КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА НА ТЕМУ «ЗВУКИ ШУМОВЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ»
Задачи: Образовательные: развивать способность детей слышать музыкальные и шумовые звуки, упражнять игре на шумовых и музыкальных инструментах; формировать умение детей внимательно слушать музыку, выполняя соответствующие движения. Развивающие: развивать музыкально-слуховые представления, связанные с различением и воспроизведением. Пособия и материалы: • детские музыкальные инструменты, самодельные шумовые инструменты - маракасы, деревянные палочки, деревянные ложки, грецкие орешки; • картинки - карточки с изображением музыкальных инструментов и немузыкальных предметов; • набор предметов для игры (стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, погремушка, листы бумаги, стаканы с водой - переливание воды). Звучит музыка, дети входят в зал и занимают приготовленные места. Педагог читает детям стихотворение А. Усачёва «Звуки»: Жизнь была бы страшно скучной, Если б жизнь была беззвучной. Как прекрасно слышать звук: Шум дождя и сердца стук. Мы кричим, смеемся, дышим, Мы слова и мысли слышим, Слышим даже тишину. Мир без звуков был бы грустный, Серый, скучный и «невкусный»! Весь наш мир наполнен разными звуками. Звук нельзя потрогать руками, положить на стол, рассмотреть под микроскопом. Но эти звуки всегда и везде. Какие же звуки может издавать человек? (ответы детей). Вдруг раздаётся звук: «апчхи!». Педагог обращает внимание детей на большую коробку, стоящую за стульями детей, именно оттуда раздавался этот звук. Педагог: Интересно, кто это там так чихает. Давай те заглянем в короб и посмотрим, кто там есть. Педагог открывает короб и вынимает оттуда игрушку – Гномыча Домисолькина. Гномыч Домисолькин вновь чихает. Педагог: (обращаясь к Гномычу спрашивает). Здравствуйте! Вы кто? Гномыч Домисолькин: Я - Гномыч Домисолькин! Будем знакомы! Педагог предлагает детям поздороваться с гномом. Педагог: А что ты делал в этой большой коробке? Гномыч Домисолькин: Я готовился к путешествию в волшебную страну звуков «Труляляндию», собирал свой багаж, собирал, да так устал, что свалился в эту большую коробку и уснул. Проснулся и вот, я у вас в гостях. Педагог: Что же ты собрал в свой багаж? (педагог рассматривает разные предметы, которые лежат в коробке). Странный у тебя багаж, Гномыч Домисолькин – грецкие орехи, какие-то палочки, деревянные ложки, тарелочки. Зачем они тебе? Гномыч Домисолькин: Ну как же вы не понимаете, я же собирался в волшебную страну звуков, а эти все предметы издают звуки! Гномыч показывает, какие звуки издают эти предметы и предлагает детям тоже постучать, пошуршать, погреметь. Гномыч Домисолькин: Ребята – эти звуки называются шумовыми. Их может издавать любой предмет. Педагог: Мир, который нас окружает, наполнен различными звуками - тихими и громкими, успокаивающими и раздражающими, необычными и знакомыми, но все они делятся лишь на две категории - музыкальные и шумовые. Про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке». Гномыч Домисолькин: А давайте мы проверим, у кого из детей ушки на макушке! Давайте поиграем! Я попрошу закрыть глаза и отгадать, что звучит: (стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, погремушка, шуршание бумагой, переливание воды). Гномыч Домисолькин: Молодцы! Открывайте глаза, но на этом загадки не заканчиваются. Звук - такой шутник, что может прятаться повсюду. Отгадайте, где живут звуки, которые я вам сейчас назову: Дождь, ветер, метель, гроза: (Природа). Часы, телефон, пылесос, чайник: (Дом). Самолет, салют, карусель, машины: (Улица). Педагог: Вы всё правильно определили. Молодцы! У шумовых звуков нет точной высоты и воспроизвести в точности как шумит дождь или журчит ручей, мы не можем ни голосом, ни с помощью музыкальных инструментов. Шум и есть шум. А вот в музыке основное значение имеют музыкальные звуки, хотя используются и шумовые, для того чтобы показать, как течет ручей, или гремит гром используют шумовые инструменты: трещотки, барабаны, тарелки, ложки. Шелест деревьев могут изобразить маракасы и т.д. А вот музыкальный звук имеет свою высоту - в этом его главное отличие от шумового звука. Высота музыкального звука отличает один звук от другого и дает возможность повторить услышанный звук на музыкальном инструменте или голосом. Дети играют в музыкально-дидактическую игру «Звуки музыкальные и шумовые». Гномыч Домисолькин предлагает детям определить, к какой категории звуков относится изображение, нарисованное на карточке и разложить жетоны по нужным коробочкам. Педагог: Музыка, это удивительный вид искусства. Каждый видит и слышит в музыкальном произведении что-то своё, в музыке вы можете передать свои эмоции и чувства, которые есть у вас. Сейчас мы послушаем с вами незнакомое вам музыкальное произведение, которое написал французский композитор импрессионист Морис Равель. Я не буду говорить вам, как оно называется. Мы просто послушаем эту музыку, и вы сможете рассказать какое чувство, переживание вызвало у вас эта музыка. Дети слушают музыку, рассказывают о тех чувствах, переживаниях, которые вызвало у них это музыкальное произведение. Педагог: Вы, пропустили музыку через себя, минуя разум, оно попало сразу вам в сердце. Вы поняли, что наполнили этим свою душу, музыкой. Педагог обращает внимание на столы, на которых расположены чистые листы бумаги, краски, кисти. Педагог: Перед вами краски, перед вами листы бумаги, вы можете перенести своё настроение на эти листы бумаги, передайте цветом краски свои чувства и переживания, которые пробудила в вас эта музыка. Вновь звучит музыка Мориса Равеля. Дети подходят к столам, слушают музыку и с помощью красок переносят на листы бумаги своё настроение, чувства и переживания. Гномыч Домисолькин рассматривает работы детей, спрашивает об их переживаниях и настроениях, которые они почувствовали в музыке. Гномыч Домисолькин: Сколько нового и интересного я узнал о музыкальных звуках у вас, ребята. Мне хочется приходить к вам в гости еще и еще много раз. Можно? Я постараюсь приготовить и для вас что-нибудь новое и интересное и ещё поиграю с вами. Можно?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.