Тема: «Космос».
Цели
1. расширить и обобщить знания детей о космосе;
2. закрепить навыки аналитико-синтетической деятельности;
3. совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;
4. совершенствовать навыки связной выразительной речи;
5. формировать понимание того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный человек.
6. развивать умения детей взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: компьютер, проектор, слайды, фрагмент мультфильма, обручи.
Ход занятия.
Просмотр фрагмента мультфильма «Тайна третьей планеты».
Беседа.
Логопед: Как звали главную героиню этого фильма?
На экране проектора появляется героиня мультипликационного фильма Алиса.
Алиса: Здравствуйте, ребята. Я очень рада приветствовать вас.
Логопед: Алиса – гостья из будущего с вашей помощью, ребята, надеется узнать о Земле, истории развития космонавтики и космических исследований. Мы для Алисы соберем материал, который она разместит в космическом музее.
Алиса: Ребята, я могу путешествовать в космосе, жить на разных планетах, но родилась я на планете Земля. А вы где живете?
(На экране слайд с изображением Солнечной системы)
Чтение детьми стихов о планете Земля.
Эта планета – любимый наш дом, На ней мы с рожденья живем. Планета прекрасна: моря, океаны. Цветы и деревья там, разные страны, И солнце сияет с зари до заката? Что за планета, скажите ребята? |
Это милая Земля Во всем пригодна для жилья. Мы летим на шарике Без крыльев и руля, На нашем теплом шарике По имени Земля. |
Логопед: Почему вы сравниваете землю с воздушным шариком?
(Потому что Земля имеет форму шара, есть вода, кислород и тепло)
Логопед: Ребята, какие планеты вы еще знаете?
По порядку все планеты Назовет любой из нас: Раз – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, Четыре – Марс, Пять – Юпитер, |
Шесть – Сатурн, Семь – Уран, За ним Нептун. Он восьмым идет по счету, А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон. |
Логопед: Дети, какие вы молодцы, вы знаете так много о планетах Солнечной системы.
Алиса: Все планеты такие похожие и такие разные, но все удивительные и красивые. Давайте устроим парад планет.
Игра «Парад Планет». На ватмане изображено Солнце и орбиты планет, ниже круги разной величины. С одной стороны круга - изображение планеты, с другой стороны - задание. Дети выполняют задание и помещают планеты на свои орбиты)
Меркурий (чтение).
Венера (какую планету называют утренней звездой?)
Земля (чтение).
Марс (СКСС – звуковой анализ).
Юпитер (какая планета состоит из жидкости и газа? )
Сатурн (чтение)
Уран (КСКС – звуковой анализ)
Нептун (чтение)
Плутон (ССКСКС – звуковой анализ)
Логопед: Люди давно стремились узнать о том, что окружает нашу голубую планету. Как люди изучали космос? (На слайде телескопы)
Алиса: Что делают с помощью телескопа астрономы?
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Логопед Люди пытались подняться над Землей. На чем поднимались люди в воздух? (На экране картинки крыльев, воздушного шара, аэростата, самолета.)
Логопед: Удалось ли людям вырваться в космос?
(когда конструкторы смогли сконструировать первый космический корабль, началось исследование космоса. Сначала в космос отправились беспилотные зонды, потом полетели собачки, а потом и человек.)
Дидактическая игра «Образуй слово» (Используются карточки)
Сам-о-лет снег-о-ход
Верт-о-лет везд-е-ход
Звезд-о-лет пар-о-ход
Косм-о-лет лун-о-ход
Лун-о-лет
Алиса: На чем из названных летательных аппаратов можно полететь в космос?
Логопед: 12 апреля День Космонавтики. В 1961 году в космосе побывал первый человек – наш соотечественник летчик Ю. Гагарин. Это праздник, прежде всего космонавтов и тех, кто участвует в создании космических ракет. 2011 год объявлен в России годом космонавтики. Послушайте внимательно и назовите родственные слова.
Дидактическая игра «Родственные слова»
Космос, космонавт, косметика, космодром, космолет, косметолог, космический, компас.
Логопед: Какими должны быть космонавты? (подбор прилагательных)
Умными, здоровыми, смелыми, внимательными, сильными, ответственными, целеустремленными, терпеливыми, дружными, выносливыми, решительными…
Подвижная игра «Космонавты»
взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:
«Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим, На такую полетим. |
Но в игре один секрет: Опоздавшим - места нет. Космонавты, полетим!» |
На полу раскладываются обручи – «ракеты». С последним словом дети отпускают руки и бегут занимать места в «ракетах». Тех, кому не хватило места в «ракетах», остаются на «космодроме». Затем все снова встают в круг, и игра повторяется.
Алиса: Набираю команду для путешествия на космическом корабле «Пегас». Отправится в полет тот, кто правильно подберет картинку к слову космический (ая, ое, ие)
Алиса: Молодцы, вы все достойны, называться космонавтами!
Упражнение «Составление предложений с использованием схем предлогов».
Ракета стартовала с космодрома. Ракета летит в космос. Ракета удаляется от Земли. |
Ракета приближается к Земле. Ракета вернулась на Землю.
|
Логопед: Составим рассказ по сюжетным картинкам.
Мы уверенно в полет отправились, Проявили все свои способности, Приспособились к невесомости – |
Условия не тепличные, Но мы ко всему привычные, И команда у нас отличная. |
Итог занятия – рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.