Конспект НОД по познавательному развитию «Птицы» в старшей группе с использованием интерактивных технологий
Цель: Систематизация знаний детей о птицах.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и расширить представление детей о птицах: их внешнем виде, строении, образе жизни, среде обитания;
- Развивать умение узнавать, называть, сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия: в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи;
- Закрепить умение классифицировать птиц на перелётных и зимующих;
- Закрепить умение отгадывать загадки;
- Учить устанавливать причинно-следственные связи (клюв – еда; птицы не умеют делать себе запасы на зиму, поэтому улетают в тёплые страны и называются перелётными);
- Закрепить в активном словаре слова: зимующие, перелётные, насекомоядные, зерноядные, названия частей тела птиц;
- Закрепить умение составлять рассказ по схеме;
- Упражнять детей в использовании сложноподчинённых предложений.
Развивающие:
- Развивать умение договариваться и работать в паре, в группе, соблюдая правила;
- Развивать навыки сотрудничества, толерантного поведения, умение примерять на себя роль лидера;
- Развивать умение анализировать свою деятельность.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: Наблюдения за птицами на участке детского сада, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций, чтение произведений о птицах, знакомство с пословицами, стихотворениями о птицах, разгадывание загадок.
Оборудование: Мяч, картинки с изображением зимующих и перелётных птиц; карточки с изображением строения птиц, их сходством и отличием; круги разного размера для классификации птиц; конверты с загадками и заданиями к играм «Четвёртый лишний» и «Составь рассказ по схеме»; «дерево знаний»; алгоритм работы в парах и в группах.
Форма проведения: НОД с использованием интерактивных технологий.
Организационный момент:
- Мы в окошко поглядели, повернулись и друг другу улыбнулись.
Сюрпризный момент:
-Дети, сегодня к нам в детский сад пришло письмо (педагог достаёт из конверта письмо). Ребята, здесь загадка для вас:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв
И два крыла.
Прилетит - плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это -. птица
- Дети, поднимите руку, кто из вас знает много птиц? Пожалуй, стоит вас проверить. Для начала я предлагаю вам встать в ХОРОВОД, и, передавая мяч друг другу, назвать птиц, которых вызнаете.
«Ну-ка дружно, веселей в хоровод вставай скорей!»
- Во время игры необходимо соблюдать правила: выслушивать ответы, не перебивая друг друга и не повторять два раза одно и то же.
- Где мы можем увидеть птиц? (на улице, в лесу, в парке, на участке д/с…
-Чем похожи птицы? Что есть у всех птиц? (крылья, клюв, перья, яйца, голова) Выкладываю картинки.
- Чем отличаются? (размером, окраской, формой клюва, хвоста, чем питаются,) Картинки
- А почему клюв у птиц разный? (насекомоядные, зерноядные)
-Посмотрите, всех птиц можно объединить в один большой круг (белый круг)
- А всех ли птиц, которых вы назвали, мы можем увидеть сейчас?
- Как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? (зимующие)
- Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (перелётные)
- Значит всех птиц можно разделить на зим. и переел. (2 круга поменьше – синий и зелёный)
- Как выдумаете, почему перелётные птицы улетают от нас на зиму? (боятся морозов, нечем питаться, не умеют делать себе запасы корма, добывать его в зимн. условиях).
- А почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (эти птицы не боятся морозов, добывают себе еду даже в самые холодные зимы, отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, съедают семена из шишек)
Интерактивная технология «Карусель»
- А теперь давайте посмотрим, знаете ли вы перелётных птиц и зимующих. Я предлагаю вам прокатиться на карусели. Для этого вам нужно разделиться на пары. (Дети делятся на пары)
- Все возьмите по одной картинке и договоритесь, кто из вас займёт красный круг, а кто зелёный. Дети, стоящие на красном круге держите картинку перед собой, а кто стоит на зелёном круге – держите картинку за спиной. Ваша задача - по моему хлопку назвать птицу и определить перелётная она или зимующая. Если вы сомневаетесь в ответе, спросите у меня.
(Затем дети меняются местами).
- Теперь вы знаете, какие из птиц зимующие, а какие перелётные. Давайте поместим птиц в круги. Зимующих в синий круг, перелётных в зелёный круг (дети размещают птиц).
«Дерево знаний» (на дереве конверты с игрой «Четвёртый лишний» и с карточками для составления рассказа про птиц).
- Ребята, смотрите, на дереве знаний висят какие-то конвертики. Интересно, что же там может быть? Давайте проверим. (Первый конверт снимаю сама, а остальные – дети).
- Оказывается, птицы предлагают нам интересные задания. Выполним их?
- На карточке нарисованы птицы. Ваша задача определить, какая из четырёх птиц лишняя и почему?
- Для этого нам необходимо разделиться на пары.
- Давайте вспомним главные правила работы в парах.
Показ алгоритма взаимодействия в паре.
(Дети договариваются, объединяются в пары, выполняют задание, и один ребенок рассказывает)
Интерактивная технология «Работа в парах»
1. Синица, воробей, снегирь, сова (размер)
2. Ворона, сорока, воробей, ласточка (перелётная)
3. Сова, тетерев, глухарь, синичка (размер)
4. Голубь, кукушка, снегирь, курица (дом. птица)
5. Скворец, ласточка, утка, сорока (зимующая)
Интерактивная технология «Работа в группах» (составление рассказа о птице по схеме)
- Дети, на дереве знаний остались ещё 2 конверта. Давайте посмотрим, что же в них? Не открываются. Тут написано, что мы сможем открыть, если отгадаем загадки.
Загадка про синичку
По лесам, садам летаю,
Мушек, мошек собираю
И личинок, и жучков
Короедов, червячков,
А зимою на дорожке
Собираю часто крошки.
Я весёленькая птичка
И зовут меня …
(Синичка)
Загадка про ласточку (КАРТИНКИ)
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
- Синичка и ласточка просят вас составить про них рассказ по схеме. Карточки схемы находятся в конверте.
- Итак, вам надо составить рассказ про синичку и ласточку. Для этого необходимо разделиться на две группы. Давайте разделимся по считалке «Синичка-ласточка».
Повторим правила работы в группах (алгоритм).
Дети выполняют задания. Капитан рассказывает.
Анализ занятия Интерактивная технология «Интервью»
- Ребята, о том, чем мы сегодня занимались, и какое задание вам понравилось больше всего, расскажите журналисту.
Дети по считалочке выбирают журналиста. Ребёнок – журналист, используя картинки, задает детям вопросы.
- Что нового узнали?
- Что больше всего понравилось?
- Что было трудно?
- С кем понравилось играть больше всего?
- В какие игры играли?
-В какую игру больше всего понравилось играть?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.