Воспитательный час по
Программе «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни»
Тема: «Правила пожарной безопасности и поведение при пожаре».
Задачи:
- обучить детей мерам пожарной безопасности;
- сформировать у детей элементарные знания об опасных последствиях пожаров;
- познакомить детей со средствами пожаротушения;
- продолжать учить детей правильно вызывать пожарную службу по телефону,
- продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнём:
- расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность.
- воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
Оборудование и материалы: картинки по теме, д/и «Что может привести к пожару», шар, дерево на плакате А3 и шарики с вопросами, клей, манка, раздаточные картинки на каждого ребенка
Ход занятия.
Ритуал приветствия:
- Встали дети, стали в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Я рада видеть вас, ребята, на нашем занятии! Давайте, поприветствуем друг друга. Я начну: « Я рада тебя видеть, Карина!»
(Дети рассаживаются полукругом на стульчиках.)
Воспитатель: Знают взрослые и дети -
В самых дальних концах земли,
Люди сколько жили на свете
Пуще глаза огонь берегли!
Сохраняли его как умели -
Всемогущий горячий огонь.
И хоть тысячу лет пролетело
Людям нужен по-прежнему он.
- Как вы думаете, ребята, о чем мы с вами сегодня будем говорить? ( об огне).
- Совершенно верно, ребята.
- А вы слышали пословицу: «Человек без огня не живет ни дня? Огонь нас сопровождает везде – он нам светит, греет нас и кормит.
Знают все – человек без огня. Не живёт ни единого дня. При огне, как при солнце светло, При огне и зимою тепло. Посмотрите ребята вокруг: Нам огонь – повседневный наш друг. ( показ картинок).
Но когда мы небрежны с огнём, Он становится нашим врагом.(показ картинок).
- Ребята, как говорит известная легенда, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. В наказание бог Зевс велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день прилетал к Прометею орел и клевал ему печень. Так продолжалось тысячелетия. Столь дорогая плата требует внимательного и бережного отношения к огню. В древние времена зажечь огонь было тяжело, и люди постоянно поддерживали его в костре или очаге. В наши дни, чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а вот чтобы потушить пожар требуются нечеловеческие усилия, огромные средства и силы.
Пожар развивается быстро, а иногда так стремительно, что люди не успевают покинуть опасное место. Например, автомобиль сгорает за 40 секунд.
- Ну, а что может привести к пожару, вы мне это сейчас сами и расскажете.
Я предлагаю вам сыграть в игру «Что может привести к пожару».
Суть игры такова: я буду вам показывать картинки, а ваша задача состоит в том, что если предмет может вызвать пожар, вы говорите хором - да…а если не может вызвать пожар, то хором говорите – нет.
Д/игра: «Что может привести к пожару» ( воспитатель показывает картинки, а дети отвечают да или нет).
- Отлично, вы справились с заданием.
- Ребята, огонь каждый день помогает человеку. Делает нашу жизнь интереснее, уютнее и теплее. Заглянем в любой дом, и мы увидим много предметов, приборов, которые нам необходимы. Но они представляют при неумелом и беспечном использовании большую опасность.
- И я предлагаю вам сейчас поиграть в игру под названием «Если возник пожар». (Воспитатель напоминает правила игры.)
- Для игры нам понадобиться воздушный шар. Я буду загадывать вам загадки, а тот, кому я вложу в руки шар, должен будет отгадать ее.
Воспитатель:
Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой…….
Ребёнок. Пожар. (Передача шара.)
Воспитатель. Раз, два, три, четыре – у кого пожар ….
Ребёнок. В квартире. (Передача шара.)
Воспитатель. Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил …
Ребёнок. Утюг. (Передача шара.)
Воспитатель. Красный отблеск побежал. Кто со спичками ….
Ребёнок. Играл. (Передача шара.)
Воспитатель Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил бельё над ….
Ребёнок. Газом. (Передача шара.)
Воспитатель. Помни каждый гражданин этот номер …..
Ребёнок. Ноль один. (передача шара.)
Воспитатель. Дым увидел – не зевай и пожарных ….
Ребёнок. Вызывай. (Передача шара.)
- Отлично, ребята.
- А сейчас, давайте посмотрим на картинку. (горящая местность и пожарные).
Воспитатель: Ребята, раньше не было пожарных машин, пожарные выезжали на лошадях, ехали медленно. Дома были деревянные, горели быстро. У пожарных были только бочки с водой, топоры, ломы. Воды было мало даже на один дом.
