Конспект коррекционного интегрированного занятия по профессиональной ориентации с учащимися 4 класса.
Тема «В мире профессий»
Цели: учащиеся получат представление о мире рабочих профессий (ремёсел);
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная авторская презентация.
Задачи |
Вспомогательный материал |
Содержание |
Организация |
Планируемый результат |
|
I этап. Вводный. |
|||||
1.Создать эмоционально комфортную атмосферу и рабочий настрой на занятие. 2. Развивать навык доброжелательного общения, тренировать умение подбирать добрые слова.
|
Презентация, слайд № 1 Добрые слова. Приложение №1.
|
1.Приветствие. -Здравствуй, ребята! -Сегодня у нас необычное занятие. 2. «Комплименты»: - ребята, вы самые дисциплинированные и воспитанные дети. Пусть каждый из вас скажет своему соседу что-нибудь приятное, т.е. сделает комплимент. |
Дети, стоя, кивком здороваются с педагогами.
Педагоги делают комплименты друг другу, подавая ребятам пример.
Дети парами встают и по формуле говорят друг другу комплименты. |
Владение принятыми в классе нормами поведения. Принятие социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстником. Формирование уважительного отношения к чужому мнению. |
|
3. Совершенствовать умение внимательно слушать; развивать память, мышление и устную речь.
5. Вызвать у ребят интерес к занятию, развивать навыки произвольной деятельности, учить работать по плану, контролировать свою деятельность.
|
Презентация, слайд № 2 Приложение №2.
Презентация, слайд № 3 Тема занятия.
Приложение № 3. Опорный картинный план занятия. |
3. Формулировка темы занятия. - Я хочу рассказать вам Притчу. Притча «Плотник и дом» - Ребята, как вы поняли эту притчу? - Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на занятии? - Конечно, о труде. Тема нашего сегодняшнего занятия «Все работы хороши – выбирай на вкус», и сегодня мы будем говорить о рабочих профессиях и о важности и необходимости получения профессии. - План занятия: сегодня на занятии мы уже прослушали Притчу, будем работать по мнемотаблицам, составлять слова из «кирпичиков», играть в «волшебный мешочек», разминаться, играть в «Меморину», составлять портрет рабочего человека. |
Педагог рассказывает, дети слушают, сидя за партами.
Отвечают на вопросы по прослушанному тексту с места.
Ребята, сидя на месте, отслеживают по плану этапы занятия.
|
Развитие навыков сотрудничества с педагогом. Владение принятыми в классе нормами поведения.
|
|
II этап. Основной. |
|||||
1. Развивать внимание, опосредованное запоминание, устную речь. 2.формировать способность анализировать, делать выводы.
3. Воспитание уважительного отношения к людям рабочих профессий и к учителям. 4. закрепление навыка образования новых слов суффиксальным способом, понятия суффикс, смыслового значения суффиксов в словах, называющих профессии.
– |
Презентация Слайды №№ 4 - 7 Мнемотаблицы. Пословицы
Приложение № 4 Карточки с пословицами
Приложение № 5 Слайды №№ 5-13 Наборы карточек – кирпичей на каждую группу |
1. Упражнение «Подбери пословицу». - Беседа. Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений. Слово «ремесло» определяется как рукодельное мастерство, ручной труд, работа и уменье, которыми добывают хлеб. Всегда ручной труд очень ценился, потому что мастер вкладывал в работу всю душу. До наших дней дошли различные пословицы, например: С ремеслом не пропадешь. Без ремесла — без рук. Ремеслу везде почет. Ремесло пить-есть не просит, а само кормит. - Работа по мнемотаблицам. А теперь, ребята, вы должны прочитать пословицы, а затем подобрать их к таблицам. 2. Как образовались слова. Игра « Кирпичи» Беседа. На основе ремёсел возникли рабочие профессии: повар, ткач, швея, слесарь и другие, где используется ручной труд. Названия профессий отражены в родном языке. Раньше человек, который занимался ремеслом, назывался ремесленником, а сейчас мы говорим «рабочий», а квалифицированного, умелого рабочего называют «мастер». - А какие ремёсла изучают в нашей школе? - Как зовут учителя швейного дела? (Елена Анатольевна) - Как зовут учителя обувного дела? (Ирина Анатольевна)
- Как образовались слова, обозначающие профессию, мы сейчас проследим. - На уроке русского языка вы изучаете части слова – кирпичики, из которых строятся слова (приставки, суффиксы, корни, окончания). Такие кирпичики лежат у вас на парте. Ваша задача - составить из кирпичиков названия профессии.
|
Работа по презентации
Дети самостоятельно читают пословицы и подбирают их к мнемотаблицам.
Дети слушают учителя, отвечают на вопросы.
Ребята вспомнят рабочие ремёсла, которым учат в нашей школе, и.о учителей, которые обучают этим профессиям.
