Конспект НОД по экологии для подготовительной к школе группы «Насекомые – наши друзья!»
Цель:
Продолжать знакомить с миром насекомых.
Учить детей не причинять вреда насекомым, бережно относиться к природе.
Научить видеть радоваться красоте всего живущего. Оборудование: письмо от хозяина тропы, фигурки или бумажные силуэты насекомых. Предварительная работа: проведение группового занятия по теме: «Насекомые».
Ход занятия:
- Ребята, нам пришло письмо то Лесовичка, он снова приглашает на тропу.
"Дорогие ребята! На нашей тропе есть много удивительных существ. Они есть везде: на земле, в воздухе, в почве. Эти существа удивительны и многообразны, называют их насекомыми. Среди насекомых есть много тех, кто приносит нам пользу. Сегодня вам предстоит с ними познакомиться и узнать какую пользу они приносят. Удачи вам!"
При виде бабочки (пчелы, шмеля) воспитатель говорит детям, какие замечательные существа насекомые, как они красивы и изящны. У всех у них шесть ног, крылья, на голове усики и большие глаза. Из-за необыкновенной красоты насекомых дети ловят их, и они мучительно умирают, теряя свою привлекательность. В природе становится все меньше крупных насекомых. Ловить и уничтожать их нельзя.
"Бабочка-красавица,
Очень мне уж нравится
Платьице твое!
Ты ж такая недотрога!
Мама говорит мне строго:
«Пусть летит она, не трогай
Крылышки ее!»"
Угадайте загадку:
"Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком" (Пчела)
- Да, это пчела. Давайте поищем этих насекомых. Где их можно найти?
- Возле цветущих растений всегда много пчел. Весной они кружат у цветущих деревьев, летом возле ароматных цветов на клумбе. Давайте подойдем к нашим цветам. Понаблюдайте за поведением пчел.
Пчелы собираю пыльцу, из которой потом готовят мед. Перелетая с цветка на цветок, пчелы переносят пыльцу и производят опыление. Благодаря этому цветы превращаются в ягоды, плоды, семена, которые мы употребляем в пищу. Не будет пчел, не будет растений.
"Пчёлка золотая сладенький медок
Собрала, летая, в глиняный горшок.
Собрала, летая по полям, лугам,
Устали не зная, дар бесценный нам.
Собрала, не скрою, летнее тепло,
Чтоб оно зимою нас согреть могло". (Тамара Маршалова)
- Вот вам новая загадка:
"Небесная Коровка
Уселась на ладошку." (божья коровка)
- А где мы можем найти божью коровку? На розах и цветущей юкке практически всегда можно найти божью коровку. Как вы думаете почему?
Присмотритесь внимательно, кого вы видите на этих растениях? На этих цветах обилие тли, а это основное лакомство для божьих коровок. Поедая тлю, они спасают растения. Поэтому не берите божьих коровок в руки, вы можете легко навредить этим нежным созданиям.
"Точка, точка,
Два крючочка –
Это лапки у жука.
Два блестящих лепесточка
Раздвигаются слегка.
Справа – точка, слева – точка,
В чёрных крапинках бока.
Я подую на жука –
Улетай за облака!
Словно красный вертолёт,
Прямо в небо он уйдёт". (Ф. Грубин)
- А теперь давайте понаблюдаем за еще одними удивительными созданиями:
Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (муравей)
Эти маленькие насекомые постоянно заняты делом, они никогда не сидят на месте. К сожалению, в нашем саду нет классического муравейника в виде небольшого холмика, но зато есть так называемые "городские муравейники". Они расположены в трещинах асфальта. Их легко обнаружить по небольшой кучке земли возле отверстия и, конечно же, по снующим туда-сюда муравьям. Сам муравейник с огромной системой ходов и залов расположен под землей. Это спасает от разорения людьми и животными. А еще один замаскированный муравейник есть под вишней.
"В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник-дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой". (С. Михалков)
- Действительно, у каждого муравья свое занятие. Не зря их называют неутомимыми тружениками. Одни муравьи проводят целый день в поисках пищи, другие заняты поиском строительного материала для муравейника, третьи охраняют жилище, четвертые воспитывают потомство. Строительство муравейника большой труд, разорять его нельзя. Муравьи надежные помощники человека. Они хищники и уничтожают многих вредных насекомых и их личинок.
- А теперь давайте поиграем. На слово "кузнечики" – прыгаем, "травы" – приседаем, "бабочки" – летаем, размахивая руками, "цветы" – складываем руки, как чашечки цветов.
Ведущий называет слова попеременно, увеличивая скорость.
Мы с вами познакомились с полезными насекомыми, но есть и такие, которые вредят нашим растениям. Давайте вместе подумаем, какие это насекомые? (тля, гусеницы, жуки-короеды, колорадский жук).
Давайте еще поиграем. На нашей клумбе притаились различные насекомые. Вам нужно их отыскать, собрать вредителей и оставить помощников.
«Раз, два, три. Начало игры». (На цветах и на земле лежат фигурки различных насекомых. Задача детей собрать вредителей и оставить полезных насекомых. Можно разделить детей на две команды и устроить соревнование. Если нет фигурок насекомых, можно использовать распечатанные силуэты. Располагать насекомых нужно так, чтобы их было видно, и чтобы при сборе не были повреждены растения.)
- Ну вот, наша прогулка окончена. Давайте вспомним, с какими насекомыми мы сегодня познакомились? Какую пользу они приносят?
Советы воспитателям: Занятие целесообразно проводить в солнечную погоду и после группового занятия на тему: "Насекомые". Можно включить в занятие и других насекомых (шмелей, стрекоз, жуков-солдатиков и др.). После занятия предложите детям нарисовать насекомых.
Если на вашем участке мало растений или нет насекомых, можно использовать фигурки насекомых. Их нужно заранее разместить в нужных местах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.