Конспект НОД по познавательному развитию «Таинственный космос»
Интеграция образовательных областей:
«Познание» (формирование целостной картины мира),
«Художественно-эстетическое развитие» (музыка,
чтение художественной литературы), «Социально
коммуникативное развитие».
Образовательные задачи: обобщить знания детей о
космосе; закрепить знания о планетах солнечной системы. Уточнить смысл
некоторых слов (ракета, планета, космонавт, скафандр, реактивный, сопло)
показать разнообразие видов звезд и созвездий; Обогащать и активизировать
словарь детей по теме «Космос». Формировать представления детей о машинах,
обеспечивающих перемещение человека в космос.
Развивающие задачи: Способствовать развитию основ логического мышления
(сравнивать, сопоставлять), развивать творческое воображение, развивать умения
применять знания, умения и навыки, полученные на занятии, проявлять активный
познавательный интерес;
Воспитательные задачи: Воспитывать культуру поведения. Создавать
положительное эмоциональное настроение. Воспитывать культуру общения.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о предстоящем празднике 12 апреля – «День космонавтики».
Рассматривание предметных картинок с изображением первых космонавтов, спутников
Земли, космических станций.
Первоначальное знакомство с Вселенной, Солнцем и солнечной системой.
Рисование планет, космических спутников и космонавтов в скафандре.
Чтение стихотворений, сказок и рассказов: Н. Носов «Незнайка на луне» (главы из
сказки, П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп», В. Бороздин «Первый в
космосе».
Дидактические игры: «Будущие космонавты», «Звезды и планеты».
Строительная игра «Космодром».
Материал: картинки на космическую тематику, готовый макет неба, геометрические
фигуры.
Ход НОД
1. Я хочу сегодня поговорить с вами о, а о чем отгадайте:
Открылась бездна, звезд полна,
Звездам этим нет числа, а у бездны нету дна.
(Космос) .
На чем можно отправиться в космос? (ответы детей) Можно ли на самолете,
вертолете? Почему? (ответы детей) Самолет в космос не может полететь,
потому что там нет воздуха. Для чего самолету воздух? (ответы детей) Самолет
взлетает и летит, как бы опираясь крыльями на воздух, как делают это и птицы.
А кто знает, как ракета поднимается в воздух? (ответы детей) Земля наша
очень сильная: все притягивает к себе и никуда от себя не отпускает. Чтобы
преодолеть земное притяжение, надо очень быстро лететь. Ни автомобиль, ни
самолет не могут так быстро передвигаться. И только у ракеты есть такой мощный
двигатель, который может разогнать ее до такой скорости. Ракета самая быстрая,
благодаря тому, что у ракеты особый двигатель - реактивный. (Рассматривание
картины с изображением ракеты. Повторить слово «реактивный»). Перед стартом
баки ракеты загружают горючим. По команде «Зажигание!» горючее вспыхивает и
начинает гореть, превращаясь в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается
через узкое отверстие в днище ракеты- сопло. (Повторение слова «сопло»)
Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в противоположную. С
помощью руля управляют струей вылетающих газов, и ракета летит в нужном
направлении. Хотите увидеть, как работает реактивный двигатель?
2. Опыт с шариком.
Надуйте воздушные шарики и крепко сожмите горлышко. Дети выполняют. Что внутри
шарика? (Воздух) Воздух внутри шарика не может вырваться наружу.
Разожмите пальцы. Что изменилось? (ответы детей) Воздух устремился
наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик
полетел в противоположном направлении от выходящей из него воздушной струи. Так
работают все реактивные двигатели.
3. Скажите, а какой праздник будет отмечать наша страна 12 апреля?
(ответы детей) Правильно, день Космонавтики. Что это за праздник? (ответы
детей) Рассказ воспитателя о первом космонавте.
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории,
совершившим полёт в космическое пространство. Ракета-носитель Восток с кораблём
«Восток-1», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома
Байконур. После 108 минут пребывания в космосе, Гагарин успешно приземлился в
Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962
года, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём
космонавтики.
Ребенок читает стихотворение В. Степанова
Юрий Гагарин.
В космической ракете
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
4. Просмотр фотографий из альбома.
5. А что есть в космическом пространстве (планеты, астероиды, черные
дыры, кометы, космический мусор, звезды)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (земля).
Какие еще есть планеты, давайте посчитаем их.
Пальчиковая гимнастика «Планеты Солнечной системы»
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
Восьмой - Нептун.
6. Каждый из нас родился под каким-либо созвездием. Что это такое? (ответы
детей) Назовите под каким вы родились. (ответы детей) Какое самое
известное и почти всегда видимое? (Большая и малая медведица). Как мы
узнаем ее? (по ковшу)
Выкладывание созвездия Большой медведицы.
7. Предлагаю поиграть в игру «Ракета»
Ждут нас быстрые ракеты, для полетов на планеты.
(дети поднимают руки вверх, ладошка к ладошке, изображают ракету)
На какую захотим на такую полетим.
(Дети делают выпад вправо, правую руку к лбу – смотрим и выбираем планеты,
то же влево)
Но в игре один секрет
(дети грозят пальце),
опоздавшим места нет!
(Руки скрестно)
под музыку дети бегают по групповой комнате, музыка закончилась детям нужно
встать в обруч - ракету, кто не успел – выбыл. (играть 2 раза)
8. Каждый из вас мечтает полететь к звездам, а кто построит нам средство
для полета? (ответы детей) Давайте превратимся в конструкторов и
смастерим космические аппараты. Дети под музыку конструируют из геометрических
фигур космические корабли.
Рефлексия
Что вам сегодня понравилось больше всего?
Что запомнилось?
Возникали ли какие-либо трудности?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.