Работа в группах. Ребята делятся на 3 группы по 4 человека. Каждая группа получает свой набор кирпичиков. Дети самостоятельно составляют слова из кирпичиков.
|
Развитие самостоятельности в выполнении заданий. Расширение представлений обучающихся о труде, ремесле. Овладение навыком работы с мнемотаблицами.
|
|
5. Развитие тактильного восприятия, внимания, мышления
|
«Волшебный мешочек», инструменты: кисть, валик шпатель, терка. пряжа, спицы пяльцы рубанок стамеска распылитель, совок, секатор. |
3. Игра "Чей инструмент?" Поиграем в «Волшебный мешочек». Каждый из вас по очереди на ощупь определит инструмент, вынет его из мешочка и скажет, представителю какой профессии он принадлежит.
|
Участвуют все обучающиеся. В мешке лежат инструменты, принадлежащие какой- либо рабочей профессии. Ребенок на ощупь должен определить инструмент и назвать профессию, которой он принадлежит. |
Развитие навыков сотрудничества с педагогом. Закрепление названий рабочих инструментов и профессий, кому они принадлежат. |
|
6. Изменить позу, снять напряжение с позвоночника, переключить внимание на другой вид деятельности.
|
|
4. Динамическая пауза. Разминка Из-за парт скорей вставай, и за мною повторяй. Мы в профессии играли – Вмиг мы лётчиками стали! В самолёте полетали И шофёрами вдруг стали! Руль теперь в руках у нас- Быстро едет пятый класс! А теперь на стройке мы Кладём ровно кирпичи. Раз - кирпич и два, и три – Строим дом мы, посмотри! Вот закончена игра, Вновь за парты нам пора. |
Ребята выполняют действия рабочих, повторяя за педагогом. |
Развитие навыков сотрудничества с педагогом. Развитие умения работать по подражанию.
|
|
7 Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации, устной речи
|
Картинки на наборном полотне: маляр, садовник, швея, сантехник, дворник, строитель-каменщик, столяр, часовщик, штукатур |
5. Игра « Меморина». - Ребята, сыграем в «Меморину». 1 выйдет к наборному полотну и будет переворачивать карточки. А вы по очереди будете давать указания, какую карточку нужно перевернуть и рассказать, человек какой профессии изображен, и что он делает. Например: - Паша, переверни, пожалуйста, большой синий круг в левом столбике, в верхнем ряду. Это штукатур, он штукатурит стену. |
Ребята по очереди с места встают и называют координаты картинки, 1 ребёнок стоит у наборного полотна и переворачивает названную картинку. Затем. Они вместе называют профессию и действия мастера. |
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Расширение представлений о мире рабочих профессий.
|
|
8. Развитие умения сравнивать качества рабочего человека. Анализировать, выделять положительные и отрицательные качества, делать выводы. Развитие устной речи.
|
Приложение № 6 Презентация слайд № 14
Наборы карточек с качествами рабочего человека на каждую группу. |
6. Упражнение «Портрет рабочего человека». Качества человека рабочей профессии - А какими качествами должен обладать рабочий человек? Я вам приготовила подсказку. Возьмите из файлов голубые листочки и выберите те качества, которые характеризуют мастера (по вашему мнению). Исключите, выбросьте в корзину те качества, которые мешают работе мастера. |
Работа в подгруппах. Ребята делятся на 3 подгруппы. Каждая подгруппа выбирает себе профессию (сапожник, швея, дворник). Ребята рассказывают, какими качествами должен обладать рабочий человек, а от каких личных качеств необходимо отказаться – выбрасывают их в корзину. |
Развитие навыка самостоятельной работы. Закрепление представлений о качествах человека рабочей профессии. |
|
III этап. Обобщающий. |
|||||
1.Формирование способности обобщать материал, делать выводы. Развитие устной речи. Развитие способности выражать свою точку зрения.
|
|
1. Беседа - Какими качествами должен обладать рабочий человек? Представьте, что какой-то профессии не стало – что произойдет? Например, исчезли все швеи - некому шить одежду, все дворники – некому следить за чистотой дворов, все садоводы и огородники – некому выращивать овощи и фрукты, все горничные и уборщицы – некому следить за чистотой в доме, все повара – некому готовить пищу. ВЫВОД: все профессии важны и необходимы. |
Ребята с места отвечают на вопросы педагога. |
Развитие навыков сотрудничества с педагогом. Закрепление представлений о важности всех рабочих профессий. |
|
IV этап. Заключительный. |
|||||
1.Развивать долговременную память, устную речь.
|
Приложение № 3 Опорный картинный план занятия. |
1. Рефлексия. -Ребята, а теперь давайте подведем итог и вспомним план нашего занятия. - Какие задания для вас были трудными? - Какие задания очень понравились, и вы хотите повторить их в следующий раз? - Молодцы! Вы очень хорошо занимались. |
Ребята глядя на план, вспоминают задания, которые выполняли в течение занятия.
