Тема занятия «Речевые и неречевые звуки. Органы и речи и образование звуков речи»
Цель: изучить методом самостоятельных наблюдений, какие
бывают звуки и как образуется речь. Познакомить детей с органами речи.
Задачи:
-Актуализировать знания детей о физиологических функциях, которые выполняют
губы, зубы, язык.
-Познакомить детей с понятием «органы речи», строением речевого аппарата.
-Активизировать предикативный словарь: глаголы, обозначающие крики
животных.
-Активизировать словарь прилагательных: прилагательные
характеризующие звуки.
-Развивать внимание, слухомоторные координации.
-Воспитывать умение выслушивать учителя и товарищей, работать в группах,
-Воспитывать бережное отношение к органам речи, правильное речевое поведение.
Оборудование: мяч, звучащие предметы, свистульки, пакет с различными предметами издающими звук, разные по величине колокольчики, букет из листьев, ракушки, три одинаковые банки, молоточек, фасоль.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети по очереди выполняют инструкцию учителя - логопеда: Сейчас сядет тот, кто скажет, какие звуки мы можем услышать в окружающем нас мире. Дети занимают свои места за столами.
II. Введение в тему занятия.
1. Развитие слухомоторных координаций.
Детям предлагается хлопками воспроизвести различные ритмы: / // (вместе,
по очереди).
2. Логопед: Живые существа тоже издают звуки.
Игра «Кто как голос подает». Игра с мячом
Мяч лови, да поскорей
Назови язык зверей
(Детям предлагается подобрать глагол по смыслу: собака – (рычит, лает), кошка – (мяукает, мурлычет), корова – (мычит), петух – (кукарекает), гусь – (гогочет), утка – (крякает), воробей – (чирикает).)
А люди? – Разговаривают.
Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на занятии?
( О речевых и неречевых звуках и о том как они образуются.)
III. Основная часть занятия.
1. Исследовательская работа «Какие бывают неречевые звуки».
Что
такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень
осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно.
Давайте выясним, какие же бывают звуки.
-Как вы думаете если сильно дунуть в свистульку, то какой по громкости получится звук? Громкий, а если дунем с меньшей силой то какой? -Тихий.
-Звуки бывают тихие и громкие. Вызванный ребёнок дует в свистульку.
-У меня есть два колокольчика как вы думаете, какой получится звук, если в них позвонить разный или одинаковый. Приглашается ученик и звонит в колокольчики, дети приходят к выводу, что одного колокольчика звук звонкий, а у второго глухой.
-Звуки бывают звонкие и глухие.
- Приятные и резкие.
-Бывают звуки очень тихие их можно услышать в полной тишине, если послушать ракушку.
-Сейчас осень, листья падают и когда идёшь по листьям какой звук мы услышим
- Шуршащий. Шуршащие звуки.
-У меня три банки. Послушаем одинаковый ли звук они издают, ударили ложечкой. А теперь наполним эти банки фасолью: больше половины и меньше половины. Опять постучим ложечкой, изменились ли звуки.
Дети делают вывод.
2. Игра «Чудесный мешочек. Угадай звук»
В пакете лежат разные предметы , дети по очереди выходят и издают звуки с помощью этих предметов. Остальные должны назвать предмет и охарактеризовать звук.
- Это мы с вами слушали неречевые звуки.
3. Беседа о звуках (речевых и неречевых) и органах, участвующих в речи.
А вот донеслось «Ау» два звука. Это уж совершенно иного свойства звуки. Чем все остальные. Во - первых вы можете с уверенностью сказать что их именно два. Во вторых вы сразу же поняли , что их издало человеческое существо. И главное вам понятно, что они значат, а значат они , что двое людей ищут друг друга.
А мы с вами люди говорим, человек обладает речью, мы с вами произносим звуки речи, звуки соединяются в слоги, слоги в слова, слова в словосочетания и предложения.
А теперь для сравнения произнесем: а-а-а-а, у-у-у-у, ш-ш-ш-, р-р-р-р. Мы с вами произносили речевые звуки.
- Для чего речь нужна человеку?
Речь необходима тем, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания.
Так учителя и родители передают вам свои
знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.
4. Знакомство с органами артикуляции
Речевые звуки мы издаём органами речи. Это очень важные органы. Речь необходима людям и в быту и в труде, чтобы усваивать новые знания, чтобы передавать опыт другим. Что же это за органы, которые создают речь. Оказывается у нас есть целый завод по производству звуков .
