Конспект НОД по коррекции речи. Тема "Фрукты"

  • doc
  • 17.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Фрукты.doc

Тема:  Фрукты

 

Цели:

1.     Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Фрукты».

2.     Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прила­гательных, согласование прилагательных с существительными).

3.    Совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Совер­шенствование навыка анализа предложений.

4.    Совершенствование навыка чтения предложений с пройденными буквами.

5.     Автомати­зация произношения звуков [л] и [л']. Дифференциация данных звуков в предложении.

6.    Развитие речевого слуха, фо­нематических представлений, общих речевых навыков, памяти, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

7.    Воспитание взаимопонимания, актив­ности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование. Магнитная доска, магниты, трафареты и лист­ки цветного картона для игры «Раскрась фрукты», плоскостные изображения посуды, фруктов, двух кукол, корзины, блюдце с на­резанными фруктами, тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с ка­рандашами, контейнер с полосками для анализа предложений.

Предварительная работа. Участие в приготовлении блюд из фруктов дома, приготовление яблочного сока на занятии по озна­комлению с окружающим.

 

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Со­здание эмоционального положительного фона. Развитие речево­го слуха.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие. Дети занимают места на стульчиках за столом.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о фруктах. И сейчас я прочитаю вам стихотворение «Фрукты». А вы слушай­те внимательно.

В саду

Фрукты растут на деревьях в саду. Яркие фрукты у всех на виду. Вот среди веток груши бочок. Груша зеленая, как кабачок. Яблоки красные, синие сливы. Спелые сливы вкусны и красивы. Персик румяный укрылся листком. Ты с этим фруктом, конечно, знаком? Солнечным соком лимон напоен. Светится золотом желтый лимон. В кроне зеленой висят апельсины, Солнцу подставив рыжие спины.

Что за художник у всех на виду Фрукты раскрасил в нашем саду?

2. Упражнение «Раскрась фрукты». [Развитие памяти. Расши­рение словаря прилагательных. Совершенствование грамматиче­ского строя речи (согласование прилагательных с существитель­ными).]

Логопед предлагает детям вспомнить, о каких фруктах гово­рится в стихотворении.

Логопед. Перечислите названия фруктов, о которых гово­рится в стихотворении.

Дети. Груша, яблоки, сливы, персик, лимон, апельсины.

Логопед помещает на магнитную доску трафареты фруктов, сделанные по принципу кармашков, с тем чтобы в каждый кармашек можно было вставить листок цветного картона, «раскрасив» фрук­ты таким образом. На столе он раскладывает листочки цветного картона.

Логопед. Я надеюсь, вы запомнили, что сказано о цвете фруктов в стихотворении. «Раскрасьте» фрукты, вставив в кармаш­ки листочки картона, и расскажите о них, подобрав как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?».(Зеленая, овальная, сочная, спелая груша. Красные, румяные, круглые, душистые яб­локи. Синие, овальные, атласные, ароматные сливы. Темно-желтый, румяный, мягкий, сладкий пер­сик. Желтый, овальный, кислый, гладкий лимон. Оранжевые, круглые, душистые, сочные апельсины).

3. Игра «Маленькие кулинары». [Совершенствование грамма­тического строя речи (образование относительных прилагатель­ных). Развитие фонематических представлений.]

Логопед раскладывает на столе плоскостные изображения фрук­тов и плоскостные изображения керамического горшочка, банки, бу­тылки, вазочки для варенья.

Логопед. А теперь я хочу предложить вам новую игру. Она называется «Маленькие кулинары». Сейчас вы выберите себе по­суду и фрукт, положите фрукт в посуду и расскажете, что вы при­готовите из этого фрукта, какое это будет блюдо. (Ребенок кладет плоскостное изображение двух яблок на плоскостное изображение керамического горшочка. «Я сварил яблочный джем» и т.д.)

4. Игра «Компот». [Совершенствование навыка слогового ана­лиза слов. Развитие общих речевых навыков.]

Логопед кладет на стол плоскостное изображение кастрюли. Логопед. Продолжаем готовить блюда из фруктов. Давайте все вместе сварим компот. Вы кладете в кастрюлю те фрукты, что у вас есть, и делите их названия на слоги. (Яб-ло-ки. В этом слове три слога. Сли-вы. В этом слове два слога. Гру-ши. В этом слове тоже два слога. Пер-сик. И в этом слове два слога). Логопед убирает изображения кастрюли и фруктов и достает блюдце с нарезанными фруктами.

Логопед. Молодцы. Какой ароматный компот. Давайте по­нюхаем его и скажем: «Ах, какой ароматный компот!»

Логопед предлагает детям выйти на ковер и встать в круг. Он держит блюдце на уровне носа детей. По команде логопеда дети делают глубокий вдох, не поднимая плечи, а на выдохе на мягкой атаке произносят предложенную фразу.

5. Подвижное упражнение «Садовник». [Развитие общих рече­вых навыков, координации речи с движением, тонкой моторики. Расширение глагольного словаря.]

Логопед убирает блюдце с фруктами и предлагает детям выпол­нить знакомое упражнение.

6. Специальная артикуляционная гимнастика или игра «Помоги куклам». [Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация произношения звуков [л] и [л']. Дифференциация данных звуков
в предложении.]

Логопед проводит с детьми специальную артикуляционную гим­настику или игру для автоматизации произношения поставленных звуков. Если с подгруппой детей проводится игра, логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения двух кукол с корзин­ками, а на столе раскладывает плоскостные изображения фруктов (яблока, лимона, апельсина, слив).

Логопед. Давайте поможем куклам Алле и Алене купить фрукты. Алла должна купить фрукты со звуком [л] в названиях, а Алена — со звуком [л']. Кладите кукле в корзину фрукт и состав­ляйте предложение. Я надеюсь, вы будете следить за произноше­нием звуков [л] и [л'].

Дети раскладывают фрукты в корзинки и закрепляют их с по­мощью магнитов.

(Алла купила яблоки. Алена купила лимон. Алена купила апельсин. Алена купила сливы).

Логопед хвалит детей за то, что они старались говорить пра­вильно, и убирает изображения с доски.

7. Работа в тетради [Развитие тонкой моторики. Совер­шенствование навыков звукобуквенного анализа.]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Возьмите карандаши и выполните штриховку ба­нана так, как показано стрелками.

Дети выполняют задание. Логопед предлагает им оценить рабо­ту друг друга.

8. Упражнение «Корзинка с фруктами». [Совершенствование навыка чтения предложений с пройденными буквами.]

Логопед предлагает детям закрыть тетради и убирает их и кон­тейнер со стола. А на стол он помещает корзинку с плоскостными изображениями фруктов.

Логопед. Выберите по одному фрукту и прочитайте предло­жения, написанные на них.

9. Упражнение «Составь схему». [Совершенствование навыка анализа предложений.]

Логопед убирает корзинку и плоскостные изображения фруктов и ставит на стол контейнер с полосками для анализа предложений.

Логопед. А теперь составьте схемы предложений, которые вы прочитали.

Дети выполняют задание. Логопед предлагает им проверить друг друга.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед подводит итог занятия, оценивает работу детей, выяс­няет, что нового они узнали, что вызвало у них особый интерес.