Конспект НОД по чтению художественной литературы на тему: К. Ушинский «Слепая лошадь» для детей подготовительной группы

  • docx
  • 05.10.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект НОД по чтению

художественной литературы
на тему: К. Ушинский «Слепая лошадь» для детей подготовительной группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Цель: Подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения.

Задачи:

Образовательная:

- формировать представления о нормах и правилах поведения, воспитывать навык культуры поведения;

- обогащать и активизировать словарь детей.

Развивающая:

- развивать умение детей последовательно передавать литературный текст, умение выражать своё отношение к событиям рассказа;

- расширять кругозор детей, развивать  умение слушать;

- стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками;

- развивать слуховое внимание.

Воспитательная:

- воспитывать желание детей слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему;

- воспитывать у детей положительные качества: доброту, честность, отзывчивость;

- воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», вызывать желание приходить к ним на помощь;

- воспитывать желание сохранять правильную осанку в различных положениях, интерес к физическим упражнениям.

Форма проведения: Фронтальная.

Словарная работа: Роскошно, соболя, парча, рогатина, узда, три меры, хворать, хилеть, осунувшаяся крыша, князь, стреха, единодушно.

Предварительная работа: Чтение произведений К.Ушинского. Подготовка с детьми рассказа об К.Д Ушинском. Подбор пословиц о доброте, дружбе, честности (работа с родителями). Выставка книг К.Ушинского (работа с родителями). Рисунки детей по произведениям К.Ушинского.

Средства: портрет и выставка книг К.Д. Ушинского, сердечки из цветной бумаги с пословицей «Друга ищи, а найдёшь, береги».

Способы: Показ, загадка, речевое общение, поощрения, вопросы, сообщения детей об авторе.

Ход:

1. Вводная часть.

Воспитатель: Белые листы у книг,
Много черных букв на них.
Для людей они важны,
Знать ребята их должны.
Если буквы будешь знать,
Сможешь книжку прочитать.
И услышишь в тот же час,
Увлекательный рассказ.
Ты узнаешь, сколько лет
Солнце нам дает свой свет.
Почему весной – цветы,
А зимой поля пусты.
Край родной узнаешь свой,
Мирный, сильный и большой.
Книга – друг хороший нам,
Прочитай – узнаешь сам!

2. Основная часть.

Воспитатель: Вот и на нашей выставке, которую вы сами составили, принеся книги из дома,  много разных произведений. А что объединяет все эти книги, произведения? Кто автор этих книг?

Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это?

Воспитатель: Сегодня девочки Вера и Лиза приготовили для нас рассказ об Ушинском. Давайте послушаем их внимательно.

Вера: Много лет тому назад в городе Тула, что не далеко от Москвы. Родился Константин Дмитриевич Ушинский. Отец у него был офицер, мама домохозяйка, занималась воспитанием детей. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком.

Учился на хорошо и отлично.

Лиза: После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки.

Воспитатель: Ребята, какие произведения К.Д. Ушинского вы знаете? О ком эти произведения?

Воспитатель: Молодцы. Какая большая и интересная выставка, как много интересных книг и творческих работ. А я хочу пополнить нашу выставку ещё одной книгой. О ком в ней пойдёт речь, догадайтесь:

Чей там хвост и чья там грива,
Словно по ветру летят?
Под копытами  игриво
Искры яркие блестят...
Проскакал – и  тут же скрылся!
Как сквозь землю провалился!
Кто же это? Вот загадка...
Это –  резвая ...(Лошадка)

Словарная работа.

Роскошно - отличающийся роскошью, богатством.

Соболя – мех хищного зверька (соболь).

Парча - плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.

Рогатина - большая палка с развилиной на конце.

Узда - часть сбруи - ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного.

Три меры – мера – старинная русская единица ёмкости для сыпучих тел.

Хворать - болеть, хилеть – становиться хилым.

Осунувшаяся крыша – так говорят о человеке, который сильно похудел.

Князь - правитель города.

Стреха - нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, а также сама крыша, кровля, обычно соломенная.

Единодушно - полное согласие во мнениях, действиях.

Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь».

Физкультминутка

Дети произносят стихотворение с движением.

Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскачу –
Не поеду, полечу!
Цок, цок, цок, цок.
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой.

Воспитатель: Ребята, ком эта сказка? Кем был для Уседома Догони-Ветер? Что однажды приключилось с купцом? Кто спас Уседома? Что обещал хозяин своему коню? Сдержал Уседом своё слово? Почему? Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой? Что велел сделать Уседом со слепой лошадью? Как чувствовал себя Догони-Ветер? (Одиночество.) Как вы понимаете слово «одиночество»? «Одиночество» - это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь. Чем закончилась сказка? Вот какой у нас получился пересказ К.Д. Ушинского «Слепая лошадь». Чему же научила вас эта сказка?

Воспитатель: Какие пословицы о доброте, дружбе, честности вы знаете?
«Дружба дороже денег», «Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят», «Сам погибай, а товарища выручай».

3. Заключительная часть.

Воспитатель: С произведением, какого автора мы сегодня познакомились? Как называется сказка? Чему учит нас эта сказка? Ребята, я тоже вспомнила очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!» Я хочу подарить вам эти сердечки, на которых написана эта пословица.