В мире профессий.

  • Мероприятия
  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 13.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект коррекционного интегрированного занятия по профессиональной ориентации с учащимися 4 класса.
Иконка файла материала Технологическая карта В мире профессий.docx

Конспект коррекционного интегрированного занятия по профессиональной ориентации с учащимися 4 класса.                                                                                                                                                             

Тема «В мире профессий»

 

Цели: учащиеся  получат  представление о мире рабочих профессий (ремёсел);

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная авторская презентация.

Задачи

Вспомогательный материал

Содержание

Организация

Планируемый результат

I этап.  Вводный.

1.Создать эмоционально комфортную  атмосферу и рабочий настрой на занятие. 

2. Развивать навык доброжелательного общения, тренировать умение подбирать добрые слова.

 

 

 

 

 

 

Презентация, слайд № 1

Добрые слова. Приложение №1.

 

1.Приветствие.  

-Здравствуй, ребята!

-Сегодня у нас необычное занятие.

2. «Комплименты»:  

- ребята, вы самые дисциплинированные и воспитанные дети.  Пусть каждый из вас скажет своему соседу что-нибудь приятное, т.е. сделает комплимент.

Дети, стоя, кивком здороваются с педагогами.

 

 

Педагоги делают комплименты друг другу, подавая ребятам пример.

 

 

 

Дети парами встают и  по формуле говорят друг другу комплименты.

Владение принятыми в классе нормами поведения. Принятие социальной  роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстником. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.

3. Совершенствовать умение внимательно слушать; развивать память, мышление и устную речь.

 

 

 

5. Вызвать у ребят  интерес к занятию, развивать навыки произвольной деятельности,  учить работать по плану, контролировать свою деятельность.

 

 

 

 

 

Презентация, слайд № 2

Приложение №2.

 

 

 

 

 

 

Презентация, слайд № 3

Тема занятия.

 

Приложение  № 3.

Опорный картинный план занятия.

3.  Формулировка темы занятия.

- Я хочу рассказать вам Притчу.

Притча «Плотник и дом»

- Ребята, как вы поняли эту притчу?
Ответ: к любому делу нужно относиться ответственно, как для себя, и выполнять работу  с радостью.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на  занятии?

- Конечно, о труде.                                                         Тема нашего сегодняшнего занятия «Все работы хороши – выбирай на вкус», и сегодня мы будем говорить о рабочих профессиях и о важности и необходимости получения профессии.

- План занятия: сегодня на занятии мы уже прослушали Притчу, будем работать по мнемотаблицам, составлять слова из «кирпичиков», играть в «волшебный мешочек», разминаться, играть в «Меморину», составлять портрет рабочего человека.

Педагог рассказывает, дети слушают, сидя за партами.

 

Отвечают на вопросы по прослушанному тексту  с места.

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, сидя на месте,  отслеживают по плану этапы занятия.

 

Развитие навыков сотрудничества с педагогом.

Владение принятыми в классе нормами поведения.

 

II этап. Основной.

1. Развивать внимание, опосредованное запоминание, устную речь.

2.формировать способность анализировать, делать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Воспитание уважительного отношения к людям рабочих профессий и  к учителям.

4.  закрепление навыка образования новых слов суффиксальным способом, понятия суффикс, смыслового значения суффиксов в словах, называющих профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация Слайды

№№ 4 - 7

Мнемотаблицы. Пословицы

 

Приложение № 4  

Карточки с пословицами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

Слайды

№№ 5-13

Наборы карточек – кирпичей на каждую группу

1. Упражнение «Подбери пословицу».

- Беседа.                                        Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.

Слово «ремесло» определяется как рукодельное мастерство, ручной труд, работа и уменье, которыми добывают хлеб.

Всегда ручной труд очень ценился, потому что мастер вкладывал в работу всю душу. До наших дней дошли различные пословицы, например:  С ремеслом не пропадешь. Без ремесла — без рук. Ремеслу везде почет. Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

- Работа  по мнемотаблицам.

А теперь, ребята, вы должны прочитать пословицы, а затем подобрать  их к таблицам.

2. Как образовались слова

Игра « Кирпичи»

Беседа.   На основе ремёсел возникли рабочие профессии: повар, ткач, швея, слесарь и другие, где используется ручной труд.

