Тема: Фрукты
Цели:
1. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Фрукты».
2. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).
3. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Совершенствование навыка анализа предложений.
4. Совершенствование навыка чтения предложений с пройденными буквами.
5. Автоматизация произношения звуков [л] и [л']. Дифференциация данных звуков в предложении.
6. Развитие речевого слуха, фонематических представлений, общих речевых навыков, памяти, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
7. Воспитание взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности.
Оборудование. Магнитная доска, магниты, трафареты и листки цветного картона для игры «Раскрась фрукты», плоскостные изображения посуды, фруктов, двух кукол, корзины, блюдце с нарезанными фруктами, тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с карандашами, контейнер с полосками для анализа предложений.
Предварительная работа. Участие в приготовлении блюд из фруктов дома, приготовление яблочного сока на занятии по ознакомлению с окружающим.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона. Развитие речевого слуха.]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие. Дети занимают места на стульчиках за столом.
Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о фруктах. И сейчас я прочитаю вам стихотворение «Фрукты». А вы слушайте внимательно.
В саду
Фрукты растут на деревьях в саду. Яркие фрукты у всех на виду. Вот среди веток груши бочок. Груша зеленая, как кабачок. Яблоки красные, синие сливы. Спелые сливы вкусны и красивы. Персик румяный укрылся листком. Ты с этим фруктом, конечно, знаком? Солнечным соком лимон напоен. Светится золотом желтый лимон. В кроне зеленой висят апельсины, Солнцу подставив рыжие спины.
Что за художник у всех на виду Фрукты раскрасил в нашем саду?
2. Упражнение «Раскрась фрукты». [Развитие памяти. Расширение словаря прилагательных. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).]
Логопед предлагает детям вспомнить, о каких фруктах говорится в стихотворении.
Логопед. Перечислите названия фруктов, о которых говорится в стихотворении.
Дети. Груша, яблоки, сливы, персик, лимон, апельсины.
Логопед помещает на магнитную доску трафареты фруктов, сделанные по принципу кармашков, с тем чтобы в каждый кармашек можно было вставить листок цветного картона, «раскрасив» фрукты таким образом. На столе он раскладывает листочки цветного картона.
Логопед. Я надеюсь, вы запомнили, что сказано о цвете фруктов в стихотворении. «Раскрасьте» фрукты, вставив в кармашки листочки картона, и расскажите о них, подобрав как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?».(Зеленая, овальная, сочная, спелая груша. Красные, румяные, круглые, душистые яблоки. Синие, овальные, атласные, ароматные сливы. Темно-желтый, румяный, мягкий, сладкий персик. Желтый, овальный, кислый, гладкий лимон. Оранжевые, круглые, душистые, сочные апельсины).
3. Игра «Маленькие кулинары». [Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Развитие фонематических представлений.]
Логопед раскладывает на столе плоскостные изображения фруктов и плоскостные изображения керамического горшочка, банки, бутылки, вазочки для варенья.
Логопед. А теперь я хочу предложить вам новую игру. Она называется «Маленькие кулинары». Сейчас вы выберите себе посуду и фрукт, положите фрукт в посуду и расскажете, что вы приготовите из этого фрукта, какое это будет блюдо. (Ребенок кладет плоскостное изображение двух яблок на плоскостное изображение керамического горшочка. «Я сварил яблочный джем» и т.д.)
4. Игра «Компот». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие общих речевых навыков.]
Логопед кладет на стол плоскостное изображение кастрюли. Логопед. Продолжаем готовить блюда из фруктов. Давайте все вместе сварим компот. Вы кладете в кастрюлю те фрукты, что у вас есть, и делите их названия на слоги. (Яб-ло-ки. В этом слове три слога. Сли-вы. В этом слове два слога. Гру-ши. В этом слове тоже два слога. Пер-сик. И в этом слове два слога). Логопед убирает изображения кастрюли и фруктов и достает блюдце с нарезанными фруктами.
Логопед. Молодцы. Какой ароматный компот. Давайте понюхаем его и скажем: «Ах, какой ароматный компот!»
Логопед предлагает детям выйти на ковер и встать в круг. Он держит блюдце на уровне носа детей. По команде логопеда дети делают глубокий вдох, не поднимая плечи, а на выдохе на мягкой атаке произносят предложенную фразу.
5. Подвижное упражнение «Садовник». [Развитие общих речевых навыков, координации речи с движением, тонкой моторики. Расширение глагольного словаря.]
Логопед убирает блюдце с фруктами и предлагает детям выполнить знакомое упражнение.
6. Специальная
артикуляционная гимнастика или игра «Помоги куклам». [Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация произношения
звуков [л] и [л']. Дифференциация данных звуков
в предложении.]
Логопед проводит с детьми специальную артикуляционную гимнастику или игру для автоматизации произношения поставленных звуков. Если с подгруппой детей проводится игра, логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения двух кукол с корзинками, а на столе раскладывает плоскостные изображения фруктов (яблока, лимона, апельсина, слив).
Логопед. Давайте поможем куклам Алле и Алене купить фрукты. Алла должна купить фрукты со звуком [л] в названиях, а Алена — со звуком [л']. Кладите кукле в корзину фрукт и составляйте предложение. Я надеюсь, вы будете следить за произношением звуков [л] и [л'].
Дети раскладывают фрукты в корзинки и закрепляют их с помощью магнитов.
(Алла купила яблоки. Алена купила лимон. Алена купила апельсин. Алена купила сливы).
Логопед хвалит детей за то, что они старались говорить правильно, и убирает изображения с доски.
7. Работа в тетради [Развитие тонкой моторики. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа.]
Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Возьмите карандаши и выполните штриховку банана так, как показано стрелками.
Дети выполняют задание. Логопед предлагает им оценить работу друг друга.
8. Упражнение «Корзинка с фруктами». [Совершенствование навыка чтения предложений с пройденными буквами.]
Логопед предлагает детям закрыть тетради и убирает их и контейнер со стола. А на стол он помещает корзинку с плоскостными изображениями фруктов.
Логопед. Выберите по одному фрукту и прочитайте предложения, написанные на них.
9. Упражнение «Составь схему». [Совершенствование навыка анализа предложений.]
Логопед убирает корзинку и плоскостные изображения фруктов и ставит на стол контейнер с полосками для анализа предложений.
Логопед. А теперь составьте схемы предложений, которые вы прочитали.
Дети выполняют задание. Логопед предлагает им проверить друг друга.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед подводит итог занятия, оценивает работу детей, выясняет, что нового они узнали, что вызвало у них особый интерес.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.