Конспект НОД по изобразительной
деятельности
в старшей группе «Золотая осень»
Тема: «Золотая осень»
Образовательная область: «Художественное творчество»
Цель:
· Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности.
· Продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы, композиции.
Программное содержание:
· Учить детей передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью), ветки разной длины.
· Закреплять навыки рисования листвы приёмом вертикального мазка (способ примакивания).
· Закреплять представления детей о характерных признаках осени.
· Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки
· Развивать мыслительную деятельность, память, связную речь, воображение и творчество.
· Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.
Материал: - белый лист бумаги А2 (для образца), - альбомные листы для детей, - репродукция - картина И. И. Левитана «Золотая осень», - мольберт, - акварельные краски, кисти №3, 6 (белка), - влажные салфетки, вода, - поролоновая губка на каждого ребёнка.
Методические приёмы: - показ и объяснение воспитателя, - музыкальное сопровождение, вопросы к детям, - напоминание о технике рисования, - наблюдение за работой детей, советы, - слушание музыки П. Чайковского, - рассматривание работ детей, - анализ работ детьми и воспитателем, - Д/И «Найди по описанию».
Предварительная работа: Знакомство детей с техникой тонирования листа бумаги, рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий с изображением осенних деревьев (осени).
Ход деятельности:
I. Вступительная часть.
Воспитатель: Ребята, кто у вас сегодня в гостях? Вы его знаете?
Дети: Лесовичок.
Воспитатель: Откуда он к нам пришёл?
Дети: Лесовичок к нам пришёл из леса.
Воспитатель: И пришёл не с пустыми руками. Что это?
Дети: Это иллюстрация картины.
Воспитатель: А где же хранятся настоящие картины?
Дети: В музеях, а также в картинной галерее.
Воспитатель: Ребята, а кто пишет картины?
Дети: Художники.
Воспитатель: А вы знаете, как зовут художника, написавшего эту картину?
Дети: Исаак Ильич Левитан.
Воспитатель: Вместе повторим фамилию художника.
Воспитатель: Ребята, как бы вы назвали эту картину? (высказывания детей)
Воспитатель: Почему картину назвали «Золотая осень»?
- Чему на картине отведено больше места: земле или небу?
- Почему земле больше?
- Что хотел показать художник?
- Деревья нарисованы на одном расстоянии друг от друга?
- Почему вы так решили? Докажите. (высказывания детей)
Воспитатель: Ребята, а вам нравится осень? Чем? (ответы детей)
Воспитатель: Мне, например, нравиться ходить по опавшим листьям, как по золотому ковру. Неправда ли, осенью очень красиво? Как будто добрый волшебник раскрасил всё вокруг яркими красками.
II. Основная часть.
Воспитатель: Лесовичок принёс ещё и посылку, и спрятал её в группе. Он хочет поиграть с вами в игру «Найди по описанию». Лесовичок будет подсказывать, а вы слушайте меня внимательно: «Эта посылка прямоугольной формы..., золотистого цвета..., справа от шкафа…. и т.д.»
Дети: Ура! Нашли.
Воспитатель: Откроем посылку, посмотрим, что внутри.
(дети достают по одному предмету и называют его)
Воспитатель: Смотрите, белый лист, не до конца закрашенный. Странно! Кисть, губка, акварельные краски, стакан-непроливайка…
Воспитатель: Как вы думаете, зачем всё это здесь? Для чего? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Лесовичок предлагает вам стать маленькими волшебниками (художниками).
Воспитатель: У меня к вам ещё один вопрос. Зачем в посылке губка?
Дети: Для тонирования листа.
Воспитатель: Как вы думаете, какую часть листа здесь следует затонировать? (ответы)
Показ воспитателя. (Воспитатель тонирует верхнюю часть листа губкой слева направо быстрыми движениями. Во время тонирования на листе проявляется силуэт берёзыствол и ветви.)
Воспитатель: Что это? Чего не хватает на дереве?
Дети: Листьев.
Воспитатель: Почему вы решили, что это берёза? (ответы детей) В: Какого цвета листья у берёзы осенью?
Дети: Жёлтого. Самостоятельная работа.
Дети подходят к столам, где лежат различные изобразительные материалы и приступают к работе: тонируют листы. Пока листы подсыхают, воспитатель проводит физкультминутку «Мы листики осенние». Дети берут из корзинки жёлтые берёзовые и разноцветные кленовые листья.
Воспитатель: Листья от какого дерева вы взяли?
Физкультминутка «Мы листики осенние» Мы листики осенние На ветках мы сидим Дунул ветер - полетели Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял Закружились, полетели И на землю тихо сели.
(Далее дети вешают на доску берёзовые листочки слева от рисунка, а кленовые справа.)
Воспитатель: А теперь нарисуем листву берёзе. Каким цветом? (жёлтым)
Воспитатель: Набираю на кисть воды и жёлтую краску. Рисую листья на ветках дерева быстро, прикладывая и отрывая кисть от бумаги, держа кисть наклонно к бумаге. Рисуем вертикальные мазки, этот способ рисования называется способом примакивания. (Дети рисуют на своих листках.)
Воспитатель: Нарисуем с вами ещё одно дерево. С чего начнём рисовать дерево?
Дети: Со ствола.
Воспитатель: Правильно. Нарисую кистью прямой высокий ствол. Для этого я наберу немного больше, чем необходимо, воды и краски на кисть, и проведу прямую линию.
Воспитатель: Каким цветом будем рисовать ствол? (коричневым)
Воспитатель: Получился ствол (рисуем сверху вниз, постепенно нажимая на кисть). Что же ещё, дети, мне нужно нарисовать, чтобы получилось дерево?
Дети: Веточки.
Воспитатель: Правильно. Вверху рисуем очень короткие веточки, чуть ниже - веточки подлиннее.
Воспитатель: Получилось дерево? (да)
Воспитатель: Теперь нарисуем дерево с разноцветными листьями. Какие краски будем использовать?
Дети: Жёлтая, красная, оранжевая.
Воспитатель: Такая разноцветная листва осенью бывает у клёна. Рисуем листья способом примакивания. Нарисовали жёлтые листья, затем хорошо промываем кисть водой и набираем краску красного цвета и т.д. (Во время самостоятельной работы детей звучит музыка П. Чайковского.)
III. Заключительная часть. Анализ работ.
- Какое время года изобразили в своих рисунках?
- Какие краски использовали?
- Какими способами рисовали? (тонирование, примакивание)
- У кого лучше получилось передать образ осеннего дерева?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.