          Названия профессий отражены в родном языке. Раньше человек, который занимался ремеслом, назывался  ремесленником, а сейчас мы говорим «рабочий», а квалифицированного, умелого рабочего называют «мастер».

-   А какие ремёсла изучают в нашей школе?   

- Как зовут учителя швейного дела?                             (Елена Анатольевна)

- Как зовут учителя обувного  дела?                                   (Ирина Анатольевна)

 

- Как образовались слова, обозначающие профессию, мы сейчас проследим.

- На уроке русского языка вы  изучаете части слова – кирпичики, из которых строятся слова (приставки, суффиксы, корни, окончания). Такие кирпичики лежат у вас на парте.  Ваша задача - составить из кирпичиков названия профессии. 

 

Работа по презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети самостоятельно читают пословицы и подбирают их к мнемотаблицам.

 

Дети слушают учителя,  отвечают на вопросы.

 

Ребята вспомнят рабочие ремёсла, которым учат в нашей школе, и.о учителей, которые обучают этим профессиям.

 

Работа в группах. Ребята делятся на 3 группы по 4   человека. Каждая группа получает свой набор кирпичиков.  Дети самостоятельно составляют слова из кирпичиков.

 

Развитие самостоятельности в выполнении заданий.

Расширение представлений обучающихся о труде, ремесле.

Овладение навыком работы с мнемотаблицами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Развитие  тактильного восприятия,  внимания,            мышления

 

«Волшебный мешочек»,

инструменты:  кисть, валик

шпатель, терка.

пряжа, спицы

пяльцы

рубанок

стамеска

распылитель,

совок, секатор.

3. Игра  "Чей инструмент?"

Поиграем в «Волшебный мешочек».  Каждый из вас по очереди на ощупь определит инструмент, вынет его из мешочка и скажет, представителю какой профессии он принадлежит.

 

Участвуют все обучающиеся. В мешке лежат инструменты, принадлежащие какой- либо рабочей профессии. Ребенок на ощупь должен определить инструмент и назвать профессию, которой он принадлежит.

Развитие навыков сотрудничества с педагогом.

Закрепление названий рабочих инструментов и профессий, кому они принадлежат.

6. Изменить позу, снять напряжение с позвоночника, переключить внимание на другой вид деятельности.

 

 

4. Динамическая пауза.  Разминка

Из-за парт скорей вставай, и за мною повторяй.

Мы в профессии играли –

Вмиг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас-

Быстро едет пятый класс!

А теперь на стройке мы

Кладём ровно кирпичи.

Раз - кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора.

 

Ребята выполняют действия рабочих, повторяя за педагогом.

Развитие навыков сотрудничества с педагогом. Развитие умения работать по подражанию.

 

7 Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации, устной речи

 

Картинки на наборном полотне: маляр, садовник, швея, сантехник, дворник, строитель-каменщик, столяр, часовщик, штукатур

5.  Игра « Меморина».

- Ребята,  сыграем в «Меморину».  1 выйдет к наборному полотну и будет переворачивать карточки. А вы по очереди будете давать указания, какую карточку нужно перевернуть и рассказать, человек какой профессии изображен, и что он делает.

 Например:

- Паша, переверни, пожалуйста, большой синий круг в левом столбике, в верхнем ряду.  Это штукатур, он штукатурит стену.

Ребята  по очереди с места встают и называют координаты картинки, 1 ребёнок стоит у наборного полотна и переворачивает названную картинку. Затем. Они вместе называют профессию и действия мастера.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Расширение представлений о мире рабочих профессий.

 

8. Развитие умения сравнивать качества рабочего человека. Анализировать,  выделять положительные и отрицательные качества, делать выводы. Развитие устной речи.

 

Приложение № 6

Презентация  слайд  № 14

 

Наборы карточек  с качествами рабочего человека  на каждую группу.

6. Упражнение «Портрет рабочего человека».

Качества человека рабочей профессии

- А какими качествами должен обладать рабочий человек? Я вам приготовила подсказку. Возьмите из файлов голубые листочки и выберите те качества, которые характеризуют мастера (по вашему мнению). Исключите, выбросьте в корзину  те качества, которые мешают работе мастера.

