КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХ»
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса
к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха,
расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных,
растений;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Демонстрационный и раздаточный материал для экспериментирования:
1. Воздушные шары.
2. Полиэтиленовые пакеты, зубочистки.
3. Стаканы с водой, соломинки.
4. Мыльные пузыри
5. Фломастеры.
6. Овощи и фрукты.
7. Гуашь, кисточки, бумага белая.
Ход непосредственно - образовательной деятельности:
Воспитатель: Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом. (Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это лежит на подоконнике? (обратить внимание детей на воздушный шар, залетевший в гости). Какой это шарик? (воздушный) Как вы думаете, почему он так называется? (потому что он наполнен воздухом). Чтобы шарик стал воздушным, ему необходим воздух. А кому еще необходим воздух? (ответы детей; растениям, животным и человеку)
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория).
Воспитатель: в лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать
тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно,
внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
«Лаборатория» представляет собой отдельно стоящий стол с пустыми полиэтиленовыми пакетами и острыми палочками по количеству детей, а также столы по количеству детей для непосредственного экспериментирования. На каждого ребенка необходим стаканчик с водой, коктейльная трубочка, колпачок от фломастера, кисточка, гуашь, заранее разведенная водой, лист бумаги.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, где находится воздух? (повсюду; вокруг нас). Как
можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Воспитатель: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится?
Какой он? Вы его видите?
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно
проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
Воспитатель: А вы знаете, что можно услышать воздух? Как его можно услышать?
(ответы детей)
(Дети шагают по кругу, затем встают вместе с воспитателем подходят к другим столам).
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать
Качество – внимательность,
А поможет все узнать
Наша наблюдательность!
Эксперимент № 2 «Слышим воздух»
Воспитатель: Если подуть в крышку от фломастера.
Воспитатель: Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух).
Воспитатель: А ещё у меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (Писк, воздух). С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли колпачки от фломастера и шарик).
Воспитатель: А вы знаете, что с помощью наших ладошек можно исследовать, каким образом звук распространяется в воздухе.
Воспитатель: Когда мы хлопаем в ладоши, воздух между ладонями выталкивается
и создается звуковая волна. Похлопайте в ладоши, сначала медленно, а потом быстро.
Когда звук звонче? Какой мы сможем можем сделать вывод?
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще, когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
Воспитатель: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
(воздух, находящийся вокруг нас, вдыхаем, а выдыхаем в трубочку)
Воспитатель: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно.
А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Воспитатель: А еще у меня есть мыльные пузыри. Тонкая мыльная пленка похожа
на надутый шарик. Что находится внутри мыльного пузыря? (ответы детей). Подуйте
сильно и слабо, чтобы получились пузырьки. Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой, а также мыльных пузырей, увидели воздух.
Физкультминутка «Мыльные пузыри
Мы надуем все пузырь – дети дуют на ладони, сложенные вместе
Мыльный и воздушный – разъединяют ладони, держа кончики пальцев вместе
В небо быстро он взлетит – поднимают руки вверх
И разгонит тучки - машут руками из стороны в сторону
Побежим мы по дорожке, захотим его догнать – бегут на месте
Но пузырь летит так быстро – покружиться на месте
И его нам не поймать - разводят руки в стороны
Воспитатель: Продолжаем экспериментирование. А можно почувствовать запах
воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху,
перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы
(апельсин, лук, чеснок, яблоко, банан). Вы замечательно справились. Молодцы.
Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Возьмем два одинаковых воздушных шарика и положим их на весы. Что мы видим? (чаши весов неподвижны).
Воспитатель: Теперь на одну чашу положим надутый шарик. Что вы заметили? Почему? (ответы детей)
Вывод: воздух имеет вес.
Пальчиковая гимнастика «Тучка»
Туча по небу плыла,
Дождик за руку вела.
Он шагал на тонких ножках
В черных новеньких сапожках.
На крылечке потоптался,
В теплой луже искупался,
Хлопнул, топнул и умчался!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей)
Эта техника называется кляксография.
Эксперимент № 6 «Рисование воздухом»
Воспитатель: Хотите попробовать?
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю краски на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать). Анализ работ.
Воздух, он объект особый, Его руками не потрогать. Чтоб его увидеть глазом
В трубочки подули разом. Потом на радость детворы надували мы шары.
Всю эту так сказать работу назвали умным словом «опыт».
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты (ответы детей)
Воспитатель: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования
воздухом?
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Спасибо вам!
Детям вручаются в подарок воздушные шарики
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.