Конспект НОД по коррекции речи. Тема "Овощи"
Оценка 5

Конспект НОД по коррекции речи. Тема "Овощи"

Оценка 5
doc
17.04.2020
Конспект НОД по коррекции речи. Тема "Овощи"
Овощи.doc

Тема:    Овощи

 

Цели:

1.           Активизация и актуали­зация словаря по теме «Овощи. Труд взрослых на полях и в огоро­дах».

2.           Обогащение экспрессивной речи словами с приставочными глаголами.

3.           Совершенствование грамматического строя речи (об­разование существительных с суффиксом -чик).

4.           Совершенствова­ние навыков звукобуквенного анализа и анализа предложений.

5.           Совершенствование навыка чтения.

6.           Развитие связной речи, зри­тельного внимания и восприятия, мышления, творческого вооб­ражения, общей, тонкой и артикуляционной моторики.

7.           Воспитание доброжелательности, вза­имопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитная доска, фломастеры, коврограф, сю­жетные картинки по числу детей, карточки со схемами предложе­ний, плоскостные изображения листьев капусты с написанными на них предложениями, резиновый мяч среднего размера.

Предварительная работа. Заучивание загадок об овощах на ин­дивидуальных занятиях с логопедом. Разучивание упражнения «Капуста».

 

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявления темы занятия. Зага­дывание детьми загадок об овощах. Развитие памяти, мышления, общих речевых навыков.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, объявляет тему занятия.

Логопед. Мы продолжаем разговор об овощах, и в начале занятия я предлагаю вам вспомнить и загадать друзьям загадки об овощах.

1. Скинули с Егорушки Золотые перышки. Заставил Егорушка Плакать без горюшка.

Дети. Это лук. У него золотистая кожица. Когда его чистят, начинают плакать, потому что щиплет глаза.

2. Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели и хвалили?

Дети. Это картофель. Его выкапывают из земли. Его можно печь в золе, жарить и варить.

3. Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи — Меня в них ищи.

Дети. Это капуста. У нее белый кочан. Из нее готовят щи.

4. В огороде вырастаю, А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят.

Дети. Это помидор. Из него варят томат, его кладут в щи и едят так.

Логопед. Молодцы. Мне очень понравилось, как вы загада­ли загадки. Но еще больше вы меня порадовали, когда объясняли, как вам удалось их угадать.

2. Упражнение «Расскажи, что делают люди». [Обогащение экс­прессивной речи словами с приставочными глаголами.]

Логопед раздает детям сюжетные картинки.

Логопед. Рассмотрите картинки и составьте предложения по ним. В ваших предложениях обязательно должно быть слово, образованное от слова брать: убирать, собирать, набирать и т. п.)

1. Люди убирают урожай моркови.

2. Девочки собирают огурцы.

3. Мальчики выбирают крупную картошку.

4. Мальчик забирает у девочки корзинку с поми­дорами.

Логопед. Повторите слова, которые отвечают на вопросы «Что делают? Что делает?»

Дети. Убирают, собирают, выбирают, забирает.

Логопед. Верно. И все эти слова образованы от слова брать.

3. Упражнение «Подбери схему». [Совершенствование навыка анализа предложений.]

Логопед помещает на магнитную доску две схемы предложений.

Логопед. Подберите предложения к этим схемам и объяс­ните, почему вы так решили.

1. Первая схема подходит к первому и третьему предложениям, потому что в них по четыре слова.

2. Вторая схема подходит ко второму предложе­нию, потому что в нем три слова.

Логопед. Молодцы. Вы справились с очень трудной зада­чей. Вы порадовали меня.

Логопед убирает картинки и схемы.

4. Разгадывание ребуса. [Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа.]

Логопед помещает на магнитную доску ребус.

Логопед. А сейчас я предлагаю вам разгадать ребус. Здесь зашифровано название овоща. Разгадывайте и рассказывайте, как вы это делаете.