|
Развитие навыков сотрудничества с педагогом. Формирование уважительного отношения к чужому мнению. |
|
Приложения
Приложение №1. Таблица добрых слов. Слайд №1
Весёлый, приветливый, вежливый, умный, улыбчивый, воспитанный, добрый, честный, терпеливый, внимательный, старательный, смелый, красивый, аккуратный, опрятный, находчивый, добросовестный, трудолюбивый.
|
Приложение № 2. Слайд №2
2. Вступительная беседа. Я хочу рассказать вам Притчу. Плотник и дом Хозяину было жаль расставаться с хорошим работником, и он
попросил его об услуге — построить еще один дом. Плотник согласился, но было
видно, что во время работы он думал о чем-то другом, совсем не старался, материалы
брал, какие попало. Когда плотник закончил работу и дом был готов, хозяин
протянул плотнику ключи от входной двери. «Этот дом, — сказал он, — мой
подарок для тебя». Как же расстроился плотник. Если бы он знал, что строит
для себя, он бы сделал все совсем по-другому.
|
Приложение № 3. Слайд №3
Тема «В мире профессий» Образование новых слов с помощью суффиксов.
|
Опорный план урока.
Притча |
Мнемотаблицы, |
«Кирпичики», |
«Волшебный мешочек», |
Разминка |
«Рассыпанные слова», |
портрет рабочего человека |
Приложение № 4 Мнемотаблицы. Пословицы. Слайды №№ 4 - 7
Труд кормит и одевает.
И
Хочешь есть калачи, не сиди на печи
НЕ
За труд не бьют, а награды дают.
НЕ
А
Больному помогает врач, а голодному — калач.
А
Глаза боятся, а руки делают.
, А
Землю красит солнце, а человека — труд.
Приложение № 5. Презентация . Слайды №№ 8-
|
ник |
|
|
ник |
|
|
ник |
|
|
ник |
|
|
яр |
|
|
яр |
|
|
щик |
|
||
|
щиц |
уборщица |
||
|
щиц |
вязальЩИЦ а |
||
|
щиц |
ВЫШИВАЛЬЩИЦА |
||
ПО
|
варить |
|
||
|
Н |
горничная |
||
|
+ |
|
= |
|
Карточки – кирпичи.
двор |
НИК |
|
плот |
НИК |
|
сапож |
НИК |
РУК |
О |
ДЕЛЬ |
НИК |
|
РУК |
О |
ДЕЛЬ |
НИЦ |
а |
стол |
ЯР |
|
мал |
ЯР |
|
ПО |
вар |
обув |
ЩИК |
|
убор |
ЩИК |
|
убор |
ЩИЦ |
а |
вязаль |
ЩИК |
|
вязаль |
ЩИЦ |
а |
|
вышиваль |
ЩИК |
ВЫ |
ЩИЦ |
а |
|
горнич |
Н |
ая |
Приложение № 6. Презентация Слайд № 14
1. Сапожник — мастер по ремонту обуви
|
- Как вы думаете, какие качества характера необходимы человеку, чтобы стать хорошей швеёй?
|
- Как вы думаете, какие качества характера необходимы человеку, чтобы стать хорошим дворником?
|
Профессионально важные качества сапожника
аккуратность |
небрежность
|
грубость |
усердие |
хороший глазомер.
|
внимательность |
рассеянность
|
терпение |
лень |
ловкость, хорошая координация |
неряшливость |
необязательность |
точность |
сила |
умение ругаться |
чистоплотность |
забывчивость
|
старание |
слабость |
умение договариваться |
умелые руки |
художественный вкус |
вежливость |
хорошая память |
умение ладить с людьми |
Профессионально важные качества швеи
точность, внимательность к деталям. |
аккуратность |
терпеливость |
усидчивость |
ловкость, хорошая координация |
исполнительность |
художественный вкус. |
любовь к общению |
чистоплотность |
лень |
умение договариваться |
старание |
неряшливость |
небрежность |
слабость |
дисциплинированность |
грубость |
вежливость |
внимательность |
рассеянность |
личная организованность |
забывчивость |
умелые руки |
неопрятность |
точность |
Профессионально важные качества дворника
аккуратность |
любовь к чистоте |
дисциплинированность
|
лень |
неряшливость |
ответственность |
грубость |
умение ругаться |
сила |
внимательность |
терпение
|
внимательность |
умение договариваться |
слабость |
безразличие |
исполнительность |
вежливость |
недисциплинированность |
усердие |
старание |
физическая сила и выносливость |
склонность к физическому труду |
личная организованность |
неопрятность |
забывчивость |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.