Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Богатства Урала»
Оценка 4.7

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Богатства Урала»

Оценка 4.7
docx
06.10.2023
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Богатства Урала»
занятие про урал.docx

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в подготовительной группе на тему: «Богатства Урала»

Цель: создание  условий  для приобщения к традициям, обычаям, истории и культуре родного края и единицах языка и речи.

Задачи: 

       Обогатить знания детей о творчестве П.П. Бажова;

       Воспитывать ценностное отношение к родной природе и родному языку;

       Формировать представление о своеобразии культуры и народных промыслов Урала;

       Развивать диалогическую и монологическую речь;

       Формировать представления о единицах языка и речи: звуке, слове, предложении;

                 Развивать способность выделять существенные признаки данных единиц речи;

       Обучать использованию конструктивных способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

       Воспитывать гуманистическую направленность поведения детей: эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь.

Оборудование:

       Сенсорная интерактивная доска SMART;

       Проектор;

       Персональный компьютер;

       Карточки – схемы;

·         Игровое пособие «Умные кубики»;

·         Уральские минералы;

·         Звёзды для награждения.

Предварительная работа:

       Чтение сказов П.П. Бажова;

       «Путешествие по Уралу»;

      Виртуальные экскурсии по Екатеринбургу;

      Интерактивная игра «Шкатулка  самоцветов»;

      Рассматривание энциклопедий, иллюстраций о животных Урала с описанием  их признаков и среды обитания;

      Детско – взрослые проекты: «Мой край», «Если вы не бывали в Свердловске», «Сказы П.П. Бажова»;

      ДПИ Среднего Урала (нижнетагильские подносы, каслинское литьё, уралосибирская роспись);       Составление описательных рассказов по тематическим иллюстрациям;

       Игровые упражнения: «Догадайся, это кто?», «Ответы на вопросы», «Опиши по схеме», «Подбери признак»;

       Составление предложений по карточкам – схемам;

       Звукобуквенный анализ и синтез слов;       

Выставка детских работ совместно с родителями «Хозяйка Медной горы»

 

Элементы методи-ческойструкту-рысовмест-ной и самостоя-тельной образова-тельной

деятель-ности

Наглядный дидактический материал (скриншоты)

Содержание этапов занятия  (действия педагога, действия дошкольников)

Прогнози-руемый результат

Скриншот/ слайд

Описание скриншота/ слайда

Действия педа-гога

Действия дошкольников

1 этап.

Органи-зацион-ный

 

 

 

 

https://documents.infourok.ru/4905a9e1-a26e-4008-b25c-f135b7c8e76a/0/image002.jpg

Шкатулка с волшеб-ными вещами

Педагог спрашивает, что это за предметы.

Дети видят шкатулку, интересуются что в неё лежит. Открывают шкатулку, видят различные вещи

Ребята отгады-вают названия сказов

«Игра «Волшебные предметы»

 

Ребята отгадывают названия сказов по предметам – подсказкам

2 этап.

Мотива-ционно – ориенти-ровочный

 

 

 

 

https://documents.infourok.ru/4905a9e1-a26e-4008-b25c-f135b7c8e76a/0/image003.jpg

Медной горы Хозяйка, которая приглаша-ет ребят в своё каменное царство

Педагог интересуется, кто автор сказов? В путешествие по какому сказу ребята хотели бы отправиться.

 

Дети называют автора сказов. Определяются в какой сказ отправляются в путешествие

Дети называют автора сказов:

П. Бажов.

3 этап.

Актуали-зация субъект-ного опыта детей, мотива-ция, целепо-лагание

 

 

 

 

https://documents.infourok.ru/4905a9e1-a26e-4008-b25c-f135b7c8e76a/0/image004.jpg

Каменное царство Медной горы Хозяйки

Игра  на интерактивной доске

«Каменное царство»

Ребята отгадыва-ют загадки про уральские камни

 Педагог загадывает загадки про уральские минералы

Дети отгадывают загадки про уральские минералы, нажимают на доску, появляется изображение камней

4 этап.

Планиро-вание деятель-ности

 

https://documents.infourok.ru/4905a9e1-a26e-4008-b25c-f135b7c8e76a/0/image005.jpg

Каменное царство Медной горы Хозяйки

Педагог, интересуется,что дети знают об уральских камнях. Кто добывает и обрабатывает уральские камни?  Про каких мастеров рассказывает П.П. Бажов в сказах? Что необходимо сделать, чтобы стать мастером?

Ребята рассказывают об уральских камнях: малахите, родоните, яшме.

Отвечают на вопросы педагога

Дети отвечают на вопросы педагога.

Ребята проводят физминут-ку, прогова-ривая слова

Физминутка

«Чтобы мастерами стать»

5 этап.

