ДЕНЬ ПОБЕДЫ.
Цели:
- подбор синонимов к словам и словосочетаниям;
- образование относительных прилагательных от существительных;
- активизация в речи слов: Отчизна, фашисты, ордена;
- закрепление использования предлогов для обозначения месторасположения объекта;
- практическое усвоение единственного и множественного числа глаголов;
- составление рассказа по начальному предложению и опорным вопросам.
ОБОРУДОВАНИЕ: Самолетики из бумаги, листы с нарисованным облаком на каждого ребенка, сюжетные картинки: артиллерия, танки, ракеты., пехота, небо, море, парашюты; демонстрационная картина «День Победы».
ХОД ЗАНЯТИЯ,
1. Логопед выставляет картину «День Победы»
- 9 мая наш город отмечает один из самых любимых праздников. Что это за праздник?
- А кто знает, что это за Победа? Над кем?
- Да.,
это была страшная война. Фашисты хотели захватить нашу страну и всех
нас уничтожить. Весь народ вместе с
армией поднялся на борьбу с фашистами.
2. -Вы уже знаете, какие войска входят в нашу армию. Я выставляю картинки, а вы называете их и говорите, какие это войска: если на картинке нарисованы танки – называете танковые войска, артиллерия - артиллерийские, ракеты - ракетные, солдаты с оружием - пехотные, самолеты в небе – военно-воздушные, корабли в море – войска морского флота.
3. - Наша армия и народ победили фашистов. В мае месяце, весной, наши войска вошли в главный город фашистской Германии - Берлин. И этот день стали называть Днем Победы - 9 Мая.
4. Стихотворение Т.Белозерова:
Майский праздник -
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовет дорога
На торжественный парад,
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
5. Беседа по содержанию стихотворения:
1. Почему День Победы называют майским праздником?
2. Кто знает, где проходит парад участников войны?
3. За что наши деды получили ордена?
6. Игра «Подбери хорошие слова»
Наша страна какая? (Большая, огромная, любимая, родная, единственная и т.д.). День Победы какой праздник? (Майский, радостный, веселый, грустный, светлый, и т.д.)
7. «Один и много»
Один солдат стреляет, а много солдат что делают? (Стреляют). Один солдат воюет, а много ... Один танк едет, а много ....Одна ракета летит, а много ... Один корабль плывет, а много ...
8. «Где летят самолеты?» (На столах у детей листочки с нарисованным облаком, в руках самолеты).
Наш самолет летит над облаком, под облаком, перед облаком, к облаку, за облаком.
9. ФИЗМИНУТКА. Игра «Товарищи командиры»
Игра на внимание: если в обращении есть слово «товарищи», дети выполняют движения, например, «Товарищи командиры, встать!» - Дети встают.
10. - А сейчас будем составлять рассказ о Дне Победы. Я начну рассказ, а вы продолжите его, отвечая на вопросы полным предложением.
«Долго шла война с фашистами»
Что хотели фашисты сделать с нашей страной и народом? (Фашисты хотели захватить нашу страну и всех уничтожить). - Кто защищал нашу Родину? (Нашу Родину защищали армия и весь народ). Когда наши воины победили фашистов? (Наши воины побелили фашистов в мае месяце).
11. Объединение предложений в рассказ сначала логопедом, затем детьми.
12. Итог.
- Почему 9 Мая называют Днем Победы?
ТЕМА: «ТРАНСПОРТ. ПДД. ПРОФЕССИЙ НА ТРАНСПОРТЕ»
ЦЕЛИ:
1. Активизация словаря существительных и глаголов по теме «Транспорт».
2. Продолжать учить согласованию количественных числительных с прилагательными и существительными.
3. Закреплять формирование обобщающих понятий: пассажирский транспорт, грузовой транспорт; дифференцировать эти понятия. Закрепить знание профессий на транспорте.
4. Уточнить понимание к практическое употребление приставочных глаголов и предлогов в речи
5. Закрепить понимание и практическое употребление в речи наречий: далеко, близко, медленно, быстро; тихо.
6. Закрепить правила дорожного движения.
7. Учить детей составлять рассказ из личного опыта по образцу с опорой на предметные картинки.
8. Развитие мышления, слухового-внимания, ориентации в пространстве.
9. Развитие чувства эмпатии, снятие мышечных и эмоциональных зажимов.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица с
контурными изображениями 10 легковых машин; предметные
картинки:
троллейбус, трамвай, пароход, самолет, мотоцикл, автомобиль, автобус, пожарная
машина, поливальная
машина: скорая помощь, самосвал, грузовик, молоковоз, хлебовоз; руль и
нагрудный символ транспорта на каждого ребенка; игрушки: машина, гараж, мост,
автобус;
магнитофонная запись с сигналами различных видов транспорта; 2 демонстрационные
карточки
«4-й лишний» для
дифференциации пассажирского и грузового транспорта.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. ОРГМОМЕНТ:
Игра «Кто внимательный?». Детям предлагаются контуры машин, наложенные друг на друга. «Посчитайте, сколько здесь нарисовано легковых машин? Давайте посчитаем вместе; одна легковая машинка, две легковые машины. ...10 легковых машин».
П ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1. «Отгадайте загадки»:
- У каждого из вас по две картинки, на которых нарисовал различный транспорт. Я загадаю загадку. Тот, у кого картинка с отгадкой, поднимет ее и называет ответ.
По асфальту едет дом, ребятишек много в нем.
А над крышей вожжи, он ходить без них не может (троллейбус).
Очень рано за окошком — стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома (трамвай).
Паровоз без колес, вот так чудо-паровоз.
Не с ума ли он сошел - прямо по морю пошел? (пароход)
Не машет крылом, а летает.
Не птица, а всех обгоняет (самолет).
Несется и - стреляет, ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться за этой тараторкой (мотоцикл).
Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,
Накорми меня бензином, на копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль, побежит ....(автомобиль)
Что за чудо - белый дом, ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины и питается бензином (автобус)
Логопед забирает у детей картинки-отгадки и выставляет их на наборное полотно:
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
- Мы будем говорить о транспорте
- Скажите, этот транспорт перевозит людей или грузы?
- Это транспорт перевозит людей.
-Как называют людей, которые едут в транспорте?
- В транспорте едут пассажиры.
-Как называется транспорт, который перевозит пассажиров?
- Пассажирский транспорт.
2. Игра «Угадай по действию»:
- У вас остались еще картинки. Догадайтесь, про какой транспорт я скажу.
- Какая машина помогает людям тушить пожары.
- Это пожарная машина.
- Какая машина помогает поливать улицы?
- Это поливальная машина
- Какая машина помогает врачу оказывать помощь?
- Это скорая помощь (логопед выставляет скорую помощь, пожарную машину на вторую строчку наборного полотна). Это тоже транспорт - специальный.
- Все остальные машины возят грузы. Как называется транспорт, который возит грузы?
- Это грузовой транспорт (логопед выставляет на наборное полотно самосвал; грузовик, молоковоз; хлебовоз).
3. «4-й лишний».
Детям предлагаются две демонстрационные карточки для дифференциации пассажирского и грузового транспорта, дета называют «лишний» транспорт и объясняют, почему).
4. «Подбери предмет к действию»:
- Посмотрите на наборное полотно и подумайте, про какай транспорт можно сказать, что он летит, плывет, едет, останавливается, отплывает, взлетает, тормозит, летит?
5. — Скажите, пожалуйста, транспорт сам ездит или кто-то им управляет? Давайте назовем профессии людей, которые управляют транспортом.
- Мотоциклом управляет... мотоциклист.
- Велосипедом управляет ... велосипедист.
- Автобусом, автомобилем, трамваем, троллейбусом, грузовиком управляет... водитель (шофер).
- Самолетом управляет .... летчик.
- Теплоходом управляет... капитан, моряк.
6. На улице нашей машины, машины, машины малютки, машины большие.
Спешат грузовые, фырчат легковые.
Торопятся, мчатся, как будто живые.
- Сейчас вы все станете
водителями пассажирского транспорта. Возьмите руль и нагрудный
символ. Выберете себе в группе гараж — любое место, какое захотите. Я включу
магнитофон, вы
услышите шум транспорта и начнете движение по группе. Когда вы услышите сирену
милицейской машины, вы вернетесь в свои гаражи. Движение должно быть
безаварийным,
поэтому сначала вспомним ПДД (дети называют
известные им правила, которые были выучены с
воспитателем) и внимательно слушайте
мои команды. Логопед включает магнитофонную запись с
сигналами разного транспорта и
«регулирует скорость движения командами: быстро, медленно,
быстро, тихо.
7. Понимание, употребление приставочных глаголов и предлогов:
- Давайте подведем к этой полянке, сядем, отдохнем. Что находится на поляне? Это дом, это мост, это река, это гараж. Как вы думаете, где может стоять машина?
- Машина стоит в гараже. Давайте посмотрим. А теперь покажите действие, которое я назову (каждому ребенку):
Машина выезжает из гаража. Машина объехала вокруг дома.
Машина подъехала к мосту. Машина заехала на мост.
Машина едет по мосту. Машина съехала с моста.
Машина отъехала от моста. Машина подъехала к гаражу. Машина заехала в гараж.
- А теперь я буду показывать, а вы говорите, что
девает автобус (дети составляют аналогичные
предложения).
8. - Сейчас я предлагаю отправиться в путешествие. Скажите, кто когда-нибудь куда-нибудь ездил?
-На чем ездили? А можно ехать не на одном виде транспорта, а на нескольких. Послушайте, как медвежонок ездил в гости к белым медведям на север:
«Белые медведи живут далеко на Севере. Сначала мама медленно везла меня на санках. Потом мы сели в поезд и ехали долго-долго. Когда железная дорога кончилась, мы сели на самолет и быстро прилетели набольшую льдину. Там мы и увидели белых медведей».