Пожарные, по сути, не тушили пожар, а только не давали огню перейти на другие постройки.
Наиболее доступным подручным средством борьбы с пожаром сейчас является вода.
Если вода в пожарной машине закончилась, пожарные могут набрать ее из ближайшего водоема насосом.
И сейчас мы с вами тоже попробуем поработать насосами. (дыхательная гимнастика + физминутка «Насос»).
Воду можно применять, когда горят обычные материалы (дерево, бумага, ткани). Водой нельзя тушить горящую электрическую аппаратуру, находящуюся под напряжением, или воспламенившуюся жидкость (бензин, ацетон).
При тушении пожара в зимнее время используют снег. Песок пригоден для тушения небольших пожаров, но не подходит для тушения горючих жидкостей. Для борьбы с огнем можно использовать зеленые ветви, мокрые тряпки, стиральный порошок, землю и т.д.
Уже ближе к нашим временам появились огнетушители, которые заправлены специальной пеной для тушения пожара. Такие огнетушители находятся на каждом предприятии.
Огнетушитель заменяет целую ванну воды, и поэтому является эффективным средством спасения, но применяя его, помните, что они работают недолго (около минуты) и предназначены для тушения небольших очагов возгорания.
ЗАПОМНИТЕ: Пенным огнетушителем нельзя тушить электрооборудование, находящееся под напряжением.
А сейчас я предлагаю вам сыграть в очередную игру под названием «Это я, это я, это все мои друзья». Правила просты: я читаю вам фразы, если эти слова про вас, вы хором отвечаете - «Это я, это я, это все мои друзья». А если слова не про вас, вы говорите «Нет, не я, нет, не я и не все мои друзья». (ПРОВОДИТСЯ ИГРА).
-Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
-Кто из вас, заметив дым, говорит – «Пожар, горим!»
-Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
- А теперь признайтесь в том, кто из вас шалит с огнем?
- Замечательно, ребята.
Воспитатель: Чтобы сообщить о пожаре, какой номер нужно набрать?
Дети: «01».
- Сам не справишься с пожаром.
Этот труд не для детей.
Не теряя время даром, «01» звони скорей.
Набирай умело, чтоб не всё сгорело!
А для выполнения следующего задания я предлагаю вам пройти к своим столам.
Воспитатель: Перед каждым из вас картинка, на которой горит местность. Ваша задача: как можно быстрее потушить песком огонь. (Дети наносят клей на изображение огня, затем посыпают манкой.)
- Я смотрю, вы уже справились с заданием. Молодцы.
Ну, тогда я хочу вам напомнить правила, которые вы должны знать и помнить.
1. Если огонь не большой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылить кастрюлю с водой.
2. Если огонь не погас, надо выбежать из дома в безопасное место и обязательно закрыть плотно двери, т.к. от воздуха огонь разгорится сильнее.
3. Надо сразу же сообщить о пожаре, позвонить по телефону «01» и сообщить адрес, по которому случился пожар.
4. При пожаре дым опаснее огня. Стоит вдохнуть его несколько раз и может закружиться голова. Нужно лечь на пол, т.к. дым поднимается к верху. Не надо прятаться от дыма в шкафу, под кроватью, - так от дыма не спастись, а пожарные долго не могут найти детей из-за этого.
- Ну, что запомнили правила? Тогда посмотрите сюда…
Рефлексия:
Воспитатель обращает внимание на необычное дерево:
Как у наших у ворот
Чудо- дерево растет,
Ни листочка на нем,
Ни цветочка на нем,
Лишь растут на нем шары -
Все с вопросами они.
- Сейчас каждый из вас по очереди будет подходить к дереву, снимать по одному понравившемуся шару, читать вслух вопрос, расположенный на обороте шара.
Если вы правильно ответите на вопросы, то дерево опять зацветет..
Шар 1: Какой номер нужно набрать в случае пожара?( ответы детей)
Шар 2: Что нужно сообщить по телефону, если пожар? (ответы детей)
Шар 3: Если огонь не большой, ваши действия? (ответы детей)
Шар 4: Отчего возникает пожар? (ответы детей)
Шар 5: Почему нельзя прятаться при пожаре? (ответы детей)
Шар 6: Чем можно потушить пожар? (ответы детей)
Вы, ребята, молодцы! Я очень рада , что вы знаете правила пожарной безопасности. И усвоили правила поведения при пожаре.
Воспитатель: Самое главное – не играйте никогда с огнем. Из рыжего котенка он может превратиться в злого тигра. И тогда будет беда.
А я благодарю вас за участие и за проведенное время вместе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.