Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

  • docx
  • 29.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русская матрешка-символ Родины моей.docx

 

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

Воспитатель Горбатюк О.А.

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства.

Задачи:

 Образовательные:

·        продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой;

·        способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;

·        вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки; учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту.

 Развивающие:

·        развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства;

·        развивать умение делать выводы на основе исследования;

·        развивать творческую активность.

 

Воспитательные

·        воспитывать любовь к народному искусству;

·        содействовать патриотическому воспитанию детей, воспитывать чувство гордости за наш народ.

Предварительная работа:

Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение стихотворений о матрёшке и народных промыслах России, отгадывание загадок и разучивание стихов о матрёшке.

Материалы и оборудование:

Матрёшки, подарочная коробка, презентация, аудиозаписи русской народной музыки.

Раздаточный: бумажные трафареты матрёшек, бумажная одежда для матрёшек, баночки с водой, металлические, деревянные предметы, материалы для опытов.

Ход: Организационный момент.

Здравствуй солнце золотое, Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок, Здравствуй маленький дубок,

Я живу в родном краю, и конечно всех люблю.

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете выражение «родной край»?

Правильно, это наша родина.

-Скажите как называется наша Родина?

-Как называется главный город нашей Родины?

-Кто президент ?

- Символ - это предмет, его видишь и думаешь о России. Это особенные предметы, которые есть только у нас в стране. (Для воспитателей: Символ – условный знак каких либо понятий).
- Какие символы нашей Родины вы знаете? (береза, флаг, ромашка, самовар…)

Воспитатель: Ребята, но есть ещё и музыкальные символы. Послушайте музыкальное произведение. Как оно называется? («Калинка-малинка»).

-Сегодня вы познакомитесь ещё с одним символом, он спрятался в той коробочке. Кто это? Узнайте по стихотворению.

Красненький платочек, Сарафан в цветочек.
Упирается рука, В деревянные бока.
А внутри секреты есть, Может пять, а может шесть.
Разрумянилась немножко, Наша русская матрёшка!

Воспитатель: Молодцы, сегодня мы познакомимся с ещё одним символом- матрёшкой.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на матрёшку, какая она? (нарядная, красивая, румяная, яркая)

-У матрёшки красные щеки, значит она какая? ( краснощекая).

-Уматрёшки черные брови, то она какая? (Чернобровая)

Дети в кинотеатре смотрят фильм про матрешек.

Матрешка - уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви и согласия. Русскую матрёшку знают везде, и никто не покидает Россию, не купив матрёшку на память.

-Ребята может кто-то знает как у нас в России появилась матрешка?

-Ну тогда послушайте сказку.

 Один купец привез своим детям из далекой страны Японии интересную игрушку с сюрпризом - деревянный человечек с большой головой. Раскрываешь его - а там еще человечек, но поменьше. Открываешь его - а там ещё, и ещё.

 Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, по фамилии Звездочкин, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Как-то позвал купец мастера Звездочкина к себе и увидел мастер необычную игрушку. И задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.

Взял Мастер деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. И получилась у него замечательная куколка, только простая, деревянная. Не очень красивая получилась, подумал мастер Звездочкин. Дайка я позову художника, пусть раскрасит её. Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков,  их украшал красками, разрисовывал им сарафаны, платья, платочки. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. Вот так выглядели первые матрёшки.

С тех пор стали делать матрёшек в разных городах. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные. Появились семёновские, вятские, загорские, полхов-майданские матрёшки.

Воспитатель:Вот так ребята родилась русская матрёшка.

- Ребята, наши матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко поиграем

(Дети встают в круг, воспитатель берёт большую матрёшку, маленькие раздаёт детям).

У кого в руках матрёшка, Тот потопает с ней немножко!

У кого в руках матрёшка, Тот похлопает в ладошки!

Кто матрёшку в руки взял Тот задорно нам сплясал!

Кто матрёшку в руки взял, Тот красиво приседал!

У кого в руках матрешка тот попрыгает немножко

Кто матрешку в руки взял тот наклоны показал!

Воспитатель: А теперь девочки составят из матрешек хоровод в виде круга, а мальчики в виде квадрата.

Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты? (На голове у матрешки повязана косыночка, платочек, одевали матрешку в сарафан.

Воспитатель: Ребята, а что нарисовано у матрешки на сарафане? (Цветочки, горошки, полосочки).

Я, матрешка - сувенир, В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир Русская матрешка!

Опыт №1

Родитель: Ребята, из какого материала делают матрешек? (Из дерева).

Родитель: А из железа делают матрешку? (нет) бывают, в железных матрешках продают конфетки. А с какими матрешками и почему лучше играть? Мы сейчас проведём опыт и покажем.

Родитель: у меня есть деревянная и железная палочка.
- Как вы думаете, дерево тонет в воде? А железо? Давайте проверим: опустим деревянную и железную палочку в ёмкость с водой. Почему не утонула деревянная палочка?
Вывод: Дерево легкое, поэтому и в воде не тонет. Поэтому лучше и безопаснее играть деревянными матрешками.
Опыт №2

- Ребята, а дерево теплое или холодное? Как узнать? Перед вами на столах лежат 2 ложки: железная и деревянная.  Приложите деревянную ложку к одной щеке, а железную к другой. Какая ложка холоднее? А какая теплее?

Опыт№3 К-Ребята, как по-вашему, что прочнее металл или дерево? (Дети пробуют переломить ложку, а затем зубочистку)

Вывод: Нельзя бросать матрешку. От часты ударов может сломаться.

 

Дети, а наша матрешка хочет поиграть с нами.

Хочется вам поиграть с матрёшкой?

Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора!

Игра «Собери матрешки» (Работа в группах. Дети собирают матрешки по цвету от маленькой до большой.)

 Матрешка- это мать семейства. В большой маленькие и все меньше и меньше, как раньше в семьях, когда семьи были большие, было много детей в семье, старшие дети заботились о младших. Возьмите в руку любую матрёшку. По сигналу вы должны собрать все матрёшки..

Итог-рефлексия:

Воспитатель:

Педагог: Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали? Дети: О матрешке!

Воспитатель: - А кем мы были, когда расписывали матрешек? (Умельцами)

Педагог: Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек? Дети: Вырезают из дерева.

Сегодня, ребята, мы с вами познакомились с прекрасной русской народной игрушкой — матрешкой. Мы узнали, кто первым ее сделал, расписал. Узнали, почему она так называется. А еще мы много играли с этой игрушкой и поняли, какая она веселая и интересная. В память о нашем занятии я дарю вам маленьких матрешек.