Предмет-но – преобра-зовател-ьная деятель-ность

 

 

 

 

 

https://documents.infourok.ru/4905a9e1-a26e-4008-b25c-f135b7c8e76a/0/image006.jpg

 

 

 

 

https://documents.infourok.ru/4905a9e1-a26e-4008-b25c-f135b7c8e76a/0/image007.jpg

 

 

 

 

https://documents.infourok.ru/4905a9e1-a26e-4008-b25c-f135b7c8e76a/0/image008.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

Чаша с уральски-ми камнями

 

 

 

 

 

 

Игровое пособие «Умные кубики»

 

 

 

Игра «Собери модель»

 

Ребята, мастера могут быть в любой профессии, но чтобы стать мастером, мастерству необходимо учиться. Педагог спрашивает ребят, что они знают о мастерах слова. А вы хотите стать мастерами слова?

Дети высказывают предположения о том, кто такие мастера слова.

 

Различные варианты ответов детей на заданную тему.

 

 

 

 

 

Ребята составили названия камней из «умных кубиков» (самостоя-тельная деятель-ность детей)

 

 

 

Звуковой анализ слова – малахит (самостоя-тельная деятель-ность детей)

Игра «Умные кубики»

 

 

 

 

 

 

Ребята, какой камень является символом урала?

Дети делятся на пары, выбирают из чаши камень и составляют его название из «умных кубиков».

 

Игра на интерактивной доске «Собери модель»

Педагог контролирует правильность выполнения задания

Ребята выполняют звуковой анализ слова – малахит, дети работают за столами и у интерактивной доскимрамор

6 этап.

Контроль

 

 

 

https://documents.infourok.ru/4905a9e1-a26e-4008-b25c-f135b7c8e76a/0/image009.jpg

Игра «Расшиф-руй ребус»

Ребята, настоящие мастера умеют разгадывать сложные загадки, а вы сможете?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расшиф-рованныйребус  (самостоя-тельная деятель-ность детей)

Игра на интерактивной доске «Расшифруй ребус»

Педагог контролирует правильность выполнения задания

Дети расшифровыва-ют слово – родонит

7 этап.

Коррек-ция

 

 

 Игра – вывод

«Каменные звёзды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://documents.infourok.ru/4905a9e1-a26e-4008-b25c-f135b7c8e76a/0/image010.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На интерактивной доске появляется Хозяйка

Медной горы

Ребята, вы настоящие мастера, но на Урале – люди весёлые любят петь и танцевать

 

Дети исполняют «Уральский хоровод»)

 

Дети исполняют «Ураль-ский хоровод»)

 

 

 

 

Дети получают серебря-ные звёзды с надписью «Мастер слова».

 

 

Ребята, вы удивили Хозяйку, она посвящает вас в «мастеров слова» и зажигает на Медной горе звёзды мастеров. Педагог раздаёт детям «Звёзды мастеров».

Дети подходят к интерактивной доске и зажигают звёзды

8 этап.

Рефлек-сия

 

 

 

 

 

Ребята, какое задание Хозяйки Медной горы для вас было самым интересным? А какое самым трудным? Для вас сейчас нет трудных заданий, так как вы «Мастера слова».

Воспитанники отвечают на вопросы педагога

Различные варианты ответов детей на заданную тему.

 

 

 

 

 В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам, пересекающим район с севера на юг. Слайд 15.

Об Урале знают не только в России, но и в других странах. Люди, живущие на Урале, любят свой край, величают его батюшкой, седым Уралом. Его не зря называют жемчужиной природы. Прекрасные строки посвящены Южному Уралу. Нашей землячкой Людмилой Татьяничевой. Слайд 16.

Дети: читают стих “Живу я в глубине России” Людмила Татьяничева.

Живу я в глубине России,
В краю озер и рудных скал. Слайд 17.
Здесь реки – сини, горы – сини
И в синих отсветах металл.
Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать. Слайд 18.
Тайга, тайга…..
Берет отсюда
Начало изумрудный цвет. Слайд 19.
А зеленее изумруда
Ни дерева,
Ни камня нет!
По красоте, по скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия,
Суровей, строже, может быть. Слайд 20.
А может , здесь она моложе….
Свежей тут времени рубеж.
Но сердце русское – все то же,
И доброта и песни те ж! Слайд 21.
И лица те же, что в Рязани.
И так же звучны имена.
Как солнце в драгоценной грани,
В Урале Русь отражена. Слайд 22.

Воспитатель: Согласитесь очень красивые поэтичные слова, но об этом крае есть, и поговорки вот как они звучат:

Нет во всем мире земли,
Где бы хранилось столько богатств,
Где бы были так могучи силы недр.

