Конспект НОД по чтению
художественной литературы
на тему: К. Ушинский «Слепая лошадь» для детей подготовительной группы
Цель: Подведение детей к пониманию нравственного
смысла произведения.
Задачи:
Образовательная:
- формировать представления о нормах и правилах поведения, воспитывать навык культуры поведения;
- обогащать и активизировать словарь детей.
Развивающая:
- развивать умение детей последовательно передавать литературный текст, умение выражать своё отношение к событиям рассказа;
- расширять кругозор детей, развивать умение слушать;
- стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками;
- развивать слуховое внимание.
Воспитательная:
- воспитывать желание детей слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему;
- воспитывать у детей положительные качества: доброту, честность, отзывчивость;
- воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», вызывать желание приходить к ним на помощь;
- воспитывать желание сохранять правильную осанку в различных положениях, интерес к физическим упражнениям.
Форма проведения: Фронтальная.
Словарная работа: Роскошно, соболя, парча, рогатина, узда, три меры, хворать, хилеть, осунувшаяся крыша, князь, стреха, единодушно.
Предварительная работа: Чтение произведений К.Ушинского. Подготовка с детьми рассказа об К.Д Ушинском. Подбор пословиц о доброте, дружбе, честности (работа с родителями). Выставка книг К.Ушинского (работа с родителями). Рисунки детей по произведениям К.Ушинского.
Средства: портрет и выставка книг К.Д. Ушинского, сердечки из цветной бумаги с пословицей «Друга ищи, а найдёшь, береги».
Способы: Показ, загадка, речевое общение, поощрения, вопросы, сообщения детей об авторе.
Ход:
1. Вводная часть.
Воспитатель:
Белые листы у книг,
Много черных букв на них.
Для людей они важны,
Знать ребята их должны.
Если буквы будешь знать,
Сможешь книжку прочитать.
И услышишь в тот же час,
Увлекательный рассказ.
Ты узнаешь, сколько лет
Солнце нам дает свой свет.
Почему весной – цветы,
А зимой поля пусты.
Край родной узнаешь свой,
Мирный, сильный и большой.
Книга – друг хороший нам,
Прочитай – узнаешь сам!
2. Основная часть.
Воспитатель: Вот и на нашей выставке, которую вы сами составили, принеся книги из дома, много разных произведений. А что объединяет все эти книги, произведения? Кто автор этих книг?
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это?
Воспитатель: Сегодня девочки Вера и Лиза приготовили для нас рассказ об Ушинском. Давайте послушаем их внимательно.
Вера: Много лет тому назад в городе Тула, что не далеко от Москвы. Родился Константин Дмитриевич Ушинский. Отец у него был офицер, мама домохозяйка, занималась воспитанием детей. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком.
Учился на хорошо и отлично.
Лиза: После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки.
Воспитатель: Ребята, какие произведения К.Д. Ушинского вы знаете? О ком эти произведения?
Воспитатель: Молодцы. Какая большая и интересная выставка, как много интересных книг и творческих работ. А я хочу пополнить нашу выставку ещё одной книгой. О ком в ней пойдёт речь, догадайтесь:
Чей там хвост и чья там грива,
Словно по ветру летят?
Под копытами игриво
Искры яркие блестят...
Проскакал – и тут же скрылся!
Как сквозь землю провалился!
Кто же это? Вот загадка...
Это – резвая ...(Лошадка)
Словарная работа.
Роскошно - отличающийся роскошью, богатством.
Соболя – мех хищного зверька (соболь).
Парча - плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.
Рогатина - большая палка с развилиной на конце.
Узда - часть сбруи - ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного.
Три меры – мера – старинная русская единица ёмкости для сыпучих тел.
Хворать - болеть, хилеть – становиться хилым.
Осунувшаяся крыша – так говорят о человеке, который сильно похудел.
Князь - правитель города.
Стреха - нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, а также сама крыша, кровля, обычно соломенная.
Единодушно - полное согласие во мнениях, действиях.
Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь».
Физкультминутка
Дети произносят стихотворение с движением.
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскачу –
Не поеду, полечу!
Цок, цок, цок, цок.
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой.
Воспитатель: Ребята, ком эта сказка? Кем был для Уседома Догони-Ветер? Что однажды приключилось с купцом? Кто спас Уседома? Что обещал хозяин своему коню? Сдержал Уседом своё слово? Почему? Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой? Что велел сделать Уседом со слепой лошадью? Как чувствовал себя Догони-Ветер? (Одиночество.) Как вы понимаете слово «одиночество»? «Одиночество» - это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь. Чем закончилась сказка? Вот какой у нас получился пересказ К.Д. Ушинского «Слепая лошадь». Чему же научила вас эта сказка?
Воспитатель: Какие пословицы о доброте, дружбе, честности вы
знаете?
«Дружба дороже денег», «Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят», «Сам
погибай, а товарища выручай».
3. Заключительная часть.
Воспитатель: С произведением, какого автора мы сегодня познакомились? Как называется сказка? Чему учит нас эта сказка? Ребята, я тоже вспомнила очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!» Я хочу подарить вам эти сердечки, на которых написана эта пословица.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.