Работа в подгруппах. Ребята делятся на 3 подгруппы. Каждая подгруппа выбирает себе профессию                  (сапожник, швея,  дворник). Ребята рассказывают, какими качествами должен обладать рабочий человек, а от каких личных качеств необходимо отказаться – выбрасывают их в корзину.

Развитие навыка самостоятельной работы. Закрепление представлений о качествах человека рабочей профессии.

III этап.  Обобщающий.

1.Формирование способности обобщать материал, делать выводы. Развитие устной речи. Развитие способности выражать свою точку зрения.

 

 

1. Беседа          

- Какими качествами должен обладать рабочий человек?

Представьте, что какой-то профессии не стало – что произойдет?

Например, исчезли все  швеи - некому шить одежду,

все дворники – некому следить за чистотой дворов,

 все садоводы и огородники  – некому выращивать овощи и фрукты,

все горничные и уборщицы – некому следить за чистотой в доме,

все повара – некому готовить пищу.

ВЫВОД: все профессии важны и необходимы.

Ребята с места отвечают на вопросы педагога.

Развитие навыков сотрудничества с педагогом.

Закрепление представлений о важности всех рабочих профессий.

IV этап.  Заключительный.

1.Развивать долговременную  память, устную речь.

 

Приложение № 3 Опорный картинный план занятия.

1. Рефлексия.

-Ребята, а теперь давайте подведем итог и вспомним план нашего занятия.

- Какие задания для вас были трудными?

- Какие задания очень понравились, и вы хотите повторить их в следующий раз?

- Молодцы!  Вы очень хорошо занимались.

Ребята  глядя на план, вспоминают задания, которые выполняли в течение занятия.

 

Развитие навыков сотрудничества с педагогом.

Формирование уважительного отношения к чужому мнению.


 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение  №1.  Таблица  добрых слов. Слайд №1

 

Весёлый, приветливый, вежливый, умный,   улыбчивый,  воспитанный, добрый, честный, терпеливый, внимательный, старательный, смелый, красивый,  аккуратный,  опрятный, находчивый, добросовестный, трудолюбивый.

 

 

Приложение  № 2.  Слайд №2

           

 2. Вступительная беседа.

Я хочу рассказать вам Притчу.

Плотник и дом

Хозяину было жаль расставаться с хорошим работником, и он попросил его об услуге — построить еще один дом. Плотник согласился, но было видно, что во время работы он думал о чем-то другом, совсем не старался, материалы брал, какие попало. Когда плотник закончил работу и дом был готов, хозяин протянул плотнику ключи от входной двери. «Этот дом, — сказал он, — мой подарок для тебя». Как же расстроился плотник. Если бы он знал, что строит для себя, он бы сделал все совсем по-другому.

 

https://elims.org.ua/pritchi/files/2013/11/pritcha-dom-i-plotnik.jpg

 

Приложение  № 3. Слайд №3

Тема «В мире профессий»

Образование новых слов с помощью суффиксов.

 

 

 Опорный план урока.

Притча

Мнемотаблицы,

«Кирпичики»,

«Волшебный мешочек»,

Разминка

«Рассыпанные слова»,

портрет рабочего человека

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 4 Мнемотаблицы. Пословицы.  Слайды №№ 4 - 7

Труд кормит и одевает.

 

И

Хочешь есть калачи, не сиди на печи

НЕ

 

 

 

За труд не бьют, а награды дают.

НЕ     А  

Больному помогает врач, а голодному — калач.

 А

 

Глаза боятся, а руки делают.

, А  

Землю красит солнце, а человека — труд.