Воспитатель: Так чем же знаменит наш Урал? Почему о нем знают люди во многих странах? Я, ребята, сейчас прочитаю стихотворение Сергей Васильева “На Урале”. Будьте внимательны. Потом вы постараетесь ответить на вопрос: “Чем же знаменит Урал?”

Откуда этот ветер смоляной!
Откуда этот гордый звук металла,
Как музыка, летящий над страной?
С железных гор, от быстрых рек, с Урала.
Откуда этих чистых песен клад?
Откуда эти ясные поверья,
Где все слова сверкают и горят,
Как светляки, как райской птицы перья?
Откуда этот камень-самоцвет,
То розовый, то красный, то зеленый. Слайд 23.
Запечатлевший нежность радуг след,
Лазурь небес и плеск воды студеной?
Похожая на вольную струю.
Откуда эта сабля расписная.
Готовая проворствовать в бою,
Неистовство казачье прославляя? Слайд 24.
Откуда эта пушка – громобой?
Какой суровый мастер несравненный
Свою судьбу сроднил с ее судьбой,
Вдохнул в металл свой разум вдохновенный?
Откуда он, бывалый человек. Слайд 25.
Чья жизнь причиной этой песни стала?
С железных гор, от шумных быстрых рек,
Кузнец и воин, верный сын Урала.

Воспитатель: Так чем же знаменит наш край? Чем богат? (после ответов детей сделать обобщение)

Воспитатель: Наш Уральский край знаменит камнями самоцветными, полезными ископаемыми, золотом, Каслинским литьем. Слайд 26, 27, 28, 29.

Для более близкого знакомства с богатствами уральских недр давайте представим, что мы находимся в подземном царстве и случайно услышали разговор…. , прислушаемся к нему и попробуем выяснить, кто участвует в споре, и кто из участников спора важнее.

“Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным”.

– Я – соль Земли, – говорит соль, – без меня кашу не сваришь.

– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли – то же делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.

– А на чем варить будете? – интересуется уголь, – Без топлива в этом деле не обойдешься.

– И, между прочим, обо мне тоже не следует забывать, – говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать. (Разыграть сценку)

(Ф. Кривин из книги “Сказки, добытые из-под Земли”).

Воспитатель: Вы уже ребята, догадались, что спорили между собой полезные ископаемые. Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Издавна славится Урал своими поделочными камнями – самоцветами. Посмотрите, какие они разноцветные! Слайды 30–36.

Какие названия имеют эти камни? (Ответы детей.)

Воспитатель: Неповторимая красота самоцветов вдохновила уральского писателя Павла Бажова (Слайд 37) рассказать в сказе “Хозяйка – медной горы” (Слайд 38), о сокровищах, хранящихся в тайниках Урала. Ребята, с какими еще сказами Павла Бажова вы знакомы? (Ответы детей.) Слайд 39,40,41.

Воспитатель: Замечательному Уральскому писателю Павлу Бажову, поэт Демьян Бедный (Слайд 42) посвятил стихотворение:

…. “ Колдун уральский, бородатый,
Бажов дарит нам новый сказ”.
“Живинка в деле”, – сказ богатый
И поучительный для нас.
В нем слово каждое лучится,
Его направленность мудра,
Найдут чему здесь поучиться
Любого дела мастера…

Воспитатель: Народные умельцы сказов Павла Бажова славились чудесными творениями, воплощенными из камня; это каменный цветок, малахитовая шкатулка, сокровища малахитовой шкатулки. Слайды 43, 44, 45.

Ребята, а вы хотите стать уральскими мастерами? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Предлагаю вам пройти путь к мастерской, извилистой горной тропой.

Физкультминутка.

(Дети выстраиваются друг за другом и выполняют действия в соответствии с текстом.)

По тропинке мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Не боимся мы преград
Встрече с новым каждый рад.
Шире шаг, шагай смелей,
Вправо, влево повернись,
Самоцветными камнями
Полюбуйся, наклонись.
Впереди видна гора
Нам туда спешить пора
В мастерской нас ждут дела
Мы ребята – мастера.

Дети подходят к зоне художественно-творческой деятельности.

Воспитатель: Вот мы и попали во владения Медной горы Хозяйки.

Появляется Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в своем царстве, и хочу показать вам богатства моих владений, полюбоваться неповторимой красотой драгоценных камней-самоцветов и украшений из них.

Хозяйка предлагает детям рассмотреть камни-самоцветы и ювелирные украшения из этих камней.

Хозяйка Медной горы: А сейчас, ребята, я приглашаю вас в мастерскую, где вы сможете показать свое мастерство и пополнить мою коллекцию своими украшениями.

Дети выполняют “Украшения” из пластилина с использованием дополнительного материала, затем рассматривают готовые работы и выставляют на выставку.