Теперь вы расскажите, как ездили на дачу, в гости, в путешествие, на отдых. Выберете себе
транспорт. Употребляйте в своем рассказе слова: быстро, медленно, далеко; близко. Можете рассказывать о том, что видели на своем пути.
(Если ребенок затрудняется; логопед сам выстраивает ряд из предметных картинок с изображением транспорта и подсказывает конечный путь путешествия - на дачу, к бабушке, в гости к друзьям, в дом отдыха. Каждому ребенку новый ряд из 3-4 картинок)
2. Составление рассказов детьми. Определение детьми наиболее понравившегося рассказа.
Ш. ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
1. - На каких видах транспорта мы сегодня путешествовали? Как называется транспорт, который перевозит людей? Грузы? Вспомните, куда ездила Ира, Таня, Дима?
2. Положительная дифференцированная оценка деятельности детей на занятии.
Тема: «Хлеб, злаки»
Цели:
1. Воспитание уважительного и бережного отношения к хлебу.
2. Закрепление словообразования и употребления относительных прилагательных (от существительных зерно, рожь, пшеница).
3. Словообразование родственных слов от слова хлеб.
4. Упражнение в употреблении в речи синонимов.
5. Сопоставление белого пшеничного и черного ржаного хлеба по данному плану. Подготовка к составлению элементарного описания.
Оборудование: колосья пшеницы, ржи, овса. Картинки - хлебороб, хлебопек, хлебозавод,
хлебный магазин, хлебница, хлеборезка, хлебный квас, хлеб. Натуральные продукты: белый и черный хлеб.
Предварительная работа: Заучивание пословиц о хлебе:
• Будет хлеб - будет и песня.
• Хлеб - всему голова
• Хлебушек ржаной - отец наш родной.
• Много снегу - много хлеба.
• С хлебом русский человек - богатырь из века в век.
• Хлеб - наше богатство.
• Рожь поспела - берись за дело.
• У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
Ход занятия.
Орг.момент:
- Ребята, сейчас сядет тот, кто вспомнит пословицу или поговорку о хлебе.
Дети говорят поговорки, садятся.
- Хорошо, молодцы. А теперь я загадываю вам загадку, а вы постарайтесь ее отгадать.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья! (зерно)
- Правильно это зерно. И сегодня мы с вами будем говорить о зерне и хлебе. У меня на столе колосья пшеницы, ржи и овса. Давайте внимательно посмотрим на них и сравним, чем же похожи эти колоски?
- Правильно, они дают зерно.
Логопед помогает сделать вывод, что растения дающие зерно, называют ЗЕРНОВЫМИ растениями, и что из них изготавливают главный продукт питания людей - ХЛЕБ.
П. Упражнение в образовании родственных слов к слову хлеб с использованием картинок.
- Назовите человека, который выращивает хлеб - ХЛЕБОРОБ
• человек, который печет хлеб - ХЛЕБОПЕК
• завод, где выпекают хлеб - ХЛЕБОЗАВОД,
• Магазин, в котором продают хлеб - ХЛЕБНЫЙ МАГАЗИН
• посуда для хлеба - ХЛЕБНИЦА
• прибор для резания хлеба - ХЛЕБОРЕЗКА
• вкусный и полезный напиток из хлеба - ХЛЕБНЫЙ КВАС
• назовите крошки хлеба - ХЛЕБНЫЕ КРОШКИ
• назовите хлеб ласково - ХЛЕБУШЕК
- МОЛОДЦЫ!
На столе у логопеда в пакетах под салфеткой белый батон и черный ржаной хлеб.
• Ребята, чтобы узнать, что спрятано под салфеткой, нужно отгадать загадку:
«Весной в землю бросается.
Летом на свежем воздухе разгуляется.
Осенью в печи закаляется.
Люди запАхом его привлекаются».
- Правильно хлеб. Белый хлеб делается из пшеницы, а значит как называется…. (ПШЕНИЧНЫЙ хлеб), черный делается из ржи и называется… (ржаной хлеб).
- А теперь давайте сравним их.
Дети по желанию выходят к доске и сопоставляют хлеба, делают из этого выводы:
■ по форме
■ по размеру
■ по цвету
■ по запаху
■ на ощупь
■ на вкус
■ по материалу
IV. Физкультминутка.
Каравай
«Как на Машины именины, испекли мы каравай
Вот такой вышины, вот такой ширины
Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!
V. - Ребята, послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить, о каких хлебных продуктах в нем говорится.
В булочной у нас баранки, булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки, и плетенки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье, бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет, пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой, и полено, и помадка.
Называйте, не стесняйтесь, выбирайте, угощайтесь!
- Ребята какие хлебные продукты есть в этой булочной?
- Пирожки, батоны, плюшки, и плетенки и ватрушки.
VI. Итог:
- О чем мы говорили на занятии?
- О хлебе.
- Ребята, почему в народе говорят, что хлеб - всему голова?
- Потому, что это основной продукт питания.
- Как надо относиться к хлебу?
- Бережно, уважительно.
Оценка деятельности детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.