Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]»
Цель:
Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш] и [ж] из ряда звуков, слогов, слов. Различать звуки [ш] и [ж] в словах, парах слов. Продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
Логопед : Жили-были змея и жук. Змея любила шипеть: «Ш-ш-ш.», а жук очень громко жужжал: «Ж-ж-ж.» Вот какую историю о них мы расскажем вместе со СтаричкомЗвуковичком. Услышав слово «змея», ты будешь шипеть: «Ш-ш-ш.», а при слове «жук»— жужжать: «Ж-ж-ж.» Решил ежик пойти в сад, чтобы сделать запасы на зиму. По дороге он встретил жука. ( Ребенок: «Ж-ж-ж.»)
Жук. Куда идешь, ежик?
Ежик. Хочу запастись яблочками и грушами.
Жук. Но у нас в саду поселилась злая змея. ( Ребенок: «Ш-ш-ш.») Она никому не дает собирать фрукты.
Ежик. Не волнуйся, я ее прогоню.
Ежик и жук подошли к саду. Вдруг в траве что-то зашелестело и зашипело. Это была змея ( Ребенок: «Ш-ш-ш.») Испугался и улетел жук. ( Ребенок: «Ж-ж-ж.») А ежик свернулся в клубок и налетел на змею ( Ребенок: «Ш-ш-ш.», змея зашипела. Ежик уколол ее своими иголками. Змея испугалась и быстро уползла из сада. Вернулся жук (Ребенок: «Ж-ж-ж.») и поблагодарил ежика.
Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [ш] и [ж].
Логопед : Вспомним песенки этих звуков :
«Ш-ш-ш» — шипит в камнях змея,
Змей здесь целая семья.
Ребенок. Ш-ш-ш.
Логопед :
«Ж-ж-ж», конечно, звук жужжащий, —
Это жук жужжит блестящий.
Т. Куликовская
Ребенок. Ж-ж-ж.
Логопед : Чем похожи эти звуки?
Ребенок. При произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами. Эти звуки — согласные.
Логопед : Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и споем снова эти песенки.
Ребенок. Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — звенит.Звук [ш] — глухой, а звук [ж] — звонкий.
Задание 2. Игра «Поймай звук». Выделение звуков [ш] и [ж] из ряда звуков,слогов, слов.
Логопед : Я буду произносить ряд звуков, слогов, слов, а вы поднимайте правую руку, если услышите звук [ж], левую — если услышите звук [ш].
Звуки : [к], [п], [ш], [л], [ф], [ж], [н], [ш], [д], [ж], [м], [р], [ш], [т], [ж].
Слоги: жу — ла — ко — шо — пы — жи — ро — шо — су — шу.
Слова: школа, стол, лыжи, зубы, ландыш, книга, пижама, сок.
Задание 3. Игра «Закончи слово». Развитие умения различать звуки [ш] и [ж] в словах; формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Логопед : добавьте слоги : -ша или -жа. Ма., лап., лу., ко., кры., афи. ;
Логопед : добавьте слоги : -ши или -жи. Малы., ланды., но., эта., лу., камы., лы.
Задание 4. Игра «Добавь слово». Различение звуков [ш] и [ж] в словах.
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему. {штанишки).
И беседовал с ужами
Заяц, хлопая. {ушами).
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по. {животикам).
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе. {живот).
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему. (поможет).
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на. (машине).
Задание 5. Игра «Пары слов».Различение звуков [ш] и [ж] в парах слов.
Логопед : Змея и жук решили дружно петь свои песни. Когда услы-шишь в их песняхзвук [ш], стукни по столу один раз, когда звук [ж] — два раза.
Пары слов: шар — жар, жила — шило, нужно — душно, уши — ужи, жутко — шутка, книжный — пышный, шаль — жаль, шить — жить, можно — мошка, шесть — жесть, лужок — мешок, пиджак — башмак.
Задание 6. Игра «Подбери пару». Умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
Логопед : Подбери правильно слово. Повтори пару слов, четко артикулируя звуки [ш] и [ж] : шапка — душистый; шарф — шоколадное; жук — желтый; жасмин — большой; желе — кожаная.
Задание 7. Повторение чистоговорок с четким проговарива- нием звуков [ш] и [ж] :
ша — жа — ша — свежая лапша;
ши — жи — ши — Женя с Мишей — малыши;
шу — жу — шу — вижу и пишу;
жа — ша — жа — шапка у ежа;
жи — ши — жи — положи ножи;
жу — шу — жу — Маше покажу.
Задание 8. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [ш] и [ж].
В луже сидит большая жаба.
Наташа поймала большого жука.
Алеша и Паша ухаживают за животными.
Жук жужжит над камышом.
Миша положил книгу в книжный шкаф.
Маша ест свежую кашу.
У Даши желтая пижама.
Ежиха и ежата нашли ландыш.
Мышка убежала от кошки.
Малыш упал в лужу.
Задание 9. Заучивание стихотворений и скороговорок.
Эту шаль мне не жаль,
Мне не жаль эту шаль.
Умеешь шить — легко жить.
Легко жить, когда умеешь шить.
Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!
Аленка наша не спеша
Из шишки сделала ежа,
Из желудя мышонка —
Умеет все Аленка.
Задание 10. Пересказ.
Жучка.
Логопед : Заболели у Жучки ноги. Два дня она лежала в конуре голодная. Никто не вспомнил о Жучке. Все ее забыли. Вспомнил Миша про Жучку. Он принес ей суп и хлеб. Жучка радовалась и виляла хвостом. Каждый день кормил Миша Жучку. Скоро Жучка выздоровела и побежала с Мишей по двору.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.