Хозяйка Медной горы: Молодцы, ребята, вы славно потрудились, и в благодарность за ваш труд, я хочу преподнести вам подарок – камни-самоцветы (камешки выкрашенные лаком для ногтей в разные цвета) из своей сокровищницы. (Дети выбирают себе камни и благодарят Хозяйку Медной горы, она уходит.)

Воспитатель: Ребята понравилось вам наше занятие? Чем больше всего понравилось заниматься? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Будущее нашей страны, во многом зависит от вас ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, свой родной край, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми. На этом наше занятие окончено. Спасибо за работу.

Воспитатель: А сейчас следующее задание. Послушайте пословицы и поговорки об Урале и объясните их значение.

1.Недаром говорится, что дело мастера боится.

2. Горы стали в печах варятся, потому Урал героями славится.

3.Камень не дышит, а мастер его слышит.

4. Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться.

5. Не то важно, что долго жил, а то важно – большое дело сотворил.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с заданием, пришла пора отдохнуть.

Физкультминутка

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь.  (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте). 

Воспитатель: А сейчас наши ребята прочитают стихи о родном крае

1.     Я родился на Урале,      Здесь живу я и расту.

Лучше края я не знаю –  Урал мне дарит красоту.

1.     Вот горы змейкой проползают,   Берёзы, сосны там и тут.

Здесь рыбки в озере играют,   В лес ягоды, грибы зовут.

1.     Про Урал говорят,   Что камнями богат,

И умельцами тоже он славится.

Кто в краю побывал,   И Бажова читал -

Тот у нас непременно останется.

1.     Неспроста говорят,   Что Урал наш богат:

Изумруды и алмазы   Ярче солнца горят.

Есть у нас малахит,   Есть руда и гранит

И горючий, самый лучший   Уголёк антрацит.

Кто у нас побывал,   Кто наш край повидал,

Никогда не забудет   Голубой наш Урал!

Воспитатель: Давайте, ребята, вспомним нашего уральского писателя П. Бажова. И рассмотрим иллюстрации к сказкам П. Бажова.

Выставляются иллюстрации к сказкам «Малахитовая шкатулка», «Огневушка - поскакушка», «Медной горы Хозяйка», «Серебряное копытце»

Воспитатель: Что изображено на картине? Кто главный герой? Чем еще можете дополнить?

Воспитатель: Молодцы, ребята!  А сейчас мы сейчас с вами поиграем в игру: я буду задавать вопросы, а вы отгадывать

1.     Какого цвета было копытце у олененка в сказке?

2.     Кто заухал, и захохотал, и спугнул счастье Федюньки и дедко Ефима? (филин)

3.     Какого цвета была змейка в сказке? (голубая)

4.     Продолжите название сказа П.П. Бажова «Каменный…» (цветок)

5.     Как называется материал из которого сделана шкатулка? (малахит)

6.     Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (перья)

7.     Как звали кошку у Даренки? (Муренка)

8.     В кого превратилась Хозяйка Медной горы? (в ящерку)

9.     Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (малахитовую шкатулку)

Воспитатель: Вы сегодня, ребята, молодцы, хорошо потрудились.

Что вам запомнилось и понравилось больше всего?


 

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Богатства

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Богатства

ДПИ Среднего Урала (нижнетагильские подносы, каслинское литьё, уралосибирская роспись);

ДПИ Среднего Урала (нижнетагильские подносы, каслинское литьё, уралосибирская роспись);

Мотива-ционно – ориенти-ровочный

Мотива-ционно – ориенти-ровочный

Предмет-но – преобра-зовател-ьная деятель-ность

Предмет-но – преобра-зовател-ьная деятель-ность

Контроль Игра «Расшиф-руй ребус»Ребята, настоящие мастера умеют разгадывать сложные загадки, а вы сможете?

Контроль Игра «Расшиф-руй ребус»Ребята, настоящие мастера умеют разгадывать сложные загадки, а вы сможете?

Рефлек-сия

Рефлек-сия

А зеленее изумруда Ни дерева,

А зеленее изумруда Ни дерева,

Откуда эти ясные поверья, Где все слова сверкают и горят,

Откуда эти ясные поверья, Где все слова сверкают и горят,

Я – соль Земли, – говорит соль, – без меня кашу не сваришь

Я – соль Земли, – говорит соль, – без меня кашу не сваришь

Найдут чему здесь поучиться

Найдут чему здесь поучиться

Хозяйка предлагает детям рассмотреть камни-самоцветы и ювелирные украшения из этих камней

Хозяйка предлагает детям рассмотреть камни-самоцветы и ювелирные украшения из этих камней

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

Кто у нас побывал, Кто наш край повидал,

Кто у нас побывал, Кто наш край повидал,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2023