Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию «Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Кто это? Что это?» старшая групп
Оценка 4.7

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию «Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Кто это? Что это?» старшая групп

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
дефектология
СCУЗ, ВУЗ
16.02.2020
Конспект  непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию «Обучение рассказыванию.  Дидактическое упражнение «Кто это? Что это?» старшая групп
Конспект образовательной деятельности разработан в соответствии с ФГОС ДО по ОО "Речевое развитие" и комплексно-тематическим планированием ДОО. В ходе НОД реализуются педагогические методы, приемы: наглядный, словесный, практический, игровые упражнения, а также технологии: проектная деятельность, интерактивные технологии.
Кутергина Н.В. конспект НОД.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 15» Гайского городского округа Оренбургской области

__________________________________________________________________

462630, г. Гай Оренбургской области, ул. Войченко, 4 А;  тел.: 8 (35362) 4-21-11;

e-maildetskiyysad15@rambler.ru

 

 

 

 

 

 

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по речевому развитию «Обучение рассказыванию.

Дидактическое упражнение «Кто это? Что это?»

старшая группа

 

 

http://www.playcast.ru/uploads/2016/10/20/20257229.png

 

 

 

 

Автор:

учитель-логопед

первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 15»

                                                                         Кутергина Наталья Васильевна

 

 

 

 

 

2019 г.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель:составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу, умение употреблять обобщающие слова.

Образовательные задачи:

Обучающие:

- расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании, передвижении);

- уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»;

- упражнять детей в умении составлять описательный рассказ, используя при этом план - схему;

- продолжать формировать связную речь: учить рассказывать последовательно.

Развивающие:

-развивать у детей познавательный интерес к окружающему природному миру;

-развивать речь во взаимосвязи с развитием мыслительной деятельности: умение обобщать, классифицировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;

- закреплять общие речевые навыки: умение отвечать на вопросы полным ответом;

- развивать умение детей зрительное восприятие: учить соотносить знаковые символы с образами;

 -развивать речевое дыхание: упражнять в направленном сильном выдохе

-развивать координацию движений с речью и мелкую моторику.

Воспитывающие:

- воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей

Словарная работа:

- активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»;

- ввести в активный словарь выражения «зимующие птицы» названия птиц, которых дети видели на прогулках.

- расширять словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Используемые методы и приёмы:

-наглядный–презентация, показ иллюстраций, мнемотаблица;

- словесный – составление описательного рассказа, ответы на вопросы, беседы;

- практические – оказание помощи детям;

- игровые упражнения.

Технологии: проектная деятельность (Лэпбук «Зимующие птицы»), интерактивные технологии: световой куб.

Предварительная работа:

- наблюдение за зимующими птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц,

- игровые упражнения и дидактические игры:«Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой», «Кто где живет?», «Какой птиц не стало»; Найди по контуру», «Чей голос?», «Соедини по точкам», «Собери птичку»;

- подвижные игры: «Птицы в гнездышках», «Совушка», «Вороны и воробьи»

- трудовая деятельность: изготовление кормушек из бросового материала,

труд в природе – кормление птиц;

- продуктивная деятельность: раскрашивание силуэтов птиц, рисование птиц, опираясь на поэтапные образцы, лепка птичек;

- чтение худ. литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова, отгадывание загадок про зимующих птиц;

Оборудование для педагога: игрушка снегиря, письмо, проектор, экран, презентация Microsoft Office Power Point "Зимующие птицы", мнемотаблица "Описание птиц", кормушка, лэпбук "Зимующие птицы", световой куб, снежинки для сугроба, мольберт, семечки, зерна, видиофильм с посланием Снегиря.

Оборудование для детей: силуэты зимующих птиц к дидактической игре «На кормушке», картинки зимующих птиц, раздаточный материал к игре "Кто это? Что это?"

Планируемые результаты – ребёнок выражает положительные эмоции; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстником в решении игровых и познавательных задач; умеет работать в коллективе; способен активно работать на протяжении всего занятия; имеет представление о зимующих птицах, их повадках.

Место проведения: музыкальный зал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход непрерывной образовательной деятельности:

1. Организационный момент. 2 мин.

Дети стоят полукругом.

Учитель-логопед: Здравствуйте ребята!

Дети здороваются.

Учитель-логопед: Начнем занятие с хорошего настроя. Положите свои ладошки на ладошки своего соседа:

Мы ладошку к ладошке приложим,
И друг другу дружить предложим. Дети прижимают свои ладошки к ладошкам соседа.
Будем мы заниматься, играть,
Чтобы добрыми, умными, дружными стать.

Учитель-логопед: Молодцы!

2. Сообщение темы занятия. 5 минут

Учитель-логопед: Ребята, к нам в гости пришли не только воспитатели. В зале есть ещё гость, кто же это? (обращает внимание на окно или на стену, подходят).

Дети. Это снегирь.

Учитель-логопед: Правильно! Это снегирь. У него в клювике письмо. Я прочту его.

Снегирь. (конверт с письмом и презентацией "Загадки снегиря"). Пролетая мимо вашего участка, я заметил на дереве яблочки, которые вы, наверное, оставили птицам. И прилетел к вам, чтобы узнать, какие птицы вам знакомы и как вы им помогаете зимой. Отгадайте мои загадки.

Учитель-логопед: Отгадаем загадки снегиря?

Дети. Да!

Учитель-логопед: Я буду читать загадку, а вы, поднимете руку, если знаете ответ.

Дети садятся на стульчики. Учитель-логопед включает презентацию "Зимующие птицы" (на слайдах загадки. Если дети правильно отгадывают загадку прилетает птичка)

Учитель-логопед: Молодцы! Правильно отгадали загадки. Назовите одним словом -какие это птицы?

