Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».
Воспитатель Горбатюк О.А.
Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства.
Задачи:
Образовательные:
· продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой;
· способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;
· вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки; учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту.
Развивающие:
· развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства;
· развивать умение делать выводы на основе исследования;
· развивать творческую активность.
Воспитательные
· воспитывать любовь к народному искусству;
· содействовать патриотическому воспитанию детей, воспитывать чувство гордости за наш народ.
Предварительная работа:
Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение стихотворений о матрёшке и народных промыслах России, отгадывание загадок и разучивание стихов о матрёшке.
Материалы и оборудование:
Матрёшки, подарочная коробка, презентация, аудиозаписи русской народной музыки.
Раздаточный: бумажные трафареты матрёшек, бумажная одежда для матрёшек, баночки с водой, металлические, деревянные предметы, материалы для опытов.
Ход: Организационный момент.
Здравствуй солнце золотое, Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок, Здравствуй маленький дубок,
Я живу в родном краю, и конечно всех люблю.
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете выражение «родной край»?
Правильно, это наша родина.
-Скажите как называется наша Родина?
-Как называется главный город нашей Родины?
-Кто президент ?
- Символ - это
предмет, его видишь и думаешь о России. Это особенные предметы, которые есть
только у нас в стране. (Для воспитателей: Символ – условный знак каких либо понятий).
- Какие
символы нашей Родины вы знаете? (береза, флаг, ромашка, самовар…)
Воспитатель: Ребята, но есть ещё и музыкальные символы. Послушайте музыкальное произведение. Как оно называется? («Калинка-малинка»).
-Сегодня вы познакомитесь ещё с одним символом, он спрятался в той коробочке. Кто это? Узнайте по стихотворению.
Красненький
платочек, Сарафан в цветочек.
Упирается рука, В деревянные бока.
А внутри секреты есть, Может пять, а может шесть.
Разрумянилась немножко, Наша русская матрёшка!
Воспитатель: Молодцы, сегодня мы познакомимся с ещё одним символом- матрёшкой.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на матрёшку, какая она? (нарядная, красивая, румяная, яркая)
-У матрёшки красные щеки, значит она какая? ( краснощекая).
-Уматрёшки черные брови, то она какая? (Чернобровая)
Дети в кинотеатре смотрят фильм про матрешек.
Матрешка - уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви и согласия. Русскую матрёшку знают везде, и никто не покидает Россию, не купив матрёшку на память.
-Ребята может кто-то знает как у нас в России появилась матрешка?
-Ну тогда послушайте сказку.
Один купец привез своим детям из далекой страны Японии интересную игрушку с сюрпризом - деревянный человечек с большой головой. Раскрываешь его - а там еще человечек, но поменьше. Открываешь его - а там ещё, и ещё.
Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, по фамилии Звездочкин, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Как-то позвал купец мастера Звездочкина к себе и увидел мастер необычную игрушку. И задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.
Взял Мастер деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. И получилась у него замечательная куколка, только простая, деревянная. Не очень красивая получилась, подумал мастер Звездочкин. Дайка я позову художника, пусть раскрасит её. Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков, их украшал красками, разрисовывал им сарафаны, платья, платочки. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. Вот так выглядели первые матрёшки.
С тех пор стали делать матрёшек в разных городах. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные. Появились семёновские, вятские, загорские, полхов-майданские матрёшки.
Воспитатель:Вот так ребята родилась русская матрёшка.
- Ребята, наши матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко поиграем
(Дети встают в круг, воспитатель берёт большую матрёшку, маленькие раздаёт детям).
У кого в руках матрёшка, Тот потопает с ней немножко!
У кого в руках матрёшка, Тот похлопает в ладошки!
Кто матрёшку в руки взял Тот задорно нам сплясал!
Кто матрёшку в руки взял, Тот красиво приседал!
У кого в руках матрешка тот попрыгает немножко
Кто матрешку в руки взял тот наклоны показал!
Воспитатель: А теперь девочки составят из матрешек хоровод в виде круга, а мальчики в виде квадрата.
Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты? (На голове у матрешки повязана косыночка, платочек, одевали матрешку в сарафан.
Воспитатель: Ребята, а что нарисовано у матрешки на сарафане? (Цветочки, горошки, полосочки).
Я, матрешка - сувенир, В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир Русская матрешка!
Опыт №1
Родитель: Ребята, из какого материала делают матрешек? (Из дерева).
Родитель: А из железа делают матрешку? (нет) бывают, в железных матрешках продают конфетки. А с какими матрешками и почему лучше играть? Мы сейчас проведём опыт и покажем.
Родитель: у
меня есть деревянная и железная палочка.
- Как вы думаете, дерево тонет в
воде? А железо? Давайте проверим: опустим деревянную и железную палочку в ёмкость
с водой. Почему не утонула деревянная палочка?
Вывод: Дерево легкое, поэтому и в воде не тонет. Поэтому лучше и
безопаснее играть деревянными матрешками.
Опыт №2
- Ребята, а дерево теплое или холодное? Как узнать? Перед вами на столах лежат 2 ложки: железная и деревянная. Приложите деревянную ложку к одной щеке, а железную к другой. Какая ложка холоднее? А какая теплее?
Опыт№3 К-Ребята, как по-вашему, что прочнее металл или дерево? (Дети пробуют переломить ложку, а затем зубочистку)
Вывод: Нельзя бросать матрешку. От часты ударов может сломаться.
Дети, а наша матрешка хочет поиграть с нами.
Хочется вам поиграть с матрёшкой?
Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора!
Игра «Собери матрешки» (Работа в группах. Дети собирают матрешки по цвету от маленькой до большой.)
Матрешка- это мать семейства. В большой маленькие и все меньше и меньше, как раньше в семьях, когда семьи были большие, было много детей в семье, старшие дети заботились о младших. Возьмите в руку любую матрёшку. По сигналу вы должны собрать все матрёшки..
Итог-рефлексия:
Воспитатель:
Педагог: Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали? Дети: О матрешке!
Воспитатель: - А кем мы были, когда расписывали матрешек? (Умельцами)
Педагог: Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек? Дети: Вырезают из дерева.
Сегодня, ребята, мы с вами познакомились с прекрасной русской народной игрушкой — матрешкой. Мы узнали, кто первым ее сделал, расписал. Узнали, почему она так называется. А еще мы много играли с этой игрушкой и поняли, какая она веселая и интересная. В память о нашем занятии я дарю вам маленьких матрешек.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.