 

 

 

Приложение № 5.  Презентация . Слайды №№ 8-   

 

Картинки по запросу картинки для детей двор

 

 

 

ник

 

Картинки по запросу картинки для детей дворник

 

Похожее изображение

 

 

 

ник

 

картинки с профессиями для детского сада

 

Картинки по запросу картинки для детей сапог

 

 

 

ник

Похожее изображение

 

 

 

 

 

Похожее изображение

 

ник

 

Картинки по запросу картинки для детей плотник карточки профессии

 

 

 

 

Картинки по запросу картинки для детей старинный деревянный стол

 

яр

Картинки по запросу картинки для детей плотник карточки профессии

 

Картинки по запросу картинки для детей рисунок

 

 

яр

Картинки по запросу картинки для детей плотник карточки профессии

 

 

 

    

 

Картинки по запросу картинки для детей обувь

 

 

 

 

 

 

щик

 

Картинки по запросу картинки для детей обувщик

 

Картинки по запросу картинки для детей   уборщик

 

 

 

 

щиц

 

Картинки по запросу картинки для детей   уборщик

уборщица

 

Картинки по запросу картинки для детей   вязальщица

 

 

 

 

щиц

 

Картинки по запросу картинки для детей   вязальщица

вязальЩИЦ а

 

 

 

Картинки по запросу картинки для детей   вышивать

 

 

 

щиц

 

 

Картинки по запросу картинки для детей   вязальщица

ВЫШИВАЛЬЩИЦА

 

 

ПО

 

Картинки по запросу картинки для детей   повар

 

варить

Картинки по запросу картинки для детей   повар

 

Картинки по запросу картинки для детей   русская горницагорница

 

 

 

 

 

Н

Картинки по запросу картинки для детей   профессия  горничная

горничная

Картинки по запросу картинки для детей   рукируки

 

 

+

 

 

Картинки по запросу картинки для детей   рукодельницадело

 

 

=

 

Картинки по запросу картинки для детей   рукодельницарукодельница

 

Карточки – кирпичи.

 

двор

НИК

 

плот

НИК

 

сапож

НИК

 

РУК

О

ДЕЛЬ

НИК

 

РУК

О

ДЕЛЬ

НИЦ

а

 

стол

ЯР

 

мал

ЯР

 

ПО

вар

 

обув

ЩИК

 

убор

ЩИК

 

убор

ЩИЦ

а

 

вязаль

ЩИК

 

вязаль

ЩИЦ

а

 

вышиваль

ЩИК

 

ВЫ

ЩИЦ

а

 

горнич

Н

ая

 

 

 

Приложение № 6.  Презентация  Слайд № 14

1.  Сапожник — мастер по ремонту обуви 

 

Картинки по запросу для детей профессия сапожник- Как вы думаете, какие качества характера необходимы человеку, чтобы стать хорошим сапожником?

 

 

                                  

где учиться на швею2. Швея — специалист, в обязанности которого входит создание разного рода швейных изделий (одежда, чехлы и разные  аксессуары).

 

- Как вы думаете, какие качества характера необходимы человеку, чтобы стать хорошей швеёй?

 

66_03_01.jpg3. Дворник – специалист, отвечающий за уборку и санитарное состояние улиц, площадей, скверов, придомовых территорий.                                                                                                         

 

- Как вы думаете, какие качества характера необходимы человеку, чтобы стать хорошим дворником?

 

 

Профессионально важные качества сапожника

аккуратность

небрежность

 

грубость

усердие

хороший глазомер.

 

внимательность

рассеянность

 

терпение 

лень

ловкость,                          хорошая                      координация

неряшливость

необязательность

точность

сила

умение                       ругаться

чистоплотность

забывчивость

 

старание

слабость

умение                      договариваться

умелые руки

художественный вкус

вежливость

хорошая                     память

умение ладить с людьми

 

Профессионально важные качества  швеи

точность,                 внимательность к деталям.

аккуратность

терпеливость

усидчивость

ловкость,  хорошая  координация

исполнительность

художественный вкус.

любовь к общению

чистоплотность

лень

умение                                      договариваться

старание

неряшливость

небрежность

слабость

дисциплинированность

грубость

вежливость

внимательность

рассеянность

личная                                         организованность

забывчивость

умелые руки

неопрятность

точность

 

Профессионально важные качества дворника

аккуратность

любовь к

чистоте

дисциплинированность

 

лень

неряшливость

ответственность

грубость

умение ругаться

сила

внимательность

терпение

 

внимательность

умение                                      договариваться

слабость

безразличие

исполнительность

вежливость

недисциплинированность

усердие

старание

физическая сила и выносливость

склонность к физическому труду

личная организованность

неопрятность

забывчивость