Конспект непосредственной образовательной деятельности
по духовно-нравственному воспитанию «И хорошее настроение не покинет никогда»
Возрастная категория: старший дошкольный возраст
Образовательная область: Коммуникация.
Области интеграции: познание, здоровье, музыка, художественное творчество, физическая культура.
Цель: познакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку.
Задачи:
1.Дидактическая - познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей. Учить детей понимать настроение другою человека.
2.Развивающая - развивать умения детей анализировать поступки, находить причину конфликта и способы решения конфликтных ситуаций.
3.Воспитательная - воспитывать навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.
Оборудование:
1. Запись веселой и грустной музыки;
2. Пиктограммы - веселые и грустные лица;
3. Деревья «Радость» и «Печаль» и цветные листики: красный цвет — восторг; оранжевый - радость; желтый - мне приятно; синий - грустное настроение; фиолетовый - тревога; черный - унылое настроение; белый – состояние страха.
4. «Ящик настроений» с конфликтными ситуациями;
5. Трафареты цветов, цветные карандаши.
Словарная работа: настроение: веселое, радостное, светлое, праздничное, сказочное, волшебное, доброе, сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.
Предварительная работа:
1. Беседы с детьми на темы: «Наше настроение», «О добрых и злых людях», «Учимся доброжелательности».
2. Дидактические игры: «Волшебный мешочек», Рисуем музыку», «Угадай настроение».
3. Тренинг эмоций, психогимнастика.
Методические приемы:
1.Прослушивание веселой и грустной музыки, беседа о настроении музыки.
2.Тренинг «Улыбка».
3.Упражнение «Дерево «Радость - Дерево «Печаль».
4.Физминутка «Живые цветы».
5.Рисование «Живые цветы».
Ход занятия
Дети сидят на ковре.
Воспитатель предлагает детям послушать музыку и передать эмоциональное состояние: расслабиться, улыбнуться, подмигнуть друг другу,
Воспитатель: - Опишите настроение музыки.
Дети: - Весёлая, праздничная, ясная.
Воспитатель: - А что вы чувствовали, когда слушали эту музыку?
Дети: - Веселье, радость.
Воспитатель: ~ А теперь послушайте второй отрывок (музыка сердитого характера; дети хмурятся, сдвигают брови).
Воспитатель: -Что вы чувствовали, когда слушали «сердитую музыку»?
Воспитатель: - Настроения музыки, так же, как и у человека, бывает разное. А что такое настроение? (ответы детей)
Настроение-это душевное состояние.
Воспитатель: - Ребята, а с помощью каких слов мы выражаем хорошее настроение? (показ пиктограммы)
Дети: - Веселое, радостное, светлое, праздничное, сказочное, волшебное, доброе.
Воспитатель: - А какими словами можно выразить плохое настроение?
Дети: - Сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.
Воспитатель: - Ребята, а знаете, что надо сделать, чтобы настроение улучшилось, и на душе было тепло и спокойно?
Дети: - Надо улыбнуться.
Дети вместе с воспитателем встают в круг.
Воспитатель: Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я подарю вам свою улыбку. Я вас очень люблю. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто стоит рядом с вами, улыбнитесь друг другу.
Воспитатель обращает внимание детей на деревья.
Воспитатель: - Ребята, сейчас мне бы хотелось узнать, какое настроение у каждого из вас. Перед вами 2 дерева, дерево «Радость» и дерево «Печаль». Возьмите листик, который соответствует вашему настроению и повесьте его на дерево.
Воспитатель вместе с детьми считают листики, выясняют, на каком дереве больше листов; делают вывод, что у большинства детей хорошее, веселое, радостное настроение.
Физминутка «Солнышко»
Солнышко, солнышко,
В небе свети!
Яркие лучики
к нам протяни.
Ручки мы вложим
В ладошки свои
Нас покружи
оторвав от земли
Вместе с тобой
мы пойдем на лужок
Там все мы встанем
Дружно в кружок
С песнями водим
мы хоровод
Солнышко с нами
по кругу идет
Хлопают радостно
нами ладошки
Быстро шагают
Резвые ножки.
Воспитатель: - Дети, какие вежливые слова вы знаете? Почему их называют волшебными? (дети называют слова)
Воспитатель: - Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них - нежность, тепло солнца.
Дети: - Они помогают нам сохранять добрые отношения, и тот, кто умеет их говорить - не знает ссор и обид.
Воспитатель: - Дети, посмотрите друг другу в глаза и скажите волшебные слова так, чтобы они вызвали улыбку и подарили всем хорошее настроение.
Воспитатель обращает внимание детей на «ящик настроений»; предлагает разрешить ситуации.
1) «Три подружки»
«Жили-были три загадочные подружки: Плакса, Злюка и Резвушка. Однажды, гуляя, они попали под дождь и сильно промокли.
- Покажите, как они себя поведут?
-Как можно помочь Плаксе? (утешить, рассмешить, спеть веселую песню, предложить подумать о чем-нибудь приятном, переодеться в сухую одежду).
- Как можно помочь Злюке? (предложить потопать ногами; покричать, чтобы вышла злость; принять теплую ванну; посмотреться в зеркало и улыбнуться).
2) Подвижная игра «Настроение»
Воспитатель называет ситуации просит детей ответить, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях (с показом пиктограмм): грусть, радость, удивление и т.д.
3) «Ссора-подружек Лены и Оли»
Детям демонстрируется картинки с изображением двух девочек.
Воспитатель: - Дети, я хочу познакомиться вас с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц. Как вы думаете, что случилось?
Воспитатель: «Мы поссорились с подругой
И уселись по углам
Очень скучно друг без друга
Помириться нужно нам.
Я её не обижала -
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «не отдам».
- Подумайте и скажите, из-за чего поссорились девочки?
Дети: - Из-за игрушки.
Воспитатель: - А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
- А можно обойтись без ссор?
- Подумайте, как девочки могут помириться?
Воспитатель: - Автор так закончил эту историю:
Дам мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай».
Воспитатель: - Виновник ссоры должен уметь признать свою вину.
Воспитатель: - Вам нравятся лица поссорившихся девочек? Почему?
Дети: - Они некрасивые, сердитые.
Воспитатель: - Дети, а как вы миритесь со своими близкими друзьями? (ответы детей). - Дружба начинается с улыбки.
Играет тихая, спокойная музыка.
Воспитатель: - Дети, я предлагаю вам стать волшебниками и оживить вот эти цветы. Эти цветы вы можете подарить своим друзьям, и, может быть, тем, кто сейчас в ссоре. - цветы помогут помириться.
(На контурном изображении цветов дети должны. нарисовать лица и раскрасить-цветок).
Дети встают в круг, берутся за руки.
Воспитатель: - Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Я желаю вам, хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.