Как рождаются звуки? Кажется, что говорить легко: звуки, слова и даже целые фразы, так, как будто сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности все не так просто: в нашем организме в это время работает целый «завод» по производству звуков. Вместо станков на «заводе»– органы речи. А звуки – настоящие «эксплуататоры». Только для того, чтобы звук появился на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Им всем хватает работы! А наши уши – контролёры. Они всегда на посту: чуть человек не так произнёс в слове звук – ухо сразу услышит.
Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких.
По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где живут голосовые связки. Странные существа эти связки: они как будто боятся некоторых звуков. Когда такие звуки образуются, связки натягиваются и начинают дрожать. Это дрожание превращается в голос.
Видео фильм о работе голосовых связок
Странные существа на самом деле наши голосовые связки: они как будто боятся некоторых звуков. Когда такие звуки образуются, связки натягиваются и начинают дрожать. Это дрожание преобразуется в голос. Голосовые связки «боятся», например, звуков [А], [О], [Р], [Д]. зато звуки [С] и [Ш] получаются легко.
Из узенькой гортани воздух, которому надоело протискиваться сквозь голосовые связки, с голосом или без голоса, вырывается на свободу и бежит в рот (учёные в таких случаях говорят: в полость рта). Так ведут себя почти все звуки.Но есть звуки, которым так и не удаётся вырваться на простор, из узенькой гортани они попадают в узкую носовую полость. Этих звуков всего два: [М] и [Н] их так и называют носовыми.
Вы все, конечно, знаете, что звуки бывают гласными и согласными. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своём пути никаких преград, то получается гласный звук. А если ему придётся прорываться через баррикады, которые устраивают губы, зубы, носовая полость, то получатся согласные звуки.
Физминутка. Артикуляционная гимнастика
Не устала ты пока,
Покажи, моя рука:
Это — правая щека,
Это — левая щека.
Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа!
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!
Есть у губ одна черта —
В них улыбка заперта:
Вправо — правый угол рта,
Влево — левый угол рта.
Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там — к прогулкам не привык —
Робко прячется язык.
А вокруг-то — целый ряд
Зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа,
Впереди — зубов оправа.
Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошёл вперёд.
Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края —
Всё про ротик знаю я!
- Хорошо. А что нам помогает произносить речевые звуки? /Нам помогают губы, зубы, язык/.
- А ещё что? Скажите [с], подставьте ладошку. Что чувствуете? /Мы чувствуем ветерок/.
- Да. Воздух выходит из наших легких. Легкие нам помогают говорить. А теперь скажите [з], ручку на горлышко положите. Что чувствуете?
- Горлышко вибрирует/.
- Правильно. Это наши голосовые связки так работают. Без них мы не сможем говорить. А что ещё нам помогает говорить? Перед тем, как что-то сказать, что нужно сделать?
-Нужно подумать.
-Хорошо. Значит, нам ещё помогает мозг. Всё назвали? А мы слышим, что нам говорят?
Да.
- С помощью чего мы слышим?
-С помощью слуха.
- Да. Теперь давайте повторим всё, что мы сказали. Что нам помогает говорить?
- Нам помогают говорить губы, зубы, язык, мозг, слух, легкие.
Эти знания пригодятся для того, чтобы овладеть хорошей дикцией,
научиться выразительно читать, а значит, грамотно писать.
5. Как нужно беречь голос. Видео.
6. Работа с пословицей.
Всё что мы говорим контролируется главным органом нашего тела – мозгом. У русского народа есть много пословиц о значении речи в жизни человека. Сегодня мне хочется познакомить вас с такой пословицей.
Сначала подумай, потом говори.
Пословица разрезана на 2 части. Дети должны составить пословицу и объяснить, что она обозначает.
Учитель предлагает послушать рассказ и затем привести свои жизненные примеры, связанные с этой пословицей.
Один раз шел как-то
мальчик по улице. Гулял, гулял, и стало ему скучно. Решил он поиграть на
детской площадке. Пришел он на площадку. Увидел там красивую девочку. Мальчик
подошел к ней, и сказал:
- Привет, давай поиграем.
Девочка тоже поприветствовала его, и они начали
играть. Сперва, они покачались на каруселях, качелях, попрыгали через
верёвку, а потом им двоим, стало грустно. Они сидели в песочнице и думали во,
чтобы им ещё сыграть. Девочка решила развеселить мальчика, и набрала
букет цветов. Мальчик увидел букет и подумал, что она считает его за девочку.
Он разозлился, выбросил букет и сказал:
- Я больше не буду с тобой дружить, потому что
ты, плохой друг. Девочка расплакалась, и побежала домой. Через два мальчик
вспомнил, как они веселились вместе. Он пришел к ней в гости и попросил
прощения. А девочка сказала:
- Сперва подумай, а потом скажи!
IV. Заключительная часть занятия.
Что нового узнали на занятии .
Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.