Дети. Это зимующие птицы.

Учитель-логопед: Правильно, это зимующие птицы. О них мы сегодня и поговорим.

3.Основная часть. 10 мин

Учитель-логопед: Почему их так назвали зимующие птицы?

Дети. Потому что эти птицы не улетают в теплые края, не боятся холода, сами зимой могут найти себе корм.

Учитель-логопед: Ребята, давайте познакомим снегиря с другими зимующими птицами. Познакомим?

Дети. Да!

Учитель-логопед: Расскажем снегирю о зимующих птицах по схеме.

Учитель-логопед вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ.

Учитель-логопед:(встает у мольберта и делает образец описательного рассказа). Это воробей. Воробей маленькая птица. Тело воробья покрыто перьями серого цвета, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. У воробья маленькая голова, короткие крылышки, короткие ножки, клюв и хвостик короткие. Воробей зимующая птица. Он питается хлебными крошками, зернами, семенами.

По схеме 3-4 ребенка составляют описательный рассказ о птицах.

Учитель-логопед: Молодцы! Хорошие рассказы у вас получились.

 

Упражнение на координацию речи с движением "Синичка"

Учитель-логопед: Снегирь предлагает вам превратиться в птичек и выполнить упражнение "Синичка". Вставайте врассыпную по залу и повторяйте движения за мной.

Скачет шустрая синица, (дети прыгают на двух ногах врассыпную)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево -вправо.
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири - тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)

Дети садятся на стульчики

Дидактическая игра «На кормушке»

Учитель-логопед: Снегирь часто прилетает к кормушке. Ребята, кто делает кормушки?

Дети. Кормушки мастерят люди.

Учитель-логопед: Зачем люди мастерят кормушки?

Дети. Кормушки необходимы для подкормки птиц.

Учитель-логопед: Чем мы кормим птиц зимой?

Дети. Хлебными крошками, зерном, семенами, салом.

Учитель-логопед: Кто из птиц еще прилетает к кормушке.

Дети. Синицы, снегири, воробьи, голуби, сороки, вороны.

Учитель-логопед: Подойдите к столу, выберите зимующую птицу и садитесь на стульчик.

Дети подходят, берут птицу, говорит, что это за птица и

садятся на своё место.

Учитель-логопед: Я буду читать стихотворение, и та птица, которая услышит свое название должна прилететь к кормушке.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Игровое упражнение «Подуй на снежинки»

Учитель-логопед: Ребята, птицы на кормушку прилетели, сели, а корма в кормушке не оказалось. Пока вас не было, налетел сильный ветер и унес все зернышки. Я вам предлагаю идти их поискать.

Дети идут по залу с высоким подниманием бедра и видят снежный ком.

(Световой куб, покрытый снежинками)

Учитель-логопед: Ребята! Какой сугроб! Подуем на сугроб, на снежинки, посмотрим, что под снегом. (Дети дуют, «снежинки» разлетаются, под ними обнаруживаются кусочек льда, зерна, сугроб загорается голубым цветом).

Учитель-логопед: Под снегом кусочек льда. Уберем его и соберем зерна в тарелочку.

Дети перебирают зерно (семечки, семена) и складывают в тарелочку.

 

Учитель-логопед: Молодцы ребята зерна собрали. Покормите птичек.

Дети кормят птичек.

3. Заключительная часть. 8 мин.

Дидактическое упражнение «Что это?», «Кто это?» (употребление обобщающих слов и слов, относящихся к определенной группе предметов).

Учитель-логопед: Снегирь заметил еще картинки в нашей папочке и спрашивает, что это? (воспитатель берет картинки и по одной раздает детям)

Учитель-логопед: Катя, что это? (или кто это?) Воспитатель. Что это?

Ребенок. "Это тюльпан. Тюльпан - это цветок"

Учитель-логопед: Крепи на магнитную доску свою карточку.

Дети отвечают.

Карточки с изображением (воробей, шуба, валенки, дятел, мебель, ель, синица, машина, голубь, яблоко), крепят картинки на магнитную доску.

Учитель-логопед:(Называет имя ребенка) подойди к доске и покажи только птиц.

Учитель-логопед: Ребята, мы можем поддержать зимующих птиц?

Дети. Да!

Учитель-логопед: Теперь спросим снегиря (просмотр видеофильма)

Учитель-логопед: Вы, молодцы! Ребята давайте вспомним, о каких птицах мы сегодня говорили на занятии? Почему из называют зимующие? Кто оказывает помощь птицам зимой?

Учитель-логопед: Вы хорошо составили интересные рассказы о птицах. Знаете, как помочь птицам зимой.

 

Рефлексия.

Учитель-логопед: Ребята, давайте подойдем к нашему сугробу и узнаем какое у вас настроение после занятия. У меня в руке пульт, с помощью него вы выберете цвет своего настроения. Если занятие вам понравилось выберите красный цвет. Если не понравилось занятие - синий. (Дети выбирают. Если ребенок выбирает синий цвет, то необходимо попросить сказать почему).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15»

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»

Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой», «Кто где живет?», «Какой птиц не стало»;

Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой», «Кто где живет?», «Какой птиц не стало»;

Ход непрерывной образовательной деятельности: 1

Ход непрерывной образовательной деятельности: 1

Учитель-логопед вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ

Учитель-логопед вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ

К нам синицы прилетели, А во вторник, посмотри,

К нам синицы прилетели, А во вторник, посмотри,

Учитель-логопед: Вы, молодцы!

Учитель-логопед: Вы, молодцы!
Скачать файл