1. Первой нарисована капля. Из этого слова нужно убрать две последних буквы. Останется кап.

2. Дальше нарисованы усы. Из этого слова нужно убрать последнюю букву. Останется ус.

3. Можно записать получившуюся часть сло­ва — капус.

Ребенок пишет часть слова на магнитной доске.

4. Дальше нарисована вата. Из этого слова нужно убрать первые две буквы. Останется та. Допишем эту часть слова.

Ребенок дописывает часть слова.

Дети. Капуста.

Логопед. Молодцы! Вы разгадали ребус.

Логопед убирает карточку с ребусом, стирает слово, написанное на доске.

5.     Чтение предложений с пройденными буквами. [Совершенст­вование навыка чтения.]

Логопед помещает на коврограф плоскостное изображения коча­на капусты.

Логопед. Вот такая капуста у нас выросла. Оторвите по одному листочку и прочитайте предложения.

1-й ребенок. У мамы капуста.

2-йребенок. Дай, мама, капусту.

3-й ребенок. А вот бобы.

4-й ребенок. Дай бобы, Вова.

Логопед. Вы отлично читаете!

Логопед убирает плоскостные изображения кочана капусты и ее листьев.

6.     Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляци­онной моторики.] Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им сделать несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики, уже отработанных на индивидуальных занятиях.

7.     Упражнение «Капуста». [Координация речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи.] Логопед предлагает детям сесть на ковер. Логопед. Отгадайте загадку.

Она растет у нас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

Дети. Это капуста.

Логопед. Давайте заготовим капусту на зиму.

Дети вместе с логопедом делают знакомое упражнение.

Тук! Тук! Тук! Тук!        Ритмичные удары ребром ладони по столу.

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили,

Перетерли,                   Хватательные движения обеими руками.

Посолили                      Указательный и средний пальцы трутся о

большой.

И набили плотно в кадку.       Удары обеими руками по столу.

Все теперь у нас в порядке!     Отряхивают руки.

8. Упражнение «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха, мыш­ления, связной речи.]

Логопед предлагает детям остаться на ковре.

Логопед. А сейчас я проверю, насколько вы внимательны. Игра «Что лишнее?» Морковь, яблоко, огурец, патиссон. Что лишнее?

1. Лишнее яблоко, потому что это фрукт, а мор­ковь, огурец, патиссон — овощи.

Логопед. Салат, огурец, помидор, кабачок. Что лишнее?

2. Лишний помидор, потому что он красный, а салат, огурец и кабачок — зеленые.

Логопед. Огурец, кабачок, репа, баклажан. Что лишнее?

3. Лишняя репка, потому что она круглая, а огу­рец, кабачок и баклажан — овальные.

Логопед. Репка, редька, свекла, редис. Подумайте о вкусе этих овощей.

4. Лишняя свекла, потому что она сладкая, а редька, редис и репа горьковатые на вкус.

Логопед. Какие молодцы! Отлично справились с заданием.

9. Игра «Назови по-другому» [Совершенствование граммати­ческого строя речи (образование существительных с суффиксом -чик).]

Логопед берет в руки мяч и предлагает детям образовать круг.

Л о г о п е д. Я хочу поиграть с вами в мяч. Я называю овощ и бросаю мяч. Вы ловите мяч и образуете слово от названия этого овоща с частицей -чик. Например, помидор — помидорчик.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям перечислить основные этапы занятия и оценить деятельность друг друга.


Тема: Овощи Цели: 1

Тема: Овощи Цели: 1

Упражнение «Расскажи, что делают люди»

Упражнение «Расскажи, что делают люди»

У мамы капуста. 2-йребенок. Дай, мама, капусту

У мамы капуста. 2-йребенок. Дай, мама, капусту

Игра «Назови по-другому» [Совершенствование граммати­ ческого строя речи (образование существительных с суффиксом - чик)

Игра «Назови по-другому» [Совершенствование граммати­ ческого строя речи (образование существительных с суффиксом - чик)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020