностями вы столкнулись, достаточно понятно ли была раскрыта тема?
СЛАЙД 25 (щелчок)
Закончим наш семинар высказыванием: Иоганна Генриха Песталоцци
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
Желаю вам удачи в формировании предпосылок функциональной грамотности у детей школьного возраста!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.